Приемы формирования фонетических навыков на уроках английского языка в начальной школе.
статья по английскому языку на тему

В статье содержится обзор приемов формирования фонетических навыков на уроках английского языка в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Приемы формирования фонетических навыков на уроках английского языка в начальной школе.

                     Учитель английского языка МОУ СОШ №2 р.п Пачелма  Пензенской области

Медведева Елена Анатольевна

Знание ИЯ становится в современном обществе необходимой частью личной и профессиональной жизни человека. Это вызывает потребность в большом количестве граждан, практически владеющих одним или несколькими ИЯ и получающих в связи с этим реальные шансы занять в обществе более престижное положение.

Чем выше общественная потребность в знании языка и специалистах, владеющих одним или несколькими ИЯ, тем более значимыми становятся прагматические аспекты обучения предмету.При  этомк ИЯ, как ни к какому другому предмету, предъявляются особо высокие требования. Большинство людей считают, что знать ИЯ — значит владеть им на уровне родного языка.

 Самый видимый результат освоения иностранного языка – умение говорить на нем с хорошим произношением.

Владеть языком- это значит не только владеть грамматикой языка и иметь достаточный словарный запас, но также уметь произносить слова чужого языка так, чтобы речь была понятна носителям языка и содержала минимальное количество фонетических и фонологических ошибок.

Обучить орфоэпическому произношению основную массу обучающихся внеязыковых образовательных организаций практически невозможно (из-за малого количества часов и большой наполняемости классов, большого объема материала и не всегда положительной мотивации обучающихся), в условиях средней школы обучающийся имеет возможность   научиться  аппроксимированномупроизношению.

ФГОС начального общего образования реализуется с 2011 года. С сентября 2012 года во 2-х классах началось обучение иностранному языку по новому стандарту.

Так, предполагается, что осваивая фонетическую сторону речи, выпускник начальной школы научится:

– различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка, соблюдая нормы произношения звуков;

– соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;

– различать коммуникативные типы предложений по интонации;

– корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.

В современной лингвистике термин «произношение» имеет два толкования: узкое и широкое. В узком смысле это произношение только звуков речи. При широком толковании этого термина он охватывает все компоненты фонетического строя языка: звуковой состав, слоговую структуру, словесное ударение, интонацию.

Успешная иноязычная коммуникативная невозможна без формирования фонетического навыка.

Новый словарь методических терминов и понятий даетследующее определение: «Фонетический навык (слухопроизносительный навык) – это способность правильно воспринимать звуковой образец, ассоциировать его со значением и адекватно воспроизводить.

Корректное произношение предполагает сформированность навыков артикулированияизвукосочетаний, владение  интонацией. А также умение расставить ударение, соответствующее нормам изучаемого языка.

В обучении произношению участвуют все анализаторы: речедвигательный, слуховой, зрительный. За речедвигательным анализатором закрепляется исполнительная функция, а за слуховым- контролирующая. Эти анализаторы взаимосвязаны. Психологи утверждают, что безусловно правильно мы слышим только те звуки, которые умеем воспроизводить.

Минимальное аппроксимированное произношение  (наименее близкое к орфоэпическому произношению )– это та граница, ниже которой спускаться нельзя. Это «проходной бал» по произношению.

Процесс формирования произносительного навыка проходит несколько стадий:

 1.Восприятие - создание правильного звукового (слухового) образа.

2. Дифференциация – осмысление, различение признаков звука.

3. Имитация – закрепление речедвигательных образов речевой единицы.

4. Изолированная репродукция - закрепление артикуляции на основе использования произносительного явления.

5. Комбинирование - переключение внимания с одного фонетического явления на другое.

 Гальскова Н.Д. выделяет: «Основные требования к произносительному навыку включают в себя:

  1. Фонематичность— степень правильности для фонетического оформления речи, достаточную для нетрудного понимания ее собеседником;
  2. беглость — степень автоматизации произносительного навыка, позволяющую учащимся говорить в правильном темпе речи.

В области произношения в английском языке учащиеся должны придерживаться:

– соблюдение норм произношения согласных звуков (не допуская их смягчения, оглушения);

– расстановки правильного ударения в словах;

– расстановки логического ударения во фразе;

– правильного выбора ритмико- интонационной модели фраз разной структуры для передачи различных коммуникативных намерений (утверждение, вопрос, просьба и др.)

– вычленение смысловых отрезков в речевом потоке и соблюдение правильногочленения  на фразы;

– соблюдение ритмико-мелодической организации речи и паузации.

Кроме того, учащиеся должны владеть умением читать знаки транскрипции соотносить их с определенными буквами и буквосочетаниями.»

Основная сложность в обучении произношению (формировании фонетического навыка) заключается в межъязыковой интерференции. Приступая к изучению иностранного языка, учащиеся, даже второклассники, обладают устойчивыми навыками слушания и произнесения звуков родного языка, они владеют также основными интоненами.  Интерференция возникает за счет того, что слухопроизносительные навыки родного языка переносятся на иностранный, т.е. звуки иностранного языка уподобляются звукам родного.

Кроме того,  в    английском языке существует два основных типа интонации.

Первый тип интонации (tune 1) характеризуется падением голоса к концу предложения, что характерно для отдельно взятых слов (pencil), для законченных повествовательныхпредложений (IamfromRussia),в вопросительных предложениях, начинающихся с вопросительных слов

 (Where are you from?), в восклицательных предложениях и приказаниях (Give me your phone! Stand up!)

Второй тип интонации (tune 2) также характеризуется падением голоса, но не до конца предложения, так как в конце наблюдается его повышение. Этот тип интонации используется в вопросительных предложениях, начинающихся со вспомогательного глагола или в предложениях, выражающих просьбу: (Do you  like tea? Give me an orange, please!)

Ошибки в произношении заключаются в том, что фонемы преломляются учащимися в аспекте русского фонологического сознания :

(расслабленный речевой аппарат, оглушение согласных в конце слов, смягчение,не различение долгих и кратких гласных и т.д.)

Л.В. Щерба полагает, что самыми трудными являются сходные с родным языком звуки [Щерба Л.В., 1957, с.13].

  Работа над звуками проводится  с учетом их близости к фонемам родного языка или отдаленности от них. Как уже отмечалось, существует 3 группы фонем:1) звуки близкие к фонемам родного языка по артикуляционным и акустическим свойствам. Эта группа не представляет большой сложности т.к. вероятен положительный перенос из родного языка. Возможный акцент за счет несоблюдения взрывности и интенсивности может быть исправлен за счет подражания учителю.

Фонемы второй группы являются наиболее сложными. При ознакомлении со звуками данной группы используются несложные описания артикуляции, сравнения со звуками родного языка. Слуховая дифференциация схожих звуков в иностранном языке, мимика и жесты. Например, [з:]произносится как звук [йо] в слове ёлка; фонема [l] имеет два варианта произношения : светлое (clear) и темное (dark). Темное встречается в конце слова или перед согласной. При произнесении английских фонем  передняя стенка языка приподнята и прижата к альвеолам. Когда мы произносим светлое [l] средняя часть спинки  языка поднимается к твердому небу. Английский темный [l] более четкий и продолжительный, чем русский.

Фонема [ɑ:] более открытая и долгая, чем русская фонема [а]. Чтобы правильно произнести этот звук, нужно вспомнить звук, который мы произносим на приеме у врача при осмотре больного горла, когда язык прижат шпателем.

Среди звуков третьей группы, не имеющих аналогов в родном языке, есть такие, артикуляцию которых легко показать:[ð], [θ],[y], [w], и такие которые показать практически не возможно: [ŋ], [r]. Некоторые методисты рекомендуют такой прием при произнесении [r]: произнося  русский звук [ж], загнуть язык к верхнему небу, а чтобы правильно произнести [ ŋ  ] надо вспомнить как мы произносим слово «угу». Произнося [w], нужно осторожно сдуть пылинку, а при произнесении междузубных звуков нужно улыбнуться, зажать кончик языка между зубами и произнести русское [з ]и [с ].

Таким образом, звуки первой и второй группы усваиваются в основном имитативно, а при работе над звуками второй и третьей групп имитация сочетается с анализом и привлечением зрительных опор. Это, так называемая,   осознанная  имитация.[12,c.76-80]

 Важно обучить интонации.

В психологическом плане интонационный слух отличается от фонематического. Он приближается к музыкальному слуху и рассматривается на уровне фразы. Оба слуха имеют относительную самостоятельность. Данные исследований показывают, что при недоразвитии фонематического слуха сохраняется нормальный  интонационный.[15,c.70-76]

 Обучение интонации происходит на фразах как наименьших единицах восприятия информации, диалогических единствах и смысловых кусках

(мини- текстах).

 На начальном этапе используются главным образом вопросно- ответные единства.

Успешность обучения произношению зависит от развитости речевого слуха, включающего в себя фонетическую, фонологическую и интонационную разновидности.

Фонетический слух определяется как способность правильно воспринимать и воспроизводить несмыслоразличительные фонетические свойства речи, что является обязательным условием владения аутентичным безакцентным произношением.

Фонематический слух определяется как способность воспринимать и воспроизводить смылоразличительные свойства фонем.

В компетенцию  интонационного  слуха входит способность различать интонационную структуру фразы и соотносить ее интонационным инвариантом.

Вследствие плохо развитого фонематического слуха учащиеся, как уже указывалось выше, ошибочно ассоциирует фонемы изучаемого языка с соответствующими фонемами родного языка и не могут быстро определять  дифференциальные  признаки фонем в разных позициях. Легче различаются оппозиции долгих и кратких фонем, значительно хуже – оппозиции открытых и закрытых гласных. [33,c.38-45]

Формирование фонетического навыка начинается на начальном этапе школьного обучения английскому языку

У маленького ребенка прекрасна развита договременная память. Все, что он учил, надолго запоминается. Но хуже развита оперативная память.

При этом следует использовать преимущества детской памяти, например, прочность запоминания. Ребенок способен запомнить языковой материал целыми блоками, как бы  «впечатывать» его в память. Но это происходит только в том случае, когда у него создается соответствующая установка, и ему очень важно запомнить тот или иной материал.

 Легче всего запоминание происходит в игре.

Доказано, что учащиеся 7-8 летнего возраста в большинстве своем обладают способностью к имитации, хорошо развитым речевым слухом, стремлением к контактности и общительности. У детей данного возраста можно сформировать безакцентное произношение при условии, что речь самого учителя аутентична,и если школьник имеет возможность слушать речь носителей языка в видео – и фонозаписи.

При обучении произношению имеется два подхода:

1) имитативный;

2) аналитико-имитативный.

  Сторонники имитативного подхода считают, что главной причиной фонетических ошибок является неправильное восприятие. Самое главное  в обучении произношению- научить правильно воспринимать и имитировать слышимые звуки, а не фильтровать их сквозь призму родного языка. Произношение в основе своей процесс подражательный. Успешность имитации зависит от развитости речевого слуха и от наличия объекта подражания – хорошего произношения учителя.

 Другой путь – аналитико- имитационный считается более легким на начальном этапе обучения. Речь здесь идет о рациональном сочетании имитации с доступным описанием артикуляции, слогового  и фразового ударения, интонации и т.д.

   Хороший результат, по мнению исследователей дает сочетание приемов.

На начальном этапе обучения рекомендуется использовать следующие типы  упражнений  для формирования фонетического навыка.

1.Подготовительные (тренировочные ) упражнения в рецепции:

– прослушайте ряд слов и хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком;

–  найдите в ряду слов (6-8) слово со звуком, выделенным в эталоне;

– прослушайте пары фраз и поднимите руку, когда услышите разное содержание;

– прослушайте фразы (2-3) и скажите, сколько раз в них встретились дифтонги;

– в предложении подчеркните слова, на которые падает ударение в речи учителя;

– отметьте паузы в коротком тексте;

–прослушайте две фразы, написанные на доске, напишите транскрипцию подчеркнутых слов;

– прослушайте фразы  и определите, в какой из них выражается просьба/ приказание;

– прослушайте и отстучите карандашом ритм фраз.

2. Упражнения в воспроизведении и видоизменении языкового материала:

– прочтите вслух текст с фонетическими пометами;

–  повторите за учителем скороговорку, выучите ее наизусть;

– сгруппируйте слова из текста по различным признакам: (по долготе и краткости, по звонкости);

– прочитайте столбики слов с долгими и краткими гласными;

– вспомните слова, содержащие данный звук;

– выпишите из текста сложные слова, поставьте ударение;

– прочитайте выразительно стихотворение;

– повторите вопрос и ответьте на него, соблюдая интонацию;

– прочитайте повествовательное предложение, преобразуйте его в вопросительное;

– выразите просьбу, соблюдая интонацию;

– прослушайте фразы (2-3) и назовите ситуацию, к которой они относятся;

– прослушайте короткий текст и повторите его по принципу

«снежного кома».

Данные фонетические явления способствуют концентрации внимания на содержании воспринимаемого или порождаемого текста, его осмыслению и оценке.

   Контроль слухопроизносительных навыков осуществляется привыполнении речевых упражнений в аудировании, говорении и чтении вслух.

                               Использованные источники

  1. Бондаренко Л.П. Основы фонетики английского языка. М., Наука, 2009
  2.  Васильев В.А. Обучение английскому произношению в средней школе. М.. Просвещение, 1991.
  3.  Верещагина И.Н. Методика преподавания английского языка в общеобразовательных учреждениях. – М., 1988.
  4.  Галатенко Н.А. Английская транскрипция. Учебное пособие с упражнениями и ключами. – М.: «Ось-89», 2001.
  5.  Гальскова Н. Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика, М., Академия, 2006
  6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., АРКТИ, 2003
  7.  Демьяненко М.Я., Лазаренко К.А. и др. Основы общей методики обучения иностранным языкам. Теоретический курс. – Издательское объединение «Высщая школа», 1976.
  8. Дикушина О.И. Фонетика английского языка. М., Издательство литературы на иностранных языках, 1952.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование критического мышления на уроках английского языка в начальной школе.

Привычные приемы обучения, направленные на передачу знаний, вытесняются иными, позволяющими самостоятельно овладевать нужной информацией, личностными и интеллекторазвивающими. Этому и служит развивающ...

Примеры фонетической зарядки на уроках английского языка в начальной школе

Фонетическая зарядка на примере гласных (краткий и долгий о) и согласных звуков ( f,v ) на уроках английского языка в начальной школе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖАНРА СКАЗКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Формирование грамматических навыков является одним из самых сложных вопросов методики обучения иностранному языку. Между тем автоматизм владения грамматическими явлениями имеет важное значение для исп...

Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка в начальной школе

Защита научно-методической работы в форме презентации. Содержит  теоретическую часть и методические рекомендации....

Формирование фонетических навыков на уроках английского языка

Формирование фонетических навыков на уроках английского языка...

Формирование метапредметных УУД на уроках английского языка в начальной школе-путь повышения качества образования

Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее ...

Формирование грамматических навыков на уроке английского языка в средней школе

Обучение грамматике является важным аспектом в изучении иностранного языка. В настоящее время она выполняет прикладную функцию, то есть выступает не целью, а средством обучения. Действительно, без дос...