УЧЕБНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
статья по алгебре на тему

Статья об учебных условиях для развития критического мышления обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_kritich._myshlenie_zyryanova.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНЫЕ УСЛОВИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

        Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объема информации, обязательной для восприятия и усвоения учащимися при изучении различных предметов.

        Для того, чтобы произошло познание, учащийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приемы мыслительной деятельности.

        Современное состояние науки и общества, динамичный социальный прогресс, увеличение объема новой информации резко сокращают долю знаний, получаемых человеком в период школьного образования по отношению к информации, необходимой ему для полноценной деятельности в изменяющемся обществе. Кроме того, ученые считают, что более  25%  тех видов деятельности, которые будут востребованы в 21-ом столетии, сегодня еще не существуют, а те, которые сейчас есть, существенно изменяются. Поэтому людям будут нужны абсолютно новые знания и навыки. Критическое мышление должно стать стратегической основой для постоянного образования людей, а учитель становится важным звеном в этом процессе.

        Перед учителем математики стоит задача не просто ознакомить учащихся с правилами и приемами решения задач, а в первую очередь, научить их ориентироваться в безбрежном море информации, отличать верную версию от ложной, находить причины ошибок, т.е. развивать критическое мышление. Эта задача, и раньше стоящая перед учителем, в последние годы приобрела особую актуальность.

        «Пусковым механизмом критического мышления (по мнению одного из ученых В. Ружжеро) является склонность быть пытливым, испытывать удивление, искать ответы на вопросы.

НАВЫКИ ИССЛЕДОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КРИТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ.

  • Наблюдательность
  • Описывать
  • Сравнивать
  • Определять (доказывать существование чего-либо)
  • Ассоциировать (устанавливать связи)
  • Заключать (делать выводы)
  • Прогнозировать (предполагать)
  • Применять (извлекать практическую пользу)

Всем этим навыкам мы учим учащихся на своих уроках.

Многим учащимся присуще стремление мыслить творчески и критически. На уроках необходимо создать и укреплять познавательную мотивацию учащихся. Большое значение при этом имеет умение правильно ставить вопрос так, чтобы это концентрировало внимание, ограничивало перебор гипотез. Критическое мышление несовместимо с тем,  чтобы пассивно усваивать предложения и аргументы. К сожалению, это у нас нередко бывает на уроках. Чтобы избежать этого необходимо использовать на своих уроках всевозможные виды разноуровневой, парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся (проектная деятельность).

УЧЕБНЫЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ.

  • Задайте вопрос и только потом назовите учащегося, который на него будет отвечать.
  • Необходимо давать адекватное время для обдумывания вопроса, который вы ему задали.
  • Необходимо давать возможность всем учащимся отвечать на вопросы (не надо выделять уч-ся, которым вы предпочитаете их задавать).
  • Если у учащихся возникли трудности с ответом, то необходимо перефразировать вопрос.
  • Избегать вопросов с ответами «Да» и «Нет».
  • Задавать вопросы, требующие разнообразных мыслительных умений: на сравнение, сопоставление, выявление общего/различного.
  • Необходимо задавать интересные вопросы, которые по возможности, апеллируют к личному опыту учащихся.
  • Если позволяет содержание урока, градировать вопросы от простого к сложному.
  • Надо задавать вопросы, которые помогают учащимся прояснить или расширить их ответы.
  • Задавайте вопросы, которые заставляют учащихся задуматься над ответом, данным другим учащимся, чтобы они могли расширить, дополнить ответ одноклассника.
  • Задавать вопросы, которые будут давать учащимся возможность пережить успех.
  • Давать возможность учащимся размышлять.
  • Принимать различные идеи и мнения.
  • Способствовать активности учащихся в учебном процессе.
  • Верить в то, что каждый учащийся способен на критическое мышление.
  • Ценить проявление критического мышления.
  • С уважением выслушивать различные мнения.

Хорошим помощником в развитии критического мышления является специальный курс «Учимся учиться, размышлять, исследовать» под  ред. Криволаповой Н.А. – проректором ИПК и ПРО Курганской области.  Цель данной программы – формирование компетентности в сфере познавательной деятельности учащихся.

        В нашей школе данный курс ведем мы – классные руководители.

Основные задачи курса:

  • Развитие психических познавательных процессов: критического мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения.
  • Формирование  собственного стиля мышления.
  • Формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приемов работы с различными источниками информации.
  • Формирование основ исследовательской культуры и т.д.

Данный курс начался с развития логического мышления. На занятиях учащиеся учатся обобщать понятия, определять более общее и более частное понятия, составлять логические цепочки, выделять существенные признаки понятий, учатся устанавливать причинно-следственные связи, сравнивают понятия, выявляют сходство и различия, проводят аналогии.

        В конце каждого занятия есть практическое приложение.

Методические особенности организации занятий:

  1. Организация деятельности учащихся ориентирована на усиление самостоятельной, практической и умственной деятельности.
  2. Занятия носят обучающий и развивающий характер.
  3. Один вид деятельности сменяет другим.
  4. С каждый занятием задания усложняются, увеличивается объем материала и темп выполнения заданий.

Большую роль в развитии критического мышления играет решение нестандартных задач на факультативных, элективных курсах.

        Задачи – основное средство развития мышления, а решение нестандартной задачи тем более. Порой у учащихся проявляется страх перед трудностями, неумение преодолеть их самостоятельно.

        В таком случае нужна задача, которая кажется на первый взгляд простой, а на деле требует нестандартного подхода. Задача лишь тогда вызывает интерес и активность учащихся, когда в ней есть элемент неожиданности.

        При проведении декад математики, мы знакомим учащихся с миром софизмов, погружая их в проблемы философии, математики древности. Знакомство учащихся с миром софизмов обучает глубине мышления, развивает интуицию и т.д.

Учитель математики  Зырянова Н.А. учитель 1 категории

                                        МКОУ «СОШ № 10»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интеллект - карт для развития критического мышления обучающихся

Всех нас объединяет то, что мы имеем дело с человеческим интеллектом, всем нам хочется найти ту волшебную палочку, которая гарантирует качество нашей работы. У каждого ребёнка есть потребность в...

Практики использования социально-гуманитарных технологий развития критического мышления обучающихся на уроках права

Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Повышение внимани...

Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся

Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся...

Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся

Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся...

Мастер - класс "Развитие критического мышления обучающихся"

Цель мастер-класса: познакомить учителей – предметников и студентов педагогических ВУЗов и колледжей с приемами, способствующими развитию критического мышления обучающихся....

"Технология развития критического мышления обучающихся на уроках математики"

В данной работе представлен опыт применения на уроках технологии развития критического мышления...

Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся

Конструктор разработки учебного занятия в условиях реализации технологии развития критического мышления обучающихся...