Формирование ИКТ - компетентности на уроках английского языка через проектное обучение
статья по английскому языку на тему

Метод проектов на уроках иностранного языка не является новым. Современный учебный проект предполагает метапредметность и ИКТ - компетентность учителя и ученика. Как сформировать ИКТ - компетентность через создание учебного (ученического) проекта рассказывается в данной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ikt-kompetentnosti_na_urokah_anl._yaz.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ИКТ - компетентности на уроках английского языка через проектное обучение

Метод проектов не является новым в плане обучения школьников иностранному языку. В его основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов - это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практических или теоретических знаний, той или иной деятельностью. Это путь познания, способ организации процесса познания, разработки проекта, который должен завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимся необходимо привлекать знания и умения из различных учебных областей.

Прежде чем учащиеся начнут работать над проектами, их нужно познакомить с процессом создания презентации. Он отражает пошаговое выполнение отдельных технологических этапов и приемов работы учащихся в мини-группах. Выбирается тема проекта. Она должна быть наиболее интересной с точки зрения подбора иллюстративного и текстового материала. Затем группам учащихся предлагается выполнить следующие задания:

1

Восстановить логическую последовательность текста в документе.

2

Разместить предложенный набор картинок на слайдах создаваемой презентации, опираясь на текстовый документ.

3

Упорядочить слайды с картинками с помощью гиперссылок.

4

Разместить текстовый материал из документа на слайды с картинками.

5

Создать новый слайд “Word List”(Словарь к тексту) и настроить гиперссылки к словарю и обратно к исходному слайду.

6

Защитить выполненный проект.

Группы могут подбираться по разным принципам, состоять из мальчиков и девочек, слабых и сильных учеников, только сильных или низко-мотивированных. При формировании групп важно учитывать как психологическую совместимость учащихся, так и уровень подготовки каждого участника. Дети получают задания, текстовый и иллюстративный материал, самостоятельно распределяют роли каждого и приступают к работе. Лучше, если они выполнят эскизы будущей презентации на листах бумаги, а затем приступят к работе на ПК.

Оптимально, если группа состоит из 4-х человек, тогда каждый выполняет свою часть проекта. В ходе сотрудничества у участников проекта формируются умения и навыки в работе с программой Power Point и текстовым редактором Microsoft Word, в использовании основных операций над объектами: вырезание, копирование, перемещение и удаление текста, а также создание, добавление слайдов в презентацию, изменение последовательности слайдов, выбор фона слайда, добавление текста и рисунка, создание и настройка гиперссылок.

На всю работу по созданию проекта отводится то время, которое предназначено для изучения той или иной темы или более, и планируется отдельный урок на защиту выполненного проекта и обсуждение положительных моментов работы и возникшихзатруднений, которые встретились в ходе проектной деятельности.

В работе над проектом учитывается принцип индивидуальной ответственности каждого, формируется информационная и коммуникативная компетенция обучающихся, компетенция самосовершенствования, создаются равные возможности для достижения успеха.

Работа в группах состоит из следующих этапов:

  1. Один из учащихся, а это, как правило, сильный ученик, умеющий быстро понять содержание предложенного текста, который служит содержательной базой для речевых и исследовательских умений учащихся, предлагает свои варианты логического построения предложенного материала. Он переставляет абзацы текста в документе, что позволяет проверить умение обучающегося работать в текстовом редакторе Microsoft Word.
  2. В это время второй учащийся в среде Power Point создает слайды и заполняет их картинками, размещенными в файле “Картинки к презентации”. Для чего он использует первоначальный вариант текста, который может быть дан ему в печатном виде.
  3. Третий ученик работает с готовыми слайдами. Ему необходимо сравнить полученный текст, который может быть передан ему первым учащимся по локальной сети или распечатан на принтере, и представленные слайды и с помощью гиперссылок упорядочить их.
  4. В ходе работы над следующим заданием учащийся копирует части текста и размещает их на соответствующих слайдах.
  5. Четвертый участник проекта (как правило, это более слабый ученик) в это же время находит незнакомые слова в тексте, выписывает их на лист, указывая фрагменты, где находится слово. Это позволит другому учащемуся создать новый слайд Word List, записать слова и сделать их гиперссылками к словарю и обратно к тексту.
  6. И последний этап работы в группах – представление презентации, которую может сделать более подготовленный ученик.

Это один из возможных вариантов деятельности учащихся в группе. Можно считать его первым (обучающим) этапом работы по созданию проекта.

Вторым этапом может быть индивидуальная работа учащихся по одной для всех теме, для того, чтобы каждый ученик смог самостоятельно пройти все этапы создания презентации. (Для этого необходима хорошая материально-техническая база, которая позволит обеспечить каждого персональным компьютером).

Формы выполнения проектов по различным разделам учебника могут быть разными. Можно предложить учащимся выполнить работу в форме Web-site, открытки или буклета.

Подводя итоги по выполнению проекта с использованием ИКТ, можно отметить, что обучающиеся познакомились и закрепили на практике новую тему “Создание гиперссылок”, продемонстрировали навыки и умения работы в программах Microsoft Word и Power Point, результатом чего и является создание презентации с настроенными гиперссылками и анимацией.

С точки зрения предмета английского языка учащиеся демонстрируют умение читать текст (без словаря и со словарем) с целью понимания основного содержания и нахождения требуемой информации.

Обращается внимание на совершенствование языковых и речевых умений учащихся. Большое значение имеет целенаправленное использование коммуникативных речевых клише для итоговой дискуссии учащихся: фразы согласия и несогласия, обобщения сказанного.

При анализе работы учащихся используется 10-ти бальная шкала:

Баллы

Критерии оценки выполнения задания

10 баллов

Задание выполнено полностью: отражены все аспекты, указанные в задании, содержание текста понято, правильно определена логика текстового материала, слайды оформлены качественно, используемый словарный запас соответствует поставленной задаче, практически нет нарушений в использовании дополнительной лексики.

6 – 9 баллов

Задание выполнено: некоторые аспекты, указанные в задании выполнены не полностью, имеются отдельные нарушения в логике текстового материала, в оформлении презентации допущены незначительные ошибки, используемый словарный запас соответствует поставленной задаче, однако встречаются неточности в употреблении слов, либо словарный запас ограничен текстовым материалом.

1 – 5 баллов

Задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании, нарушена последовательность слайдов, допущены ошибки в оформлении гиперссылок, текстовый материал не совпадает со слайдами, использован неоправданно ограниченный словарный запас, часто встречаются нарушения в использовании лексики, некоторые из них могут затруднить понимание сообщения.

0 баллов

Задание не выполнено: содержание не отражает те аспекты, которые указаны в задании, отсутствует логика в построении цельного теста, нет навыка работы в программах Microsoft Word и Power Point, крайне ограниченный словарный запас не позволяет защитить проект.

Критерии оценки проектной работы

Оценка проекта, выполненного учащимися _________________________

класса ________ по предмету _____________________________________

Оценка работы

Объем разработок и количество предлагаемых решений

Реальность и практическая ценность

Уровень самостоятельности

Качество оформления слайдов

0 - 10

0 - 10

0 -10

0 - 10

Оценка защиты

Качество доклада

Проявление глубины и широты знаний по излагаемой теме

Проявление глубины и широты знаний по данному предмету

Ответы на вопросы педагогов

Ответы на вопросы учащихся

Итоговая оценка (балл)

80 - 90 – отлично

75 - 60 – хорошо

55 – 40 – удовлетворительно

Менее 35 – неудовлетворительно

0-10

0 - 10

0 - 10

0-10

0-10

 

Хочется еще раз подчеркнуть, что от того, как учитель готовится к уроку, прогнозируя возможные речевые и неречевые действия учеников, планирует уровень опор, необходимых для каждой группы или школьников в отдельности, зависит продуктивность проекта. А правильно сформулированная проблема, над которой работают учащиеся в ходе выполнения проекта, и подбор состава групп позволит избежать определенных трудностей, обусловленных следующими факторами: недостаточным уровнем языковой и информационной подготовки в отдельных группах, непривычностью этой формы работы, невысокой мотивацией к проектной деятельности, трудностью вовлечения всех учащихся в активную работу над проектом.

План проведения интегрированного урока информатики и ИТ и английского языка в 10 классе

Тема: Тасмания глазами туристов.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с историей и достопримечательностями Тасмании (английский язык)
  2. Познакомить с понятием “гиперссылка” в создании презентации в Power Point (информатика)

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки чтения с полным пониманием содержания.
  2. Совершенствовать навыки работы с программами Power Point и Microsoft Word.
  3. Воспитывать толерантное отношение между учащимися при работе в группе.
  4. Развивать умение работать с информационными носителями.

Ход урока

1. Оргмомент. Постановка цели урока

Today we continue to work on the topic “Traveling about Australia”. The teacher of information technologies and I will conduct the lesson together. You’ll divide into 3 groups, get lists with a short text about Tasmania and do the tasks which help you to make projects.

(Учащиеся, разделившись на 3 группы по 4 человека, получают карточки с заданиями)

1

Восстановить логическую последовательность текста в документе.

(Приложение 1) 

(Приложение 2)

2

Разместить предложенный набор картинок на слайдах создаваемой презентации, опираясь на текстовый документ.

(Приложение 3)

3

Упорядочить слайды с картинками с помощью гиперссылок.

 

4

Разместить тексты из документа на слайды с картинками.

 

5

Прочитать текст еще раз, найти в нем незнакомые слова, выписать их на лист, указав фрагмент, где находится слово

(Приложение 5)

6

Создать новый слайд “Word List” (Словарь к тексту) и настроить гиперссылки к словарю и обратно к исходному слайду.

(Приложение 6)

7

Защитить выполненный проект.

 

2. Работа над проектом согласно карточки с заданиями 1-2

3. Изучение нового материала “Создание и использование гиперссылок”.

(Приложение 4)

4. Продолжение работы над проектом по заданиям 3-6

5. Защита и обсуждение проекта

Каждая группа вправе решить сама, кто будет представлять проект. Учащиеся других групп задают выступающим интересующие вопросы. Например: Why do you think that these pictures must be used on this slide? Why did you use two texts on one slide?

После презентации проектов учащиеся выбирают наиболее интересный, на их взгляд, проект.

6. Итог урока. Выставление отметок

7. Домашнее задание: подготовить эскизы своих проектов по одной из предложенных в учебнике тем.

“How Different the World Is!”

 “The Influence of Geography on People and Their Lifestyle”, 2) “The Best of All Possible Worlds”, 3) “Welcome to Russia”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие языковой компетенции учащихся на уроках английского языка через проектную методику»

Метод проектов позволяет мотивировать моих учеников на самостоятельный поиск и отбор необходимой информации, на систематизацию и приобретение знаний. Эту методику я успешно практикую на протяжен...

Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка через страноведение

       В  данной  статье раскрываются   приёмы работы по формированию коммуникативной компетентности на уроках английского языка через страноведение....

Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучение стратегиям чтения

Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных  классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучени...

статья на тему "Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка и внеклассных мероприятиях"

описание опыта работы. статья "Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка и внеклассных мероприятиях"...

«Влияние ИКТ на формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка».

В данной статье анализируются результаты исследования выявления степени влияния ИКТ на формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка; приводитсятеоретический материал п...

Формирование УУД на уроках английского языка через проектную технологию

Формирование УУД на уроках английского языкачерез проектную технологию в условиях реализации ФГОС При обучении английскому языку я стараюсь постоянно заботиться о развитии познавательного интерес...

Проблемно-деятельностный подход в формировании языковой компетентности на уроках английского языка

Проблемное обучение учит учащихся добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главный капитал – умение добывать информацию, которая является самым ценным и важным продук...