ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
статья (9 класс) на тему

Аннотация.
В статье представлены первые шаги по апробации технологии смешанного обучения на базе общеобразовательного учреждения. Смешанное обучение позволяет повысить мотивацию к изучению иностранного языка, так как у обучающихся появляются новые образовательные возможности, основанные на их активной позиции.

The paper presents the first steps in testing blended learning technology-based educational institution. Blended learning can increase the motivation to learn a foreign language, because there are new students educational opportunities based on their active position.

Ключевые слова: смешанное обучение, мотивация, дистанционное обучение, образовательные ресурсы, обучение в классе, обучения через Интернет, интерактивные методы.

Keywords: blended learning, motivation, educational resources, Distance Learning, Face-To-Face Learning, Online Learning, interactive methods.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kataeva_t.-so-_statya_.docx858.13 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

Катаева Т.А.

BLENDED LEARNING TECHNOLOGIE AS A WAY FOR INCREASING THE MOTIVATION TO STUDYING FOREIGN LANGUAGE.

Аннотация.
В статье представлены первые шаги по апробации технологии смешанного обучения на базе общеобразовательного учреждения. Смешанное обучение позволяет повысить мотивацию к изучению иностранного языка, так как у обучающихся появляются новые образовательные возможности, основанные на их активной позиции.

The paper presents the first steps in testing blended learning technology-based educational institution. Blended learning can increase the motivation to learn a foreign language, because there are new students educational opportunities based on their active position.

Ключевые слова: смешанное обучение, мотивация, дистанционное обучение, образовательные ресурсы, обучение в классе, обучения через Интернет, интерактивные методы.

Keywords: blended learning, motivation, educational resources, Distance Learning, Face-To-Face Learning, Online Learning, interactive methods.

В современном мире изучение иностранного языка становится всё престижнее. Это объясняется желанием получить работу в международных компаниях, участвовать в программах молодёжного международного обмена, обучаться за рубежом, путешествовать без переводчика. Но всё это в большей степени является стимулом для взрослого человека, но не для ребёнка.  Перспектива применения языка в будущем не слишком мотивирует обучающегося на активную деятельность. Е.П. Ильин к мотивам учебной деятельности относит все факторы, обусловливающие проявление учебной активности (потребности, цели, установки, чувство долга) [4]. Необходимо создать условия для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими детьми.  Ребенок должен стать главным субъектом учебного процесса, он на собственном опыте будет познавать мир, а учитель ему в этом поможет [2]. Что повышает мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка? Практика показывает это

  • проблемность заданий и ситуаций, творческая работа;
  • вовлечение обучающихся в самостоятельную работу на уроке [5];
  • привнесение игрового момента и интерактивности;
  • создание наглядно-дидактических пособий, интерактивных   плакатов;
  • электронные образовательные ресурсы, это и аудио/видео приложения к учебнику,  обучающие мультимедийные компьютерные программы;
  • образовательные программы онлайн, отличительной чертой которых является разнообразие и аутентичность материала, его доступность и нетрадиционная форма подачи;
  • общение с преподавателем через Scype, получение консультаций online, использование блогов и работа с подкастами;
  • контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.

Всё это успешно реализуется через технологию смешанного обучения, которая ориентирует нас на новый образовательный стандарт, на практико-ориентированное образование, на достижение планируемых результатов обучения: личностных, метапредметных и предметных.

В 2015 году на базе МБОУ «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области начала работу инновационная площадка по реализации технологии смешанного обучения. Смешанное обучение, blended learning, – современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения на основе принципов дифференциации, индивидуализации и персонализации, это сочетание трех составляющих: дистанционного обучения (Distance Learning), обучения в классе (Face-To-Face Learning) и обучения через Интернет (Online Learning) [3].  

Педагоги гимназии апробировали две модели группы «Ротация»: «смена рабочих зон» и «перевернутый класс». В режиме работы «перевернутый класс» обучающиеся получают в качестве домашнего задания электронный образовательный ресурс, учебное видео, или лекцию для изучения нового материала, а на уроке организуется практическая деятельность по отработке знаний, умений [1]. При реализации модели «смена рабочих зон» работа организуется внутри класса по группам. Для каждой группы создаётся своя зона - это зона непосредственного взаимодействия с учителем, зона работы с электронными ресурсами и зона работы в группе. Во всех зонах работа происходит по инструкции учителя. На таких занятиях сочетается групповая, индивидуальная, реальная и виртуальная работа обучающихся.

С какими трудностями мы столкнулись при проведении таких уроков? Прежде всего,  это тщательная подготовка к ним, планирование урока «от конца», составление для каждого обучающегося инструкции и маршрутного листа, подбор учебного видео, образовательных программ, создание собственных электронных ресурсов, разработок. Кроме того учитель должен учитывать психологические особенности детей, уровень мотивации, сформированности ИКТ-компетентности и регулятивных УУД (способность к самоорганизации), индивидуальные образовательные потребности, а также темп и ритм освоения учебного материала. Не все дети готовы к такому стилю обучения. При организации групп необходим дифференцированный подход. Обучение должно быть деятельностным и нацеленным на получение результата. При этом учитель становится коучером - наставником,  консультантом, помощником в решении задач. Большинство детей искренне заинтересовались этой технологией.

Готовясь к уроку, педагогу часто не удаётся найти нужный ресурс, так возник авторский приём «КВЕСТ».  Для урока: «Виртуальное путешествие по Германии. В поисках сокровищ» (цель: учить решать проблему поискового характера, используя коммуникативные навыки, знания страноведческого материала) были созданы 2 авторских интерактивных плаката «КВЕСТ по Германии». Обучающиеся получили опережающее задание - изучить проспекты немецких  городов. Квест (англ. quest), или приключенческая игра, бродилка - один из жанров компьютерных игр, представляет собой интерактивную историю с главным героем, а ключевую роль в игровом процессе играют решение задач, требующих от игрока умственных усилий, исследовательских умений. Квест - движение к цели через преодоление трудностей. Класс делится на 2 группы. Каждая группа согласно легенде движется по своей траектории к цели (1 команда – поиск принципа справедливости по Платону, 2 – поиск сокровища Старых Мастеров). Команды виртуально путешествуют по Германии с помощью подсказок (обрывки манускрипта), посредством смыслового чтения извлекают нужную информацию, находят город и в нём ключ и движутся дальше. Но подсказку надо заработать, выполнив творческое, поисковое задание от координатора. Собрав ключи, применив анализ, синтез, логику, участники игры определяют конечную точку местности и получают нужную информацию. Каждая группа имеет свой маршрутный лист, где отмечает приобретённые знания о жизни и достопримечательностях  Германии. От команд требуется креативность, смекалка и командное взаимодействие, что повышает мотивацию. Содержание и визуальный ряд интерактивного плаката «Квест» позволяет активизировать психологические механизмы понимания, способствует развитию ассоциативного мышления и эмоциональной памяти.

Legende

Ich heiße Otto Becker. Ich interessiere mich für Geschichte. Mich beunruhigt die Ungerechtigkeit in der Welt: der Reichtum und die Armut. Ich will zu den Quellen der Rechtspflege zurückkehren. Worüber  lautete das Gesetz? Die Enträtselung verbergt sich in den altertümlichen Traktaten von Platon und Marcus Cicero. Dazu soll ich mit Hilfe der Fetzen des Manuskriptes den schweren Weg durch Deutschland machen. Ich muss Prinzip der Gerechtigkeit finden. Um die Antwort zu finden, muss ich einige Stationen besuchen. Dort bekomme ich Schlüβel.

Алгоритм движения

ЗАДАНИЕ      ПОДСКАЗКА        ГОРОД         КЛЮЧ            ЦЕЛЬ

1.Team               Aufgabe 1.

Inzeniert den Dialog “Im Warenhaus”.

Zur Hilfe

  1. Seht Video http://yandex.ru/video/search?
  2. Seht den Dialog №30 (Bildungsprogramm “Deutsch Platinum DeLuxe” )
  3. Gebraucht Internet, Online-Übersetzer.

1.Team              Aufgabe 3.

Erfüllt einen grammatischen Test. “Deutsch    online”

http://www.de-online.ru/index/test_ 

Пример подсказки («обрывок манускрипта»), развитие смыслового чтения, извлечение нужной информации и подведение под понятия.

 

     В процессе работы над квестом происходит «смена рабочих зон» - обучающиеся, получив задания, смотрят видеоролики «В магазине», «В кафе», составляют по образцу диалоги, содержащие фоновую лексику и реалии страны изучающего языка или высказывания на заданную тему, выполняют грамматические тесты онлайн, ищут необходимую информацию, используя образовательные ресурсы (зона работы онлайн). Затем взаимодействуют с учителем, отвечая на задание, в случае правильного ответа получают следующую подсказку, ищут город, собирают ключи и приходят к цели. Обучающиеся заполняют маршрутный лист (зона работы в группе).Новый точечный рисунок

Die Stadt

Schlüβel

Quelle der Information.

Was gebraucht ihr?

Neue Information.

Was habt ihr erfahren?

1

2

Результат совместной деятельности – достигнутая цель поиска.

1 группа находит  классический принцип справедливости „Jedem  das Seine zu teilen“. - Каждому своё (лат. suum cuique (суум куиквэ).

2 группа - ответ на вопрос "Welches unschätzbare Werk der Alten Meister wurde in Deutschland bewahrt?" - «Die Sixtinische Madonna von Raffaelo».

На данном уроке осуществляется не только «смена рабочих зон» групп, но и смена речевой деятельности внутри группы (чтение, аудирование, говорение). В результате прохождения «Квеста» формируются у детей:

  • умение самостоятельно планировать, организовывать деятельность, ориентируя ее на конечный результат;
  • умение контролировать свой путь, время, место и темп обучения;
  • умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность;
  • умение выполнять разноуровневые задания (выход заданий внутри группы на общее).
  • умение работать в информационном пространстве;
  • отбирать информацию в соответствии с темой;
  • навык самостоятельной поисковой деятельности;
  • умение работать в «хаосе»;  
  • навык рефлексии и самоанализа.

Модель «смена рабочих зон» эффективна и при обучении грамматики.

Урок начинается с коллективной работы (фронтальной работы). Это этап прогнозирования темы,  определения цели и маршрута. В каждой «рабочей зоне» обучающийся получает инструкцию, при необходимости памятку.

Маршрутный лист 1 группы

 (более подготовленной).

Маршрутный лист 2 группы

(менее подготовленной).

  1. Зона работы в группе. Этап - «открытие» нового знания. Группе даются предложения на изучаемую тему. Индуктивный приём SOS "sammeln" – "ordnen"- "systematisieren” (собирать -упорядочивать-систематизировать). Вначале обучающиеся собирают фразы с грамматической структурой, которую нужно усвоить, потом анализируют и пытаются понять ее закономерности, а затем выводят самостоятельно правило, оформляют его. Для самооценки и проверки дети сравнивают своё правило с памяткой, которую учитель предоставляет в конце работы в этой зоне.
  2. Зона работы онлайн. Этап - первичное закрепление, самостоятельная работа с проверкой по эталону.  Используем Интернет- ресурс “Deutsch online” http://www.de-online.ru. Обучающиеся выполняют интерактивные грамматические упражнения с системой контроля, тестовые задания с выбором сложности, позволяющие самим определить уровень владения иностранным языком, прибегают при необходимости к теории, заложенной в программе.
  3. Зона работы с учителем. Этап включения нового знания в систему знаний. Учителем группе даётся ряд слов, необходимо составить связный рассказ, используя грамматический материал данной темы.
  4. Коллективная работа. Итоги. Синквейн. Рефлексия. Прием «Плюс-минус-интересно».
  1. Зона работы с учителем. Этап - «открытие» нового знания. Группе даются предложения на определённую грамматическую тему. Учитель обращает внимание детей на выделенные курсивом слова. Обучающиеся анализируют их, определяют границы незнания. С помощью коучера пытаются вывести правило, при затруднении педагог объясняет материал и даёт памятку для дальнейшей самостоятельной работы.
  2. Зона работы в группе. Этап - первичное закрепление, включение нового знания в систему знаний. Группе предлагается письмо другу по переписке, необходимо совместно найти в тексте грамматические ошибки на изученную тему, в помощь даётся памятка.
  3. Зона работы онлайн. Этап - самостоятельная работа с проверкой по эталону.  Выполнение интерактивных грамматических упражнений, тестовых заданий с системой контроля. Электронный ресурс TeachPro образовательная коллекция. Немецкий для школьников 5-9 классов.
  4. Коллективная работа. Итоги. Синквейн.  Рефлексия. Прием «Плюс-минус-интересно».

Смешанное обучение – универсальное средство реализации ФГОС, для него характерны новые образовательные возможности, персонализация образовательного процесса, активная позиция ученика, а, значит, и  повышение мотивации к учебной деятельности.

Литература

  1. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности. М.Л.Кондакова – к.п.н., директор Научно-исследовательского центра открытого образования; 
  2. Материалы вебинара «Основные модели высококачественного смешанного обучения»
  3. Костина, Е.В. Модель смешанного обучения (Blended Learning) и ее использование в преподавании иностранных языков / Е.В. Костина // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – Т. 1. № 2. –  С. 141–144.
  4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – C. 65, 68, 253
  5. Малинина И.А. Применение технологий смешанного обучения иностранному языку в высшей школе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27936

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы повышения мотивации к изучению иностранного языка с помощью аудиальных каналов восприятия

В век информационных технологий и больших возможностей усложняются задачи, поставленные перед образованием: все труднее мотивировать учащегося, достичь эффективных результатов в обучении.Одним из эффе...

Современные уроки и ИКТ, как способ повышения мотивации к изучению иностранного языка в начальной школе

Модернизация содержания школьного образования явилась стимулом для использования новых педагогических технологий при обучении английскому языку. Федеральные государственные стандарты общего образовани...

Статья "Создание ситуации успеха, как один из способов повышения мотивации при изучении иностранного языка"

В статье рассматриваются проблемы мотивации студентов при изучении иностранных языков в неязыковом ССУЗе, возникающие вследствии заниженной оценки значимости иностранного языка в профессиональной деят...

Презентация "Создание ситуации успеха, как один из способов повышения мотивации при изучении иностранного язык"

В статье рассматриваются проблемы мотивации студентов при изучении иностранных языков в неязыковом ССУЗе, возникающие вследствии заниженной оценки значимости иностранного языка в профессиональной деят...

Неделя иностранных языков- как способ повышения мотивации к изучению иностранных языков.

Неделя иностранных языков как одна из форм внеклассной работы по иностранному языку необходима для развития и поддержания интереса к изучению иностранного языка в школе, для развития творческих способ...

Геймификация – эффективный способ повышения мотивации к изучению иностранного языка

Что такое геймификация, в чем она проявляется и как это работает? Как использовать принцип геймификации на уроке английского языка....

Геймификация – эффективный способ повышения мотивации к изучению иностранного языка

геймификация -это уже показавший свою эффективность способ использования игровых технологий и элементов игры в неигровых процессах (образовании, бизнесе и др.) для привлечения пользователей в различны...