Статья
статья по английскому языку на тему

Курочкина Наталья Юрьевна

В статье приводятся реальные примеры использования на практике игровых технологий для формирования рецептивных и продуктивных грамматических навыков учащихся на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игровой технологии в обучении грамматике на уроках английского языка».

     Автор: Курочкина Наталья Юрьевна, учитель английского языка.

Название ОУ: Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение « Школа-интернат» основного общего образования с углубленным изучением отдельных предметов имени Кирилла и Мефодия.

  Многие школьные учителя иностранных языков отмечают, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, быстро утомляет школьников своим однообразием, а затрачиваемые усилия часто не приносят удовлетворения ни учителю, ни обучаемым.

      Если спросить у учащихся, что им не нравится на уроках английского языка, то, скорее всего, услышим ответ – учить английскую грамматику, особенно разветвлённую систему времен. Можно ли сделать процесс овладения грамматической стороной речи интересным, продуктивным и творческим? Да, это возможно, если грамматика будет иметь коммуникативную и функциональную направленность. Для этого необходимо использовать приёмы работы над грамматическим материалом, позволяющие избежать однообразной, механической тренировки на уроке.      

      Применение игровых методов обучения может помочь избежать монотонности и однообразия в работе над грамматическим материалом и сделать скучную работу более интересной и увлекательной. В последнее десятилетие именно игровые методы обучения стали неотъемлемой частью учебного процесса. Они широко используются и при введении нового языкового материала, и при его закреплении, и при контроле знаний.

     Игровые технологии не только вносят разнообразие в учебный процесс. Они формируют положительное отношение обучаемых к предмету, активизируют умственную деятельность школьников, поскольку зачастую развивают способность учащихся анализировать, сравнивать и обобщать.   

     Использование коммуникативно-ориентированных заданий с поэтическими текстами на уроках иностранного языка позволяет учащимся прочно усвоить структуры предложений различных коммуникативных типов, временные формы глагола и успешно использовать их в повседневной практике, т. к. у учащихся исчезает страх перед грамматикой, они лучше усваивают её через рифмованные структуры.

     Повторяющиеся в стихотворении грамматические структуры создают чувство ритма, благодаря чему усваиваются намного легче и прочнее. Новый грамматический материал откладывается в памяти учащихся и надолго запоминается.

      При работе с поэтическим текстом одновременно могут быть реализованы многие задачи, такие, как обучение фонетике, грамматике, лексике и переводу. Приёмы работы могут быть разными и зависеть как от этапа обучения, так и от той цели, которую ставит перед собой учитель.        

     Подобранные мною рифмованные структуры и креативные упражнения можно успешно использовать не только при работе с учащимися  средней, но и  старшей ступени обучения:

    а) на этапе презентации нового грамматического явления (в качестве иллюстративного материала для формулирования правила его употребления);

   б) на этапе формирования рецептивных навыков (узнавание той или иной грамматической формы в другом контексте);

   в) при формировании продуктивных грамматических навыков говорения (благодаря упражнениям на подстановку, трансформацию, расширение структур и комбинирование нового грамматического материала с ранее изученным и усвоенным учащимися);

   г) как источник для организации речевой зарядки;

   д) в качестве релаксации (для снятия напряжения или усталости в середине урока) или как дополнительный материал (в конце урока, если осталось несколько минут до звонка).  

    Для  формирования рецептивных грамматических навыков небольшие стихотворения (наряду с пословицами и афоризмами) могут быть хорошим иллюстративным материалом при формулировании грамматических правил как на этапе презентации, так и на этапе отработки того или иного материала.

   Предлагаю вам ознакомиться с  некоторыми из таких упражнений:

    а) Учащимся предлагается прочитать стихотворение и объяснить употребление артиклей (введённый ранее материал представлен в новом контексте):   Go to the East or go to the West – Your home is always the best!

(The East and the West – части света, home – употребляется с притяжательным местоимением “your”, the best – превосходная степень прилагательного “good”.)

   б) Учащимся даётся задание вставить апострофы (‘ или ‘s) там, где необходимо, и объяснить, почему так, а не иначе:

 My father name is Sam,

 My mother name is Ann,

 My brother name is James,

 My sister name is Jane.

 My aunts names are Polly and Mary,

 My uncles names are Paul and Harry,

 My grandparents names are Tom and Kelly

 And my name is Helen.

  в) Учащимся раздаются ответы на вопросы: He’s not at home. I thought you knew. He bought a pie. I don’t know. He said ‘OK!’ He ate a sweet.

Услышав вопрос, учащиеся должны правильно найти ответ и прочитать его.

   Можно попросить учащихся выбрать все неправильные глаголы в данных фразах (be, know, think, eat, buy, say) и назвать все основные формы – the Infinitive, Past Simple, Past Participle, Present Participle.

  г) Учащимся даётся задание воссоздать текст, выстроив в логической последовательности данные вразброс слова в каждой строчке так, чтобы получилась рифма:    Word Order in Questions.

you, have, tonsils, had, out, your?

 school, you, do, to, go?

 by the Willow Pool, you, that, there, know, frogs, do, are?

 at, are, you, cricket, good?

 a, cat, got, you, have?

 to feed, do, the, white, proper, know, a, rat, you, way?

 apple, there, apples, on, are, your, tree, any?

 ask, mother, prepare, your, could, you, me, to, tea, for, hot?

    Оживление в группе всегда вызывает упражнение, в котором учащиеся должны, опираясь на действия идентификации, сравнения, осознать принадлежность грамматических языковых единиц к определённому классу, выбрать и удалить один лишний элемент, не относящийся к этому классу – Odd One Out or Misfits.

  а) При изучении степеней сравнения прилагательных можно предложить следующее стихотворение:  

Honey is sweeter than sugar,

 Coffee is stronger than tea.

 Juice is better than water,

 You can’t be smarter than me.

 Juice is better than water – лишнее: во всех остальных предложениях использованные прилагательные образуют сравнительную степень при помощи суффикса -er, а “better” – слово-исключение.

  Кстати, это стихотворение можно использовать в качестве игрового приёма в начале урока, и тогда оно будет введением в тему урока, “мостиком” к знакомству с прилагательными-исключениями (good – better – the best), которые образуют степени сравнения не по правилу.

  б) Отрабатывая прошедшее неопределенное время на примере следующего стихотворения, можно удалить два разных элемента: I didn’t miss my chance – отрицательное предложение, все остальные – утвердительные; Last month I went to Rome – использован неправильный глагол “to go”, в то время как все остальные – правильные глаголы:

 I didn’t miss my chance:

 Last year I visited France,

 Last month I went to Rome,

 Last week I stayed at home.

   Надеюсь, что приведенные примеры приёмов работы с рифмованными структурами,  помогут  учителям пополнить их методическую “копилку” и сделать уроки грамматики интереснее и привлекательнее.

   Использованная литература:

  1. Е.В. Алесина – «Учебные игры на уроках английского языка» (журнал «Иностранные языки в школе, № 4 – 1987)
  2. М.Ф. Стронин – «Обучающие игры на уроке английского языка» (М., «Просвещение», 1981).
  3. Чернова Г.М. Уроки коммуникативной грамматики/ Иностранные языки в школе. - 2004. - № 3. - С.89.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....