Формирование УУД в ходе развития критического мышления.
методическая разработка по английскому языку на тему

Елена Исаева

•      Как стимулировать коммуникацию на уроке для эффективного формирования УУД?

•      Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, делать выводы?

•      Как научить применять знания, умения и навыки с учетом речевой ситуации?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД в ходе развития критического мышления

  • Как стимулировать коммуникацию на уроке для эффективного формирования УУД?
  • Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, делать выводы?
  • Как научить применять знания, умения и навыки с учетом речевой ситуации?

Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. (Сергей Измаилович Заир-Бек)

«Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью» (Е.С. Полат)

Стратегии и качества включают: умения обработки информации, способность оценить информацию и определить правильная она или нет, способность рассмотреть альтернативные решения, учесть основанные на фактах мнения, способность делать выводы на основании фактов, воспринимать взаимосвязь событий и информации, решать проблемы и т.д.

Критическое мышление и ФГОС

Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Планируемые метапредметные результаты обучения (извлечение)

Факторы, мешающие критическому мышлению:

  • Confirmation bias: подгонка фактов под свои убеждения
  • Attribution (self-serving) bias: уверенность в том, что плохие события случаются с нами исключительно из-за внешних факторов, а хорошие – из-за наших качеств, а со всеми другими людьми – наоборот
  • Trusting testimonial evidence: вера в информацию, полученную от другого человека, даже когда нет фактов, которые ее подтверждали бы
  • Провалы в памяти: заполнение провалов в памяти информацией, которая может быть неверна
  • Принятие чужого авторитета без вопросов
  • Обобщения на основе малого количества наблюдений
  • Отказ признать недостаток собственного знания
  • Совпадения: вера в то, что смежные во времени события обязательно связаны друг с другом, тогда как они могут быть просто совпадениями

Универсальные учебные действия:

  • личностные;
  • познавательные;
  • регулятивные;
  • коммуникативные

Личностные УУД

  • Самоопределение – личностное, профессиональное, жизненное;
  • Смыслообразование: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивами;
  • Нравственно-этическая ориентация (нравственно-этическое оценивание, моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей).

Регулятивные УУД

  • Целеполагание – постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся и тем, что еще неизвестно.
  • Планирование – определение последовательности промежуточных целей для достижения конечного результата.
  • Прогнозирование.
  • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.
  • Коррекция.
  • Оценка.
  • Саморегуляция как способ к волевому усилию.

Познавательные УУД

  • Общеучебные: самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия, смысловое чтение, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • Знаково-символические: моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов.
  • Логические: анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Этапы формирования критического мышления на уроке

  • Фаза вызова;
  • Фаза осмысления;
  • Фаза рефлексии

Развитие критического мышления: ход работы

  • Фаза вызова: активизация знаний по теме, выявление их личностной важности для учеников, формулировка цели работы
  • Возможные приемы: составление списка известной информации, обсуждение того, что уже ученики знают о данной теме/проблеме, предположения по заголовку, ключевым словам, картинкам, верные-неверные утверждения, перепутанный список событий и т.д.

  • Фаза осмысления: на основе выявленного личностного смысла организуется работа с информацией, достижение цели работы
  • Возможные приемы: поиск ответов на поставленные в первой части вопросы, маркировка текста, поиск ответов на while-reading questions, обсуждение и сравнение мнения одноклассников и т.д.

  • Фаза рефлексии: систематизация полученного материала, соотнесение новой информации со старой, выработка личной позиции
  • Возможные приемы: ответы на поставленные вопросы, формулировка и аргументирование собственного мнения, организация дискуссий, письменные работы.

Развития критического мышления: методы и приемы

  •  «Мозговой штурм»
  • Цель использования:
  • 1) выяснение того, что знают дети по теме; 
  • 2) набрасывание идей, предположений по теме;
  • 3) активизация имеющихся знаний.

Стадия использования: фаза вызова.

«Корзина идей»

На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.(Стадия использования: фаза вызова).

“Верные и неверные утверждения”

  • Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию.
  • Выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока.
  • На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.(Стадии использования: фазы вызова, рефлексии.)

«ИНСЕРТ»

Чтение текста с пометками:
 + я это знал,
 - я этого не знал,
 ! это меня удивило
 ? хотел бы узнать подробнее.

Составление таблицы, выписываются основные положения из текста

Стадии использования: фаза осмысления

«Толстый и тонкий вопросы»

Метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работы.(Стадия использования: фаза осмысления и рефлексии.)

«Прогнозирование с помощью открытых вопросов»

  • Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов:
  • Что будет с героями дальше?
  • Почему вы так думаете?
  • Как выглядели герои?
  • Опишите дальнейшие события и т. д.(Стадия использования: фаза осмыслении)

«Перекрестная дискуссия»

  • По прочитанному тексту дается проблемный вопрос, не имеющий однозначного ответа.
  • Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии.
  • Делятся на группы с противоположным мнением.
  • Высказываются разные точки зрения, доказываются.
  • Аргументы одной группы – контраргументы другой.
  • Группы сидят в разных частях класса. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии.(Стадия использования: фаза осмысления)

Советы методистов:

  • не давать ученикам готовых решений;
  • использовать задания без «единственно верного ответа»;
  • использовать возможности для обмена идеями;
  • сопоставлять и сравнивать как можно больше;
  • классифицировать идеи, предметы и т. д.;
  • идти от знания к оцениванию (см. таксономию Блума и примеры формулировок заданий: http://www.edpsycinteractive.org/topics/cognition/bloom.html).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)

Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология  развития критического мышления....

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)

Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...

Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Формирование иноязычного мышления системой принципов оптимизации технологии "Развития критического мышления" (авторская разработка с примером системы упражнений)

Из опыта преподавания. Систематическое применение этих принципов на практике позволяет перевести преподавание английского языка на более углублённый уровень, который перестаёт вызывать трудности у уча...