мастер класс на курсах повышения квалификации КФУ
учебно-методический материал по английскому языку на тему
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материалы по мастер классе на тему "Педагогические основы проектной деятельности школьников", который я провела
06.12.2016 на курсах ИРО РТ в рамках работы на РИП.
Надеюсь Вам будет интересно и полезно ознакомиться с содержанием материалов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер класс курсы повышения квалификации КФУ | 869.87 КБ |
текст мастер класса | 38.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности и функции проектной деятельности учащихся 2
Учит применять базовые знания и умения Стимулирует самостоятельную познавательную деятельность Позволяет рассмотреть сложные объекты с точки зрения нескольких наук Привлекает детей к социально значимой, созидательной деятельности Решает задачи индивидуально ориентированного образования Педагогические задачи проектной деятельности 3
Демократичный руководитель Консультант Помощник Тьютор Роль педагога 4
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОМПОНЕНТЫ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ 5
КОМПОНЕНТ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С ВЫЯВЛЕНИЕМ И УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПРОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ИЛИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОДУКТА , ОБЛАДАЮЩЕГО ОБЪЕКТИВНОЙ ИЛИ СУБЪЕКТИВНОЙ НОВИЗНОЙ. ЭТО ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕШЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ. ЦЕЛИ,ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ И ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ УЧ-СЯ В ХОДЕ ТЕОРЕТИЧЕКОЙ ПРОРАБОТКИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИ УЧАСТИИ УЧИТЕЛЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 6
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта , состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. процесс выработки новых знаний. Исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний , один из видов познавательной деятельности. Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи. 7
ВИДЫ ПРОЕКТОВ УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ 8
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПРИЗНАК ВИДЫ ПРОЕКТОВ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА *ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ *КОНСТРУКТИВНЫЙ *ТВОРЧЕСКИЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ *МОНОПРЕДМЕТНЫЙ *МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ *ВНЕПРЕДМЕТНЫЙ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ *ИНФОРМАЦИОННЫЙ *ИГРОВОЙ *ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПО ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА *ВНУТРИКЛАССНЫЙ *ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ *РЕГИОНАЛЬНЫЙ *МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА *ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ *ГРУППОВОЙ *КОЛЛЕКТИВНЫЙ 9
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПРИЗНАК ВИДЫ ПРОЕКТОВ ПО ВОЗРАСТНОМУ СОСТАВУ *ОДНОВОЗРАСТНОЙ *РАЗГОВОЗРАСТНОЙ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ *МИНИ-ПРОЕКТ *ЧЕТВЕРТНОЙ *ПОЛУГОДОВОЙ *ГОДОВОЙ *МНОГОЛЕТНИЙ ПО БАЗЕ ВЫПОЛНЕНИЯ *ШКОЛЬНЫЙ *ВНЕШКОЛЬНЫЙ ПО НАЗНАЧЕНИЮ *УЧЕБНЫЙ *ЛИЧНЫЙ *СЕМЕЙНЫЙ *ОБЩЕСТВЕННЫЙ *ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ 10
Банк проектов Фразеологизмы английского, русского и татарского языков и способы их классификации Омофоны в английском, русском и татарском языках Концепты «война» и «мир» во фразеологии английского, русского и татарского языков Фразеологизмы английского, русского и татарского языков и литературно-художественные образы Национальное и интернациональное во фразеологии английского, русского и татарского языков Лакуны во фразеологии английского, русского и татарского языков Этимология фразеологизма как отражение истории народа Реалии повседневной жизни во фразеологизмах английского, русского и татарского языков 11
Банк проектов *«Интерпретация легенды о Пигмалионе в пьесе Б. Шоу «Пигмалион» и в повести В.Казакова «Роман Флобера»; *«Англицизмы в русском и татарском языках»; *«Чеховские традиции в литературе 21 века (на примере анализа рассказов А.П. Чехова «Тоска», Р. Мухаммадеева «Глаза души», Элис Монро, «Лицо»);* «Интерпретация средневековой легенды о Фаусте в произведениях И. Шписа , И.В. Гёте, М. Суэнвика ; *«Особенности восприятия поэтического текста русской литературы носителями русского и татарского языков»; *«Юмор в творчестве английского писателя Колоина Веста»; *«Сопоставительный синтаксис русских и татарских народных примет» 12
ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗНАНИЯ; ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОИСК; ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ ИНТЕРЕС К ПРОБЛЕМЕ И ПОТРЕБНОСТЬ В ЕЁ РЕШЕНИИ ФОРМИРОВАНИЕ УУД УЧАЩИХСЯ ЛИЧНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ(А НЕ ОБЪЕКТНОЙ) ПОЗИЦИИ УЧЕНИКА ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И ОСУЩЕСТВИМОСТЬ ПРОЕКТА 13 ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СООТВЕТСТВИЕ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ ДЕТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАННЕЕ ПРИОБРЕТЕННЫХ УУД ПРИ РЕШЕНИИИ ПРОБЛЕМЫ ДИАЛОГОВЫЙ ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА НАЛИЧИЕ НЕОБХОДИМЫХ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 14
ДЕТИ НАХОДЯТСЯ В ЦЕНТРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРОЕКТ ИМЕЕТ ЧЁТКИЕ ЦЕЛИ И КОНКРЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧ-СЯ ВКЛЮЧАЮТСЯ В РАЗНООБРАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ДР.) ДЕТИ УЧАСТВУЮ В РАЛИЧНЫХ ВИДАХ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТЫ ИМЕЮТ СВЯЗЬ С РЕАЛЬНЫМ МИРОМ ДЕТИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ИНФ. ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЕ УУД ПРИМЕНЯЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА 15 ХАРАКТЕРИСТИКИ УСПЕШНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОТРЕБНОСТЬ ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ИДЕИ ОЦЕНКА ИДЕЙ РАЗРАБОТКА ЛУЧШЕЙ ИДЕИ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ АПРОБИРОВАНИЕ ОЦЕНКА (Павлова М.Б., Питт Дж. «Дизайн-подход как основа обучения») 16 ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Линейная структура
17 *Подготовка к проекту *Организация участников проекта *Выполнение проекта *Презентация проекта *Подведение итогов (Лебедева М.Б., Шилова О.Н. «Проектная деятельность в профориентационной работе и социализации детей-сирот») конструкторский педагогический
ЗАПУСК ПРОЕКТА ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС «ЗВЕЗДОЧКА ОБДУМЫВАНИЯ» ГРАФИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ (СРАВНИТЕЛЬНАЯКАРТА,ПРИЧННАЯ КАРТА, КЛАСТЕР, СПИСОК ФАКТОРОВ, СПИСОК ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ АРГУМЕНТОВ ) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ 18 Средства и способы организации проектной деятельности
19 КАКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮТ НА ПОЯВЛЕНИЕ ПОСЛОВИЦ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ РЕАЛИИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РЕЛИГИЯ ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ ГЕОГРАФИЯ Имена собственные КЛАСТЕР
КАРТА ПРИЧИН 20 ПОЧЕМУ МЫ СРАВНИВАЕМ ЯЗЫКИ (КУЛЬТУРЫ )? УЗНАТЬ, ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ЯЗЫКИ (НАЦИОНАЛЬНОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ В ЯЗЫКАХ) ИЗУЧИТЬ ИСТОРИЮ ЯЗЫКОВ (ЯЗЫКОВЫЕ ГРУППЫ) УЗНАТЬ ОСОБЕННОСТИ ГРАММАТИКИ ЯЗЫКОВ ИЗУЧИТЬ РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ФРАЗЕОЛОГИИ УЗНАТЬ О ЗАИМСТВОВАНИЯХ /ЛАКУНАХ В ЯЗЫКАХ ИЗУЧИТЬ ЯЗЫКОВЫЕ/КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАН
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВИДЕОФИЛЬМ ЖУРНАЛ (ПЕЧАТНЫЙ/ЭЛЕКТРОННЫЙ/УСТНЫЙ) СПЕКТАКЛЬ СТЕНГАЗЕТА (ПЕЧАТНАЯ/ЭЛЕКТРОННАЯ/УСТНАЯ) МАКЕТ 21 ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ОГЛАВЛЕНИЕ КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ЭПИГРАФ ВВЕДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ/ ИСТОЧНИКИ ПРИЛОЖЕНИЕ 22 СТРУКТУРА ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТА
Презентация и защита проекта 23
ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ РЕЗУЛЬТАТЫ/ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И ЕЁ РЕЗУЛЬТАТАМИ РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СООТНОШЕНИЕ ЗАПЛАНИРОВАННОГО И РЕАЛЬНО ДОСТИГНУТОГО РЕЗУЛЬТАТА (ПРАКТЧЕСКИЙ ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 24
№ ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ФИО ФИО ФИО 1 АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ПРОБЛЕМЫ 2 ГЛУБИНА РАСКРЫТИЯ ТЕМЫ 3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ПРОЕКТА 4 КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРОЙНОСТЬ 5 ОБОСНОВАННОСТЬ ВЫВОДОВ 6 ПРАВИЛЬНОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ ОФОРМЛЕНИЯ 7 АККУРАТНОСТЬ И ДИЗАЙН ОФОРМЛЕНИЯ 8 УМЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ГРУППОЙ 9 УМЕНИЕ ИЗЛОЖИТЬ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ 10 УМЕНИЕ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ 11 УМЕНИЕ ЗАЩИЩАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ 12 ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА 25 ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ПРЕЗЕНТАЦИИ
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГ ОБЪЯВЛЯЕТ УЧАЩИМСЯ ТЕМУ ПРОЕКТА ИЛИ САМ СТАВИТ ПРОБЛЕМНУЮ ЗАДАЧУ ПЕДАГОГ ПРЕДЛАГАЕТ СВОИ ИДЕИ (ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ СОЗДАТЬ СИТУАЦИЮ, ПОСТАВИТЬ ВОПРОСЫ, ПОБУЖДАЮЩИЕ ДЕТЕЙ К ПОИСКУ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ) ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ - ЭТО НЕ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 26
ВЕБИНАРЫ КФУ 27
BRAINSTORM 28
Guess what idiom is hidden * ФИЛЬКИНА ГРАМОТА *КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ *МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ *КОНДРАШКА ХВАТИЛ *СЕМЬ ПЯТНИЦ НА НЕДЕЛЕ 29
IT’S INTERSTING TO KNOW THE SICK MAN OF EUROPE A BAKER’S DOZEN THE THREE GOLDEN BALLS TO LIVE LIKE A FIGHTING COCK TRUE AS COVENTRY BLUE WELSH UNCLE 30
IT’S INTERSTING TO KNOW (Чистай) хәерчесе кебек Мулла кызы кебек(ирон.) Ишан хәзрәт кебек (устар.) П ә йгәмбәр яшеңә җитү Юлчыдыр Аббас 31
English idiom Russian idiom Tatar idiom As fish in the net как рыба в сети ауга эл әк кән балык шикелле From mouth to mouth (by word of mouth) из уст в уста авызга авыз . Trample smb . underfoot втоптать в грязь аяк астына салып таптау As clear as day ( light ) Ясно как день көн кебек ачык Like priest like people Каков поп таков и приход (ирон.) Мулласы нинди мәхәләсе шундый . idioms with the same meaning and form 32
English idiom Russian idiom Tatar idiom a good Jack makes a good Gill у хорошей жены и плохой муж молодец(ирон.) Һəр бер ирнең үз Зөһрəсе бар. to blush like a rose зардеться как маков цвет комач кебек кызару to carry coal to New Castle ехать в Тулу со своим самоваром урманга утын тияп барыу to be born with a silver spoon in one ’ s mouth родиться в рубашке ишәк тушкергәнәдә туу (бәхәт йөзлеге белән туган ) idioms with а common sense but with а different form 33
phraseological forms coincide in pairs of languages In Tatar and in Russian ике тамчы су кебек - как две капли воды In Russian and in English Тихий как мышь(мышка) – as silent as a mouse In English and in Tatar to roar like a bull - ү гез кебек үкер ү as like as two peas песи кебек реветь как медведь 34
Спасибо за внимание ! 35
36
37
38
39
40
Предварительный просмотр:
(слайд № 1) Педагогические основы проектной деятельности школьников
06.12.2016
(выступление на курсах ИРО РТ в рамках работы на РИП)
Бикмиева Н.З.
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 140» г. Казани
(слайд № 2) Особенности и функции проектной деятельности уч-ся
В зависимости от характера учебной деятельности уч-ся можно выделить несколько уровней обучения: репродуктивный (работа по образцу), выполнение творческих заданий (решение конструкторских и технологических задач) и, наконец, творческие проекты (осуществление всех работ в комплексе). В последнем случае речь идёт о проектной деятельности, главная педагогическая цель которой – формирование ключевых компетенций, а именно формирование взаимосвязанных знаний, умений, способов деятельности, ценностных отношений, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости.
(слайд № 3) Проектная деятельность решает ряд важных педагогических задач:
*учит применять базовые знания и умения, усвоенные на уроках, для поиска и решения разнообразных социальных, семейных, личных проблем;
*стимулирует самостоятельную познавательную деятельность детей, когда они ищут способы решения поставленной перед ними проблемы, осваивая новую информацию и новые способы деятельности;
*позволяет рассмотреть сложные объекты с точки зрения нескольких наук, что стирает границы между школьными предметами, показывает уч-ся взаимосвязь между различными явлениями, приближая учебный процесс к реальным жизненным ситуациям;
*привлекает детей к социально значимой, созидательной деятельности, которая обеспечивает формирование различных социальных компетентностей, многих личностных качеств, профессиональных интересов;
*решает задачи индивидуально ориентированного образования.
Особенностью проектной деятельности является то, что дети сами выбирают проблему, которая их интересует, источники информации и способы решения задач. Проектная деятельность соответствует способностям детей и направлена на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.
Активная позиция ученика обусловлена тем, что в процессе проектной деятельности обеспечивается высокий уровень его субъектности, т.е. уч-к имеет возможность сам ставить цели, планировать исследование, разрабатывать проект, оценивать и защищать его. Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в ходе выполнения задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем.
Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм творческой исследовательской деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач. Уч-ся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной деятельности и работы в группах.
(слайд № 4) При организации проектной деятельности существенно изменяется и роль педагога. Это в первую очередь – демократичный руководитель, тьютор, помощник; соответственно уч-к выполняет роль активного участника, организатора собственной деятельности.
(слайд № 5) Для более четкого представления о сущности проектной деятельности следует уточнить ряд взаимосвязанных понятий. Прежде всего, следует различать понятия: проектное обучение, метод проектов, проектная деятельность. Разграничение их весьма условно, но оно позволяет показать многоаспектность образовательного процесса.
Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент этой системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний и приобретение новых.
О проектном обучении можно говорить в том случае, если метод проектов является основным в процессе обучения, а все остальные методы играют вспомогательную роль.
(слайд № 6) И так, что что же такое проектная деятельность – это компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей уч-ся посредством проектирования и создания теоретического (идеального) или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются уч-ся и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при участии учителя.
Таким образом, понятия проектное обучение, метод проектов, проектная деятельность взаимосвязаны, а метод проектов и проектная являются компонентами проектного обучения.
Очень часто можно встретить сочетание проектная деятельность и исследовательская деятельность. Очевидно, что эти понятия взаимосвязаны, однако их следует различать. Безусловно, проектная деятельность имеет исследовательский характер, исследование является одним из необходимых этапов работы над проектом. В этом смысле проектная деятельность является более объёмным понятием.
Исследовательская деятельность - это процесс поиска неизвестного, поиск истины. Исследование не предполагает создание какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его проекта или прототипа. Исследование это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование подразумевает выдвижение гипотез, теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Цель исследовательской деятельности – уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей.
Проекты могут быть и без исследования. В проектной деятельности, как правило, не выдвигается гипотеза. Проект – это решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
(слайд № 7) Виды проектов
Многообразие содержания и способов организации проектной деятельности школьников обусловило необходимость появления различных классификаций. Прежде всего, различают учебные и социальные проекты.
Учебные проекты предусматривают самостоятельную учебную деятельность школьников по освоению и применению на практике новой информации в рамках изучаемых дисциплин. Как правило, эти проекты выполняются под руководством учителя.
Социальные проекты носят комплексный характер, т.е. связаны с различными сферами деятельности, выходящими за рамки учебных дисциплин. Соц. Проекты могут выполняться не только в школе, но и различных внешкольных объединениях. Социальные проекты предусматривают включение детей в социально значимую деятельность, в ходе которой уч-ся вступают в конструктивное взаимодействие с окружающим миром, приобретает социальный опыт. Конечно, деление на учебные и социальные проекты весьма условно, т.к. в рамках учебных дисциплин могут разрабатываться и выполняться проекты, имеющие высокую социальную направленность.
(Слайды 9-10) Классификация проектов
Проекты можно разделить на некоторые виды в соответствии с наиболее значимыми. Очевидно, что классификация проектов весьма условна, т.к. признаки проектов тесно взаимосвязаны и один проект можно охарактеризовать, используя разные признаки. (читать с экрана)
Знание и учёт признаков проектов позволяет нам педагогам и конечно, уч-ся, выбрать соответствующий конкретным условиям проект, который будет решать комплекс образовательных и социальных проблем, формируя у уч-ся различные универсальные учебные действия (УУД).
Давайте уточним особенности проектов по ряду основных признаков. Можно спросить у учителей, в чем особенности исполнительского проекта
*Исполнительский проект – когда проект выполняется при непосредственном руководстве учителя и уч-ся последовательно осуществляют рекомендации педагога о порядке действий. Можно спросить у учителей, на каком этапе целесообразно выполнять такого исполнительские проекты. Выполнение таких проектов неизбежно на начальном этапе использования проектной деятельности, т.к. у уч-ся недостаточно опыта для самостоятельного поиска. Но и в этом случае учитель не навязывает своего мнения, а вносит варианты для обсуждения совместных действий, показывая логику построения проектной деятельности, проходя вместе с детьми путь создания и реализации проекта.
*Конструктивный уровень проекта возможен тогда, когда уч-ся способны, обсудив с учителем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполнить проект.
*Творческий проект – если уч-ся сами выдвинули идею проекта, сами разработали план действий и реализовали его, создав реальный качественный, обладающий новизной продукт (можно привести пример про 5А класс и спектакль к Новому году).
У каждого проекта есть своя направленность. Она помогает учителю понять, на какие этапы деятельности следует обратить внимание, скорректировать задачи проекта, чтобы достичь поставленных педагогических целей.
А теперь, давайте вместе подумаем, в чем преимущества *индивидуальных проектов и групповых проектов
Преимущества индивидуальных проектов | Преимущества групповых проектов |
*Формируется чувство личной ответственности *Осваивается логика выполнения проекта от зарождения идеи до представления результат а и его оценки *Педагог может отслеживать достижения уч-ся на каждом этапе с точки зрения формирования УУД *Педагог может целенаправленно регулировать действия уч-ся | *Позволяют формировать коммуникативные учебные действия, навыки сотрудничества, взаимоуважение и взаимопонимание, чувство коллективной ответственности *расширяют сферу деятельности детей, обогащают их социальный опыт; *позволяют школьникам осваивать элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности; *Предусматривают создание микрогрупп, состав которых на каждом этапе может меняться, что осуществляет распределение заданий между микрогруппами и отдельными учениками; это, в свою очередь, даёт возможность ребёнку самоопределяться в выборе своей роли, действий, видов деятельности, входить в разные микрогруппы, выстраивая свой собственный маршрут и вступая во взаимодействие с разными учениками в зависимости от ситуации; *Повышают мотивацию за счёт возникновения соревнования, сравнения результатов между микрогруппами и уч-ся; |
Несомненно, что для успешной социализации ребёнку важно приобретать опыт участия и в индивидуальных, и в групповых проектах, т.к. в групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. В свою очередь, при организации групповой деятельности необходимо обеспечит индивидуальный подход, помогая выбрать задания в соответствие с уровнем возможностей уч-ся.
Привлекательной для уч-ся может быть работа связанная *с интеграцией нескольких предметов, особенно смежных, например английского (или др. ин.яз), русского и татарского языков, где можно найти больше точек соприкосновения.
*Продолжительность проектной деятельности определяется проблемой, которую должны решить дети. в свою очередь это зависит от возраста уч-ся и опыта их проектной деятельности. Очевидно, чтобы освоить логику данной деятельности, целесообразно начинать с проектных задач. В начальной школе проектная задача должна быть особенно привлекательной и быстрой для выполнения.
(слайды 11-12) Многие уч-ся могут испытывать трудности в выборе темы и вида проекта, особенно на начальном этапе обучения. Для решения этой проблемы учителю желательно иметь банк проектов с приложением примерных проектов с соответствующим решением, обеспечением и оформлением.
(Слайд 13) Требования и условия организации проектной деятельности уч-ся.
При подборе объектов проектной деятельности и её организации педагогу следует учитывать ряд требований, среди них наиболее существенными являются: (читать с экрана)
(слайд 14) Необходимо обеспечить следующие условия проектной деятельности: (читать с экрана)
Успешность реализации вышеизложенных принципов организации проектной деятельности в первую очередь зависит от характера взаимодействия педагога и школьников. Учителю важно уяснить, что он не объясняет материал, а создаёт условия для развития мышления уч-ся, их самообразования, стимулирования самостоятельной познавательной деятельности.
Ученик оказывается в ситуации, которая требует от него значительных усилий, преодоления определённых трудностей, т.к. готовые знания отсутствуют. Роль уч-ка в процессе проектной деятельности изменяется, но на всех этапах он выступает как субъект деятельность (он сам определяет проблему, ищет ответ на поставленный вопрос и принимает решения, выстраивает сотрудничество, оценивает и анализирует свою деятельность). Естественно, что степень самостоятельности детей в проектной деятельности различна. Она зависит от возраста детей, способностей к творчеству, подготовленности к конкретному виду деятельности, предыдущего опыта проектной деятельности, сложности проблемы, характера взаимоотношений уч-ся в коллективе. Поэтому от нас с вами требуется гибкость, мобильность, способность к анализу и импровизации.
Еще раз напоминаю, что одним из важнейших условий успешной проектной деятельности является знание возможностей каждого ребенка (индивидуальный подход к уч-ся). У каждого уч-ся может быть свой запланированный конечный результат и поэтому важно, чтобы каждый уч-ся закончил то, что было запланировано с педагогом.
Важно научить детей работе с различными информационными ресурсами: текстовыми, видеоматериалами, электронными (интернет ресурсами). Педагог направляет детей в поиске в поиске необходимой информации, на первом этапе обучает способам сбора информации, составлению библиографического списка.
Следует предусмотреть возможность организации взаимодействия со специалистами, которые могут предоставить необходимую информацию, дать полезные рекомендации + дети приобретают опыт взаимодействия с новыми людьми.
Выполнить проект – это не только собрать материал (информацию), но и применять добытые знания на практике (экскурсия, видеофильм, конференция и т.д.)
(Слайд № 15)
И так, каковы же основные характеристики успешной проектной деятельности. Большинство специалистов, занимающихся этой проблемой, например Поливанова К.Н. в своей книге «Проектная деятельность учащихся» даёт следующие характеристики успешной проектной деятельности: (читать с экрана).
(слайд №16) Этапы организации проектной деятельности школьников.
Проектную деятельность можно представить технологично. Я хочу представить лишь некоторые варианты этапов проектной деятельности.
Линейная структура: (читать с экрана).
Однако, творческие люди не всегда мыслят линейно, поэтому уч-ся могут варьировать последовательность действий. Данный подход организации работы над проектом помогает более глубокому пониманию содержания проекта, выбору и использованию необходимых средств, управлению деятельностью для достижения намеченных результатов.
(слайд № 17) Такие авторы как Лебедева М.Б. и Шилова О.Н. предлагают интегрировать два подхода работы над проектом конструкторский и педагогический и выделить следующие этапы: (читать с экрана).
(Приложение № 1) Один из вариантов определения этапов проектной деятельности у вас на столах и вы можете подробно ознакомиться с ним самостоятельно.
Название этапа | Деятельность педагога | Деятельность уч-ся |
| Обеспечивает добровольное включение детей в проектную деятельность, формирует потребность в решении актуальной для ребенка проблемы (проблемные ситуации, варианты проблемных вопросов), помогает сформулировать цель проекта, дать характеристику готового продукта | Обсуждает проблему или варианты проблем, принимает решение по поводу основной проблемы и формулирует цель проекта, определяет его социальную и личную значимость, даёт описание конечного продукта |
| Организует поиск и анализ информации, направляет поиск детей, задает вопросы, регулирует взаимодействие уч-ся с носителями информации | Выдвигает предположения о способах решения проблемы и поиске необходимой информации, собирает, обрабатывает, анализирует, систематизирует информацию, необходимую для разработки проекта |
| Организует поиск оптимального решения проблемы в ходе различных вариантов, регулирует процесс обсуждения, создаёт ситуации, задает вопросы для осознанного и правильного решения, организует выработку критериев оценки проекта, консультирует | Высказывает идеи, предположения, осуществляет анализ и оценку идей, определяет способы решения проблемы, обсуждает критерии оценки проекта, разрабатывает документации. |
| организует составление плана действий по реализации проекта, помогает определить условия и средства, необходимые на каждом этапе деятельности, консультирует, задает наводящие вопросы в случае затруднений и ошибочных намерений | Составляет план действий подбирает средства для их реализации, определяет возможные последствия предполагаемых действий, а так же тех, кто может оказать помощь в достижении оптимальных результатов |
| Контролирует выполнение намеченного плана, оказывает поддержку, помощь в случае затруднений, регулирует взаимодействие детей | Выполняет намеченный план, соотносит свои действия с проектом и планом, вносит коррективы в процесс деятельности |
| Организует оценку выполненной работы в соответствии с планируемым продуктом и критериями его оценки, помогает детям выявить недостатки и возможные пути их устранения, успешно завершить намеченную работу | Осуществляет самооценку своей работы, выявляет недостатки по сравнению с запланированным результатом, вносит изменения, устраняет недостатки, завершает оформление результатов проектной деятельности. |
| Помогает определить цель презентации, выбрать форму, презентации, способы взаимодействия с аудиторией, подбирает экспертов, готовит критерий оценки. Контролирует процесс представления результатов проектной деятельности, показывая достоинства полученного продукта, подчеркивая достижения каждого ребёнка; дополняет действия детей высказываниями и наводящими вопросами | Обсуждает форму презентации, представляет и защищает полученный в ходе проектной деятельности продукт, результат; доказывает наличие необходимых характеристик полученного продукта, показывает его преимущества, пользу для себя и окружающих; представляет тех, кто помог в достижении намеченного; отвечает на вопросы присутствующих на презентации |
| Подбирает методики для анализа и рефлексии проектной деятельности детей с учетом планируемых результатов и уровня освоения УУД; побуждает каждого ребенка к объективной оценке собственных достижений и осознанию социальной значимости выполненной работы; помогает определить перспективы | Отвечает на вопросы, высказывает мнение о достижениях, успехах и трудностях, недостатках и их причинах; определяет перспективы для своего дальнейшего личностного развития и организации проектной деятельности |
Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. в книге «Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах» обобщают различные подходы в определении этапов проектной деятельности и выделяют следующие этапы проектной деятельности: 1. мотивационно-целевой; 2. Исследовательский; 3. Проектировочный; (работа с распечатанными материалами 4. Технологический; 5. Практический; 6. контрольно-корректирующий; 7. Презентационный; 8. Аналитико-рефлексивный.
Хочу лишь обратить ваше внимание на выделенную информацию, чтобы еще раз напомнить о характере деятельности педагога в ходе организации проектной деятельности. (Прочитать подчёркнутые слова по таблице № 1)
Сравнивая различные варианты определения этапов проектной деятельности, можно увидеть, что авторы предлагают сходную логику построения проектной деятельности школьников. Различия чаще всего связаны со степенью детализации рассмотрения этих этапов, особенностями учебного предмета, вида проектной деятельности.
(Слайд № 18) Средства и способы организации проектной деятельности
Мне бы хотелось отметить наиболее важные и своеобразные педагогические средства, которые используются при организации проектной деятельности детей. Прежде всего нам необходимо продумать запуск проекта – рассказ о привлекательной перспективе проекта, заинтересовать уч-ся, чтобы они осознанно и добровольно включились в работу.
Важнейшим приёмом в проектной деятельности является вопрос. Вопросы педагога, детей друг к другу сопровождают весь процесс проектной деятельности. При этом важно, чтобы педагог добивался от детей самостоятельного мнения и ответа на вопрос.
Выделяют основополагающий вопрос, интересный для детей, не имеющий однозначного ответа, он мотивирует детей к познавательной деятельности, к поиску. Такой вопрос может стать основой запуска проекта.
По ходу выполнения проекта мы можем использовать самые разные вопросы:
Открытые (ДА/НЕТ), закрытые (Где, Кто, Когда…), альтернативные(особенно в случае затруднения), оценочные (высказать мнение о предложенной идее), проблемные (установление причинно-следственных связей – ПОЧЕМУ…), уточняющие(конкретизация информации), резюмирующие (подводящие к выводу/итогу – Я ПРАВИЛЬНО ПОНЯЛА, ЧТО…?)
Другим важным приёмом является «звёздочка обдумывания». Его суть заключается в постановке учителем и детьми вопроса, который в свою очередь, разбивается на подвопросы и определяет систему действий уч-ся. Теоретическая и практическая работа над этими вопросами позволяет приблизиться к решению главной проблемы.
Невозможно осуществить работу над проектом без «мозгового штурма», когда уч-ся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения.
В поиске ответов на проблемные вопросы, сборе и обработке информации в процессе проектной деятельности помогают графические способы: кластер, сравнительная карта, концептуальная таблица, причинная карта, список факторов, список положительных и отрицательных аргументов и т.д.
(Слайд № 19)
(открывать по щелчку) На экране вы видите некоторые примеры графических способов: кластер (на схеме представлена система запросов, которые можно использовать при поиске информации). Давайте вместе подумаем, какие факторы влияют на появление и закрепление в языке тех или иных фразеологических единиц.
(Слайд № 20)
(открывать по щелчку) Еще один графический способ поиска ответов на проблемные вопросы «Карта причин». Давайте вместе подумаем, почему мы можем сравнивать языки (культуры).
(Слайд № 21)
При проектном обучении на менее важно выбрать форму представления результатов работы. Это могут быть (читать с экрана – ПРЕЗЕНТАЦИЯ, ВИДЕОФИЛЬМ, ЖУРНАЛ (ПЕЧАТНЫЙ/ЭЛЕКТРОННЫЙ/УСТНЫЙ), СПЕКТАКЛЬ, СТЕНГАЗЕТА (ПЕЧАТНАЯ/ЭЛЕКТРОННАЯ/УСТНАЯ), МАКЕТ, СПЕКТАКЛЬ).
(Слайд № 22)
В ряде случаев возникает необходимость письменного оформления учащимися результатов проектной деятельности. Можно представить следующую, наиболее распространённую структуру оформления проекта (читать с экрана)
(Слайд № 23) Презентация и защита проекта
Презентация и защита проекта являются одним из значимых этапов для детей. Это эффективное средство самореализации уч-ся, формирования у него уверенности в своих силах, мотивации учения, способ стимулирования его дальнейшей исследовательской деятельности. Важно помочь подобрать уч-ся доступный, но в то же время яркий вариант представления каждым учеником своих достижений. Если это групповой проект, то необходимо показать вклад каждого в общий результат. Презентация результатов проектной деятельности может проходить при участии тех людей, кому они будут полезны, кем будут востребованы, включая родителей, друзей.
(Слайд № 24) Оценка и анализ проектной деятельности школьников
Управление проектной деятельностью школьников предполагает отбор специальных критериев, средств оценивания и анализ её результатов.
Целесообразно осуществлять оценку и анализ проектной деятельности детей в двух аспектах: её результаты и эффективность организации.
Результаты проектной деятельности определяются следующими параметрами (читать с экрана)
(Слайд № 25) Оценочный лист
Процесс развития уч-ся, овладение УУД можно зафиксировать на каждом этапе проектной деятельности. Для более удобной и систематизированной работы можно составить оценочный лист презентации, причём, этот оценочный лист можно использовать и для самооценки учащимися своего проекта. Шкала баллов может от 3 – высокий уровень, 2- средний, 1- низкий.
При подведении итогов можно так же использовать лист отзывов (интересные, впечатляющие моменты, вопросы, раскрытые наиболее полно, нестандартно; уточнения, мнения, пожелания; главные выводы).
(Слайд № 26)
Авторы, занимающиеся проблемой проектной деятельности, анализируя работу педагогов, обращают наши с вами внимание на ряд ошибок при организации проектной деятельности:
*педагоги объявляют уч-ся тему проекта или сами ставят проблемную задачу, вместо того чтобы создать ситуацию выявления значимой для уч-ся проблемы или предложить банк проектов, предоставляя детям возможность сделать самостоятельный выбор;
*взрослые предлагают свои идеи, вместо того, чтобы создать ситуацию, поставить вопросы, побуждающие детей к поиску путей решения проблемы;
*педагоги дают творческое задание для закрепления изученного материала, ошибочно называя эту работу выполнением проекта;
*творческую деятельность уч-ся учителя принимают за работу над проектом (творческая работа может выполняться самостоятельно на основе имеющихся и освоенных раннее способов деятельности; проектная деятельность также является творческой, но связана с решением проблемы, приобретения дополнительной информации и освоения новых способов деятельности по ходу работы над проектом);
*реферат (доклад, систематизацию знаний из различных источников) педагоги представляют как проектную работу. Но мы помним, что в проектной деятельности в отличие от реферата, представлен авторский взгляд на решение поставленной проблемы, в том числе на основе изучения литературных источников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме "History of Economic Thought. Mixed Economy as the Result of its Development" для слушателей республиканских курсов повышения квалификации преподавателей СПО, БИРО 2008 г.
Содержание методической разработки Пояснительная записка Методическая карта занятия Обеспечение занятия Структура занятия План занятия ...
Мастер класс на курсах повышения квалификации
Мастер класс...
"Вкусное и красивое лакомство для неожиданных гостей" мастер-класс для слушателей курсов повышения квалификации НОУ ДПО "Центр социально-гумманитарного образования"
Мастер-класс проводился на Республиканском семинаре-практикуме "Инновационные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС ОО"...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...
2.8. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия).
Сценарий открытыхо мероприятий-пройдите по ссылке:https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2018/04/02/kazhdyy-paren-voin-bravyy https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/...
3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия).
3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия). Региональный уровень дата Лекция &laqu...