мастер класс Технология проблемного обучения как способ повышения мотивации к учебе при обучении английскому языку.
учебно-методический материал по английскому языку (7 класс) на тему

Ольга Леонидовна Сорокина

В данном материале идет речь об использовании технологии проблемного обучения на уроках с целью повышения мотивации обучаемых к изучению иностранного (английского) языка и  сценарий работы с учителями на примере урока в 7 классе по теме ""Школьные друзя навсегда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс учителя английского языка                                                                         МБОУ «Школа №22» г. Абакана                                                      Республики.Хакасия                                                                                         Сорокиной Ольги Леонидовны

Тема: Технология проблемного обучения как способ повышения мотивации к учебе при обучении английскому языку.

               Представляя свой проект, я акцентировала  внимание на то, что приоритетным для меня в преподавании английского языка является  развитие коммуникативных способностей т.е. обучение общению, где речь является средством реализации цели. Любая педагогическая технология – это тоже средство обучения и усвоения определенного учебного материала. В проблемном обучении средством обучения общению на иностранном языке является проблемная ситуация.                                                                                        Общий принцип, на котором базируется эта технология, заключается в непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом обучаемого. Высокий уровень мыслительных способностей – это важнейший показатель всесторонне развитой личности. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающимся. Развивающим  обучением мы называем обучение, при котором учитель опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей своих обучаемых . Такое обучение и является проблемным.                                                                Задачи проблемного обучения  в поднятии уровня усвоения учащимися понятий и обучение не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач. И активность этой технологии в том, что ученик анализируя, синтезируя, обобщая, конкретизируя, классифицируя фактический материал сам получает из него новую информацию.                        Последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности учащихся в условиях проблемного обучения заключается в следующем:          

I этап

Возникновение проблемной ситуации

II этап

Осознание сущности затруднения и постановка проблемы

III этап

Нахождение способов решения (догадка, выдвижение предположений, обоснование)

IV этап

Доказательство гипотезы

V этап

Проверка правильности решения проблемы

Решение проблемы – это результат анализа новых фактов с опорой на прежние знания. Таким образом, процесс проблемного обучения делится на этапы, последовательность которых предопределена логикой мыслительного процесса, а отправной точкой является проблемная ситуация.        Проблемное обучение довольно широкое понятие, оно охватывает не только репродуктивную или поисковую деятельность обучаемых, а весь диапазон – от исполнительской до творческой. Исследовательский метод – один из путей реализации принципа проблемности.                                        В основе проблемного обучения лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем. Деятельность учителя состоит в том, что он давая в необходимых случаях пояснения содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность, так что  на основе анализа фактов, учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определения понятий, правила, самостоятельно применяют известные значения в новой ситуации (изобретают, планируют) или же, художественно отображают действительность.                                                                 В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия , путем выдвижения гипотез и их обоснования.                                                        Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопроса (задания). Проблемным является тот вопрос, который вызывает интеллектуальное затруднение у обучаемого. Он должен быть сложным на столько, что бы вызвать затруднение и в то же время быть посильным для самостоятельного нахождения ответа. Поэтому формулировка вопроса должна быть логически связана не только с новым, но и с прежними знаниями школьника.

Начало работы с учительской аудиторией.

Задание учителям:         

Коллеги, что бы зафиксировать этапы и содержание работы на каждом из них технологии проблемного обучения, предлагаю вам восстановить   соответствующую таблицу (разрезанный  раздаточный материал).

Предлагаю вашему вниманию творческие работы моих обучаемых 6-ых, и 7-ых  и 8-ых классов.

Я использую эту технологию уже третий год и могу сделать вывод, что повышается качество успеваемости по предмету (6 кл. 82%- 86%;                       7 кл. 44%- 57%;  8 кл.-60% -64%). С каждым уроком активность детей повышается, исчезает скованность при принятии решения поставленной проблемы, улучшается память, идет планомерный процесс обучения общению.  Я  предложила учащимся  анкету для выявления удовлетворенности учебным процессом, результаты следующие:

На вопрос «Нравится ли тебе изучать английский язык »-                                96% обучаемых ответили положительно.                                                         70%- идут на урок с хорошим настроением;                                                 30% - «когда как», но с плохим настроением не идет никто.                         11% - хотели бы сократить урок до 25 мин, для остальных урок проходит  быстро.

«Чувствуют ли дети усталость после урока» - иногда 2%, никогда -98%.

Практическая часть.

  1. Warming up.                                                                a)Please introduce yourself and tell some words about yourself as a friend. The task is one feature used only once.

b)Choose the card, please.

If you are for a lot of friends – you are in the 1st group,

If you are for the only friend – you are in the 2nd group.

c)Fill in the table.

The world “friend” has a broad meaning.

The following chart describes some of the levels of friendship in the USA and the UK. Describe the levels of friendship in your country, add, please some information you think to be important.

  1. I want you to discuss how many friends it is better to have only one or many?

I have two texts for you about Ted and Joy, please, read the texts and agree with children. Give your reasons: Why it is better to have a lot of friends and to have  only one.

  1. (Раздатьчистыелистыспословицами – A lot of friends take a lot of time. The more the better.)

At the top of your list you have proverb about friends, do you know any other proverbs?

A friend in need is a friend indeed (Другпознаетсявбеде).

Among friends all things are common (Удрузейвсеобщее).

One’s own earring to one’s dear friend (Длямилогодружкаисережкаизушка).

You may use them and find some more for you creative work: poster, wallpaper, postcard and so on.

  1. Now, it’s time to decide what problem we have solved today.
  1. Features of real friend
  2. How many friends to have
  3. To find proverbs about friends

Рефлексия.

Коллеги ка ученики вы прекрасно справились с заданиями. А теперь необходимо спланировать последний самый важный этап работы проблемной технологии. Как мы его назовем? (проверка решения проблемы)

Предложите форму творческой работы учащимся и помогите в подборе содержания.

Релаксация.

Нарисовать дерево и раздать яблочки разного цвета (красный, желтый и зеленый).

Задание:  Выберите яблочко напишите на нем три прилагательных отражающих ваше отношение к сегодняшнему занятию и украсьте наше волшебное дерево.

Спасибо, занятие окончено.

Приложение

безымянный050

безымянный052

безымянный051

безымянный053

 

Самоанализ мастер-класса

Цель данного мастер-класса – представление приемов и методовтехнологии проблемного обучения как способа повышения мотивации к учебе при обучении английскому языку.

Введение, постановка задачи.

Задачей моего мастер-класса являлось показать развитие коммуникативных навыков на основе использования приемов технологии проблемного обучения .

. Я хочу пояснить,что понятие «коммуникативные навыки» можно рассматривать в общекультурном аспекте как умение корректно общаться, а применительно к иностранным языкам, как развитие четырех видов деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. На сегодняшнем занятии я показала вам, как я использую индивидуально-групповую форму обучения используя приемы и методы проблемного обучения..

Выбор темы

При выборе содержания, форм и методов, использованных в мастер-классе, я ориентировалась на возможности учеников средней школы . Для выполнения задач мастер-класса были выбраны следующие методы: словесно-наглядный и метод практического применения теоретических знаний.Я использовала такие приемы, как  сравнение и описание, исследования и решения поставленной проблемы, а так же метод проверки решения проблемы. Логика построения  учебного занятия и используемые приемы позволили достичь поставленной цели и выполнить задачу мастер-класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТАТЬЯ ОТРАЖАЕТ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ DVD НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛ...

Проблемное обучение как способ повышения эффективности учебного процесса на уроках русского языка

Данная статья является обобщением применения технологии проблемного обучения на уроках русского языка, содержит конкретные примеры проблемных заданий, вопросов....

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка...

«Решение проектных задач, как способ повышения мотивации младших школьников к изучению английского языка»

Представление педагогического опытаучителя английского языкаМБОУ «Перхляйская ООШ»Рузаевского муниципального района РМСергуновой Н.И....

ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

Аннотация.В статье представлены первые шаги по апробации технологии смешанного обучения на базе общеобразовательного учреждения. Смешанное обучение позволяет повысить мотивацию к изучению иностранного...

Игровой подход в обучении как способ повышения мотивации обучающихся

Что наша жизнь?-Игра.Игра-естественный процесс для ребенка. В игре мы познаем мир чуть ли не с самого рождения. В статье идет речь о том как игра может помочь повысить эффективность обучения, сделать ...

Методическая разработка. «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах».

Методическая разработка «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах». В данной разработке содержится материал, который...