Рефлексия на уроках иностранного языка
статья по английскому языку по теме

Бакирова Эндже Фаритовна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon refleksiya_na_urokah_inostrannogo_yazyka.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

БАКИРОВА Э. Ф.

РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

(МБОУ «Городская гимназия города Димитровграда Ульяновской области») 

        В свете требований ФГОС претерпевает изменения структура современного урока. Обязательными становятся следующие этапы урока: актуализация знаний, создание проблемной ситуации и целеполагание, планирование, открытие и применение нового знания, контроль и коррекция результатов, заключительный этап с рефлексией.

       На заключительном этапе традиционного урока основную оценку деятельности даёт учитель, при этом важна именно предметная оценка. В соответствии с ФГОС, учителю принадлежит роль управляющего учебным процессом, а для эффективного управления необходима постоянная обратная связь с учащимися. В структуре урока, соответствующего требованиями ФГОС, РЕФЛЕКСИЯ деятельности является обязательным заключительным этапом урока, на котором соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности. Задача учителя [2, с.8]: -инициировать рефлексию учащихся по поводу их психоэмоционального состояния, мотивации их деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Именно из анализа рефлексии учитель может и должен определить цель для следующего урока

       Рефле́ксия (от позднелат. reflexio —обращение назад) — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий, деятельность самопознания. В конечном счёте -  осознание практики. Результатом является умение учащихся анализировать и оценивать успешность своей деятельности. При этом важны не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Технологичных и эффективных приёмов, направленных на творческое применение накопленных знаний очень немного.

       Классификация рефлексии [1, с.3]:

       1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

1. Прием со смайликами. Учащимся предлагаются карточки с изображением трех смайликов: веселого, нейтрального и грустного: «Choose the drawing that reflects your spirits”; 2. Прием «Букет настроения». If you liked the lesson and you learned something new, then fix your flower to the vase, the blue one – if you did not like the lesson, the red one – if you liked the lesson. 

     2. Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом, сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. 1.Прием «Лестница успеха». Ученик сам оценивает, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока; 2. Прием «Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала, - зелёный лист – нет ошибок,- жёлтый лист – 1 ошибка, -красный лист – 2-3 ошибки. 3. «Ключевые слова». Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и предлагает: 1) в группе, либо в паре методом мозговой атаки дать общую трактовку этих слов и предположить, как они будут использоваться в тексте; 2) в группе либо индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предлагаемые слова. При ознакомлении с исходным содержанием текста, учащиеся сопоставляют  «свою» версию и версию оригинального текста.

4. «Я сделал!». Учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного упражнения, задания, вида деятельности.

       3.Рефлексия содержания учебного материала

Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.

1.Прием незаконченного предложения, тезиса, которые необходимо дополнить. Например: Сегодня я узнал… Было интересно…Было трудно…

Я считаю, что урок был полезен для меня потому, что…  Я думаю, мне удалось.. 

2.Таблица: на доске таблица со знаками

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/21656849.jpg

3."Три М"

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

4. Прием рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым. Покажем правила написания синквейна:

5. Прием рефлексии «подведение итогов». Каждый ученик формулирует итоги урока, используя схему, где он соединяет и обобщает свои впечатления, знания, умения.

Finish the sentences:

http://festival.1september.ru/articles/611193/img1.gif

Подводя итог, хочется подчеркнуть, что РЕФЛЕКСИЯ деятельности является обязательным заключительным этапом урока. С одной стороны, рефлексия - это оценивание детьми своего психоэмоционального состояния на уроке, уровня мотивации, уровня комфортности, с другой стороны, своего рода обратная связь, возможность получить лаконичную информацию о степени «погружения» учеников в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Спирина И. С. Рефлексия на уроке иностранного языка. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy yazyk/library/2016/09/07/refleksiya-na-uroke-inostrannogo

2. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. - Псков: ПГПИ им.С.М.Кирова, 2004. - 216 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)...

Доклад "Рефлексия содержания учебного материала на уроках иностранного языка"

В докладе рассказывается о различных приёмах рефлексии на уроках иностранного языка....

Рефлексия на уроке иностранного языка

В данной презентации представлены типы, формы, виды ,функции рефлексии, её структура, классификация, приемов рефлексии....

Презентация Рефлексия как этап современного урока иностранного языка.

Рефлексия как этап современного урока иностранного языка....

Билингвальный урок как средство обучения второму иностранному языку. Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Модернизация школьного образования в нашей стране обусловлена целым рядом объективных обстоятельств. В условиях, когда человек должен уметь сосуществовать в поликультурном пространстве, язык является,...