статья "Обучение чтению: работа с ключевыми словами
статья по английскому языку (8, 9, 10, 11 класс) на тему

В данной статье оворится о важности формирования умения определять ключевые слова, делить текст на синагмы. Также, расматривается алгоритм работы с текстом при выделении ключевых слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_klyuchevye_slova.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение чтению. Работа с ключевыми словами (9 – 11 классы).

Чтение имеет исключительно важное значение в системе обучения вообще и в системе обучения иностранному языку, в частности. Не секрет, что путь к выполнению заданий по любым предметам лежит через прочтение и понимание задания. Именно правильное понимание задания способствует его правильному выполнению.

C точки зрения обучения иностранному языку чтение, будучи одной из форм речевого общения, не только способствует овладению языком, но и является средством ознакомления обучающихся со страной изучаемого языка и его культурой.

Особенно возросло значение чтения, когда за единицу обучения во всех видах речевой деятельности все чаще стал приниматься текст. Так, при обучении устной речи основой считается монологический или диалогический текст, при обучении письменной речи – тексты различных письменных жанров. Конечно, при обучении этим видам, формам и жанрам речи невозможно миновать этап чтения текстов.

Наблюдение за работой учащихся и собеседование с ними выявили определенные проблемы. Так, учащиеся не имеют представления о цели чтения и рассматривают текст только как источник пополнения словарного запаса и изучения грамматики. Кроме того, в условиях тестирования, текущего или экзаменационного, учащиеся жалуются на недостаточное количество времени отведенного на выполнение задания.

Главным качественным определителем умения читать является понимание. Выработка навыков чтения ставит своей целью формирование техники мыслительных операций, связанной с внутренней, т.е. осмыслительной стороной чтения.  Это и догадка о значении слова по его формообразующим элементам, структуре предложения и контексту; определение смысловых связей слов в предложении и смысловых связей между предложениями и абзацами.

Сформированность навыков чтения подразумевает быстрое и точное узнавание как графических образов, так и лексико-грамматических единиц письменного текста, умение сегментировать текст и группировать слова внутри предложений, определять частеречную принадлежность слова.

Не менее важным является то, как учащиеся умеют отделять главное от второстепенного, точно и быстро понимать текст, включая текст задания. Ведь неправильно понятое задание ведет к его неправильному выполнению. Очень важно умение работать с текстом технически и правильно определять слова, являющиеся ключевыми с точки зрения самого задания. Здесь хотелось бы выделить несколько полезных советов, которые для учащихся носят характер обязательных:

  1. Помните, что к ключевым словам всегда относятся слова, содержащие в себе отрицание. Это могут быть отрицательные приставки (un-, in-, im-, il, ir, dis-, mis-) или суффикс (-less), непосредственно глагольное отрицание (not) или же слова с отрицательным значением (например, глаголы fail или ignore)
  2. Используйте карандаш – ошибочное выделение слова можно исправить.
  3. Сканируйте или просматривайте текст слева направо и наоборот, затем по диагонали.
  4. Подчёркивайте как можно меньше, так как избыточное подчеркивание усложняет поиск информации.

Сравните:

  1. The effects of lack of investments can be seen clearly in the state of the trains and the stations. The carriages are old-fashioned and generally in a bad state of repair, factors which put people off using public transport. People are often frightened to travel at night because there are no guards on the trains and the stations deserted.

  1. The effects of lack of investments can be seen clearly in the state of the trains and the stations. The carriages are old-fashioned and generally in a bad state of repair, factors which put people off using public transport. People are often frightened to travel at night because there are no guards on the trains and the stations deserted. [Sam McCarter, Tips for IELTS., Macmillan. 2010]
  1. Используйте простой код выделения разной информации. Например, рамку для самых важных слов: measures, подчеркивание для основных идей, зигзагообразную линию                                 - для деталей. Это поможет учащимся легче ориентироваться в текстах и, следовательно, выполнять задания быстрее и качественнее.

Примером применения приема ключевых слов может служить следующее задание, в котором выделяются следующие этапы:

  1. Учащиеся читают текст, обращая внимание на выделенные группы слов, затем определяют в них ключевые слова

For years, I was confused about my writing because I simply couldn’t carry out my teacher’s instructions. They were always telling me, “You must make a plan” and kept saying that my essays needed to “be more organised”. I found it very difficult to make an outline and then stick to it. My mind didn’t seem to work that way. I always had to start writing and sometimes write quite a lot before I knew where I might be going. That meant that I usually had to cut and do different drafts. Sometimes I would find that I had to start writing one section even if it was in the middle of the assignment, and then build up the whole thing slowly, in bits. In the end, it worked out, and now I seem to have found my own mix of a method. (From Objective IELTS, CUP)

  1. Учащиеся читают только выделенные слова, затем подбирают к тексту заголовок.

When I write I try to get down some headings that seem to relate to the question. At least they give me an idea of what topics and divisions my writing should have. But I’m not yet exactly sure if I have an argument. I start to write what I can under these headings and, as I go, I’m trying to find a way of joining all these parts together. When I have got my first draft like this, I will go back and put in bits that improve the links between the different parts. I may move some material around at this stage. Sometimes I have to cut out quite a lot because now that I am much clearer about my argument, I realize that not everything I originally thought was interesting is actually relevant or important. Gradually I fit the bits together to produce a well-structured argument. (From Objective IELTS Advanced, CUP)

Предложенные варианты заголовков:

  1. The grand plan writer
  2. The patchwork writer
  3. The architect writer
  4. The diver writer

Подавляющее большинство (90 процентов) учащихся выбирают правильный ответ – The patchwork writer.

  1. На заключительном этапе учащиеся получают аналогичные тексты (по вариантам) и работают с ними самостоятельно, выделяя ключевые слова. Затем они обмениваются своими текстами. Цель упражнения считается достигнутой, если партнер может быстро и правильно подобрать заголовок опираясь исключительно на ключевые слова к тексту, над которым работал его партнер.

Необходимо отметить, что данные приемы полезны не только при обучении чтению на иностранном языке. Так, они могут применяться при прочтении заданий, например, к аудированию или, еще шире, к чтению заданий и/ или текстов по любому предмету.

Библиография

  1. Колесникова И.Л., Долгина О.А., Англо-русский терминологический справочник, М., 2008
  2. Burgess S., Head K. How to Teach for Exams. Longman. 2005.
  3. McCarter S. Tips for IELTS., Macmillan. 2010.
  4. Michael Black, Annette Capel. Objective IELTS Advanced SB and WB, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Работа с ключевыми словами"

Научить делать комплексный анализ текста -один из основных задач словесника в наше время. Тексты по сложности бывают очень разные. Важный этап при работе над текстом -это нахождение ключевых сло...

Работа с ключевыми словами русской культуры на уроках русского языка в 5 классе

Работа со словом на уроках русского языка в 5 классе....

Виды работы со словарными словами на уроках чтения

Словарная работа на уроках чтения...

Методы и приемы работы с ключевыми словами текста на уроках русского языка и литературы

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы является эффективной формой развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, формирования навы...

9 класс Родной русский язык. Контрольная работа по темам, изученным в 1 четверти ("Ключевые слова русской культуры", "Развитие языка как объективный процесс", "Крылатые слова и выражения в русском языке", "Активизация процесса заимствования слов".

Задания составлены на основе материала учебника О.М. Александровой "Русский родной язык. 9 класс" по темам, изученным в 1 четверти: "Ключевые слова русской культуры", "Развити...