Главные вкладки

    Материал по английскому языку на тему:
    статья на тему "Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка и внеклассных мероприятиях"

    Сафина Гульнара Мансуровна

    описание опыта работы. статья "Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка и внеклассных мероприятиях"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл описание опыта работы28.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в школе.

    Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.
    Леонардо да Винчи

    Образование-это мощное средство формирования не только умственных способностей, но и духовно-эмоциональный стороны личности, которые определяют развитие и жизненный путь обучающегося.

    Развитие человечества-это, в первую очередь, развитие коммуникативных способностей. Без разграничений на половую принадлежность, религию, возраст, социальное и территориальное положение, мы всё время имеем дело с какой-либо информацией: запрашиваем её, храним и передаем. Происходящие изменения в стремительно меняющемся мире требует достижения новых высот в сфере коммуникации, где одним из основных направлений является изучение английского языка как связующего элемента в диалоге культур и стран.

    Составляющие коммуникативной компетенции:
    1. Речевая компетенция
    подразумевает под собой совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), а также умение планировать свое речевое и неречевое поведение.
    2. Языковая компетенция
    есть не что иное как систематизация ранее изученного материала, овладение новыми языковыми средствами по отобранной тематике, приводящее к увеличению объема используемых лексических единиц, позволяющих без труда осуществлять речевую задачу.
    3. Компенсаторная компетенция  реализует дальнейшее развитие умений выходить из положения при наличии нелостатка языковых средств при получении и передаче иноязычной информации.
    4. Учебно-познавательная компетенция  подразумевает развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению английским языком, способствующих повышать и реализовать познавательные интересы в других областях знания.

    5. Социокультурная компетенция-реализация увеличения объема знаний как культурной, так и социальной специфике стран, где основным языком является английский; формирование умений выделять общее и специфическое между культурой родной страны и страны, говорящей на английском языке, что дает возможность лучшего ориентирования в социокультурной среде общения.

    Коммуникативная компетентность получает дальнейшее развитие и во внеурочное время, где применяются разнообразные формы и приемы. Новые задачи, которые ставятся перед преподавателем английского языка, требуют такого содержания и организации используемого материала, которые стимулирует учеников на более глубокое изучение языка, на прочтение художественных текстов в оригинале, на участие в различных конкурсах и олимпиадах; на изучение во взаимосвязи культуры и своей страны и страны-носителя языка.

    Изучение английского языка ведется одновременно по всем четырем видам речевой деятельности:говорение, чтение, аудирование и письмо. В процессе обучения ученики должны овладеть конкретными навыками в каждом из них.

    Речевые умения в различных видах деятельности

    Аудирование

    Развитие данного рецептивного вида ревой деятельности предполагает формирование умений восприятии и понимания речи на слух, которые опираются на следующие процессы:
    - восприятие на слух
    - распознование языковых единиц
    - систематизация речевого потока
    Обучение аудированию предполагает развитие таких умений как:
    - отделять главную информацию от второстепенной
    - выявлять наиболее значимые идеи
    - извлекать из прослушанного необходимую и интересующую информацию

    На такого рода занятиях даются задания на получение конкретной информации, узнавание и закрепление ранее изученных слов и выражений; задания на закрепление грамматических категорий различных частей речи(прилагательные, глаголы и т. д. ) В то же время происходит запоминание имен, дат, географических названий, что, несомненно, помогает улучшить развитие навыков устной и письменной речи.

    Чтение

    Известны следующие типы чтения:
    - ознакомительное чтение – с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-популярного и технического направления;
    - изучающее чтение – с целью полного и точного понимания информации, заключенной в тексте;
    - просмотровое или поисковое чтение – с целью выборочного понимания необходимой, интересующей информации из текста статьи, отрывка художественного произведения и т.д.
    Выделяют такие упражнения и задания на формирование навыков чтения, как:
    1. Определить по заголовку тему текста и перечень поднимаемых в нем проблем.
    2. Выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
    3. Определить жанр текста,  главного героя, его интересы и взаимоотношения с второстепенными героями, где будет происходить действие и т.д.
    4. Определить основную идею текста по новым словам.
    5. Найти ответы на вопросы.
    6. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста. (True/False/Not stated)
    7. Найти в тексте предложения со следующими словами или грамматическими явлениями.
    8. Дать  описание внешности, места или события.
    9. Догадаться о значении слова по контексту.
    10. Составить свои собственные предложения с новыми словами.
    11. Подобрать синонимы к новым словам.
    12. Постараться представить развитие событий во второй части текста.
    Прочитав текст и выполнив упражнения, можно использовать его также для
     развития продуктивных умений в устной и письменной речи. Для этого можно дать такие упражнения как:
    1. Составить план текста, выделив его основные мысли.
    2. Рассказать текст от лица главного героя , наблюдателя или автора.
    3. Кратко пересказать текст.
    4. На основе ситуации текста написать собственный текст в другом жанре или с использованием других персонажей.
    5. Подготовить сообщение по заданной теме.
    6. Составить аннотацию или рецензию на текст.
    Письмо
    Обучение письменной речи является одним из продуктивных видов речевой деятельности и связано с дальнейшим совершенствованием умений связного, логичного и стилистически оформленного высказывания в письменной форме. Способность выражать мысли в письменной форме предполагает также развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений:
    - личное письмо;
    - письмо-жалоба;
    - письмо в газету, журнал;
    - небольшой рассказ;
    - эссе;
    - заполнение анкет, бланков;
    - составление резюме;
    - написание тезисов, конспектов.
     При формировании навыков письменной речи помогут такие упражнения, как:
    1. Вставить пропущенные слова в пробелы.
    2. Подобрать к  выделенным словам синонимы.
    3. Составить словарную карту(mind map).
    4. Найти в тексте предложения, являющиеся ответами на поставленные вопросы.
    5. Выписать из текста предложения, подтверждающие или опровергающие данные утверждения.
    6. Выписать примеры на употребление конкретных грамматических структур и составить свои собственные.
    7. Найти в предложениях ошибки, связанные с нарушением лексических, грамматических норм употребления.
    8. Закончить предложение, используя слова и выражения из текста.
    9. Составить вопросы к ответам и наоборот.
    10. Соединить части предложений по смыслу.
    11. Составить план для пересказа текста.

    Письменная речь-один из самых продуктивных видов речевой деятельности, в процессе которого продолжается “отшлифовка” умения высказываться в письме связно, логично и стилистически выдержанно. Достиженин этого может проходить через разные формы письменных сообщений: (скопировать)

    Говорение

    Говорение-основной, чаще всего используемый вид деятельности. Имеется два типа говорения-монолог и диалог. Для устных навыков следует обратить большое внимание на цель и условия, с учетом которых будет осуществляться речевая деятельность.

    Монологическая речь-в первую очередь при монологической речи приоритет дается таким методикам, как передача содержания извлеченный информации; рассказы, несущие определенные сообщения по заданной тематике.

    Диалогическая речь

    Во время собеседнику необходимо быть к ситуативности обстановки (т. е. это речь не подготовленная заранее), поэтому следует обращать внимание умению применять речевые функции с помощью различных средств.


    Цель моей работы –
    это формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся с использованием различных методик и форм обучения, ориентированное на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
    Мои задачи в достижении данной цели:
    1. создать на уроках условия для успешного саморазвития и самореализации школьника.
    2. использовать полученные  коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни.
    3. научить учащихся ориентироваться в современном информационном пространстве.
    Важной задачей для меня на уроке является активизация деятельности учащихся, которое достигается с помощью использования разнообразных форм уроков и является одним из главных условий для совершенствования коммуникативных компетенций, раскрытия творческих способностей детей. Важным условием при изучении английского языка является мотивация, чему способствуют нетрадиционные уроки, такие как    
    - урок-проект «Идеальное государство»,
    - урок-викторина «Занимательная грамматика»,
    - урок-экскурсия «Мой город»,
    - урок-путешествие «Мир вокруг нас»,
    - урок-прессконференция «Плюсы и минусы компьютеров» и т.д.

    В процессе обучения диалогической речи серьезное внимание уделяю подготовке материала социокультурного характера: знание культуры другой страны и на этой основе-представление культуры своей страны. Основываясь на этом принципе, можно успешно использовать на занятиях межпредметных связи.

    Грамматика английского языка в большинстве случаев не похожа на грамматику русского языка:требуется совершенствование навыков употребления структурных типов предложения. Большого внимания требует изучение (вплоть до автоматизма) конструкций типа ССП и СПП; согласование времен, сложного дополнения и сложного подлежащего.

    Так, при введении и отработке грамматической конструкции условное наклонение (Subjunctive Mood) я использую наглядные картинки и таблицы, которые помогают лучше воспринять нюансы изучения данной темы. Условное наклонение второго и третьего типов существенно отличается тем, что в первом случае действие маловероятное, но все-таки возможное, а во втором случае действие уже не исполнилось. При этом видовременные формы глагола кардинально изменяются. Замечательно помогают при изучении данной темы задания на постановку правильной видовременной формы глагола (gap filling) или задания на продолжение предложения своими собственными идеями. Можно предложить в конце изучения темы задания на подготовку сообщения на тему «Окружающая среда» - “Каким был бы мир, если бы…”

    Лексические навыки включают в себя систематизацию лексических единиц, изученных в основной школе, например по теме “Семья”, “Внешность”, “Квартира”, “Распорядок дня”, “Учеба, работа”, “Хобби” и овладение лексическими средствами, помогающими свободно общаться на новые темы, например, “Межличностные отношения”, “Научно-технический прогресс”. Лексический запас пополняется путем изучения и запоминания интернациональных слов, дополнительным значением уже известных слов. Учиться передавать свои мысли можно через составление микродиалогов.

    Важным помощником для восполнения лексический “копилки” является метод проектов. Метод проектов очень эффективен для интеграции образования и воспитания. Результаты проектов осязаемы: альманах с репортажами с мест событий, буклеты, выступления на конференциях. Интерес повышает желание учить и познавать, а следовательно, обеспечивает прочность знаний. Так, например, ролевые игры помогают отработать речевые конструкции, фразы, словосочетания и предложения в целом. Можно использовать такой распространённый вид ролевых игр как диалог-расспрос. Для этого я часто использую игру “Фокусник”. В коробке можно спрятать какую нибудь вещь, ученики отгадывают, что находится в коробке, какого цвета этот предмет, кому он принадлежит и т. д. Is this an apple?It is red? С соответствующими ответами на эти вопросы. Большое внимание уделяется использованию нестандартных форм изучения языка, в основу которого положено принцип коммуникативно-ориентированного обучения. Это внеклассная работа. Вместе с детьми мы проводим праздники Новый год, Хэллоуин, День Святого Валентина, неделя английского языка. Многие годы веду кружок английского языка, на котором готовим постановку сказок, изучаем песни, составляем игры.

    Когда учащиеся играют, исполняют песни, декламируют стихи, участвуют в конкурсах, все это доставляет им большое эстетическое наслаждение и способствует углублению языковых знаний, создает ту мотивацию, без которой невозможно изучение  английского языка.

    Формирование коммуникативной компетенции невозможно без последовательного  и системного продвижения по заданному направлению. Прежде всего, каждый человек должен уметь  представиться, изложить о себе интересующую информацию  в устной форме, а это осуществляется в виде таких монологов, как  «О себе», «О друге », «Моя семья» и др, а также вести диалог на определенные темы. Весьма познавательны социально- бытовые темы, такие как «За столом» , «В магазине», «В аэропорту»,  «На улице»  и т.д. Данные  задания не только  практикуют устную речь в целом, но  также способствуют проявлению  креативного  мышления и формированию компенсаторной компетенции – умению выходить из положения в условиях дефицита языковых средств, при получении и передаче информации.

    3.Для того, чтобы процесс овладения иностранным языком проходил более успешно и увлекательно, я стараюсь подбирать  новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к обучению и формируют устойчивую положительную мотивацию к предмету. Одним из таких приемов является использование на уроках  и внеклассных мероприятиях новых информационных технологий. В свою очередь использование информационных технологий предусматривает использование готовых компьютерных обучающих программ и презентаций и создание собственных компьютерных презентаций и заданий.

    Использование готовых компьютерных обучающих программ   является наиболее распространенным в сфере обучения английскому языку с помощью современных технологий. Все они основаны на использовании готовых мультимедийных учебных курсов, предлагающих упражнения на закрепление изучаемого фонетического, грамматического и лексического материалов. Материал данных учебных пособий представлен в виде интерактивных упражнений и часто состоит из теоретического и практического раздела по различным разделам, включенным к обязательный минимум содержания образования по иностранным языкам. Данную базу заданий целесообразно использовать и в качестве основного материала, и в качестве дополнительного материала к урокам и внеклассным мероприятиям. Информационно-комуникативные технологии активизируют внимание всего класса, поддерживают познавательный интерес к проблеме, усиливают мотивацию, повышают восприятие и запоминание нового учебного материала, а также экономят учебное время.

    Создание собственных презентаций  позволяет быстро и эффективно решить конкретную проблему наглядности на уроке с учетом индивидуальных особенностей того или иного класса. Использование презентаций возможно на любом этапе урока.  Картинки, таблицы, тексты, разнообразные лексические и грамматические задания  могут быть включены  в презентацию. Анимация объектов позволяет визуально выделить наиболее значимые компоненты, что позволит  акцентировать внимание учащихся на них. При изучении новых лексических единиц использую картинки и фотографии, задания на развитие устной речи с использованием новых слов, которые помогают легче запомнить новые лексические единицы. При изучении грамматики использую таблицы, помогающие восприятию наиболее сложной или важной информации например, при изучении прошедшего простого времени и правильных и неправильных глаголов.  Для закрепления изученного материала использую заранее созданные упражнения, например, с пропусками глагола в прошедшем времени в утвердительном, отрицательном и вопросительном предложениях.   

    Результаты мониторинга качества преподавания за последние 5 лет в моей работе позволяют выявить положительную динамику роста качественных показателей при использовании коммуникативной методики обучения.

    Использование сети Интернет открывает учащимся прекрасную возможность принимать участие в  всероссийскихи международных дистанционных  олимпиадах по английскому языку. Так, например, участвуя каждый год в международном конкурсе “British Bulldog”, мои студенты показывают высокие результаты. Соответственно в  2012 году ученик четвертого класса занял первое место по России в данном конкурсе, в 2014 году первое и второе место по России. Мои подопечные становятся победителями и призерами олимпиад по английскому языку в республике.  За участие во Всероссийских олимпиадах «Олимпус» и «Молодежное движение» мои ученики награждены сертификатами победителей и участников.

    Я публикую свои уроки и внеклассные мероприятия на различных интернет сайтах. На Интернет сайте «Педкопилка» имею свой собственный блог, в котором размещаю свои  разработки уроков и внеклассных мероприятий, статей и публикаций, элективных курсов по английскому языку. Также являюсь активным участником районного МО иностранных языков, выступаю с докладами и делюсь опытом работы. В 2012 году выступала на августовской конференции, делясь опытом и знаниями, полученными во время курсов повышения в городе Кембридж, Великобртания. Многие годы состою в составе комиссии попроверке олимпиадных работ по английскому языку, являюсь членом аттестационной комиссии. Анализируя свою работу, я сделала вывод, что работа по теме самообразования помогает мне анализировать, систематизировать, а в дальнейшем и программировать свою деятельность. Это способствует умению выбрать те педагогические приемы, которые продуктивно влияют на достижение целей обучения, помогают оценить себя как учителя. Уроки проводятся в кабинете английского языка, который в достаточной степени оснащён настенными стендами, раздаточным дидактическим материалом и информационными технологиями. Для проведения уроков с применением учебных презентаций используется компьютер и мультимедийный проектор. УМК,  по которому преподаю в данный момент, оснащен необходимыми  аудио и видеоматериалами.

    Заключение

    Подводя итог вышесказанному, еще раз  хочу отметить, что коммуникативная компетенция – это  одна из важнейших составляющих при обучении английскому языку, а применение современных компьютерных технологий, различных методов и приемов  в обучении делают данный процесс более успешным и увлекательным. Если ребенок может читать, писать, выражать свои мысли и идеи на своем родном языке, воспринимать и адекватно реагировать на речь собеседника, то эти же самые процессы возможны и на иностранном языке. Важно лишь правильно и эффективно суметь организовать процесс обучения. При этом коммуникативные  умения необходимо целенаправленно формировать и развивать. Как и было рассмотрено на примерах, главное внимание отдается совершенствованию навыков  устной и письменной речи. Я стараюсь избегать механических заучиваний слов, правил, текстов,  а применяю задания на  развитие умения рассуждать, сравнивать, оценивать информацию, находить пути решения проблем, поддерживать общение на любом этапе и в любой ситуации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка через страноведение

           В  данной  статье раскрываются   приёмы работы по формированию коммуникативной компетентности на уроках английского языка через страноведение....

    Презентация "Коммуникативная компетентность на уроках английского языка"

    При изучении иностранного языка в школе основной упор делается на последовательное развитие у обучаемых всех составляющих коммуникативной компетенции, а именно навыков говорения, чтения, аудирования и...

    Презентация "Коммуникативная компетентность на уроках английского языка"

    При изучении иностранного языка в школе основной упор делается на последовательное развитие у обучаемых всех составляющих коммуникативной компетенции, а именно навыков говорения, чтения, аудирования и...

    Статья: Влияние ролевых игр на развитие коммуникативных навыков на уроке английского языка

    Статья: Влияние ролевых игр на развитие коммуникативных навыков на уроке английского языка      В последнее время во многих школах применяются ролевые игры. Но ...

    Уроки английского языка и внеклассные мероприятия с элементами театрализации.

             Театральная практика в процессе обучения английскому языку соответствует современным коммуникативным методам обучения, стимулирует творческую деятельность учащ...

    «Влияние ИКТ на формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка».

    В данной статье анализируются результаты исследования выявления степени влияния ИКТ на формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка; приводитсятеоретический материал п...

    Статья "Пути реализации коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы"

    Статья о формировании коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....