Дифференцированный подход в обучении английскому языку
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Коркина Ирина Николаевна

Эта статья поможет тем педагогам, которые только начинают свою профессиональную деятельность в школе. Она освещает проблемы дифференцированного подхода в обучении школьников. На уроках мы работаем с детьми, имеющимиразные способности, разный уровень подготовленности и мотивации к изучению иностранного языка. Учителю же необходимо научить каждого. Кроме того, в последнее время большую проблему для педагога представляет выбор уровня и объема домашних заданий. Статья поможет педагогам понять, чем надо руководствоваться при решении этих проблем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в обучении английскому языку

Цель уроков английского языка на начальном этапе - привить интерес к изучению иностранного языка, сформулировать учебные умения (умение вести себя на уроке, овладение фонетической и грамматической стороной речи, понимание на слух иноязычной речи, овладение навыками говорения, общения, диалогической и монологической речью).

Однако при отведенных по программе часах очень сложно научить учащихся

владению иностранным языком как средством коммуникации. Более того, контингент учащихся в классе неоднороден. Есть ученики с различными умственными способностями, различными природными данными, разными интересами. Одним английский дается легко, другим - с большим трудом; одни легко усваивают лексику в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они успешно справляются с заданиями по аудированию. Кроме того, у всех детей разный склад мышления. Степень подготовленности школьников также различна; некоторые отстают в силу определенных причин - один пропустил уроки по болезни, другой был на уроке невнимателен, третий не понял объяснений учителя.

И тут нам помогает дифференцированный подход в обучении, учитывающий способности учеников (память, речевой слух, способность к имитации и т.д.). Такое обучение строится на подборе заданий, в зависимости от способностей учеников и уровня сформированности речевых навыков и умений. На уроках используются различные учебные задания (наличие или отсутствие опор), работа в группах и парах различного состава, использование заданий различной сложности и объема, выполнение различный творческих заданий. Такой дифференцированный подход позволяет избежать чрезмерных нагрузок и боязни языка у детей с низкой и средней степенью обучаемости, а «сильным» детям — проявить в работе самостоятельность и творчество, повышая, тем самым, и у тех, и у других интерес к изучению языка.

Домашнее задание по английскому языку

Я считаю выполнение домашнего задания абсолютно обязательным. Оно не только способствует усвоению материала, но и помогает формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно. Я обязательно контролирую понимание задания; даю рекомендации к его выполнению, иногда задание даже частично выполняется в классе. В задание я включаются разные виды речевой деятельности; обращаю особое внимание на закрепление усвоенного материала, планирую так, чтобы ДЗ было связано с материалом следующего урока и могло бы стать разминкой и подготовкой к нему.

На дом задается только то, что было уже закреплено на уроке и не вызовет затруднений во время выполнения. Однако не должны быть все домашние задания в "удовольствие". Надо приучать детей и к трудностям.
Я обязательно проверяю ДЗ, и не только потому, что
дети и родители заинтересованы в получении информации об успешности изучения иностранного языка, а еще и с целью дополнительно отработать нужные структуры. Тут я тоже практикую дифференцированный подход. Вся группа получает задание – минимум, а желающие – дополнительное задание на отдельную оценку.

Как правило, заниматься дома не любят отстающие ученики. Они и на уроках пытаются отсидеться, вжавшись в парту и не поднимая головы. Им неинтересно учиться потому, что они не умеют схватывать на лету, не умеют всё делать быстро, как их одноклассники.

Что можно посоветовать родителям таких детей? Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, и режима дня, без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе. Режим дня не должен изменяться о количества уроков, от того, что по телевизору показывают интересный фильм или пришли гости. "На день, – советовал Максим Горький, – надо смотреть, как на маленькую жизнь..."

Ребёнок должен садиться за уроки в одно и то же время. В каком порядке следует учить уроки? Если ребёнок сразу включается в работу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно приходить к наиболее лёгким, требующим меньшего умственного напряжения.

Если ученик втягивается в работу медленно, то ему следовало бы начать с более привлекательных для него занятий. Самую трудную работу отнести на середину, или на вторую половину занятий, т.к. у ребёнка на это время приходится наивысший подъём умственной работы.

Для сохранения работоспособности ребёнку через каждые 30 - 40 минут занятий нужны 10 - 15 минут перерыва (восстанавливается внимание, отдаляется утомление). Оптимальным для приготовления домашнего задания является время с 16 до 18 часов. Если же школьник садится делать уроки «когда мама с работы пришла», - то такая работа малоэффективна.

Если ребёнку с трудом даётся учёба и выполнение ДЗ, то за учёбу придётся засесть и родителям. Не пытайтесь решить этот сложный вопрос криком и  нотациями. Запаситесь терпением, усаживаясь вместе с ребёнком за уроки.

Не бойтесь опережать школьную программу, если какой-то вопрос интересен ребёнку. Это не только развитие познавательных процессов, но и развитие уверенности в своих силах (т.к. ребёнок будет чувствовать себя на равных с более подготовленными детьми). Самостоятельный ребёнок – отлично, но родительский контроль должен быть ежедневным. Именно контроль, а не работа за ребёнка. Поддержите ребёнка в его желании добиться успеха. Будьте искренне заинтересованы в его школьных делах и заботах. В любом деле находите то, за что можно похвалить и морально поддержать.

Литература и источники

1. Дифференцированный подход в обучении английскому языку. Неудахина JI. А. Мучкапская средняя школа. Доклад. Интернет ресурс http://muchkapschkola2.68edu.ru/neudahina/doclad.pdf

2. Дифференцированный подход к обучению английскому языку младших школьников. Каверина Ольга Геннадьевна. Государственное бюджетное образовательное учреждение "Центр образования № 491 "Марьино"

Интернет ресурс http://pedagogika.snauka.ru/2013/04/1786

3. Дифференцированный подход в обучении английскому языку. Кириллова Л. В., учитель английского языка МОУ Заворонежской средней общеобразовательной школы Мичуринского района Тамбовской области Интернет ресурс http://www.openclass.ru/node/103415


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Дифференцированный подход в обучении английскому языку"

Статья: "Дифференцированный подход в обучении английскому языку"...

Статья "Дифференцированный подход в обучении английскому языку"

Статья содержит определение дифференцированного подхода, задачи ,основные формы и приемы...

Доклад на тему Дифференцированный подход в обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе

Основные задачи дифференцированного подхода в обучении английскому языку...

Дифференцированный подход в обучении английскому языку.

Дифференцированный подход в обучении английскому языку....

Презентация "Дифференцированный подход в обучении английскому языку".

Презентация "Дифференцированный подход в обучении английскому языку"....

Дифференцированный подход к обучению английскому языку в средней школе.

Данный материал содержит примеры дифференцированного подхода на уроках английского языка в средней школе....