Рефлексия на уроке иностранного языка
методическая разработка по французскому языку на тему

Шихалева Ирина Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon refleksiya_na_uroke_inostrannogo_yazyka.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексия на уроке иностранного языка.

Сегодня изучение материалов Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения требует от учителя, проработавшего в школе много лет по традиционной программе, и от совсем молодого учителя, нетрадиционного взгляда на осуществляемый им образовательный процесс и на свой опыт работы в школе в целом.

В настоящий период, на мой взгляд, происходит внутренняя интенсивная, порой мучительная, мыслительная работа по принятию лично каждым из нас положений новых стандартов. Не все ясно, не все конкретно, а начинать применять новые подходы в работе уже нужно сейчас.

Стандарты требуют нестандартных подходов к образовательному процессу. Знакомясь с материалами ФГОС, мне было приятно отметить, что новое - это, оказывается, давно забытое добротное старое, что некоторые моменты моей педагогической деятельности вполне соответствуют новым стандартам, и даже имеется некоторый опыт, которым можно поделиться и представить на обсуждение.

Все новые подходы к обучению проходят проверку прежде всего на уроке. От качества организации каждого урока зависит успешность образовательного процесса в целом.  Обучение должно быть развивающим. Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Структура современного урока (по Леонтьеву О.И., Выготскому Л.С.):

  • Организационный момент.
  • Мотивация к учебной деятельности.
  • Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
  • Выявление места причины затруднения.
  • Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
  • Реализация проекта.
  • Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  • Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
  • Включение в систему знаний и повторение.
  • Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Из предложенной структуры я выделяю последний этап урока, т.к. считаю его очень важным, но не до конца разработанным. В примерных программах ФГОС второго поколения сказано, что развитие рефлексии выступает как осознание подростком собственных интеллектуальных операций, речи, внимания, памяти, восприятия и управление ими. Сегодня мне хотелось бы вместе поразмышлять о том, что такое рефлексия, как развить навыки рефлексивной деятельности у современного школьника, какие конкретные приемы существуют и что мне удалось ужу сделать в этом направлении.

Мне повезло, что я смогла вместе с коллегами из школы в январе 2009 года побывать на семинаре по рефлексивной модели урока в  МОУ СОШ № 3 п. Арамиль, где директором была Баева Любовь Ивановна,  она же учитель биологии. В этой школе собран и применяется богатейший материал по рефлексивной модели обучения. И каждый раз посещение этой школы надолго вдохновляет на продуктивное мышление и работу по предмету.  Позитивный опыт заразителен. Вот структура урока, которую предлагают коллеги из Арамиля:

Модель рефлексивного урока

Рефлексия (эмоциональная)

Мотивация

Целеполагание

Планирование

Учебная деятельность

Контроль и оценка

(рациональная рефлексия)

Отсюда мы видим, что рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

рефлексия настроения и эмоционального состояния

рефлексия деятельности

рефлексия содержания учебного материала

На своих уроках я провожу рефлексию настроения и эмоционального состояния в

4д, 4м и 8 классах. Дети обозначают смайликом настроение перед уроком.

Чтобы смайлики не были «одиноки», я оформила для детей лист наблюдений за подготовкой к уроку, по сути это рефлексия деятельности дома. Это таблица, где есть столбцы: дата, настроение, наличие д/з, наличие необходимых школьных принадлежностей. Для младших детей таблица проще, для восьмиклассников добавлены столбцы: тип д/з, затраты по времени, причина невыполнения д/з. Данные листы помогают при встречах с родителями, дают много информации для размышления. Ученики 4-х классов заполняют этот лист до урока с большим желанием на перемене перед началом урока, листы хранятся в кабинете. Это вид деятельности им очень нравится и дети из других языковых групп просят учителя завести подобные листы.

Конец урока в 4-ом классе мы проводим следующим образом: я задаю ученикам вопрос о том, каким бы могло быть сегодня д/з, мы совместно обсуждаем его содержание и записываем в дневник. Не учитель задает задание, а дети сам себе выбирают его. Для этого необходимо вспомнить практически все, что было на уроке, проанализировать, над чем еще потрудиться дома. Обсуждение не занимает много времени, все проходит динамично. В младших классах мы проводим игру на иностранном языке «Море волнуется раз», где морскую фигуру можно расколдовать только после ответа на вопрос «Что новое мы выучили сегодня на уроке?» Ответов всегда хватает на всех.  

С учащимися основной школы мы обсуждаем и вырабатываем критерии оценивания выполняемых заданий, так появились критерии оценивания монологического высказывания, чтения стихотворения наизусть, алгоритмы работы по чтению текста и заучиванию стихотворения. Мой принцип в работе – идти от детей, от возникающей потребности на уроке. Все разработки детей мы распечатываем и у каждого собирается  своя копилка работ. Благодаря этим совместным разработкам ученики могут сами объективно оценить свое качество работы.

В старших классах учащиеся ведут языковое портфолио. Необходимость в нем возникла сама по себе: мои ученики много и результативно участвуют в конкурсах и олимпиадах, у них много грамот, сертификатов, олимпиадных работ и пр. Вообще, что-то навязать современным детям сложно. В ведении портфолио мы видим смысл. Конечно, наполняемость, культура его ведения у всех разная. В прошлом году выпускница основной школы подготовила к экзамену свое портфолио и предъявила его комиссии. Было бы неплохо ввести как одну из возможных форм экзамена, как защита языкового портфолио на иностранном языке. Здесь мог бы ярко себя проявить одаренный ученик.

Ознакомившись со стандартными формами языкового портфолио, мы разработали свой вариант порфолио:

   

Структура портфолио:

  • Языковой паспорт
  • Правила пользователя портфолио
  • Языковая биография
  • Досье: примеры моих достижений в изучении языков
  • Листы самооценки (монологическая речь, диалогическая речь)
  • Памятки
  • Рефлексия
  • Страничка для родителей

По окончании 9 и 11 класса практически у всех учеников имеется языковое портфолио, которое мы дополняем полезной информацией:сводными таблицами с правилами чтения, с правилами спряжениями глаголов во всех временах, основными разговорными клише, таблицей уровней владения языком согласно Европейскому портфолио для того, чтобы в будущем можно было легче восстановить полученный в школе уровень знаний.

В заключении я могу сказать, что моя работа по освоению рефлексивной модели урока не завершена, не до конца приведена в систему. Нужно еще разработать рефлексию для родителей в портфолио детей, систематизировать уроки работы с портфолио в конце каждой темы, доработать в связи с этим рабочую программу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)...

Доклад "Рефлексия содержания учебного материала на уроках иностранного языка"

В докладе рассказывается о различных приёмах рефлексии на уроках иностранного языка....

Рефлексия на уроке иностранного языка

В данной презентации представлены типы, формы, виды ,функции рефлексии, её структура, классификация, приемов рефлексии....

Презентация Рефлексия как этап современного урока иностранного языка.

Рефлексия как этап современного урока иностранного языка....

Билингвальный урок как средство обучения второму иностранному языку. Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Модернизация школьного образования в нашей стране обусловлена целым рядом объективных обстоятельств. В условиях, когда человек должен уметь сосуществовать в поликультурном пространстве, язык является,...