Публикация методической проблемы "Поисковое чтение на уроках английского языка"
статья по теме

Избранная тема методической проблемы является достаточно актуальной в силу того, что в настоящее время к современному учителю английского языка предъявляются довольно высокие требования к овладению им различными методиками обучения всем видам речевой деятельности, его теоретической и практической подготовке к работе в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современном мире, при постоянно возрастающем потоке информации между странами, большое место в жизни человека начинает занимать чтение на иностранном языке. Одной из основных задач обучению иностранному языку в основной школе является обучение чтению и понимание текста на иностранном языке.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом по иностранному языку коммуникативные умения чтения (как одного из четырех основных видов речевой деятельности) входят в состав речевой компетенции, которая в свою очередь является компонентом иноязычной коммуникативной компетенции.

Чтение на иностранном языке является видом речевой деятельности, позволяющим не имитировать, а воспроизводить одну из форм реального общения на иностранном языке. Исходя из этой его функции, обучение чтению следует строить, на мой взгляд, таким образом, чтобы учащиеся воспринимали его как реальную деятельность, имеющую практическую значимость.

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе введения и реализации ФГОС ООО, в котором подчеркивается важность обучения  чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Освоение учащимися универсальных учебных действий — метапредметные результаты — это, своего рода, цель деятельности учителя.

А к основным метапредметным умениям, достигаемых средствами уроков иностранного языка мы относим следующие: ‒ Смысловое чтение. ‒ Поисковое чтение.

Избранная тема методической проблемы является достаточно актуальной в силу того, что в настоящее время к современному учителю английского языка предъявляются довольно высокие требования к овладению им различными методиками обучения всем видам речевой деятельности, его теоретической и практической подготовке к работе в школе.

Актуальной становится проблема формирования навыков чтения в изучении английского языка,  мы же  рассматриваем непосредственно метапредметные результаты в работе с англоязычным текстом в рамках учебного и самостоятельного чтения.

Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку на основной ступени обучения в ОО.

Предметом же исследования является обучение чтению на английском языке на основной ступени обучения в ОО.

Цель исследования- обобщение и анализ уже имеющихся  методических данных, касающихся обучения иноязычному чтению.

Задачи исследования:

  1. определить структуру и суть чтения как вида речевой деятельности;
  2. определить характеристику основным видам чтения;
  3. определить содержание обучения чтению;
  4. раскрыть содержание технологий обучения чтению на основном этапе      обучения в ОО.

Методы исследования:

Наблюдение - проводилось и проводится по месту работы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32», беседа, интервью, эксперимент-опытное обучение на уроках в процессе обучения иностранному языку, анализ- проводится с помощью оценки овладения навыками учащихся, моделирование- используются различные типы уроков, уроки обучения разным видам чтения, комбинированные уроки.

Теоретический вклад и новизна - в теоретической части была определена суть чтения как вида речевой деятельности, содержание, была показана связь чтения с другими видами речевой деятельности, охарактеризованы четыре основных вида чтения, выделены компоненты содержания обучения чтению, определены требования к текстам для чтения, что позволило составить комплексную характеристику данного вида речевой деятельности. Новизна исследования определяется комплексным  подходом к разработке данной темы с теоретической и практической точек зрения.

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.

Чтение как практическое умение предполагает получение определенной информации, которая может относиться к самым разнообразным отраслям знаний. Большое количество разнообразных текстов позволяет удовлетворить индивидуальные запросы школьников, увеличить мотивацию изучения иностранного языка.

Чтение обеспечивает познавательную функцию языка. Будучи познавательной деятельностью, чтение способствует развитию образного и логического мышления учащихся. Существенную роль при этом играет не только содержание текстов, но и сам процесс чтения, который создаёт предпосылки для работы мышления. Чтение на иностранном языке сопровождается целым рядом мыслительных операций – наблюдением, сравнением, анализом, синтезом. В процессе чтения развивается воображение и внимание учащихся, так как понимание текста связано с догадкой и требует концентрации произвольного внимания.

В текстах для чтения должно проявиться единство содержательного и процессуального планов. В учебном процессе тексты должны соответствовать коммуникативно – познавательным интересам и потребностям школьников, соответствовать по степени сложности их языковому и речевому опыту в родном и иностранном языках, содержать интересную для учащихся  каждой возрастной группы информацию. Отвечая данным требованиям, учебный текст помогает активизировать речевую коммуникацию как в устной, так и в письменной форме.

Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно связано с восприятием (рецепцией) и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план (то есть о чем текст) и процессуальный (как прочитать и озвучить текст). В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного; в процессуальном - сам процесс чтения, то есть соотнесение графем с морфемами, с полным пониманием или с общим охватом.

Понимание, степень его полноты, точности, глубина, зависят от цели чтения, которую ставит перед собой читающий. А именно: посмотреть, о чем текст, определить главное в нем или точно понять текст во всех деталях.

В структуре чтения как деятельности можно выделить мотив, цель, условия, результат. Мотивом является общение или коммуникация с помощью печатного слова, целью- получение информации по тому вопросу, который интересует читающего. К условиям деятельности чтения относят овладение графической системой языка и приемами извлечения информации. Результатом деятельности является понимание или извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины.

Овладение умением читать на иностранном языке делает реальным и возможным достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей, изучения данного предмета.

Характеристика основных видов чтения.

В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это «чтение для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Его задачей является формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста.

Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Поисковое чтение ориентировано на чтение, например, газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождении в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

Разработаны специальные упражнения для обучения поисковому чтению.

1. Определите тему/проблему текста;

2. Прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;

3. Найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;

4. Прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании;

5. Найдите на указанной странице инструкцию, рецепт, рекомендации;

6. Найдите абзацы, посвященные указанной теме;

7. Найдите в тексте ответы на вопросы;

8. Просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;

9. Найдите в тексте факты, которые автор относит к   положительным/отрицательным;

10. Разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;

11. Выразите свое мнение о содержании текста.

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений.

Предтекстовые упражнения направлены на устранение смысловых и языковых трудностей, его понимания и одновременно на формирование навыков и умения чтения.

Упражнения для предтекстового этапа:

  1. Установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи;
  2. Найдите в статье вопросы, которые в ней освещаются.

Текстовые задания предлагают коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения и необходимость решения познавательно-коммуникативных задач.

Упражнения для текстового этапа:

  1. Просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;
  2. Скажите, какому из указанных вопросов уделяется особое внимание;
  3. Отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умения.

Упражнения для послетекстового этапа:

  1. Зачитайте из текста факты, которые относятся к теме;
  2. Подчеркните в тексте определения, вывод, термины.

При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.

Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта: ‒ ознакомительное — изучающее — просмотровое — поисковое; ‒ изучающее — ознакомительное — просмотровое — поисковое. Последний вариант наиболее эффективен, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения.

Для того  чтобы ученики овладели навыками чтения,  учителя используют современные технологии при обучении чтению. Из них выделяют группу технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе: современные ИКТ (интернет), технологии сотрудничества, метод проектов, проблемный метод, технология критического мышления.

Метод сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях (объединение учащихся в группе, где им дается одно общее дело, определяется роль каждого в совместной деятельности),  учащиеся отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы.

Проблемный метод при обучении чтению привлекателен тем, что он формирует систему умственных действий. При проблемно-поисковой организации урока чтения создаются условия, которые побуждают учащихся самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать информацию из текста.

Цель  технологии критического мышления- обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения в образовательный процесс. С помощью этой технологии критического мышления ученики учатся извлекать информацию, анализировать ее.

Таким образом, работе с текстом, а в особенности поисковому чтению, которое  включает в себя все виды чтения и их переплетение, уделяется центральное внимание в процессе обучения иностранному языку. Вместе с тем попутно тренируются универсальные действия по работе с текстом и извлечению информации, по анализу и ценностному осмыслению текста.

В завершение следует отметить, что в настоящее время обучение чтению на иностранном языке является очень важной проблемой, а поиски эффективных приемов и средств обучения чтению на иностранном языке достаточно актуальной задачей. Ведь одним из общепринятых средств формирования личности в цивилизованном обществе является чтение в силу его большого интеллектуального и эмоционального воздействия на личность. Именно поэтому чтению уделялось и уделяется большое внимание в методике обучения иностранным языкам. Без овладения чтением, как видом речевой деятельности, дальнейшее использование иностранного языка после школы достаточно ограничено.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация"Нетрадиционные формы обучения на уроках английского языка"

Эта статья о нерадиционных подхдах в преподавании английского языка,моё видение и отношение к современному преподаванию иностранных языков и работа по всем видам речевой деятельности...

Методическая статья "Обучение чтению на уроках английского языка"

Методическая статья об обучение чтению на уроках иностранного языка....

Программа развивающего часа по английскому языку "Домашнее чтение на уроках английского языка"

Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает ана...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л. "Внеклассное (домашнее) чтение на уроках английского языка в колледже".

1. Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования языковых навыков и умений.2. Виды чтения.3. Целевая направленность чтения художественной литературы4. Критерии ...

публикация "Применение ИКТ-технологий на уроках английского языка" + фрагмент открытого урока

Статья " Эффективные методы применения ИКТ-технологий на уроках английского языка" написана в форме отчета по результатам проведения открытого урока на городском семинаре «Системный по...

Методический семинар «Приемы формирования смыслового чтения на уроках английского языка»

Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения. умения находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными. научно-популярными, официальны...

Отчет по методической теме «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка» 2022г.

Отчет по методической теме «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка» 2022г....