Когнитивный подход в обучении иностранным языкам
статья по английскому языку на тему

Кашкевич Анна Николаевна

XXI век с внедрением новых технологий и изменениями в ментальном развитии людей не приемлет изучение лишь грамматических правил и перевод текстов в нашем случае с русского языка на иностранный. Урок иностранного языка, который ведётся практически полностью на родном языке, не эффективен и не интересен. Всё сводится к тому, что иноязычные слова применяются только при чтении и переводе предложений и/или текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kognitivnyy_podhod_v_obuchenii_inostrannym_yazykam.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Когнитивный подход в обучении иностранным языкам

В современных условиях жизни иностранный язык необходим для успешного карьерного роста, путешествий, социализации в жизни. Знание иностранных языков востребовано и необходимо для передачи информации среди людей всего земного шара. Все это знают и хорошо понимают. Однако в нашей стране встречается довольно большое количество выпускников общеобразовательных школ, изучавших иностранный язык в течение 8-10 лет, которые так и остались на начальном (нулевом) уровне.

Среди причин можно отметить отсутствие волевых качеств учащегося, таких как трудолюбие, плохую память, а также отсутствие его заинтересованности к изучению иностранного языка в целом. Последнее неудивительно, поскольку среди учителей довольно часто встречаются ценители классических методов преподавания иностранных языков, которые были популярны в прошлом веке. Однако XXI век с внедрением новых технологий и изменениями в ментальном развитии людей не приемлет изучение лишь грамматических правил и перевод текстов в нашем случае с русского языка на иностранный. Урок иностранного языка, который ведётся практически полностью на родном языке, не эффективен и не интересен. Всё сводится к тому, что иноязычные слова применяются только при чтении и переводе предложений и/или текстов.

Изучение иностранных языков – процесс долгий и непростой, занимающий много времени и сил. Поэтому учителю необходимо использовать современные инновационные и креативные технологии для того, чтобы процесс изучения иностранного языка (в который, к слову, входит также изучение культуры и истории страны изучаемого языка), не был передачей знания. Важно формировать у учащихся представление о системе языка, развивать умение использовать эту систему в речи.

При изучении иностранного языка человек идёт от понимания его свойств к его структуре. В данном случае стоит поговорить о ведущем когнитивном подходе в обучении иностранному языку.

Когнитивность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») – способность к умственному восприятию и переработке человеком внешней информации. Следовательно, знания являются результатом когнитивного процесса.

Задача учителя – создавать проблемные ситуации для учащихся для того, чтобы они открывали новые знания самостоятельно (он не передаёт учащимся знания в готовом виде и не навязывает их), предъявляет образцы иностранного языка, предлагает когнитивные приёмы, учит учащегося применять те или иные стратегии адекватно задаче, стоящей перед ним. Таким образом, язык строится на основе когнитивной активности в процессе языковой практики в обучающей среде через взаимодействие учителя, учащегося и его одноклассников. Процесс изучения языка принимает  исследовательский и экспериментальный характер.

Ниже представлены упражнения, направленные на развитие лексической памяти, креативного мышления, способности выводить новые слова на основе знакомых словообразовательных моделей, развитие языковой догадки и прогнозирования.

  1. Упражнение на актуализацию по знакомым моделям.

Найдите от каких слов образованы следующие существительные, объясните их значение: a postman, a businessman, a sportsman, a policeman, a snowman.

  1. Упражнение на создание когнитивного слова.

Расшифруйте следующие аббревиатуры: UK, USA, CD, DJ.

  1. Упражнение на кодирование лексического материала.

Дайте толкование следующим понятиям из культурной и общественной жизни Великобритании: 5 o’clock tea, public schools, Easter Monday, a bank holiday.

  1. Упражнение на усвоение культурных компонентов в структуре значения слов.

Что вы знаете о следующих британских компаниях: Cadbury, Rover, Bentley Motors, British Airways, Unilever.

  1. Упражнение на развитие лексической креативности.

Составьте ассоциограмму по теме «Films».

  1. Упражнение на прогнозирование слов и словосочетаний.

Прочитайте заголовки статей и скажите, о чём может идти в них речь.

На практике когнитивный подход означает, что учитель должен обеспечить прохождение учащимся определённых стадий познавательного процесса:

  • анализ уже имеющихся знаний;
  • наблюдение нового;
  • постановка новой задачи;
  • выдвижение гипотезы;
  • закрепление нового знания при помощи имеющихся у учащегося стратегий;
  • экспериментальное использование нового знания.

Когнитивный подход в обучении иностранному языку крайне необходим. Помимо умственного он также способствует духовному и социальному развитию учащегося. Поскольку данный подход базируется на полученных при овладении родным языком учащимися когнитивных умениях, это значительно ускоряет процесс овладения иностранным языком при трёх часах в неделю, которые отводятся на изучение иностранного языка в общеобразовательной школе, и в конечном итоге ведёт  к созданию ситуации успеха в обучении.

На личном опыте я использую когнитивный метод в обучении английскому языку в общеобразовательной школе Курортного района Санкт-Петербурга. Удаётся добиваться лучшего, качественного усвоения знаний. Для поддержания интереса учащихся к изучению иностранного языка я использую на своих занятиях также фрагменты фильмов, в том числе анимационных, на английском языке (в зависимости от возраста учащихся), элементы дебатов, ролевых игр, викторин, для того, чтобы дети понимали, что есть теоретическая часть и практическая – применимая в жизни учащихся уже сегодня!

Литература

1. Соловьянова Т.А. Когнитивный подход в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / Т.А. Соловьянова. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-4340


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная методика о научных подходах к обучению иностранному языку

Эта статья поможет освежить в памяти подходы кобучению иностранному языку....

Сущность применения коммуникативно-когнитивного подхода в обучении иностранным языкам.

Учитель должен соотносить приемы учения с личностными субьектными и индивидными свойствами каждого ученика - это и есть индивидуализация процесса иноязычного образования.Сущность коммуникативно-когнит...

Практическое применение когнитивного подхода в обучении иностранным языкам

Практическое применение когнитивного подхода, которое всегда имеет место на уроках иностранных языков. Опираясь на свой опыт преподавания, автор перечисляет самые эффективные приёмы....

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...

Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"

Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....