Формирование УУД в ходе развития критического мышления.
методическая разработка по английскому языку на тему
• Как стимулировать коммуникацию на уроке для эффективного формирования УУД?
• Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, делать выводы?
• Как научить применять знания, умения и навыки с учетом речевой ситуации?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование новых образовательных технологий. Критическое мышление. | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование УУД в ходе развития критического мышления
- Как стимулировать коммуникацию на уроке для эффективного формирования УУД?
- Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, делать выводы?
- Как научить применять знания, умения и навыки с учетом речевой ситуации?
Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. (Сергей Измаилович Заир-Бек)
«Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью» (Е.С. Полат)
Стратегии и качества включают: умения обработки информации, способность оценить информацию и определить правильная она или нет, способность рассмотреть альтернативные решения, учесть основанные на фактах мнения, способность делать выводы на основании фактов, воспринимать взаимосвязь событий и информации, решать проблемы и т.д.
Критическое мышление и ФГОС
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Планируемые метапредметные результаты обучения (извлечение)
Факторы, мешающие критическому мышлению:
- Confirmation bias: подгонка фактов под свои убеждения
- Attribution (self-serving) bias: уверенность в том, что плохие события случаются с нами исключительно из-за внешних факторов, а хорошие – из-за наших качеств, а со всеми другими людьми – наоборот
- Trusting testimonial evidence: вера в информацию, полученную от другого человека, даже когда нет фактов, которые ее подтверждали бы
- Провалы в памяти: заполнение провалов в памяти информацией, которая может быть неверна
- Принятие чужого авторитета без вопросов
- Обобщения на основе малого количества наблюдений
- Отказ признать недостаток собственного знания
- Совпадения: вера в то, что смежные во времени события обязательно связаны друг с другом, тогда как они могут быть просто совпадениями
Универсальные учебные действия:
- личностные;
- познавательные;
- регулятивные;
- коммуникативные
Личностные УУД
- Самоопределение – личностное, профессиональное, жизненное;
- Смыслообразование: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивами;
- Нравственно-этическая ориентация (нравственно-этическое оценивание, моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей).
Регулятивные УУД
- Целеполагание – постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся и тем, что еще неизвестно.
- Планирование – определение последовательности промежуточных целей для достижения конечного результата.
- Прогнозирование.
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.
- Коррекция.
- Оценка.
- Саморегуляция как способ к волевому усилию.
Познавательные УУД
- Общеучебные: самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия, смысловое чтение, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- Знаково-символические: моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов.
- Логические: анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Этапы формирования критического мышления на уроке
- Фаза вызова;
- Фаза осмысления;
- Фаза рефлексии
Развитие критического мышления: ход работы
- Фаза вызова: активизация знаний по теме, выявление их личностной важности для учеников, формулировка цели работы
- Возможные приемы: составление списка известной информации, обсуждение того, что уже ученики знают о данной теме/проблеме, предположения по заголовку, ключевым словам, картинкам, верные-неверные утверждения, перепутанный список событий и т.д.
- Фаза осмысления: на основе выявленного личностного смысла организуется работа с информацией, достижение цели работы
- Возможные приемы: поиск ответов на поставленные в первой части вопросы, маркировка текста, поиск ответов на while-reading questions, обсуждение и сравнение мнения одноклассников и т.д.
- Фаза рефлексии: систематизация полученного материала, соотнесение новой информации со старой, выработка личной позиции
- Возможные приемы: ответы на поставленные вопросы, формулировка и аргументирование собственного мнения, организация дискуссий, письменные работы.
Развития критического мышления: методы и приемы
- «Мозговой штурм»
- Цель использования:
- 1) выяснение того, что знают дети по теме;
- 2) набрасывание идей, предположений по теме;
- 3) активизация имеющихся знаний.
Стадия использования: фаза вызова.
«Корзина идей»
На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.(Стадия использования: фаза вызова).
“Верные и неверные утверждения”
- Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию.
- Выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока.
- На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.(Стадии использования: фазы вызова, рефлексии.)
«ИНСЕРТ»
Чтение текста с пометками:
+ я это знал,
- я этого не знал,
! это меня удивило
? хотел бы узнать подробнее.
Составление таблицы, выписываются основные положения из текста
Стадии использования: фаза осмысления
«Толстый и тонкий вопросы»
Метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работы.(Стадия использования: фаза осмысления и рефлексии.)
«Прогнозирование с помощью открытых вопросов»
- Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов:
- Что будет с героями дальше?
- Почему вы так думаете?
- Как выглядели герои?
- Опишите дальнейшие события и т. д.(Стадия использования: фаза осмыслении)
«Перекрестная дискуссия»
- По прочитанному тексту дается проблемный вопрос, не имеющий однозначного ответа.
- Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии.
- Делятся на группы с противоположным мнением.
- Высказываются разные точки зрения, доказываются.
- Аргументы одной группы – контраргументы другой.
- Группы сидят в разных частях класса. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии.(Стадия использования: фаза осмысления)
Советы методистов:
- не давать ученикам готовых решений;
- использовать задания без «единственно верного ответа»;
- использовать возможности для обмена идеями;
- сопоставлять и сравнивать как можно больше;
- классифицировать идеи, предметы и т. д.;
- идти от знания к оцениванию (см. таксономию Блума и примеры формулировок заданий: http://www.edpsycinteractive.org/topics/cognition/bloom.html).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)
Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология развития критического мышления....
Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)
Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...
Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха
В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Формирование иноязычного мышления системой принципов оптимизации технологии "Развития критического мышления" (авторская разработка с примером системы упражнений)
Из опыта преподавания. Систематическое применение этих принципов на практике позволяет перевести преподавание английского языка на более углублённый уровень, который перестаёт вызывать трудности у уча...