Дифференцированный подход в обучении английскому языку.
методическая разработка по английскому языку на тему

Назарова Анна Борисовна

Дифференцированный подход в обучении английскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsirovannyy_podkhod.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в обучении английскому языку.(учитель английского языка Назарова А.Б. ГБОУ лицей №486 Выборгского района г. Санкт-Петербург)

В словаре иностранных слов дифференциация рассматривается как разделение, расслоение целого на части, формы и ступени. Дифференциация обучения – это учет индивидуально-типологических особенностей личности  в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах.

Сущность дифференцированного подхода заключается:

  1. в обеспечении достижений обязательных результатов обучения каждым учеником в соответствии с его реальными учебными возможностями;
  2.  в обеспечении развития познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного и художественного потенциала личности;
  3. в обеспечении обучения в соответствии с реальными учебными возможностями учащихся и ориентацией на «зону ближайшего развития».

   Ведущим условием осуществления дифференцированного подхода к учащимся на уроках кроме изучения типологических особенностей являются также выделение временных типологических групп.  Выделены следующие группы учащихся:

I.группа с высоким уровнем обученности, которая включает две подгруппы:

            a. с устойчивым интересом к  данному предмету;

b. с устойчивым интересом к другим предметам.

                II. группа со средним уровнем обученности, которая также включает две подгруппы:

a. с устойчивым интересом к данному предмету;

b. с устойчивым интересом к другим предметам.

          III. группа с низким уровнем обученности и неустойчивым интересом к данному и другим предметам.

через вариативную организацию учебного процесса.

 дифференцированный подход как систему мер (совокупность приемов и форм педагогического воздействия) по изучению, учету и развитию типологических индивидуальных особенностей различных групп школьников, работающих по единой учебной программе.

В практике обучения наиболее распространены различные способы дифференциации самостоятельной работы учащихся.

Одним из условий организации дифференцированной самостоятельной работы является применение дифференцированных заданий, которые различаются по сложности, по познавательным интересам, по характеру помощи со стороны учителя.

Использование дифференцированных заданий в различных звеньях обучения позволяет решать следующие задачи:

  1. обеспечить возможность их углубления, систематизации и обобщения знаний и умений;
  2. ) стимулировать развитие познавательной самостоятельности школьников;
  3. )содействовать выравниванию знаний и умений учащихся. Дифференцированные задания по курсу изучаемого предмета целесообразно использовать при изучении нового материала, при проверке знаний учащихся, при закреплении знаний, при подготовке домашнего задания.

    с учетом реальных возможностей и интересов учащихся.

        применяю следующий способ – дифференциацию помощи со стороны учителя при выполнении одного и того же задания. Этот способ дифференциации означает, что слабые школьники получают более подробную инструкцию по сравнению с более сильными. Учащиеся сильной группы выполняют задание без всякой помощи со стороны учителя. Они сами отбирают источники знаний и определяют логику выполнения задания. Средняя группа пользуется типовым планом характеристики. Для слабой группы  заготавливаются карточки с вопросами направляющими всё рассуждение от первого этапа до последнего.

    Следующий способ дифференциации – учёт интересов школьников. Он проявляется, например, в том, что я поручаю отдельным учащимся подготовить небольшие сообщения на основе дополнительной литературы, составить кроссворд или викторину, придумать комментарий к фильму или продолжение сценария фильма и т. д.

Считаю, что для яркого проявления личности каждого ученика  в обладании речевыми навыками очень продуктивна проектная методика обучения. Так, при изучении темы: «Собираемся путешествовать» 5кл. совместно обсудили, как лучше и интереснее организовать работу над ней, сделать что-то необычное, выйти за рамки учебника, привлечь к активному участию каждого ученика, мотивируя каждого к желанию высказаться по тому или другому вопросу.

    Предлагались такие вопросы для обсуждения:

1.    выбрать цель путешествия;

2.    выбрать вид транспорта;

3.    покупка сувениров;

4.    посещение магазинов;

5.    упаковка чемоданов.

 Для облегчения ведения беседы слабые учащиеся пользовались раздаточным материалом- речевыми клише. В процесс были вовлечены все учащиеся, но главные роли, конечно, выполняли ученики с высоким и средним уровнем обученности, а слабые, давали оценочные  реплики и строили минисообщения по вопросам, которые им показались более интересными и посильными для говорения. Таким образом, мне удалось учесть индивидуальные особенности каждого ученика и дифференцировать задания каждой группе.

   При работе с текстом по данной теме я также индивидуализировала задания.

   Учащимся с высоким уровнем обученности предложила тексты из газет и журналов под рубриками «Это интересно», «Знаете ли вы, что….».

   Ученики средних способностей читали и выполняли задания к текстам под названием «Вдоль по Темзе».

   Слабым предложила эти же тексты со следующими заданиями:

1.    составить план: что стоит посмотреть и посетить в том или другом городе;

2.    закончи предложение по принципу текста;

3.    посоветовать посетить тот или другой город, опираясь на опору-подсказку.

Дифференцированное обучение строится как раз на подборе индивидуальных знаний, в зависимости от способностей учащихся (память, речевой слух и т.д.) и уровня сформированности речевых навыков и умений. Реализации дифференцированного подхода способствует организация игр, соревнований, временных творческих коллективов, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства учащихся. Необходимое условие дифференцированного подхода – изучение межличностных отношений. Дифференцированный подход дает возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми и т.д. . Эффективность дифференцированного подхода находится в прямой зависимости от творческой атмосферы сотрудничества. С целью реализации дифференцированного подхода используется технология разноуровневого обучения и прием учебно-речевых ситуаций на уроках иностранного языка. Чтобы организовать разноуровневое обучение необходимо предварительно решить достаточно сложные проблемы с уточнением содержания обучения, а также сформулировать четкие требования к знаниям, умениям и навыкам по каждому разделу и теме программы с тем, чтобы достигаемый учащимися конечный результат соответствовал требованиям. Необходимо разработать критерии оценки эффективности достигаемых результатов на всех промежуточных этапах и итоговых результатов, систему тестов.  Разноуровневое обучение дает возможность сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся. При таком обучении учащиеся приобретают и большую свободу действий.  Например, применение дифференцированного обучения иностранному языку при изучении грамматического материала Present Simple. Освоение структур с этим временем осуществляется первоначально с опорой на наглядность (наглядное действие, картинка). Учитель задает вопросы. Работают и сильные и слабые обучающиеся. Сильные помогают своим более слабым товарищам, исправляют сделанные ими ошибки. Успешно осуществляется овладение этим грамматическим материалом с помощью раздаточного материала, карточек. Предлагаются задания трех степеней сложности : 1. Для обучающихся с высокой степенью подготовленности дается задание описать картинку. Обучающийся показывает классу картинку и описывает ее. 2. Менее подготовленные воспитанники получают задание посмотреть на картинку и ответить на вопросы. 3. Обучающимся с низким уровнем обученности предлагаются карточки с глаголами в Present Simple. Наиболее сложным моментом в изучении этой грамматической темы является умение различать Present Simple и Present Continuous. Слабые учащиеся успешнее преодолевают трудности в различии этих грамматических времен, если использовать в качестве опоры пару хорошо известных слов now и usually, эти слова помогают учащимся быстро сориентироваться. Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый обучающийся работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность.

      Нельзя давать слабым легкие задания, исходя из того соображения : пусть сделает меньше, да лучше. С одной стороны, это правильно: слабый ученик участвует в процессе, но сильный может возмутиться: почему ему даются сложные задания, а в итоге оценка такая же. Не разъяснив причин индивидуального подхода к каждому, может возникнуть конфликтная ситуация. Поэтому учителю надо принимать во внимание и психологический аспект. Думаю, неправильно оценивать слабого ученика всегда на «3». Ведь он же трудился весь урок в силу своих возможностей! Надо инициировать его постепенно на выполнение ещё одного задания и «растить» его шаг за шагом к выполнению упражнений для средних учащихся, а тех в свою очередь подтягивать к сильным.

Следует давать не только разные условия для выполнения заданий, но и «дозировать» помощь учителя сильным и слабым по разному, отводить  различное время на выполнение заданий, различные методы контроля.

      Так работая с текстом на уроке, можно предложить школьникам  такие разноуровневые задания:

1.    сильным – пересказ;

2.    средним – выделить и передать основную информацию по ключевым словам;

3.    слабым  – ответить на вопросы.

      Успешно используются карточки и раздаточный материал при работе и с грамматическим материалом, например, в употреблении  

Past Simple. Можно взять картинку c изображением семьи на пикнике и предложить такие задания:

1.    сильные ученики: «Расскажи, чем занимались дети в прошлые выходные» (глаголы в неопределенной форме  выписаны на доске).

2.    средние: составляют предложения по карточкам: вставьте нужный вспомогательный глагол в нужной форме;

3.    слабые: карточки, где надо поставить глагол во второй форме  (глаголы даются в конце предложения).

     В итоге получается, что все работали по одной  же картине, но в то же время выполняли разные задания. Вывод: отрабатывая таким образом грамматические явления, ученики усваивают их на доступном им уровне.

     Следует отметить и недостатки, которыми страдает дифференцированный подход(в сравнении, с индивидуализацией обучения).

1.  В большинстве случаев он применяется уже после выявления пробелов в знаниях учащегося, и его функция заключается в «подтягивании» учащегося;

2.  Более сильные учащиеся, которые быстро работают благодаря своим способностям и менее нуждающиеся в упражнениях, получают ещё дополнительные, в то время как слабые выполняют облегченные задания в меньшем количестве. Такая

организация работы приводит к затормаживанию в повышении уровня знаний и тех и других.

3.  Дифференцированный подход на уроке направлен очень часто на выявлении слабых сторон в знаниях учащихся, в то время как истинный индивидуальный подход должен служить главным образом выявлению и развитию сильных сторон индивидуальности;

     Проблема ликвидации разрыва между сильными, средними и слабыми учащимися может быть решена только при организации сочетания и правильного использования индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы.     Для осуществления этой цели можно предложить следующие организационные приёмы:

1. При презентации нового грамматического материала  правило выводят ученики со слабой способностью к общению функциональных признаков грамматического явления;

2. Целенаправленное использование опор различного типа: смысловых, вербальных, иллюстративных, схематических правильно подобранная опора поможет слабому ученику осознать новое грамматическое явление, при усвоении лексики поможет догадаться о значении слова, при обучении монологическому высказыванию - изложить мысли;

3. Очередность опроса. Слабые выигрывают тем, что получают образец –правильный ответ сильных учеников.Однако,последовательность «сильный – средний - слабый» не дана раз и навсегда. Скажем, на уроке формирования логических навыков слабые получают карточки с готовым микротекстом, где подчеркнута ключевая фраза, при проверке понимания прослушанного микротекста можно сначала обратиться к ним: «А как ты думаешь?»

4.  Варьирование времени на подготовку ответа: слабые получают тройную порцию времени;

5.  Использование упрощенных заданий. Применяется главным образом в домашних заданиях. Например, после урока совершенствования навыков говорения слабые должны выполнить задание на основе разговорного текста; средние- на основе опыта, но с опорами, а сильные – без опоры;

6.  Использовать дополнительный внепрограммный материал(для сильных и средних).

7.  Более частый опрос учащихся со слабыми способностями. Это активизирует учеников, развивает их способность, приучает работать весь урок.

Нельзя считать, что слабые должны работать меньше. Их способности развиваются, а успех приходит в деятельности.

     Ведь основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку считается удовлетворение познавательных потребностей и сильных и слабых учащихся с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.

  1. Осмоловская И.М. – Как организовать дифференцированное обучение/Библиотека журнала «Директор школы» - М.: Сентябрь, 2002
  2. Арапов А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы. - Новосибирск: НГПУ, 2003, - 243 с.
  3.  Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – 576 с. 
  4.  Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
  5. http://ilyina-sf.narod.ru/p10aa1.html
  6. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,1883/Itemid,0/
  7. http://collegy.ucoz.ru/publ/32-1-0-5443
  8. http://www.openclass.ru/node/103415

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Дифференцированный подход в обучении английскому языку"

Статья: "Дифференцированный подход в обучении английскому языку"...

Статья "Дифференцированный подход в обучении английскому языку"

Статья содержит определение дифференцированного подхода, задачи ,основные формы и приемы...

Доклад на тему Дифференцированный подход в обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе

Основные задачи дифференцированного подхода в обучении английскому языку...

Дифференцированный подход в обучении английскому языку

Эта статья поможет тем педагогам, которые только начинают свою профессиональную деятельность в школе. Она освещает проблемы дифференцированного подхода в обучении школьников. На уроках мы работаем с д...

Презентация "Дифференцированный подход в обучении английскому языку".

Презентация "Дифференцированный подход в обучении английскому языку"....

Дифференцированный подход к обучению английскому языку в средней школе.

Данный материал содержит примеры дифференцированного подхода на уроках английского языка в средней школе....