Мастер - класс "Развитие критического мышления обучающихся"
план-конспект занятия по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Мусич Анастасия Андреевна

Цель мастер-класса: познакомить учителей – предметников и студентов педагогических ВУЗов и колледжей с приемами, способствующими развитию критического мышления обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon musich_a.a_master-klass.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Мусич Анастасия Андреевна,

учитель английского языка  ГБОУ СОШ №892,

anastasiya.music@mail.ru

Развитие критического мышления обучающихся

Аудитория: учителя - предметники, студенты педагогических ВУЗов и колледжей.

Цель: познакомить учителей – предметников и студентов педагогических ВУЗов и колледжей с приемами, способствующими развитию критического мышления обучающихся.

Задачи:

1. Создать условия для взаимодействия обучающихся друг с другом, развитие рефлексии и критического мышления.

2. Познакомить педагогов с приемами развития критического мышления.

3. Повысить профессиональное мастерство учителя-предметника.

Раздаточный материал: пазлы, карточки с заданиями.

Ход мастер-класса

1. Актуализация проблемы развития критического мышления обучающихся.

Опираясь на модель образования XXI века, где целью является не накапливание багажа знаний, а их практическое применение, технология развития критического мышления становится неотъемлемой частью урока иностранного языка. Педагог уже не носитель информации, а помощник учащегося в самостоятельном приобретении знаний, ведь знания, добытые самостоятельно и основанные на личном опыте, становятся бесценными в дальнейшей работе и практическом применении. По словам Д.Дьюи,  главное, на что должна быть направлена деятельность  образовательного учреждения любого типа – это научить обучающегося думать.

2. Работа с аудиторией.

1. Определение понятия «критическое мышление».

Ведущий задает вопрос аудитории: «Что такое критическое мышление?». Выслушивает мнения участников мастер-класса, затем дает точное определение.

Критическое мышление (англ. critical thinking) – система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпритации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

2. Актуализация понятия «прием».

Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

3. Деление участников мастер-класса на группы по принципу, в какое время года у кого день рождения.

4. Работа в группах.

Каждая группа работает по карточке, в которой описан прием по развитию критического мышления и дано задание.

Карточка 1.

Прием – это кластер “гроздь”.

Тема урока – это центр и от этого центра отходят лучи – крупные смысловые единицы, т.е. термины, понятия. 

Мысли возникающие при обсуждении темы располагаются в определённом порядке, эти заголовки находятся вокруг основной темы. От каждого заголовка могут идти ответвления, формирующие “гроздь”. В кластере с помощью стрелок обнаружатся связи между рассматриваемыми понятиями.

Задание:

Представьте наглядно описанный прием применительно к теме вашего урока.

Ответьте на вопросы:

1. На каком этапе урока возможно использование описанного приема?

2. Происходит ли систематизация материала?

3. Какой прием взаимодействия в группе вы использовали?

Карточка 2.

Приём “Верные и неверные утверждения”.

У каждого на парте таблица.

1

2

3

4

5

Учитель читает вопросы, а дети ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. После прочтения текста расстановка плюсов и минусов может измениться в случае, если ответ на поставленный вопрос изменился.

Задание:

Задайте вопросы по теме вашего урока, напишите небольшой текст, представьте наглядно заполненную таблицу.

Ответьте на вопрос:

На каком этапе урока возможно использование описанного приема?

Карточка 3.

Приём “Лови ошибку”.

Учащимся выдается заранее подготовленный текст, содержащий ошибочную информацию. Учитель предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Задание:

Подготовить небольшой текст для анализа по теме вашего предмета.  

Ответьте на вопрос:

Какой навык развивает данный прием?

Карточка 4.

Упражнение “Синквейн” – это пятистрочная стихотворная форма. Строится так: первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение; вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы; третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы; четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме; пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме. В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.

Задание:

Придумайте синквейн по теме вашего урока.

Ответьте на вопрос:

На каком этапе урока возможно использование описанного приема?

5. Представление ответов и корректировка в случаи необходимости.

6. Подведение итогов.

Обратная связь: раздаются листочки для краткого опроса с пунктами ФИО и отзыв о занятии. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интеллект - карт для развития критического мышления обучающихся

Всех нас объединяет то, что мы имеем дело с человеческим интеллектом, всем нам хочется найти ту волшебную палочку, которая гарантирует качество нашей работы. У каждого ребёнка есть потребность в...

Практики использования социально-гуманитарных технологий развития критического мышления обучающихся на уроках права

Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Повышение внимани...

Исследовательская работа по теме "Формирование критического мышления обучающихся в процессе обучения математике"

Перемены в культурной и материально-производственной сферах, социально-экономические проблемы, вставшие перед обществом, повлекли изменение мышления людей, миропонимания, в отношении к пре...

Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся

Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся...

Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся

Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся...

УЧЕБНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Статья об учебных условиях для развития критического мышления обучающихся....

мастер класс Критическое мышление

В работе представлены способы формирования ключевых компетенций на уроках физике с помощью технологии Критического мышления...