Главные вкладки

    Игра на уроках английского языка как фактор развития профессионализма педагога. Выступление на окружном педагогическом совете.
    презентация к уроку по английскому языку на тему

    Смарыгина Наталья Генндьевна

    Современная система образования предъявляет высокие требования к изучению любых предметов, в том числе и иностранных языков. В процессе образовательной деятельности школы главенствующую роль приобретает ориентация на личность ребенка. Ведь цель современного образования состоит не столько в том, чтобы научить ребенка что-то делать, но и в том, чтобы дать ему возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. То есть весь процесс образования нужно построить так, чтобы дети могли не только успешно адаптироваться в современном мире, меняющемся каждую секунду, но и были готовыми самим менять этот мир.

     Таким образом, первейшая задача любого учителя – сформировать у учеников не только способность, но и стремление к самостоятельной работе, подогревать интерес к учению, к познанию и самопознанию, самосовершенствованию.

       Конечно же, особо сложно бывает адаптироваться к новым школьным реалиям - школьникам первых лет обучения. Ведь начало школьного обучения становится стартом резких изменений во всех видах развитии ребенка. Вне всяких сомнений, это стресс и нелегкая задача для любого ребенка, но особо она усложняется, если речь идет об изучении иностранного языка. Но с другой стороны, именно в этом возрасте важно реализовать стандарты нового поколения на уроках, ведь основы творческого мышления, самостоятельности, само оценочной и оценочной деятельности, коммуникативные умения и прочие качества должны закладываться именно в младшем школьном возрасте.

     Поэтому использование различных видов игровой деятельности очень важно именно в начальных классах, так как игра для детей является более привычным видом деятельности, и через игру любые знания усваиваются легче.    Говоря об использовании на уроках различных видов игровой деятельности, стоит привести их классификацию.

    Итак, все виды игровой деятельности делятся на:

    1.    Сюжетно-ролевая игра

    2.    Игра-драматизация

    3.    Строительная игра

    4.    Дидактическая игра.

    5.    Подвижная игра[1].

    Мы с детьми реализуем все данные виды игровой деятельности на своих уроках.

     И первое, что мы используем на уроках – это перчаточные и пальчиковые куклы.

    Мы с детьми используем несколько вариантов работы с куклами:

    1.    Кукла в роли учителя. Как известно, для любого ученика, а особенно в начальной школе учитель является непререкаемым авторитетом, и дети нередко робеют и не могут связно ответить не потому, что не знают материала, а потому что теряются в ситуации стресса, несмотря на благоприятную эмоциональную атмосферу на уроках. И совсем другое дело, если задает вопрос плюшевый лисенок или божья коровка.

    2.    Ученик-кукловод. В этой учебной ситуации главную роль играет сам ученик, он в роли куклы не боится и не стесняется брать на себя ответственность и спрашивать других детей. Тем самым мы даем возможность проявить себя как одаренным детям, так и застенчивым, и малообщительным. Создаем заведомо выигрышную ситуацию успеха не только для ребенка-кукловода, но и для всего класса. По моим наблюдениям, чем чаще ребенок играет главную роль в кукольном представлении, тем меньше внутренних «зажимов» у него остается, тем лучше становятся отношения между ним и другими учениками в классе.

    3.    «Играют все». Когда каждому ребенку достается маленькая роль и дети сами придумывают свои мини-спектакли, мини-диалоги, при это можно проигрывать диалоги в мини-группах по 2-4 человека, а можно задействовать весь класс и составить свою уникальную историю со множеством персонажей.

      Таким образом, через игру с перчаточными и пальчиковыми куклами, мы реализуем на уроке основную цель изучения любого иностранного языка: формирование и развитие коммуникативных речевых навыков и умений. Это и говорение, и составление диалогов и монологов, и отработка вокабулярия по теме, и повышение мотивации к изучению языка, и развитие коммуникативных навыков, и развитие речи, мышления, памяти, воображения, творческих способностей.

      Использование кукол реализует сразу несколько видов игровой деятельности – это и драматизация, и сюжетно-ролевая игра. И, конечно, игра дидактическая. Любая дидактическая игра имеет учебную цель, поэтому основным ее компонентом является дидактическая задача, скрытая от ребенка в игровом задании.

     А как же подвижные игры? Мы используем и их – ведь вместо привычной физкультминутки на уроке всем гораздо интереснее подвигаться под зажигательную песенки, выполняя команды и, одновременно, тренируя новую лексику. Так, мы часто используем обучающие песни – тренирующие использование глаголов, цифр, цветов, дней недели, времен года, грамматических конструкций и так далее. Ведь гораздо легче и веселее запомнить слова песни или стихотворения, чем просто заучить новые слова из словарика. А кроме традиционных физкультминуток можно, например, в игровой форме снять мини-видеоклип и отправить его на почту «Сетевого города» родителям героев. Вариантов использования подвижных игр на уроках – на самом деле очень много.

     Игры строительные мы также используем на своих занятиях, например, дети слушают команды учителя в какой цвет нужно раскрасить ту или иную часть картинки. Или небольшими группами по 4-5 человек выполняют задание по созданию дома из блоков-слов, описание которых дает учитель. И так далее.

      Кроме того, мы много используем настольных игр для тренировки вокабулярия – игры-карточки, игры-фишки по типу «Читай-хватай English» и т.п.

     Во внеурочной деятельности мы с учениками также используем драматизацию – в конце каждой четверти уже традиционно представляем учащимся начальной школы театральную постановку с участием учеников пятых и девятых классов. Обычно это интерактивные спектакли на двух языках с активным участием зрителей в постановке.

    Так собственно, вернемся к главному вопросу выступления – является ли использование игровой деятельности на уроках фактором развития профессионализма педагога?

    Для этого разберем понятие «Профессионализм». Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

    В профессиональной деятельности педагога выделяют четыре группы функций:

    1) обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая,

    2) конструктивная и исследовательская:

    3) организаторская и коммуникативная;

    4) самосовершенствование.

     Выше мною были приведены доказательства того, что все эти функции полностью или частично можно реализовать при помощи использования игровых видов деятельности.

     Учитывая активную роль человека в процессе профессионализации можно выделить три критерия по Ю. П. Поваренкову[2] :

    Профессиональная продуктивность характеризует уровень профессионализма человека и степень соответствия его социально – профессиональным требованиям. Этот критерий характеризуют такие объективные показатели результативности, как количество и качество произведенной продукции, производительность, надежность профессиональной деятельности.

    Профессиональная идентичность характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развитие своего индивидуального ресурса. Оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой.

    Профессиональная зрелость свидетельствует об умении человека соотносить свои профессиональные возможности и потребности. 

    В результате использования игровых методик дети лучше усваивают материал, ведут себя более раскрепощенно, на уроке возникает дружеская и командная атмосфера, и формируется положительное отношение к учебе и английскому языку, в частности. Дети стараются мыслить необычно, дома продумывают, какие новые сценарии предложить на уроке, и как их сформулировать. А также с удовольствием участвуют в различных конкурсах, воспринимая их как одну из составляющих игры (так, в этом году под моим руководством больше 20 учеников приняли участие в конкурсе «Британский бульдог», более 10 проектов учеников размещены на портале для одаренных детей – «Алые паруса» и т.п.).

     Мы избавляем детей от стресса и как результат – имеем позитивно настроенные классы, готовые к различным видам деятельности, самосовершенствованию и самореализации.   Готовые ставит перед собой цели и достигать их.

      Однако, не стоит забывать, что на любом уроке и в любом виде деятельности именно учитель должен мягко направлять, создавая спокойную благожелательную атмосферу.

     Именно педагог способствует сближению детей, созданию атмосферы для общей работы, сотрудничества и взаимопонимания. От того, какой учитель создаст климат на уроке, сумеет смоделировать ситуацию успеха для каждого, во многом зависит успешность и самореализация ученика в будущем.

    Рискуйте, веселитесь и играйте с детьми на уроках английского языка, и все у вас получится!



    [1] Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М.Г.Ермолаева.- 2-е изд., доп.- Спб.: СПбАППО, 2005.- С.3-25

    [2] Ю.П. Поваренков Систематический подход к проблеме профессионального развития личности/Личность профессионала в современном мире Личность профессионала в современном мире / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 942 с. (Труды Института психологии РАН) с. 127-146

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Использование игровых методик в обучении английскому языку в начальной школе как фактор развития профессионализма педагога Подготовила: Смарыгина Н.Г. Учитель английского языка МБОУ «Лицей № 73» г. Барнаул

    Слайд 2

    Виды игровой деятельности (согласно М.Г. Ермолаевой) Сюжетно-ролевая игра Игра-драматизация Строительная игра Дидактическая игра. Подвижная игра.

    Слайд 15

    Профессионализм Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

    Слайд 16

    Учитывая активную роль человека в процессе профессионализации можно выделить три критерия по Ю. П. Поваренкову Профессиональная продуктивность характеризует уровень профессионализма человека и степень соответствия его социально – профессиональным требованиям. Этот критерий характеризуют такие объективные показатели результативности, как количество и качество произведенной продукции, производительность, надежность профессиональной деятельности.

    Слайд 17

    Профессиональная идентичность характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развитие своего индивидуального ресурса. Оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой. Профессиональная зрелость свидетельствует об умении человека соотносить свои профессиональные возможности и потребности

    Слайд 18

    Результаты опроса детей (100 чел.) 1. Легче всего запомнить новый материал на английском языке: В игре - 39 В песнях и стихах - 32 Заучивая записи в тетради и словаре - 18 Выполняя задания в тетради и учебнике - 11


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Активные формы работы на уроках английского языка как фактор развития коммуникативных навыков учащихся» Хрулева Лала Владимировна Белоглинский район МБОУ СОШ № 16 учитель английского языка

    Школьный учитель теперь освобожден от жестких рамок обязательных программ и учебников, возможность выбора своего пути в преподавании открывает перед ним огромные перспективы для раб...

    Игровые технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников

    Использование игры на уроках английского языка в урочной и внеурочной деятельности актуально и отвечает современным требованиям ФГОС. Преимуществом игр является то, что они дают возможность использова...

    Игровые технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников

    В рамках внедрения ФГОС нового поколения, следует отметить, что новый стандарт нацелен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению иностранного яз...

    Формирование и развитие речевых навыков с помощью игры на уроках английского языка.

    Обучение устной разговорной речи очень важно, поскольку разговорная речь значительно отличается от литературной. Одной из задач обучения иностранному языку является включ...

    Лексические игры на уроках английского языка с одновременным развитием навыков устной речи

    Коммуникативная методика - универсальный способ научить детей иностранному языка. Здесь огромное разнообразие способов увлекательно подать материал детям для развития всех навыков речи. Давайте рассмо...

    Реализация ФГОС "второго поколения" на уроках русского языка и литературы в 5 классе (выступление на заседании педагогического совета)

    В выступлении отмечаются  особенности урока русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС "второго поколения", его отличия от традиционного урока, основные этапы подготовки и проведения ...

    Выступление по теме "Обучающие игры на уроках английского языка"

    Теоретические основы , презентация по теме "Обучающие игры на уроках английского языка"...