Исследовательская работа Формирование коммуникативной компетенции учащихся 5 классов на интегрированных уроках английского и русского языко
статья по английскому языку (5 класс) на тему

Файзульянова Светлана Андреевна

Научная новизна нашего исследования заключается в объединении компетентностного и интегрированного подходов к обучению языкам на межпредметном уровне в 5-х классах общеобразовательной школы.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее основных положений и выводов в вузовском преподавании, при проведении спецсеминаров и спецкурсов, а также практическом применении разработанного урока учителями школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.rar81.51 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок развития речи русского языка и английского языка в 5 классе

Тема урока: подготовка к сочинению-описанию «Портрет / Portrait».

Тип урока: построения системы знаний (общеметодологической направленности).

Цель урока: интеграция и реализация межпредметных связей, подготовка к сочинению-описанию портрета человека, обогащение речи учащихся образно-выразительными средствами русского и английского языка, помогающими более ярко описать портрет.

Задачи: 

Обучающие:

  1. Актуализировать знания обучающихся о типе речи описание, о композиции описания, об образно-выразительных средствах русского и английского языков;
  2. Совершенствовать умения и навыки создавать связный текст;
  3. Активизировать мыслительную деятельность обучающихся, совершенствовать коммуникативные навыки.

Развивающие:

  1. Развивать способность обучающихся к рефлексии собственной деятельности;
  2. Развивать способность к самооцениванию;
  3. Развивать умения и навыки анализа художественного текста;
  4. Развивать навыки устной и письменной речи;
  5. Развивать умение слушать;
  6. Развивать умение работать в группе;
  7. Развивать навыки применения полученных знаний в речевой ситуации;
  8. Развивать языковую догадку и интерес к предмету.

Воспитательные:

  1. Формировать познавательные способности учащихся к диалогу культур;
  2. Формировать коммуникативные способности учащихся посредством работы в группе.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

  1. обучающиеся научатся уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку;
  2. у обучающихся будет формироваться готовность к диалогу с другими людьми и способность достигать межкультурную коммуникацию.

Метапредметные:

Обучающиеся овладевают следующими способами работы со знанием:

  1. самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учебе и познавательной деятельности;
  2. оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  3. осуществлять регулятивные действия самоконтроля и самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Предметные:

Обучающиеся научатся:

  1. пользоваться справочными материалами (толковые словари);
  2. использовать в речи художественно-выразительные средства языка;
  3. выразительному чтению;
  4. составлять текст-описание.

Оборудование:

  1. компьютер, проектор, интерактивная доска;
  2. мультимедийная презентация в программе PowerPoint (включающая в себя эталон, критерии оценивания самостоятельной работы, критерии для рефлексии учебной деятельности на уроке);
  3. разработка материала для интерактивной доски (включающая в себя ресурсы для игр «Волшебный мешочек» и «Crosses», таблицу для записи перевода прилагательных);
  4. раздаточный материал (карточки с определениями слова «портрет», карточки с текстами-описаниями, карточки с таблицами для заполнения прилагательных, рефлексивные карточки);
  5. плакат с полем для игры «Crosses».

Организационная структура (сценарий) урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1

Мотивация (само-определения) дея-тельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к дея- тельности на уро-ке («могу» - учиться и добы-вать знания само-стоятельно и с помощью одно-классников)

– Здравствуйте, ребята. I’m glad to see you. Today we have an unusual lesson. Как вы думаете, почему этот урок необычный?

– Ребята, скажите кто отсутствует сегодня?

– Мы его давно не видели. Давайте попытаемся вспом-нить как он выглядит и описать его внешность. Please tell about him in English.

- Давайте обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока: «Манеры человека – это зеркало, в котором отражается портрет его (Иоганн В. Гете)».

– Какова ключевая мысль этого высказывания?

– Исходя из сказанного. сформулируйте тему нашего урока.

– In English, please.

– Запишите дату и тему в тет-радь.

- Ребята отве-чают, что слы-шат и русскую, и английскую речь;

– Отсутствует Медведев Ва-дим.

– He is a handsome boy. He has short blonde hair, beau-tiful eyes and straight nose. He is tall.

- Читают эпи-граф.

- Отвечают, что портрет челове-ка заключается не только во внешних чертах, но и в манерах.

– Тема урока: «Описание внешности, пор-трета».

– Portrait.

- самоопределение (Л);

-смыслообразо-вание (Л);

- внутренняя по-зиция школь-ника (Л);

- учебно-позна-вательная моти-вация (Л);

- планирование учебного со-трудничества (К).

2

Актуализация знаний и фикса-ция затруднения в деятельности

Цель: актуализа-ция использу-емых способов

действий и подго-товка к осозна-нию потребности в выявлении при-чин затруднений в собственной де-ятельности   и мо-тивация на новый способ деятель-ности

– Как вы думаете, почему этот урок мы проводим на двух языках?

– Совершенно верно. Можно говорить о взаимосвязи наук, культур.

– Перед вами несколько определений понятия «пор-трет» (на столах распечатки с определением понятия «пор-трет» из «Словаря ино-странных слов», «Толкового словаря живого велико-русского языка» В. Даля, «Словаря русского языка» С.И. Ожегова, «Словаря литературоведческих тер-минов», иностранных сло-варей). В своих индиви-дуальных картах подчеркни-те в каждом определении ключевые слова. Кратко подведите итог: что такое портрет?

– Тема «Пор-трет» изучается не только на уроках русского языка и лите-ратуры, но и на уроках музыки, ИЗО, истории, английского языка.

- Знакомятся с определениями.

- Работают с картами.

- Обобщают ма-териал: Портрет – это изобра-жение человека, лица его черта-ми; описание нрава, быта и внешности чело-века, схожее с ним; художест-венное изобра-жение, образ.

- мотивационная основа учебной деятельности (Л);

- смыслообразо-вание (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обоб-щение, классификация, аналогия (П);

- структурирова-ние знаний (П);

- извлечение не-обходимой ин-формации из прочитанных определений (П);

- подведение под понятие (П);

- развитие эти-ческих чувств и регуляторов мо-рального пове-дения (Л);

- формулирова-ние и аргумен-тация своего мнения и пози-ции в коммуни-кации (К);

3

Постановка учебной задачи Цель: подготовка мышления уча-щихся и осозна-ние ими цели урока.

– Ребята, какова цель нашего урока?

– Поставьте свою задачу.

- Формулируют цель урока сов-местно с учи-телем: повто-рить знания по теме урока или

систематизиро-вать знания об описании пор-трета.

- Ставят свою за-дачу и записы-вают в тетрадь: подготовиться к написанию сочи-нения-описания.

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);

- учебно-позна-вательный ин-терес (Л);

- смыслообразо-вание (Л);

- эмпатия (Л);

- волевая само-регуляция (Р);

- определение основной и вто-ростепенной ин-формации (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- учет разных мнений, коорди-нирование в со-трудничестве разных позиций (К);

4

Этап определе-ния места и причин затруд-нения

Цель: обеспече-ние восприятия, осмысления и первичного за-крепления, алго-ритм правильного действия.

– Проведем игру «Вол-шебный мешочек». Для этой игры и последующей работы на уроке класс делится на две группы.

(ИКТ игра: В первый ме-шочек вы должны положить то, что составляет понятие «портрет», во второй – то, о чем нам может рассказать портрет.

Слова (фигура, черты лица, одежда, манера держаться, возраст, занятия, условия жизни, переживания, харак-тер) даны вперемешку, надо разложить их в «свой» мешочек.

- Ребята работа-ют с интерак-тивной доской. При правильном действии загора-ется звёздочка, при неверном – слово возвра-щается назад.

- учебно-позна-вательный ин-терес (Л);

- смыслообразо-вание (Л);

- эмпатия (Л);

- волевая само-регуляция (Р);

- анализ, синтез, сравнение, обоб-щение, аналогия (П);

- формулирова-ние и аргумен-тация своего мнения и пози-ции в коммуни-кации (К)

5

Построение про-екта выхода из затруднения.

Цель: выбор ме-тода разрешения проблемной ситу-ации, и на основе выбранного мето-да, выдвижение и проверка гипотез.

Игра «Аукцион» (что знают о тексте). Команды по очереди отвечают на вопросы. Если команда не может ответить, то право переходит к другой. Вопрос снимается после того, как назван правильный ответ (верный вариант демон-стрируется на экране). последняя команда – «Везун-чики».

Вопросы:

1 К какому типу речи вы отнесете текст, в котором представлен портрет героя?

2 На какой вопрос дается ответ в тексте-описании?

3 О чем говорится в тексте?

4 Назовите компоненты композиции описания.

– Именно такую композицию вы должны будете вы-держать при написании домашнего сочинения-опи-сания.

Ответы на воп-росы «Аукци-она»:

1 Описание.

2 Какой? Каков предмет / чело-век?

3 О признаках, качествах пред-мета / человека.

4 Общее понятие о предмете; от-дельные при-знаки предмета; авторская оцен-ка, вывод, за-ключение.

- самоопределе-ние (Л);

- познавательная инициатива (Р);

- планирование, прогнозирование (Р);

- построение ло-гической цепи рассуждений (П);

- построение ре-чевых высказы-ваний (П);

- определение основной и вто-ростепенной ин-формации (П);

- планирование учебного со-трудничества (К);

- формулирова-ние и аргумен-тация своего мнения и пози-ции в коммуни-кации (К);

6

Реализация по-строенного про-екта

Цель: организо-вать самостоя-тельное изучение обучающимися текстов-описаний

– Назовите примеры жиз-ненных ситуаций, в которых нам необходимо умение описывать внешность чело-века?

– Когда вы путешествуете в том числе и в дальнее зарубежье не исключены случаи, что вы можете потеряться в незнакомом городе и тогда тоже возникает необходимость описать внешность и на английском языке – ведь это язык международного общения. Внешность – не самое главное в человеке. Однако по внешним признакам мы отличаем людей друг от друга, поэтому эти черты важны. Дать словестный портрет кого-то – значит позволить другим людям более полно представить, о ком идет речь.

– And I offer you to be translators from Russian to English. You can see two text. Read them. Task: Determine what figurative means of expression are the basis of the description. Underline them.

Текст 1: Это было бледное крошечное создание, напо-минавшее цветок, выросший без лучей солнца.   Она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны… ветер шевелил ее белокурые волосы… почти никогда не бегала и смеялась очень редко… смех ее звучал, …как колокольчик. Платье ее было грязно и старо, в косе не было лент, но волосы были роскошные…

Текст 2: …она была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. … она так резво бегала и так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту.

– Описать своего друга, знакомого или незнако-мого.

– Ребята читают текст 1 и текст 2 про себя.  Нахо-дят и подчерки-вают средства выразительности

- нравственно-этическое оцени-вание усваива-емого содержа-ния (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обоб-щение, аналогия, классификация (П);

- волевая само-регуляция (Р);

- познавательная инициатива (Р);

- поиск необхо-димой информа-ции (П);

7

Первичное за-крепление в ре-чи

Цель: научить определять худо-жественно-выра-зительные средства, делать выводы о прочи-танном.

– Прочитаем выразительно текст 1 и скажем, о чем он рассказывает?

– Какие средства на это указывают?

– Обратимся к следующему тексту.

– При помощи каких средств автор передал портрет в этом тексте?

– Можно ли судить об отношении автора к своим героиням?

– Слова какой части речи помогли сформировать это представление?

– О внешности и манерах героини.

– Эпитеты, сра-внения.

- Ребята выра-зительно читают текст 2.

– Эпитеты, сра-внения, олице-творение.

– Да, по деталям портрета и выра-зительным средствам мы можем судить об отношении ав-тора к героине.

– Прилагатель-ные.

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- волевая само-регуляция (Р);

- подведение под понятие (П);

- использование общих приемов решения задач (П);

- использование знаково-симво-лических средств (П);

-самостоятель-ный учет уста-новленных ори-ентиров действия в но-вом учебном материале (П);

- построение ре-чевых высказы-ваний (П);

- выведение следствий (П);

- планирование учебного со-трудничества (К);

- адекватное ис-пользование ре-чевых средств для решения коммуникацион-ных задач (К)

8

Самостоятель-ная работа с вза-имопроверкой по эталону.

Цель: самопро-верка умения применять знание в типовых усло-виях.

– Найдите и подчеркните волнистой линией в текстах прилагательные.

– You have found all the adjectives. Now try to translate them into English. The first group, you work with the text 1.  And the second group, you work with the text 2.

- Сейчас обменяйтесь таблицами со своим соседом. Посмотрите на экран. Перед вами все прилагательные, которые вы могли найти в текстах. Таблица 1 дана к тексту 1, а таблица 2 – к тексту 2.

- Ребята под-черкивают при-лагательные.

- Ребята выпи-сывают прила-гательные в таб-лицы и пере-водят знакомые им на англий-ский язык.

- Ребята прово-дят взаимопро-верку по этало-ну, вынесенному на экран. В соот-ветствии с кри-териями ученики дают оценку де-ятельности друг друга.

- развитие эти-ческих чувств и регуляторов мо-рального пове-дения (Л);

- анализ, срав-нение, класси-фикация (П);

-самостоятель-ный учет выде-ленных ориен-тиров действия в новом учебном материале (Р);

- использование знаково-симво-лических средств (П);

- волевая само-регуляция (Р);

- познавательная инициатива (Р);

- осуществление самоконтроля по результату и по способу дей-ствия (Р);

- рефлексия спо-собов и условий действия (П);

- самостоятель-ная адекватная оценка правиль-ности результа-тов действия, внесение необ-ходимых кор-ректив (Р);

9

Включение

в систему знаний и повторение.

Цель: системати-зировать знания, повторить и за-крепить изучен-ное.

– Boys and girls, what can our eyes be? Look at the board and write the translations of these adjectives. Let’s play the game “Crosses”. Listen to the rules of the game.

На доске плакат с сеткой (принцип игры «Крестики-нолики»). Если команда правильно перевела прила-гательное, то она получает право нарисовать свой значок.

– Самая выразительная де-таль в портрете человека – это глаза. Глаза часто «выдают» людей, которые врут, у которых злое сердце.

– Посмотрите друг другу в глаза! Какого они цвета?

– У кого-то светлые, а у кого-то темные. В команде 1 преобладают светлые глаза. Вы будете называться «Светлоглазки». В команде 2 преобладают темные. Вы будете называться «Каре-глазки». Задание: составить текст описание. «Светло-глазые» описывают портрет одного из членов команды на английском языке,
«Кареглазые» – на русском.

 Сравним описание, со-ставленное на разных языках и сделаем выводы.

- Ребята работа-ют с интер-активной дос-кой. Вписывают в таблицу пере-вод прилага-тельных и игра-ют в игру.

– Карие, серые, голубые, зеле-ные.

– Ребята рабо-таю в группах над коллектив-ным сочинени-ем-описанием (миниатюрой).

- Ребята зачиты-вают свои опи-сания. Команды анализируют друг друга.

Вывод: описание на русском язы-ке, получилось по объему боль-ше. Русский язык вырази-тельный, глубо-кий, более гиб-кий, способный разнообразно изобразить все человеческие ка-чества. Англий-ский язык более консервативный, лаконичный. Предложения на английском язы-ке по объему меньше. Но при помощи обоих языков удалось передать пор-трет человека.

- нравственно-этическое оцени-вание усваива-емого содержа-ния (Л);

- анализ, синтез, сравнение, клас-сификация (П);

- поиск и выде-ление необхо-димой инфор-мации (П);

- моделирова-ние, преобразо-вание модели (П);

- умение струк-турировать зна-ния (П);

- использование знаково-симво-лических средств (П);

- выбор наибо-лее эффектив-ных способов решения задач (П);

- осознание от-ветственности за общее дело (Л);

- следование мо-ральным нор-мам и этическим требованиям (Л);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- использование общих приемов решения задач (П);

- построение ре-чевых выска-зываний (П);

- подведение под понятие (П);

- выведение следствий (П);

- доказательство (П);

- планирование учебного со-трудничества (К);

- постановка во-просов (К);

- адекватное ис-пользование ре-чевых средств для решения коммуникацион-ных задач (К);

- управление по-ведением парт-нера (К)

10

Рефлексия учеб-ной деятельнос-ти на уроке

Цель: соотнесе-ние цели урока и его результатов, самооценка рабо-ты на уроке.

– Итак, что такое портрет?

– Назовите композицию описания.

– При помощи каких художественных средств мы можем передать внешность и характер человека?

- Домашнее задание: написать сочинение: «Опи-сание любимого литера-турного героя» на англий-ском и на русском языках.

- Самооценка учебной деятельности на уроке.

Предлагаю вам с помощью рефлексивных карточек оценить свою работу на уроке. Перед вами три карточки с изображением эмоций (три смайлика). Поднимите и покажите мне и друг другу ту карточку, которая говорит о вашем настроении на уроке.

– Портрет – это изображение че-ловека, лица его чертами; опи-сание нрава, бы-та и внешности человека, схожее с ним; худо-жественное изо-бражение, образ.

- Общее понятие о предмете / че-ловеке; отдель-ные признаки предмета; автор-ская оценка, вы-вод, заключение.

- Эпитеты, срав-нения, олицетво-рение.

- Ребята записы-вают домашнее задание.

- Ребята пока-зывают кар-точки.

- внутренняя позиция школь-ника (Л);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- рефлексия спо-собов и условий действия (П);

- эмпатия (Л);

- адекватное по-нимание причин успеха / неус-пеха в учебной деятельности (Л);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- формулирова-ние и аргумента-ция своего мне-ния (К);

- планирование учебного со-трудничества (К)

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Мошенцева Светлана Андреевна

Класс: 5 «Б»

Дата: 18.12.2015

Предмет: русский язык

№ урока по расписанию:  3

Тип урока: построения системы знаний (общеметодологической направленности).

Тема урока: «Подготовка к сочинению-описанию «Портрет / Portait».

Цель урока: интеграция и реализация межпредметных связей, подготовка к сочинению-описанию портрета человека, обогащение речи учащихся образно-выразительными средствами русского и английского языка, помогающими более ярко описать портрет.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация деятельности

Проверка готов-ности обучаю-щихся, их на-строя на работу.

Приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, про-веряют свою готовность к уроку.

Постановка темы урока

Подведение де-тей к форму-лированию те-мы урока. Со-ставление плана работы.

На доске на-писан эпиграф урока: «Манеры человека – это зеркало, в кото-ром отражается портрет его (Иоганн В. Ге-те)».

Наблюдение, проблемная ситуация.

Ф

Организует диалог, в ходе которого обу-чающиеся фомулируют тему урока.

Читают эпи-граф и ведут диалог, в ходе которого при-ходят к поста-новке темы урока.

Актуализация знаний и фиксация затруднения

Актуализация используемых способов

действий и под-готовка к осо-знанию потреб-ности в выя-влении причин затруднений в собственной де-ятельности   и мотивация на новый способ деятельности

Перед обучаю-щимися кар-точки с опре-делениями сло-ва «портрет» из «Словаря ино-странных слов», «Толкового словаря живого великорусского языка» В. Даля, «Словаря рус-ского языка» С.И. Ожегова, «Словаря лите-ратуроведчес-ких терминов», иностранных словарей.

Работа с текстом, сравнение, обобщение.

Ф,

И

Указывает объект наблюдения и сравнения.

Работают с картами, сравнивают и обобщают материал.

Постановка учебной задачи

Подготовка мышления уча-щихся и осо-знание ими це-ли урока.

Наводящие воп-росы учителя.

Подводящий диалог

Ф

Организует подводящий диалог, в ходе которого обу-чающиеся формулируют цель и задачи урока.

Ведут диалог, в ходе которо-го приходят к постановке це-ли и задач уро-ка.

Определение места и причин затруднения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления, алгоритм правильного действия.

ИКТ игра «Вол-шебный мешо-чек». Слова (фигура, черты лица, одежда, манера дер-жаться, возраст, занятия, усло-вия жизни, пе-реживания, ха-рактер) даны вперемешку, надо разложить их в «свой» мешочек.

Анализ, систематизация, обобщение, аналогия.

Г

Организует работу с игро-вым матери-алом

Делят слова на группы, объяс-няя свой вы-бор.

Построение проекта выхода из затруднения

Выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбран-ного метода вы-движение и проверка гипо-тез.

Игра «Аукци-он» (что знают о тексте).

Вопросы:

1. К какому типу речи вы отнесете текст, в котором пред-ставлен портрет героя?

2. На какой вопрос дается ответ в тексте-описании?

3. О чем гово-рится в тексте?

4. Назовите компоненты композиции описания.

Игра, групповая работа

Г

Организует игру, форму-лируя зада-ние. Задает вопросы.

Отвечают на вопросы, со-трудничая

в группе.

Реализация построенного проекта

Организовать самостоятель-ное изучение обучающимися текстов-описа-ний.

Карточки

с текстами-опи-саниями.

Анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия.

И

Указывает объект иссле-дования, фор-мулирует за-дание.

Читают тексты про себя.  На-ходят и под-черкивают средства выра-зительности.

Первичное закрепление в речи

Научить опре-делять худо-жественно-вы-разительные средства в текс-те, делать выво-ды о прочи-танном.

Карточки

с текстами-опи-саниями.

Анализ, сравнение.

Ф

Осуществляет выборочный контроль. Ве-дет диалог. Задает вопро-сы о средс-твах вырази-тельности.

Выразительно читают тексты.

Отвечают на вопросы учи-теля. Выделя-ют художест-венно-вырази-тельные средс-тва в текстах.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Самопроверка умения приме-нять знание в типовых усло-виях.

Карточки

с текстами-опи-саниями.

Анализ, сравнение, классификация.

И,П

Озвучивает задание. Организует взаимопро-веку.

Выписывают прилагатель-ные в таблицы и переводят их. Проводят взаимопровер-ку по эталону. Дают оценку деятельности друг друга.

Включение в систему знаний и повторение

Игра «Crosses»

Систематизиро-вать знания, повторить и за-крепить изу-ченное.

Игра «Crosses / Крестики-Нолики». В таблице на интерактивной доске прилагательные, которые надо перевести на английский язык.

Анализ, сравнение.

Г

Организует игру, формулируя задание. Осуществляет выборочный контроль.

Переводят прилагательные наанглийский язык, работают в группе с интерактивной доской.

Составление описаний

Прилагатель-ные на русском и английском языках, мате-риал из игры «Волшебный мешочек» (сло-ва (фигура, чер-ты лица, одеж-да, манера дер-жаться, возраст, занятия, усло-вия жизни, пе-реживания, ха-рактер).

Обобщение, анализ, проблемная ситуация.

Организует работу в груп-пах. Подво-дит обучаю-щихся к выво-ду. Обеспе-чивает поло-жительную реакцию де-тей на твор-чество одно-классников.

Работают

в группах над коллективным сочинением-описанием. Анализируют текст другой команды. Де-лают выводы.

Рефлексия

Соотнесение це-ли урока и его результатов, са-мооценка рабо-ты на уроке.

Тема и цель, записанные

в начале урока.

Рефлексия, контроль, самооценка.

Ф

Задает вопро-сы.

Отвечают на вопросы. Про-говаривают по-лученные зна-ния. Выска-зывают свои впечатления от урока, делают предположе-ния.

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

Работа обучающихся на уроке: обучающиеся работали активно, все были включены в работу.

Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала.

Характер самостоятельной работы учащихся: продуктивный.

Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей

Выводы

В результате реализации комплекса интегрированных уроков мы пришли к выводу, что коммуникативная компетенция школьников формируется, в том числе, посредством внедрения интегрированных уроков развития речи русского и английского языков в процесс обучения.

Современный подход к обучению школьников ставит перед педагогами очень важные задачи. Процесс межпредметной интеграции, положенный в основу данного исследования, является одним из ключевых направлений развития современного школьного образования в рамках реализации ФГОС ООО.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования являются неотъемлемой составной частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования и представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС ООО ориентирует современную школу на достижение качественно иных результатов, позволяющих человеку успешно социализироваться в обществе, используя знания, умения и навыки, полученные в ходе обучения и воспитания. Переход на Стандарт второго поколения – это переход с традиционной («знаниевой») парадигмы обучения на личностно ориентированную, деятельностную.

Развитие языковой личности ребенка в рамках реализации ФГОС осуществляется через формирование коммуникативной компетенции.

Создание у школьника целостного представления об окружающем мире – это цель обучения. Интеграция должна дать ученику те же знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Список литературы

  1. Жикина, А. А. Нестандартный урок иностранного языка в условиях федеральных государственных образовательных стандартов / А. А. Жикина // Иностранные языки в школе. – 2013. – № 2. – С. 14-17
  2. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. – 3-е изд., дополн. – М.: Дом педагогики, 1999. – 608 с.
  3. Малюшкин, А. Б. Интегрированные уроки гуманитарного цикла как средство повышения активности учащихся / А. Б. Малюшкин. – М., 2003. – 193 с.
  4. Мельник, Э. Л. Интегрированное обучение в начальной школе: Теория и практика / Э. Л. Мельник, Л. А. Корожнева. – СПб.: КАРО, 2003. – 192 с.
  5. Степанова Т. Ю. Особенности реализации коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 20. URL: http: //cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-kommunikativnogo-podhoda-v-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 10.01.2016).
  6. Сухаревская, Е. Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей / Е. Ю. Сухаревская. – 2-е изд. – Ростов на Дону: РПИ, 2007. – 165 с. Мельник, Э. Л. Интегрированное обучение в начальной школе: Теория и практика / Э. Л. Мельник, Л. А. Корожнева. – СПб.: КАРО, 2003. – 192 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. 
  8. Шлапакова М. М. Приёмы реализации межпредметной связи в обучении русскому языку // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. № 3-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/priyomy-realizatsii-mezhpredmetnoy-svyazi -v-obuchenii-russkomu-yazyku (дата обращения: 12.01.2016). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...

Представление педагогического опыта "Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"

Особенности формирования коммуникативной компетенции  младших школьников на уроках английского языка...

Интегрированный урок английского и русского языков по теме "Какая погода в Лондоне?" для учащихся 6 класса.

Интегрированный урок английского и русского языка.Урок – телеконференция для учащихся 6 класса по теме «What’s the weather like in London?»Цель урока – формирование универсальных учебных де...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения английскому языку

Семинар для учителей иностранных языков, на тему: «Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения английскому языку»...

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работе по формированию языковых компетенций способствуют интегрированные уроки. Интегрированный урок – это отличная возможность разнообразить обычные занятия.  Под интегрированным уроком по...