Главные вкладки

    Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка через страноведение
    статья по английскому языку по теме

             В  данной  статье раскрываются   приёмы работы по формированию коммуникативной компетентности на уроках английского языка через страноведение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tema_po_samoobr-iyu.doc40.5 КБ
    Microsoft Office document icon prakticheskaya_rabota.doc27.5 КБ
    Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc28.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка через страноведение

     

    Основная цель обучения иностранному языку – передача и получение информации с помощью иностранного языка, т.е. участие в тех или иных пределах межкультурного общения. Весь процесс обучения подчиняется основной задаче - формирование коммуникативной компетентности.

     Коммуникативная компетентность носит комплексный характер. Она представляет собой совокупность составляющих ее отдельных компетенций:

    1. речевая;
    2. языковая (лингвистическая);
    3. социокультурная;
    4. компенсаторная.

     При формировании стандарта на основе отдельных компетенций решаются общеобразовательные и воспитательные задачи.

     Например: в процессе овладения социокультурной компетенцией учащийся расширяет свой общеобразовательный кругозор, знакомится с культурой изучемого языка, у него воспитывается толерантное отношение к проявлениям иностранной культуры. Остановимся подробнее на данной компетенции.

     Социокультурной компетенцией можно назвать лингвострановедческим аспектом (ЛСА), который, по мнению методистов, способствует формированию мотивации учения, что в условиях школьного обучения иностранному языку чрезвычайно важно, т.к. само иноязычное общение не подкреплено языковой средой, реальной необходимостью.

     В практическом плане ЛСА направлен на реализацию конечных целей обучения – обучение общению. Подготовить же учащихся к иноязычному общению, сформировать коммуникативную способность без привития им норм адекватного речевого поведения и в отрыве от знаний ими действительности, культуры страны изучемого языка невозможно. Это определяет важность и актуальность вопросов, связанных с разработкой ЛСА в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе.

     Таким образом, задача учителя научить:

    1. понимать устные и письменные сообщения по темам, предусмотренным прграммой;
    2. выражать свое мнение в устной и письменной форме;
    3. критически оценивать предлагаемый материал и активно работать с ним;
    4. использовать соответствующую справочную литературу и словари;
    5. отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение;
    6. выполнять проектные работы и рефераты;
    7. работать самостоятельно и в коллективе.

     Все это предполагает учет уровня обученности школьников и выражается в использовании:

    1. материала разного уровня трудности;
    2. опор различной степени развернутости;
    3. разного объема заданий учащимся по теме;
    4. разные способы контроля.

     Анализ методической литературы по теме показывает следующие приемы работы по формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка через страноведение.

    1. Работа с текстом лингвострановедческого содержания

       Главное условие в использовании данного приема – присутствие новизны при описании реалий страны изучемого языка. Важное звено – контроль прочитанного (ответы на вопросы, нахождение на карте географических наименований, верные/неверные утверждения, разные виды тестов).

    1. Работа с пректами и сообщениями страноведческого характера

      Данный прием – хорошая основа для повторения реализации межпредметных связей, способствует активному вовлечению учащихся в диалог культур, формирование умения пользоваться речевыми клише, частотными словосочетаниями, определенными грамматическими нормами.

    1.  Квиз – тест множественного выбора - (Quiz) – одна из основных форм работы с материалом страноведческого и лингвострановедческого содержания.

     Алгоритм работы:

    1. этап – осуществление фронтального контроля посредством использования символов (1В, 1С).
    2. этап – предъявление ключа, сообщение критериев оценивания работы и проверка работы учащихся.
    3. этап – высказывания двух – трех учащихся в форме микродиалога с использованием содержания квиза в качестве опорного сигнала или без такового.

    1. Проблемные задания

    Цель – научить коротко высказывать свое мнение, вносить предложения, запрашивать информацию, сравнивать, соглашаться, опровергать (шарады, головоломки, игры с элементами угадывания).

    1. Дискуссии

    1. Каждый учащийся в течение ограниченного времени обдумывает и принимает решение сам.
    2. В парах учащиеся показывают друг другу свои варианты и обмениваются мнениями.
    3. В обсуждении принимают участие две пары, а затем и вся группа.

    Вывод: таким образом, процесс приобретения учащимися личного опыта общения с чужой лингвокультурой требует создания ситуаций практического использования языка как инструмента межкультурного познания и взаимодействия.

     

     



    Предварительный просмотр:

    Практическая работа

    В своей практической деятельности для формирования коммуникативной компетентности при обучении страноведению я применяю следующие приемы.

    I. Работа с лингвострановедческим текстом.

    Упражнения:

    1. «Верные - неверные утверждения» (True – false statements).

    Данный вид задания, помимо знакомства с информацией лингвострановедческого содержания, способствует тренировке употребления утвердительных и отрицательных предложений.

    1. «Не согласитесь со мной» (Disagree with me).

    Данный вид задания способствует не только  тренировке утвердительных и отрицательных предложений, но и помогает учащимся использовать речевые клише (I'm afraid you are wrong, I can't agree with you here etc.)

    1. Выберите утверждения, соответствующие содержанию текста.

    II. Мозговой штурм (Brainstorming).

    Этот вид задания использую в начале урока и чаще всего при изучении новой темы, т.к. он способствует, во-первых, активизации мыслительной деятельности учащихся и, во-вторых, быстрому включению учащихся в тему урока.

    Например, в начале работы над темой «Британия» в 8кл. учащимся предлагалось ответить на вопрос «Почему они хотели бы поехать в Британию?» Сначала была составлена схема из предположений, затем на основе данной схемы учащиеся отвечали на поставленный вопрос. (см. Приложение 1.)

    III. Проектная деятельность.

    Данный вид работы использую чаще всего в конце изучения темы. Проектная деятельность помогает применить полученные знания по теме, а также различные формы работы (индивидуальная, парная, групповая) формируют умения работать в коллективе и нести ответственность за общий результат.

    Например, проектная деятельность была применена на заключительном уроке по теме “Экологические проблемы” в 7кл. (см. Приложение 2.)

    В заключении, надо отметить, что практический опыт показывает, данные приемы очень эффективны при работе с учащимися слабого и среднего уровней подготовки.



    Предварительный просмотр:

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    I’d like to go to Britain to … .

    I’d like to go to Britain to master English.

    Why would you like to go to Britain?

    To master English

    To see

    Big Ben

    To see the Tower

    To meet the Queen

    To compare the ways of life in Britain and in our country

    To see the Tower


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Коммуникативная компетентность на уроках английского языка"

    При изучении иностранного языка в школе основной упор делается на последовательное развитие у обучаемых всех составляющих коммуникативной компетенции, а именно навыков говорения, чтения, аудирования и...

    Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучение стратегиям чтения

    Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных  классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучени...

    статья на тему "Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка и внеклассных мероприятиях"

    описание опыта работы. статья "Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка и внеклассных мероприятиях"...

    «Влияние ИКТ на формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка».

    В данной статье анализируются результаты исследования выявления степени влияния ИКТ на формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка; приводитсятеоретический материал п...

    Формирование ИКТ - компетентности на уроках английского языка через проектное обучение

    Метод проектов на уроках иностранного языка не является новым. Современный учебный проект предполагает метапредметность и ИКТ - компетентность учителя и ученика. Как сформировать ИКТ - компетентность ...

    План по самообразованию «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка через системно-деятельностный подход»

    План по самообразованию "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского зыка через системно-деятельностный подход"...