Главные вкладки

    Формирование навыков аудирования при подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку
    статья по английскому языку (10, 11 класс) на тему

    Головко Татьяна Александровна

    Для успешного выполнения заданий раздела "Аудирование" в экзаменационной работе ЕГЭ необходимо иметь опыт аудирования. Нужно формировать умения основного и полного понимания содержания аудиотекста, а также умение целенаправленно извлекать необходимую информацию из аудиотекста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «Формирование навыков аудирования при подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку».

    Аудирование является одним из наиболее сложных видов речевой деятельности. В этот раздел экзаменационной работы входят 3 задания разного уровня сложности и разного типа:

    - первое задание направлено на проверку умения понимать основное (общее) содержание аудиотекста;

    - второе задание направлено на проверку полного (детального) понимания содержания аудиотекста;

    - третье задание направлено на проверку целенаправленно извлекать заданную информацию из аудиотекста.

    Так как задания проверяют умения и навыки в разных типах аудирования, экзаменуемому важно понимать, что именно проверяется в каждом типе задания и какие стратегии следует применить для его успешного выполнения.

    Продолжительность звучания всех аудиоматериалов раздела составляет около 30 минут. Во время экзамена экзаменуемые прослушивают записи аудиотекстов, начитанных носителями немецкого языка, два раза. Темп звучания текста – средний. Дикторы читают текст выразительно, делая логические ударения, смысловые паузы. С вопросами экзаменуемые знакомятся до презентации аудиотекста.

    Для успешного выполнения заданий раздела  «Аудирование» в экзаменационной работе ЕГЭ необходимо иметь опыт аудирования, а именно:

    -уметь приспосабливаться к слушанию в условиях презентации материала с пленки или иного носителя аудиоинформации;

    - уметь приспосабливаться к слушанию голосов различных тембров (например, мужской, женский, взрослый, детский, низкий, высокий);

    - уметь различать аудиотексты различных жанров как монологического, так и диалогического характера;

    - владеть стратегиями глобального, селективного и детального понимания услышанного.

    Для выполнения заданий по аудированию в вариантах ЕГЭ испытуемые должны обладать следующими умениями, связанными с развитием способности к аудированию как виду речевой деятельности:

    - умение понимания основного (общего) содержания аудиотекста;

    - умение полного (детального) понимания содержания аудиотекста;

    - умение целенаправленно извлекать необходимую или заданную информацию из аудиотекста.

    Озвыченные материалы подбираются из аутентичных источников (например, СМИ страны изучаемого языка, сборники текстов и др.). При подборе материала важно учитывать, имеют ли учащиеся достаточный словарный запас для понимания, и, возможно, адаптировать  выбранный текст в соответствии с уровнем знаний школьников. С самого начала следует  приучать к восприятию речи в нормальном темпе и обязательно использовать возможность слушать устную речь в исполнении носителей языка.

    Аудирование диалогов необходимо включать с первых этапов обучения. Они содержат все типы предложений: вопросы, ответы, приказания, просьбы, советы и являются образцом живой повседневной речи. Диалоги  имеют цель в разговорной форме дать образей лексических и грамматических моделей.

    Анализ результатов экзамена в 2010 году  показал, что в целом выпускники неплохо справляются с заданиями раздела «Аудирование», что они вполне способны к восприятию на слух аутентичных текстов и могут придти к получению выводных данных из услышанного, что, в частности, требовалось  при решении задания на общее понимание (В1) и при выполнении заданий на детальное понимание (А1-А7).

    При выполнении заданий А1-А7 (выбор ответа из трёх возможных вариантов) основной ошибкой учащихся было то, что они пытались понять весь текст, когда следует сфокусировать своё внимание на запрашиваемой информации, игнорируя всё, что к ней не относится.

    Следует отметить, что особые затруднения у экзаменуемых вызвали задания с правильной опцией  «в тексте не сказано». Типичной ошибкой являются попытки учащихся дать положительный или отрицательный ответ без опоры на текст, исходя из собственных представлений и  общих знаний. Для успешного выполнения таких заданий надо прежде всего понять разницу между вариантами ответа «неверно» и «в тексте не сказано». Неверное предложение содержит информацию, которая противоречит сказанному в тексте. Вариант «в тексте не сказано» означает, что в аудиотексте нет такой информации по этому вопросу, он вообще не затрагивается. Достаточно успешно испытуемые справились с заданиями на полное понимание информации.

    Анализ типичных ошибок, допускаемых при выполнении заданий по аудированию, показывают, что можно выделить ряд типичных ошибок:

    - во-первых,  испытуемые должны очень внимательно читать инструкцию к заданию, так как ошибочная интерпретация задания неизбежно приводит к ошибочным решениям, например, стратегия детального понимания подменяется общим понимание текста;

    - во-вторых, испытуемые должны быть проинформированы об особенностях заполнения бланков ответов. Здесь, как правило, допускают две ошибки: внесение варианта в неправильную позицию бланка и что, встречается намного чаще, нечёткое написание букв латинского алфавита, что приводит к ошибке при считывании бланка компьютером;

    - в третьих, обучение аудированию должно проводится планомерно, систематически, именно с позиций формирования аудирования, как вида речевой деятельности, с использованием дифференцированного подхода к аудиотексту как к источнику информации с применением коммуникативно уместных стратегий вычленения информации из предлагаемого текста.

    Анализ результатов ЕГЭ по немецкому языку позволяет сделать вывод о целесообразности того, чтобы учителя продолжили уделять болшое внимание:

    - развитию таких общеучебных умений, как умение вдумчиво прочитать инструкцию к заданию и точно её выполнить; извлечь необходимую информацию, сделать на её основе заключения и аргументировать их; логически организовать порождаемый устный текст;

    - компетентностному подходу   в обучении иностранным языкам;

    - коммуникативным задачам, выполняемым в разных видах речевой деятельности, в том числе рецептивных (чтение, аудирование), и использованию разных стратегий в зависимости от поставленной коммуникативной задачи;

    - использованию в процессе обучения текстов различных типов и жанров, в том числе материалов сети Интернет;

    - развитию языкового чутья, формированию умений языковой догадки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование и развитие умений и навыков в аудировании при подготовке к итоговой аттестации по английскому языку за курс начальной школы

    Умения в аудировании являются необходимыми при обучении иностранному языку, но, в тоже время, это и один из видов речевой деятельности, который вызывает наибольшие трудности у учащихся. Тем более акту...

    Формирование навыков до профильной подготовки учащихся с целью их социализации

    Оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке тру...

    Методическая разработка урока Н. И. Дубининой "Развитие навыков монологической речи при подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку".

    Новая концепция ЕГЭ по английском языку основана на применении информационно-компьютерных технологий с использованием визуальных и вербальных опор. Данная разработка касается двух частей устного экзам...

    Рекомендации учителям английского языка по подготовке учащихся к олимпиаде по английскому языку. Литература

    Рекомендации учителям английского языка по подготовке учащихся к олимпиаде по английскому языку. Литература...

    Выступление "Формирование навыков аудирования при подготовке учащихся к ЕГЭ по немецкому языку"

    Формирование навыков аудирования при подготовке учащихся к ЕГЭ по немецкому языку...