Рефлексия на уроках иностранного языка
статья по английскому языку по теме
Предварительный просмотр:
БАКИРОВА Э. Ф.
РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
(МБОУ «Городская гимназия города Димитровграда Ульяновской области»)
В свете требований ФГОС претерпевает изменения структура современного урока. Обязательными становятся следующие этапы урока: актуализация знаний, создание проблемной ситуации и целеполагание, планирование, открытие и применение нового знания, контроль и коррекция результатов, заключительный этап с рефлексией.
На заключительном этапе традиционного урока основную оценку деятельности даёт учитель, при этом важна именно предметная оценка. В соответствии с ФГОС, учителю принадлежит роль управляющего учебным процессом, а для эффективного управления необходима постоянная обратная связь с учащимися. В структуре урока, соответствующего требованиями ФГОС, РЕФЛЕКСИЯ деятельности является обязательным заключительным этапом урока, на котором соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности. Задача учителя [2, с.8]: -инициировать рефлексию учащихся по поводу их психоэмоционального состояния, мотивации их деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Именно из анализа рефлексии учитель может и должен определить цель для следующего урока
Рефле́ксия (от позднелат. reflexio —обращение назад) — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий, деятельность самопознания. В конечном счёте - осознание практики. Результатом является умение учащихся анализировать и оценивать успешность своей деятельности. При этом важны не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Технологичных и эффективных приёмов, направленных на творческое применение накопленных знаний очень немного.
Классификация рефлексии [1, с.3]:
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
1. Прием со смайликами. Учащимся предлагаются карточки с изображением трех смайликов: веселого, нейтрального и грустного: «Choose the drawing that reflects your spirits”; 2. Прием «Букет настроения». If you liked the lesson and you learned something new, then fix your flower to the vase, the blue one – if you did not like the lesson, the red one – if you liked the lesson.
2. Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом, сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. 1.Прием «Лестница успеха». Ученик сам оценивает, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока; 2. Прием «Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала, - зелёный лист – нет ошибок,- жёлтый лист – 1 ошибка, -красный лист – 2-3 ошибки. 3. «Ключевые слова». Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и предлагает: 1) в группе, либо в паре методом мозговой атаки дать общую трактовку этих слов и предположить, как они будут использоваться в тексте; 2) в группе либо индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предлагаемые слова. При ознакомлении с исходным содержанием текста, учащиеся сопоставляют «свою» версию и версию оригинального текста.
4. «Я сделал!». Учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного упражнения, задания, вида деятельности.
3.Рефлексия содержания учебного материала
Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.
1.Прием незаконченного предложения, тезиса, которые необходимо дополнить. Например: Сегодня я узнал… Было интересно…Было трудно…
Я считаю, что урок был полезен для меня потому, что… Я думаю, мне удалось..
2.Таблица: на доске таблица со знаками
3."Три М"
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
4. Прием рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым. Покажем правила написания синквейна:
5. Прием рефлексии «подведение итогов». Каждый ученик формулирует итоги урока, используя схему, где он соединяет и обобщает свои впечатления, знания, умения.
Finish the sentences:
Подводя итог, хочется подчеркнуть, что РЕФЛЕКСИЯ деятельности является обязательным заключительным этапом урока. С одной стороны, рефлексия - это оценивание детьми своего психоэмоционального состояния на уроке, уровня мотивации, уровня комфортности, с другой стороны, своего рода обратная связь, возможность получить лаконичную информацию о степени «погружения» учеников в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Спирина И. С. Рефлексия на уроке иностранного языка. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy yazyk/library/2016/09/07/refleksiya-na-uroke-inostrannogo
2. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. - Псков: ПГПИ им.С.М.Кирова, 2004. - 216 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/21/picture-407501-1392986591.jpg)
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/28/picture-600689-1427520341.jpg)
Доклад "Рефлексия содержания учебного материала на уроках иностранного языка"
В докладе рассказывается о различных приёмах рефлексии на уроках иностранного языка....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/27/picture-412601-1393502523.jpg)
Рефлексия на уроке иностранного языка
В данной презентации представлены типы, формы, виды ,функции рефлексии, её структура, классификация, приемов рефлексии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/18/picture-108428-1366283984.jpg)
Презентация Рефлексия как этап современного урока иностранного языка.
Рефлексия как этап современного урока иностранного языка....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/25/picture-1465748-1679740229.jpg)
Билингвальный урок как средство обучения второму иностранному языку. Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка
Модернизация школьного образования в нашей стране обусловлена целым рядом объективных обстоятельств. В условиях, когда человек должен уметь сосуществовать в поликультурном пространстве, язык является,...