Рабочая программа внеурочной деятельности "Многоликое Поволжье"
рабочая программа по английскому языку на тему

Рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogolikoe_povolzhe_prog_vnenur_deyat.docx50.58 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное   бюджетное   общеобразовательное учреждение

«Школа  №127» г.о. Самара

Рассмотрено                                                                                                    

на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла

от «__ августа 2016г.

Протокол №1

 Согласовано

Зам.директора по УВР

________/ Тимошевская С.А../

«__»  августа  2016г.

Утверждаю

Директор МБОУ Школа №127              __________/ Этенко В.Г./

 «__» сентября  2016 г.

Программа внеурочной деятельности

«Многоликое Поволжье»

Духовно – нравственное направление

Тип программы:  авторская

Возраст обучающихся: 6 класс

Срок реализации: 1 года

Авторы-составители

Осипова Е.Г.,

 учитель английского языка,

Парешнева О.П.,

учитель  истории и обществознания

МБОУ «Школа № 127»  г.о. Самара

Самара, 2016

Пояснительная записка

В условиях становления новой системы образования идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания. Работа по духовно-нравственному воспитанию начинается в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения, а затем продолжается на новой ступени образования.

Современная школа активно влияет на формирование мировоззрения учащихся, вносит определённый вклад в воспитание такого человека, для которого нормы и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего интереса к народам его малой Родины.

Важным условием формирования ценностных ориентаций учащихся во внеурочное время является не только обеспечение учащихся определенными знаниями (о народах Самарской области, их обычаях и традициях, о национальной кухне и национальном костюме и т.п.), но и введение их определенные нравственные ситуации, в которых эти знания проявляются. Этим и обусловлен выбор деятельностного подхода образования.

В работе по духовно-нравственному воспитанию целесообразно использование материалов школьного краеведческого музея, экспозиций Самарского краеведческого музея им. П.В.Алабина, произведений художественной литературы, так как воспитательный потенциал данных ресурсов огромен. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме. Изучая литературу, посещая выставки,  учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям.

Духовно-нравственное воспитание в процессе изучения национальной культуры народов, а также к  их духовному опыту, нашедшему отражение в обычаях и традициях, фольклоре и литературе ориентировано на личностные структуры и процесс саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности), а также на эмоциональную и духовно-нравственную сферы личности (формирование сферы эстетических и нравственных отношений).

Таким образом, актуальность программы заключается в необходимости формирования и развития высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины, что соответствует  основной задаче «Стратегии  развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 

Активизации деятельности шестиклассников способствует разнообразие форм и методов работы: выставки, конкурсы, викторины, библиотеки, экскурсии, встречи с интересными людьми. Данный курс способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру.

Цель программы – формирование ценностных ориентаций и духовно-нравственных качеств обучающихся посредством развития познавательного интереса к культуре народов Самарской области, расширение социального опыта ребёнка через приобщение к традициям и обычаям многоликого Поволжского края.

Задачи программы:

   Обучающие:

  • формирование основных понятий по курсу (этнос, народ, народность, национальность и т.д.);
  • формирование основ  учебно-исследовательской деятельности;
  • формирование умений организовывать самостоятельное исследование;
  • изучение приёмов работы  по  созданию творческого проекта;
  • изучение родословной собственной семьи;
  • создание экскурсии для школьного краеведческого музея.

Воспитательные:          

  • формирование адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;
  • формирование толерантного отношения к представителям разных национальностей;
  • обучение приемам и правилам ведения дискуссии, умению аргументировано высказывать свое мнение и внимательно выслушивать мнение собеседника;
  • формирование потребности в самообразовании.

 Развивающие:

  • расширение этнографического пространства учащихся шестых классов;
  • пробуждение творческой активности ребёнка;
  • развитие коммуникативных способностей школьников;
  • развитие эстетического вкуса, фантазии, художественной памяти.  

Место курса в учебном плане

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 6 классов. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа.

Личностные, метапредметные результаты освоения материала

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Применительно к внеурочной деятельности следует выделить три вида действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • действие нравственно–этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся правильности выполнения учебной задачи и  собственных возможностей для ее решения.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

К общеучебным УУД относятся:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знаково-символические: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • умение структурировать знания;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические УУД предполагают:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

В УУД постановки и решения проблем входят следующие:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.
  • Уровень результатов работы по программе
  • Ожидаемые результаты программы «Многоликое Поволжье» распределяются по двум уровням.
  • Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (о культуре народов Самарской области, их традициях, национальных костюмах, кухне  и т.п.), о пространстве взаимодействия; овладение способами самопознания, рефлексии; освоение способов исследования, способов типизации взаимодействия, понимания партнера. Проект «Костюмы народов Поволжья», инсценировка для младших школьников «Как живут народы  Поволжья».
  • Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания базовых ценностей общества (человек, семья, моя малая Родина, труд, культура) и позитивного отношения к ним, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Проект «Моя семья. Наша родословная», экскурсия в школьном краеведческом музее « Самара многонациональная».
  • Формы подведения итогов обучения:
  • - выставки творческих работ;  
  • - конкурсы рисунков национальной одежды народов Поволжья;
  • - спектакль;
  • экскурсия;
  • - (в конце года) диагностическая карта «Оценка результатов освоения творческой части программы».
  • Учебно-тематический план программы «В мире добрых книг»

Название раздела

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1

Народы Поволжья

3

1

2

2

Традиции и обычаи народов, проживающих на территории Самарской области.

10

5

5

3

Национальная одежда и кухня народов, проживающих на территории Самарской области.

10

6

4

4

Моя семья. Наша родословная.

7

3

4

5

Самара многонациональная

4

1

3

Всего

34

16

18

Содержание программы «Многоликое Поволжье»

(34 часа)

Народы Поволжья (3 часа)

Вводное занятие. Раскрытие  понятий этнос, народность, нация.

Составление плана работы. Экскурсия в школьный краеведческий музей. Встреча с методистом краеведческого музея. Ознакомление с экспонатами музея.

Традиции и обычаи народов, проживающих на территории Самарской области (10 часов)

История создания Самарской губернии. Народы, населяющие нашу малую Родину, их традиции и  обычаи. Знакомство с национальными праздниками народов, проживающих в Поволжье.

Посещение детской юношеской библиотеки, встреча с заслуженным учителем России, краеведом Гавриленковой В.А. (учителем географии).

Составление краеведческой настольной игры «Знаешь ли ты традиции разных народов». Посещение музея им. П. Алабина и этнографического музея «Горница».

Национальная одежда и кухня народов, проживающих на территории Самарской области (10 часов)

Знакомство  и изучение национальных костюмов и кухни народов, проживающих на территории Самарской области. Посещение КВЦ «Радуга».  

Конкурс рисунков национальной одежды народов Поволжья.  Мини-проект «Костюмы народов Поволжья»,  выставка творческих работ в школьном краеведческом музее.

Инсценировка для младших школьников «Как живут народы  Поволжья».

Изучение национальных блюд народов, проживающих на территории Самарской области. Вечер национальной кухни «Лакомка» с участием родителей.

Моя семья. Наша родословная (7 часов)

Моя родословная. Генеалогическое дерево семьи.

Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края.

Традиции  моей семьи.  Составление древа семьи. Исследование старых фотографий и их анализ. Презентация «Перелистаем страницы семейного альбома».

Семейные посиделки. Встречи и беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об истории проживания их семей на территории нашего края, об их участии в развитии своего посёлка. Изучение традиций семьи и их описание.

Проект «Моя семья. Наша родословная»

Самара многонациональная (4 часа)

Викторина - игра «Самый умный».

Сбор информации для подготовки экскурсии  школьного краеведческого музей. Распределение ролей, подбор костюмов, приготовление национальных блюд.

Экскурсия  в школьном краеведческом музее «Самара многонациональная».

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Формируемые УУД

Тема 1. Народы Поволжья (3 часа)

1

Вводное занятие. Введение этнографических понятий

1

Личностные: Осознание собственной идентичности как части многонационального Поволжья

Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, выразить её словесно)

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Коммуникативные: Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

2

Экскурсия в школьный краеведческий музей. Встреча с методистом музея

2

Тема 2. Традиции и обычаи народов, проживающих на территории Самарской области. (10 часов)

3

Народы Поволжья

1

Личностные: Осознание собственной идентичности как части многонационального Поволжья; самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними.

Регулятивные: Осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут

Познавательные: Перерабатывать информацию  (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата – в том числе и для создания нового продукта

Коммуникативные: Понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

4

Посещение районной детско-юношеской библиотеки.

1

5

Встреча с заслуженным учителем России, краеведом Гавриленковой В.А.

1

6

Посещение музея им. П. Алабина

2

7

Составление настольной краеведческой игры «Знаешь ли ты традиции разных народов»

2

8

 Игра «Знаешь ли ты традиции разных народов»

1

9

Посещение этнографического музея «Горница».

2

Тема 3. Национальная одежда и кухня народов, проживающих на территории Самарской области (10 часов)

10

Элементы народного костюма

1

Личностные: Осознание собственной идентичности как части многонационального Поволжья

Регулятивные: Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую  и выбирать наиболее удобную для себя  форму. Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде, составлять план текста, тезисы и т.д.)

Коммуникативные: Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

11

Посещение КВЦ «Радуга»

2

12

Мини-проект «Куклы народов Поволжья» »  

2

13

Выставка творческих работ в школьном краеведческом музее

1

14

Национальная кухня – колорит разных народов

1

15

Вечер «Лакомка»

1

16

Инсценировка для младших школьников «Как живут народы  Поволжья».

2

Тема 4. Моя семья. Наша родословная (7 часов)

17

Семейные посиделки

1

Личностные: Вырабатывать внутреннюю позицию, нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор

Регулятивные: Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт

Познавательные: Уметь искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; понимать другие позиции (взгляды, интересы) Презентовать собранный материал.

18

Мой семейный альбом

1

19

Презентация «Перелистаем страницы семейного альбома».

2

20

Традиции моей семьи.

1

21

Проект «Моя семья. Наша родословная»

2

Тема 5. Самара многонациональная (4 часа)

22

Викторина - игра «Самый умный».

1

Личностные: Вырабатывать мотивацию познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений

Регулятивные: Формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности

Познавательные: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные: Уметь владеть монологической и диалогической формами речи, отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее

23

Подготовка экскурсии

2

24

Экскурсия  в школьном краеведческом музее «Самара многонациональная».

1

ИТОГО: 34 часа

Методическое обеспечение программы

Формы и методы программы:

- Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
  • наглядный (показ видео- и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ).

- Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся, подготовка сообщения по заданной теме.

- Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Список литературы для учителя

  1.  «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - М.: Просвещение, 2012.
  2. «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года»

3. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011.

5. Афтографы. Материалы из архивов музеев и библиотек, из архива Управления культуры администрации Самарской области. Тольятти, «Ника», 2012.

6 Ведерникова Т.И. « Этнография и праздничная культура Народов Самарского края» , Самара 2011г.

7. Ведерникова Т.И. « Этносы Самарского края», Самара, 2013г.

8. Ведерникова Т.И., Бурдина В.Г. « Этнография и праздничная культура Народов Самарского края». Самара,  2011г.

9. О.И. Давыдова, Верховская Т.А. «Кухня народов среднего Поволжья», Самара, 2014 г.

10. Дмитриева Э.Я., Кабытова И.С. Самарская область (география, история, экономика, культура). Самара, 2012.

11. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2014.

Список литературы для учащихся

1. И.В. Жигальва. Самара. Самарское книжное издательство, 2013.

2. Месяцеслов. Народные приметы, обычаи, поверья. Москва, «Сова», 2015

3. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 2011.

4. Дмитриева Э.Я., Кабытова И.С. Самарская область (география, история, экономика, культура). Самара, 2012.

Список технических средств, необходимых для занятий

  1. Компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками; с пакетом прикладных программ (текстовых, графических и презентационных).
  2. Мультимедиапроектор.
  3. Принтер лазерный.
  4. Копировальный аппарат.
  5. Экран на штативе или навесной (минимальные размеры 1,25 х 1,25).
  6. Аудиоцентр (с возможностью использования аудиодисков CDR).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа "Культура народов Поволжья"

С детства ребёнка надо научить относиться с уважением не только к своему народу, но и к другим народам, к их истории, особенностям их национальной культуры, традициям. Национальная культура – это исто...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Рабочая программа " Культура народов Поволжья"

Программа и тематическое планирование по кружку  "Культура народов Поволжья"....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...