«Влияние ИКТ на формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка».
статья по английскому языку на тему

Бойченко Александра Михайловна

 

В данной статье анализируются результаты исследования выявления степени влияния ИКТ на формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка; приводится

теоретический материал по теме исследования; результаты сравнительного анализа  работ учащихся разных возрастных групп.  

Практическая ценность данной работы заключается в том, что наработанный материал можно использовать на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Гимназия 227 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Статья

по теме

«Влияние ИКТ на формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка».

                                                                        Выполнила

                                                                       Учитель английского языка

                                                                     первой категории

                                                                       Бойченко Александра Михайловна

Санкт-Петербург

2015-2016

   Основной целью работы является выявление степени влияния ИКТ на формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка.

    Для достижения поставленной цели в работе необходимо было решить следующие задачи:

  1. Подобрать теоретический материал публикаций по теме исследования.
  2. Провести исследовательскую работу, изучив влияние ИКТ на формирование коммуникативной компетентности, проведя уроки с использованием ИКТ.
  3. Провести сравнительный анализ, исследуя результаты работ учащихся разных групп.  

   Структура данной работы включает теоретическую часть, практическую часть и заключение.

      Практическая ценность данной работы заключается в том, что наработанный материал можно использовать на уроках английского языка.

   На современном этапе обучения иностранным языкам основное место занимает коммуникативный подход, суть которого состоит в том, что для успешной коммуникации человек должен знать не только языковые нормы (т.е. грамматику, лексику, произношение), но также иметь представление о том, как и в какой ситуации их использовать.  

   Каждый современный урок иностранного языка должен быть коммуникативно – ориентирован, чтобы готовить учеников к реальной жизни. При этом коммуникативная компетентность понимается как «внутренняя готовность и способность к речевому общению». ( А.Holliday)

    Основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции. Компонентный состав которой, принятой в документах Совета Европы и в отечественной методике несколько отличается.

   Так, например, в документах Совета Европы коммуникативная компетенция рассматривается как единство, состоящее из нескольких составляющих, или компетенций: лингвистической, социолингвистической, социокультурной, стратегической, дискурсивной, социальной компетенций.

   В отечественной же методике в отличие от вышеперечисленных компонентов выделяют три или четыре компетенции: языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную. Идея объединить компетенции принадлежит профессору В.В. Сафоновой. (Набор компетенций был дополнен компенсаторной, по предложению И.Л.Бим). Именно эта классификация была положена в основу новых стандартов по иностранным языкам.

    Языковая компетенция представляет овладение определённой суммой формальных языковых знаний и соответствующих им навыков, связанных с различными аспектами языка - лексикой, фонетикой, грамматикой.

   Сущность речевой компетенции заключается  в умении построить общение так, чтобы добиться поставленной цели, во владении различными приёмами получения и передачи информации, как в устном, так и в письменном общении.

   Социокультурная и компенсаторная компетенции заключаются в способности осуществлять выбор языковых форм, использовать их и преобразовывать в соответствии с контекстом; готовность и способность к ведению диалога культур; готовность и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе, а также умение поставить себя на место другого, способность справиться со сложившейся ситуацией.

   Формирование коммуникативной компетенции возможно, если работа строится с учётом соответствующих дидактических принципов, таких как доступность,  последовательность, систематичность, наглядность; с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; если используются современные методы и приёмы обучения.

       Использование информационных компьютерных технологий стали неотъемлемой частью не только в жизни, но и на современном уроке. В данной работе представлена исследовательская работа, какое влияние оказывает ИКТ на формирование коммуникативной компетенции, всех её составляющих.

       Для развития языковой компетенции в шестом классе, где в одной из групп на уроках в представлении, отработке и овладении новой лексикой использовались презентации, в другой - нет. С помощью презентации учащиеся отрабатывали не только написание слов, зрительно запоминали его, но и отрабатывали структуру предложений с этими словами, развивали диалогическую и монологическую речь, отрабатывали произношение. Нужно отметить, что работая над языковой компетенцией, одновременно развиваются и речевая, и социокультурная, и компенсаторная компетенции.

٠ В теме «Здоровье» были предложены следующие задания: закончите предложения: She has a……; He has a…;He is excited about….; They are excited about…. 

Все предложения сопровождались яркими картинками - иллюстрациями к изучаемым словам. Далее предлагались картинки, к которым нужно было составить предложения с использованием новой лексики.

٠ В теме «Спорт» предлагалось задание на замену подчеркнутых слов. Нужно было подобрать правильное, подходящее по смыслу в каждом предложении слово:

  1. Golf national teams compete with each other every year.
  2. International cricket matches last for 5 weeks.

Дети выполняли задания, записывали свои ответы в тетради. После проверки задания, в презентации  показывался правильный вариант ответа.

٠ Предлагалось задание на соединение слов. Например:

Кто играет в баскетбол?- баскетболист

(Say who

plays basketball? - A basketball player)

٠ На отработку слова, например, «беспокоить», давалось задание разыграть диалог по образцу:

-Что случилось?

- Меня беспокоит головная боль. Образец был представлен в презентации с Карлосоном и Малышом, со словами, помогающими составить диалоги по образцу.

(боль в руке, ноге, зубная боль и т.д.)

What’s the matter?

-My headache troubles me.

 leg

arm

stomachache

back

neck

…..

٠ Предлагалась работа с пословицей, развивающая память:

В презентации давался полный вариант пословицы с иллюстрацией, далее шло предложение с пропущенными словами, дети должны прочитать, подставив пропущенные слова:

Don’t trouble trouble until trouble troubles you.

Don’t trouble …. until trouble …. you.

Don’t …. …. until trouble  …. you.

…  trouble …. until …  …. you.

…  trouble …. …. …  …. ….. .

 Don’t trouble trouble until trouble troubles you.

٠ Для фронтальной и индивидуальной работы использовался ряд новых слов разных цветов, в зависимости от коннотации. Например, trouble- чёрного, excite- красного, compеtition- разноцветного.

   На уроках в 7-ых классах для отработки лексики по довольно сложной теме «Политическая система США» все слова были проиллюстрированы с помощью картинок. Дети каждый урок начинали с просмотра иллюстраций и фронтальной проверки чтения новых слов. Анализ словарных диктантов показал, что дети в слабой группе написали работу так же хорошо, как и в более сильных группах.

№ класса

В группе

человек

Работу

 писали

«5»

«4»

«3»

«2»

8

5

1

2

3

-

7

6

1

3

2

-

7

7

2

4

1

-

 

Анализ работ пятиклассников третьей коррекционной группы показал

прогресс детей в написании и запоминании новых слов. По отзывам самих учащихся, в этом ( 2013-2014) году диктанты, запоминание слов им дается легче.

5Б(третья группа)

В группе

Работу писали

Справились %

Не справились %

7

5

100%

0%

       Для создания презентаций использовалась программа PowerPoint. Задания в презентациях не новы, все учителя используют такие же на своих уроках. Однако в презентациях они представлены красочно, с иллюстрациями, что повышало интерес, мотивацию для их изучения, запоминания, отработки. Дети, запоминая слова, запоминают яркие образы этих слов.

       Анализ показал, что дети, изучающие новые слова с использованием презентаций, пишут словарные диктанты лучше, чем в группах, где ИКТ не использовались. 98% из 100% даже в слабых группах пишут диктанты на отлично и хорошо. Кроме этого, результатом анализа стал тот факт, что 85% из 100%  учащихся помнят слова и легко используют их в речи даже спустя какое-то время. Таким образом, ИКТ способствуют развитию долговременной памяти, помогают детям справиться с рядом трудностей в обучении,  что очень важно в изучении иностранных языков.

       Для отработки грамматических навыков предлагались задания, представленные в программах PowerPoint и mimio. Дети имели возможности вписывать варианты слов на доске. Быстрая проверка ответов, дает возможность выполнить много разнообразных грамматических упражнений, тем самым развивать и закреплять грамматические навыки. Всё больше становится актуальным и дистанционное обучение. В своей работе учитель может использовать его элементы. Так, например, для подготовки к контрольной работе по грамматике учащимся предлагалось выполнить ряд тестов, размещенных в блоге  учителя. Ответы учащихся проверялись, и результаты с необходимыми комментариями высылались. Анализ контрольных работ и опрос учащихся показал, что те, кто выполнил тесты, обобщив, таким образом, знания по изученной теме, написал работу на хорошо и отлично. Нужно отметить, что для тренировки были предложены тесты не из контрольной работы.

В8-ых классах отработка лексического и грамматического навыков шла с использованием презентаций с лексико-грамматическими упражнениями. Каждый урок дети выполняли одно два упражнения на закрепление. Ответы тут же показывались на экране. Анализ результатов к.р показал, что в этом году дети справились с К.Р лучше, то есть прогресс в усвоении грамматического материала.

№ класса

В группе

человек

Работу

 писали

«5»

«4»

«3»

«2»

12

12

3

2

3

2

12

11

5

3

3

-

9

7

-

1

-

6

11

11

1

1

4

5

* Анализ работ прошлого года сделан с учетом того, что в 2013-2014 году группы были перераспределены.

    В 10 классе на уроках предлагался ряд упражнений на словообразование. Учащиеся, читая предложение, должны были назвать слово в правильной форме. После ответа, на экране появлялось слово. Устная и в тоже время наглядная форма задания, позволяет быстро проверить знания учащихся, отработать навык словообразования, предоставляя большое количество предложений, словосочетаний.

Choose the correct form of the words: 

1.Travelling helps smb to make good    ……       on people. (impress)

2. On his  …     he was an idle student. (admit)

3. It was love at       …          sight. (one)

    В 7-ых классах предлагались подобные задания по отработке фразовых глаголов, одно из трудных заданий.

Put the right words to complete the sentences with the verb to give:

  1. The teacher started to give ___ the exam papers.
  2. The bike isn’t yours. You should give it ___to Peter.
  3. Ann is vegetarian. She gives___ eating meat.
  4. My granny has given ____ all her money to poor.
  5. I can’t answer the question I give ___.

      Для отработки произношения привлекались источники из интернета. Например, сайт bbcenglishlearning.com. Учащимся предлагалось для самостоятельной работы, после отработки определенных звуков на уроках, обращаться к данному источнику и в домашних условиях повторять за носителем языка звуки.

      Для развития речевой компетенции в 8 классе использовался интернет источник –YouTube. Дети, после изучения лексики о книгах, о героях книг, о творчестве английского писателя А. Милна смотрели мультфильм «Вини-Пух», созданный в 1960 году на киностудии Диснейленд. До просмотра проходило обсуждение героев произведения, вспоминались их характеры, внешность, кто самый любимый, кто самый смешной, нелепый и почему. Перед просмотром бала проведена предварительная работа, на закрепление лексики, грамматики, а также на предварительное знакомство с некоторыми новыми словами. Детям были предложены вопросы для дальнейшего обсуждения. Например, назовите героя мультфильма, которого нет в книге А. Милна. Понравился ли он вам? Почему? Почему Вини Пух хотел именно синий шарик? Как он это объясняет? Что случилось с Пухом после завтрака у Кролика? Что написано над дверью жилища Пуха? Более слабым группам предлагались краткие варианты ответов, которые снимали напряжение и помогали правильно построить высказывание. Например, почему Пух хотел синий шарик? (Он хотел претвориться а) зонтиком, б)тучкой, с)пчёлкой)

     Просмотр иностранного мультфильма, после изучения темы, или фильма с дальнейшим обсуждением, дискуссией нравится детям. Результатом исследования стал высокий показатель того, что как в сильных группах, так  и в более слабых группах дети с удовольствием выполняли предложенные им задания. Просмотр повышает их мотивацию к изучению иностранного языка, побуждает учащихся к высказыванию, развивает их устную и письменную речь, если дается письменное задание.

     Использование на уроках презентаций  во всех параллелях, начиная с пятого, заканчивая одиннадцатыми, также способствует развитию речевой компетенции у учащихся. Создавая презентацию на разнообразные темы, например, об открытии Америки, о путешествии, о прочитанной книге, о географическом положении Англии, о произведении искусства, учащиеся обобщают материал, работают самостоятельно, строят свои высказывания. Важно, чтобы ученики, представляя свои презентации, не читали, а именно говорили о том, что они готовили. Использование ИКТ на уроках способствует развитию таких психических процессов, как память, мышление, воображение, восприятие, речь.

   Например, в этом году в 7-ых классах учащиеся готовили презентации-сообщения о городах Австралии. План монологического высказывания был дан заранее на уроке, а также на примере одного города учащиеся составили высказывание. В домашнем задании им пришлось найти необходимый материал к выбранному ими городу и иллюстрации к докладам. Судя по отзывам и высказываниям детей работа им очень понравилась, было также интересно  посмотреть и послушать выступления одноклассников. Как результат, учащиеся стали проявлять инициативу, предлагая задания, связанные с созданием презентаций по той или иной теме. На обобщающем уроке об Австралии  ученикам была предложена викторина по городам, а также они должны были рассказать о них все, что помнят. Ребята из совершенно разных групп показали прекрасные результаты. Как пример, отрывок из урока:

Монологическое высказывание учащихся о знаменитых городах Австралии.

T: What places are there on the screen? (Учащиеся называют их)

What places would you like to visit in Australia? Why? What do you know about them? (3-4 ученика рассказывают о знаменитых городах Австралии)

       На уроках обучения сочинению детям предлагаются следующие задания по работе с деформированными текстами:

Найди и выдели слова-связки в данном тексте; расставь части текста в правильном порядке; в данном тексте  есть пропуски, расставь слова-связки; задай вопросы в письме к другу и поставь их в текст; выбери одно из предложенных слов, наиболее подходящее по стилистике. Подобные задания способствуют развитию не только речевой компетенции, но и  формированию и развитию социокультурной и компенсаторной компетенций.

     Используя программу mimio или PowerPoint можно успеть сделать на уроке много развивающих упражнений. Задания можно создать самим, а можно взять необходимый материал из методической копилки на сайте: www.mimio

   Развивая навыки аудирования, учащиеся развивают и устную речь, выполняя задания в лингафонном кабинете. Среди учителей бытует мнение, что роль лингафонного кабинета преувеличена. Действительно, можно прослушать текст, используя магнитофон, компьютер, не надевая наушников. Тем более, что на ЕГЭ нет лингафонного кабинета. Работу после прослушивания тоже не требует ИКТ. Однако, как показывает опыт, наблюдение, учащиеся любят работать в лингафонном кабинете. К тому же работа в парах проводится, не мешая друг другу. Учитель имеет возможность послушать каждого. Такая работа мотивирует детей, создает условия для успешного развития навыков аудирования. Анализ самостоятельных работ по аудированию не выявил сильных различий межу учениками, писавшими работу в обычном кабинете и в лингафонном. Результаты: 64% из 100% в простом классе успешно справились с заданием и 70% из 100% в лингафонном кабинете. Однако, наблюдение показало, что учащиеся, работающие в лингафонном кабинете, более мотивированы. Дети признаются, что им нравится там работать. Каждый раз ждут с нетерпением уроков аудирования.

     Вывод.

 Коммуникативная компетенция формируется на всех этапах обучения языку, во всех видах речевой деятельности – слушании, говорении, чтении, письме. Как показал ряд экспериментов, влияние ИКТ на формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка велико. ИКТ способствует повышению положительной мотивации, развитию таких психических процессов, как память, мышление, внимание, воображение, а также  успешному развитию всех видов речевой деятельности. Дает возможность учащимся проявить творчество, как в индивидуальной работе, так и совместной, как в урочной, так и внеурочной деятельности. Использование ИКТ помогает учителю в решении поставленных целей и задач, в частности в более успешном формировании и развитии языковых навыков учащихся.  

    ИКТ делает уроки более яркими, продуктивными, запоминающимися. Позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении. Кроме того, ИКТ - это требование времени, это то, чем дети умеют хорошо пользоваться.

    Однако следует отметить, что отбор и подача материала зависит от учителя, от его понимания трудностей, которые решаются с привлечением ИКТ, от творческого подхода к каждому уроку.

                     

Источники информации:

  1. « Настольная книга преподавателя», Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская и др., Минск 1992.
  2. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным программам. Иностранный язык 5-9 классы. М., Просвещение, 2010.
  3. Методика обучения иностранным языкам, Е.Н.Соловова,М.2010
  4. “Discussions that work/Task- centred fluency practice.” Penny Ur? Cambridge University Press,1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...

Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка через страноведение

       В  данной  статье раскрываются   приёмы работы по формированию коммуникативной компетентности на уроках английского языка через страноведение....

Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""

В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...

Презентация "Коммуникативная компетентность на уроках английского языка"

При изучении иностранного языка в школе основной упор делается на последовательное развитие у обучаемых всех составляющих коммуникативной компетенции, а именно навыков говорения, чтения, аудирования и...

Презентация "Коммуникативная компетентность на уроках английского языка"

При изучении иностранного языка в школе основной упор делается на последовательное развитие у обучаемых всех составляющих коммуникативной компетенции, а именно навыков говорения, чтения, аудирования и...

Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучение стратегиям чтения

Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных  классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучени...

статья на тему "Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка и внеклассных мероприятиях"

описание опыта работы. статья "Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка и внеклассных мероприятиях"...