СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
статья по русскому языку (7 класс)

Капустина Валентина Александровна

Работе по формированию языковых компетенций способствуют интегрированные уроки. Интегрированный урок – это отличная возможность разнообразить обычные занятия.  Под интегрированным уроком понимают объединение двух или трёх дисциплин, в процессе которого происходит их взаимопроникновение и взаимовлияние учебного материала. Главная цель – точка пересечения двух предметов, дающая полную картину изучаемого явления. Интегрирование урока относится не только к смежным предметам, но и дисциплинам разных циклов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kapustina_v.a._sektsiya._ya_delayu_eto_tak.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Капустина В.А.

        Понятие языковой компетенции многоаспектно. Но на уроках русского языка, в практической работе учителя нужно чётко определить, какие умения и знания формулирует у учащихся языковая компетенция. Опираясь на работы А. В. Курьянович, мы наметили некоторые теоретические моменты [1].  Работе по формированию языковых компетенций способствуют интегрированные уроки. Интегрированный урок – это отличная возможность разнообразить обычные занятия.        Под интегрированным уроком понимают объединение двух или трёх дисциплин, в процессе которого происходит их взаимопроникновение и взаимовлияние учебного материала. Главная цель – точка пересечения двух предметов, дающая полную картину изучаемого явления. Интегрирование урока относится не только к смежным предметам, но и дисциплинам разных циклов.

        Преимущества интегрированных уроков очевидны: более эффективное использование рабочего времени; увеличение времени на отработку практических знаний и умений;  использование современных форм обучения; повышение профессионального мастерства учителя.

        «Интегрированный урок позволяет обобщить, структурировать, систематизировать материал, привести его в соответствие с требованиями к целостности информации, наполнить философским содержанием... урок, который позволяет организовать всевозможные способы познания окружающего мира, природы, общества, человека посредством анализа, синтеза и систематизации знаний различных монодисциплин в логически целостную структуру на основе единых общенаучных подходов и их философского осмысления» [3].

Рассмотрим это на конкретных примерах.

  1. Интегрированный урок русского языка и математики как пример работы над синтаксической и пунктуационной составляющей языковой компетенции.

        Урок «Безопасных сигарет не бывает» был проведен в 9в классе совместно с учителем математики Тимошенко Н.Н. в рамках школьного фестиваля «Здоровьесберегающие технологии» и отмечен дипломом международного конкурса. Основная задача – не только повторить ранее изученные темы по алгебре и русскому языку с целью систематизации знаний при подготовке к итоговой аттестации, но и сформировать у учащихся собственную позицию по отношению к табакокурению, напомнить о вреде курения. Методической особенностью урока является его интересная форма – это и интеграция двух основных предметов, и форма устного журнала, и обсуждение вопросов здоровья.        

        Во время урока шла работа над синтаксической и пунктуационной составляющей языковой компетенции учащихся 9 классов. В программу русского языка в 9 классе включены темы по синтаксису и пунктуации простого и сложного предложения. Учащиеся работали с текстами о вреде курения и выполняли задания в формате ОГЭ. В ходе этого урока были проверены и закреплены следующие знания: связь слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание); пунктуация в сложных предложениях с различными видами связи (сочинительной, подчинительной, бессоюзной); синтаксис и пунктуация сложноподчиненных предложений с различными видами придаточных.

  1. Формирование лексикографичекой компетенции на примере нестандартного урока-даты.

        Нередко во внеурочной деятельности педагоги проводят классные часы, мероприятия, приуроченные к какой-либо значимой дате – День конституции, День независимости и т.д. Это так называемые тематические уроки. Но ведь и в процессе обучения можно интересно рассказать о каком-либо событии, дате и связать их с тематикой урока по школьной программе. Это новый вид нестандартно организованного урока мы предлагаем назвать «уроком-датой».

        Приведём в пример разработку урока-даты по теме по теме «Однородные члены предложения». Урок был проведен в 5 классе 16 ноября, в международный день толерантности. Особенность урока-даты еще и в том, что в процессе обучения можно активно реализовывать воспитательные моменты. Обратиться к теме толерантности, терпимости, дружбы меня, как классного руководителя заставила непростая ситуация с межличностными отношениями внутри классного коллектива. Среди обучающихся назревал конфликт на почве неприятельского отношения ко взглядам друг друга – встала острая необходимость провести воспитательную беседу. После проведенного урока русского языка ученики смогли по-иному взглянуть на многие проблемы внутри коллектива. Урок мы считаем интегрированным, потому что здесь интеграция предметной (русский язык) и междисциплинарной (нравственной) составляющей.

        Проведенный урок-дата также направлен на формирование языковой компетенции. Учащиеся во время занятия активно работали со словарями, совершенствуя тем самым лексикографическую компетенцию.

        Как отмечает Лазуркин А.А., лексикографическая работа является важной составляющей и средством формирования компетенций учащихся на уроках русского языка. «Для языковой компетенции основные функции заключаются в использовании языковых средств в речевой практике, текстах разных стилей и жанров. Овладение словарным богатством языка проходит через словарную работу. Как правило, количественное расширение словарного запаса и качественное совершенствование через уточнение лексического значения, соблюдение языковых норм – основной путь направлений в методике обогащения словарного запаса» [2]. Во время урока учащиеся искали в словарях определение «дружба», «толерантность», «терпимость». Ученики конструировали предложения и восполняли текст, используя новую для них информацию. Задавался вопрос – почему в словарях более ранних годов выпуска отсутствует слово «толерантность», тем самым учитель наталкивал учащихся на мысль об актуальности темы.

         Упражнения, задания, объединенные единой тематикой, интересно выстроенный план урока – позволяют достичь хорошей результативности. Кроме того, можно отметить личностно-ориентированную составляющую такого вида современного урока: ведь, как правило, сама дата, которой посвящен урок, выбирается неслучайно. Она должна затрагивать волнующие учащихся проблемы, отражать их потребности в информировании по определенной теме, помочь им сориентироваться в определенной ситуации.

        Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения. И работа по формированию языковой компетенции на уроках интегрированного типа этому способствует.

Список литературы:

  1. Курьянович, А. В. Психолого-педагогические, лингводидактические и методические аспекты совершенствования языковой компетенции в школе и вузе / А.В. Курьянович // Научно-педагогическое обозрение. – 2015. – № 1. – С. 90 – 101.
  2. Лазуркин, А.А. Лексикографическая работа как средство формирования компетенций учащихся на уроках русского языка / А.А. Лазуркин // Русский язык в поликультурном мире: материалы I Международного симпозиума. 2017. – Изд-во:  «Ариал» (Симферополь). 2017. – С. 258 – 261.
  3. Харунжев, А.А. Интегрированный урок как один из способов формирования информационной культуры / А.А. Харунжев  // Интеграция образования. – 2003. – №3.– С. 84.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»

Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...

Педагогический проект «Игра как способ стимулирования речевой активности и формирования языковой компетенции учащихся при обучении иностранному языку».

В проекте предлагается материал по проблеме стимулирования речевой деятельности учащихся при обучении иностранному языку....

Формирование общих компетенций у студентов на уроках русского языка и литературы

Уроки литературы и русского языка - важное звено в современном личностно - ориентированном образовании, в формировании компетенций студентов. Основная цель обучения на уроках русского языка и литерату...

Педагогический проект: « Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках русского языка и литературы»(2017г)

ldquo;Язык – это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон,учиться облекать свои впечатленияв более совершенную, яркую, простую форму ”.М. Горький...

Статья "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся".

Статья посвящена возможностям использования различных художественных текстов на уроках русского языка. Обращение к произведениям русской литературы играет важную роль в формировании не только лингвист...

Опорные схемы – конспекты как средство формирования языковой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

В статье рассматривается многолетний опыт использования опорных таблиц  в работе....