"Влияние микроклимата в классе на работоспосбность и утомляемость учащихся на уроке".
статья по английскому языку (5 класс) на тему

Матвеева Надежда Александровна

В данной разработке учитель может познакомитьтся с элементами здоровьесберегающей педагогики, которая рассматривается как совокупность приёмов и методов организации учебно-воспмтательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №61 г. ТУЛЫ

Тема по самообразованию:

«Влияние микроклимата в классе на    работоспособность и утомляемость учащихся на уроках английского языка».

Выполнил: учитель английского    языка

МБОУСОШ № 61

Пролетарского района г.Тулы

Матвеева Н.А.

Тула, 2013

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть реализовано с помощью здоровьесберегающей педагогики, которая рассматривается как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

Современный урок английского языка характеризуются большой интенсивностью, и требует от учеников концентрации внимания. Быстрая утомляемость вызвана спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Поэтому для более эффективного достижения практических общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучения, на своих уроках английского языка я использую элементы здоровьесберегающих технологий. Прежде всего, я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. А так же стремлюсь к отсутствию монотонности, к тому, чтобы урок проходил непринужденно, а для этого в планирование урока я включаю элементы релаксации. Цель релаксации – снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть игры, зарядки, песни, движения. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.

Еще Артур Шопенгауэр говорил: - «здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливей больного короля». На бытовом уровне понятием «здоровье» обозначают обычно не только отсутствие болезни; смысл этого слова перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспособиться к жизни, а также о его адекватности. Факторы, влияющие на здоровье школьника, можно разделить на 3 категории: неизбежные, корректируемые, устранимые. Смысл здоровьесберегающей деятельности состоит в том, чтобы учитывать неизбежные факторы, ослаблять воздействие корректируемых факторов, устранять устранимые. Современный ученик - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, ученик получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор. Роль учителя иностранного языка значительна в этом плане. Глобальная задача- формирование здоровой личности, способной к сотрудничеству в поликультурной среде. Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость на уроках иностранного языка вызвана спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений и большого объема материала для запоминания. Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы руками, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, невосприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние  тревожности.
Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка Если для учащихся будут созданы оптимальные условия: гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная вещно-пространственная среда, то это будет способствовать их адаптации на уроке. Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка. На уроках я использую
методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, максимальный учет особенностей аудитории и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, создание условий для самовыражения, авансирование ученика доверием, методы ненасильственного обучения. Эмоциональная удовлетворенность школьника на уроках иностранного языка достигается за счет формирования комфортной психологической среды. Дети в процессе обучения должны чувствовать себя спокойно и естественно, быть смелыми и непосредственными. По словам К.Д.Ушинского, классу нужно позволять свободно волноваться, даже - бурлить в тех пределах, которые служат для успеха учения. Вот некоторые приемы, которые способствуют созданию активной и в то же время комфортной атмосферы на уроке:

Считалки – это небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-ритмической структурой. Особенности считалки – это строгая ритмичность, обилие рифм, особое внимание, уделяемое не смыслу произносимых слов, а результатам, получаемым при счете.
Считалки – это не только интересный языковой материал, но и замечательный способ эстетического, психологического, физического и умственного развития ребенка, также они служат для снятия эмоциональной напряженности.
Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы. Использование рифмовок и стихов на уроке обеспечивает активность и работоспособность учащихся, творческую деятельность и высокий уровень владения лексико-грамматическим материалом, поддерживает у детей интерес к изучению иностранного языка. Рифмовки повышают настроение на уроках, объединяют и организуют детей своим ритмом. Они, оживляя урок, помогают многим ребятам преодолеть психическое напряжение, то есть справиться с утомляемостью. Песни – способствуют созданию на уроке естественного речевого общения, снимают напряжение, непроизвольно побуждают к активному участию в уроке, вносят элемент праздничности, эмоциональности, способствуют запоминанию материала, снимают усталость на уроке. Игра на уроках английского языка развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как она делает процесс обучения занимательным для ребенка. Медитативно - релаксационные упражнения дают возможность ученику передохнуть, восстановить силы для дальнейшей деятельности. Следует помнить, что при проведении релаксации не нужно ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения. 1.Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую» . Ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения. 2.Упражнение «Деревянная кукла» в формате физминутки. 3.Упражнение на релаксацию и визуализацию. Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на английском языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п. 4. «Качели» (упражнение стимулирует мыслительные процессы): Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять   30 секунд.

5.«Бабочки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание,

повышает устойчивость внимания.


Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «бабочку(восьмёрку)» по три раза каждой рукой , а затем обеими руками.


6.«Ушки на макушке» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь):Мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза

Для улучшения качества зрения, которое отлично тренируют глазную мышцу, выполняются следующие команды:

Look left.                                   Look at your nose.

Look right.                                 Look at that rose.

Look up.                                     Close your eyes.

Look down.                                Open, wink. open and smile.

Look around.                              Your eyes are happy again.

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т . д . Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты.  .
  Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках. Оценивание в виде солнышка, где лучики выдаются в виде бонуса за удачный ответ. Побеждает тот, чье солнышко ярче. Максимальный учет особенностей аудитории и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, создание условий для самовыражения оптимально достигается при использовании личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка.
Личностно - ориентированный подход предполагает организацию равноправного, уважительного педагогического общения с учеником, при котором учащийся является субъектом своей деятельности. Каждый вид деятельности основан на специфических механизмах и требует разных способностей. Кроме того, важно установить связь между практической и развивающей целью. Развивающая цель должна рассматриваться не столько как расширение кругозора, сколько как развитие интеллекта. Вот некоторые приемы, создающие условия для самовыражении учащегося: Ролевая игра – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, предполагающий самостоятельное языковое поведение, когда развитие ситуации происходит благодаря коммуникативной деятельности участников игры. Деятельность доставляет удовольствие и не угрожает личности ребенка, ученика. Такая игра в роль укрепит уверенность в себе. Также преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь. Инсценирование – это вид игровой деятельности. Использование театра на уроках показало эффективность этого приема, прежде всего для развития навыков и умений неподготовленной устной речи. Театральные постановки на уроке - сильнейший мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной.. Этот прием реализации здоровьесберегающих технологий способствует снятию усталости в процессе обучения английскому языку. Драматизация – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, направленный на развитие коммуникативности школьника средствами художественных произведений. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции. расширяет творческую личность ребенка. Для сохранения здоровья своих учащихся каждому педагогу чрезвычайно важно организовать необходимую педагогическую поддержку, причем в педагогическом сопровождении нуждаются и сильные, и слабые ученики. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей ребенка, его положительных сторон. Итак, для того чтобы поддержать ребенка, необходимо: опираться на сильные стороны ребенка, не подчеркивать его промахи, подчеркивать временный характер его неудач, научить ребенка оптимизму, принимать индивидуальность ребенка, предоставлять больше самостоятельности, демонстрировать эмпатию к нему, вносить юмор в отношении с учащимся. Главным итогом психологической поддержки, основанной на вере в ребенка, является воспитание успешной, самоценной личности Педагогическая поддержка должна, на мой взгляд, выражаться не только в рациональных отношениях между учителем и учеником, но и прежде всего в вооружении учащегося набором приемов, техник, алгоритмов, дающих возможность ученику преодолеть трудности, развиваться самостоятельно. "Учиться не трудно, если у тебя добросовестные наставники и ты сам умеешь учиться,"- утверждал Цицерон в 55 году до н.э.
При изучении иностранного языка большая доля отработки языкового материала происходит самостоятельно, приходится много заучивать и запоминать, а это часто вызывает раздражение и скуку. Вот какие стратегии и приёмы я рекомендую своим ученикам:
Постарайтесь сопрягать заучивание слов с приятным . Можно использовать ассоциации с интересными для Вас книгами , фильмами , приятными для вас людьми . Можно применять приятное эмоциональное сопровождение ( грызть орешки , слушать приятную музыку и т. д .) Любые положительные эмоции активизируют нашу способность обучаться .
Старайтесь встроить новое слово в ваш прежний опыт . Постройте словосочетание , предложение , напишите коротенький рассказик . В мозге формируются мостики с Вашими старыми знаниями . Неплохо бы показать свои записи учителю. Убедитесь в правильности своих «произведений» .
Опробуйте на себе метод фонетических ассоциаций. Это несложно, а порой забавно. А самое главное – действенно. К слову, которое нужно запомнить, подбираем созвучное слово из родного языка.

Например, look и лук. Посмотри, какой зелёный лук.


Не забывайте о старых приемах
ОБОИ и КАРМАННЫЕ ЛИСТОЧКИ .
ОБОИ – это списки слов, вывешенные в местах вашего частого пребывания. КАРМАННЫЕ ЛИСТОЧКИ – списки слов , которые , как правило , учатся в транспорте и по мере заучивания

перекладываются из кармана в карман.


Запоминайте не все слова подряд , а используйте принцип «три кряду» , то есть если слово три раза

попалось вам на пути, то его следует запомнить.

Запоминайте не отдельные слова, а «мыслеформы» , иначе многозначность английских слов не позволит с ними обращаться по законам вашего родного языка
Подкрепляйте освоение нового языкового материала письменной практикой. Заводите словарики, пишите себе записки – напоминания Ведите личный дневник. Найдите друга по переписке.
Изучая грамматику , можно рисовать правила , придумывать свои собственные схемы и таблицы . Это помогает « разложить» материал по полочкам , а значит лучше понять и запомнить . Некоторые достаточно успешно используют метод встраивания нового грамматического материала в какой - то сюжет . Можно переписывать свой рассказ или сказку , внедряя туда все новые и новые лексико-

грамматические  структуры.

Чтобы справиться с английской интонацией и с произношением желательно ;
разобраться с ударением в слове, с ударением в предложении, взять за привычку дублировать все , что ты слышишь на английском языке , как бы проговаривая , шевеля языком . Используйте метод « караоке» . Распевайте песни , как можно более копируя источник . Или запишите на магнитофон кусочек аудиокниги и дублируйте за диктором. Смотрите видеофильмы на английском языке,  на первой поре можно использовать фильмы с русскими субтитрами.
Помните, что лучше заниматься три раза по тридцать минут , чем один раз в неделю по три часа !
Учите и повторяйте по схеме : 10 минут – 1 неделя – 1 месяц. Уделяйте больше внимания тому, что дается Вам с трудом . (Благодарность за некоторые идеи Като Ломб ''Как я изучаю языки'' http://www.cirota.ru ) На уроке дети также должны быть вооружены четкой программой действий, соответствующими инструкциями по данной работе. Педагог должен учитывать уровень опыта учащихся, так как каждый ученик имеет разные навыки учебной деятельности. Учащихся необходимо научить рациональным приемам учения, а также разработке системы памяток или коммуникативных опор. В начале урока учитель знакомит с подробным планом работы, ставит четкие цели, говорит, как будет осуществляться контроль, говорит о критериях оценивания; и здесь уже появляются элементы уровневого обучения. Хорошо, если есть четкий алгоритм работы с конкретным учебным материалом. Например, работа с новыми словами. Первый этап - первичное ознакомление, отработка на основе словосочетаний, затем предложений, далее в связном тексте. Далее следуют несколько этапов контроля. Первый уровень: слова диктуются на английском, учащиеся пишут перевод. Второй уровень - слова предъявляются на английском, ученики пишут на английском и переводят. Третий уровень - слова диктуются на русском, учениками воспроизводятся на английском. Четвертый уровень - ученикам предлагается написать как можно больше новых слов по памяти. Затем принимается устный зачет по словосочетаниям данного раздела. Зная алгоритм действий, хорошо успевающие ученики смогут идти вперед самостоятельно.
Во время работы в классе учитель должен помнить, что здесь находятся ученики с разным уровнем знаний, учебных возможностей, неодинаковыми мотивационными установками на урок. В связи с этим преподавание необходимо построить так, чтобы сильные ученики не сдерживались в развитии, а слабые не торопились в ущерб усвоения основополагающего материала. Все содержание материала, излагаемое учителем устно, должно быть продублировано письменно. Тот, кто потерял логическую нить устного изложения, может легко восстановить ее при чтении соответствующего текста. Полезно приучать ученика работать в учебнике с карандашом, делая необходимую маркировку; выделяя важное, новое, отмечая непонятное для дальнейшего уточнения, подчеркивая ключевые слова. Эффективен способ разбивания задания на этапы, части. Учителю следует напоминать об аналогичных заданиях. выполненных ранее учащимися, о правилах необходимых при выполнении учебного упражнения, предложить ученику примерный план ответа, предупредить о возможных затруднениях в выполнении заданий, использовать наглядные пособия с направляющим планом действий. Во избежание усталости учащихся
необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке, мозговой штурм. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Дифференцировать подход к ученику можно в трех направлениях: 1. По содержательной стороне

 (разный характер элементов знаний), 2. По процессуальной стороне (содержание одно, но количество заданий и сложность разные), 3. По мере педагогической поддержки. Использование дифференцированного подхода также способствуют сохранению здоровья учащихся. Одна из возможностей поддержки ученика на уроке – это организация обучения в сотрудничестве; обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная цель - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные - одни быстро “схватывают” все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется больше времени на осмысление материала, дополнительные примеры, разъяснения. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только учебных успехов учеников, но и их нравственного развития. Таким образом, используя различные виды педагогической поддержки, мы пытаемся минимизировать воздействие неблагоприятных факторов на здоровье ученика. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем современности и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как требование к любой

педагогической технологии по её воздействию на здоровье на здоровье учащихся.

Каким должен быть урок с позиций здоровьесбержения? Идя на урок учитель, должен помнить, что в классе должна быть нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение. Урок не должен быть однообразным, методы и приемы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения , должны иметь место оздоровительные моменты. Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся. Все это будет способствовать развитию мотивации учащихся к изучению иностранного языка, формированию творческой активности и творческого мышления учащихся.

Список литературы:

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов http://pedagogika.by.ru/ , http://allbest.ru/langv-e.htm

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

К уроку Класс Пресмыкающиеся Рабочий лист для учащихся к уроку.doc

К уроку Класс Пресмыкающиеся Рабочий лист для учащихся к уроку.doc...

Влияние микроклимата в коллективе на психологическую совместимость в ходе тренировок и игр в волейбол.

В этой статье автор рекомендует создание при тренировках микроклимата в коллективе, способствующих психологической совместимости для успехов в обучении школьников и достижения высоких результатов....

Влияние применения технологии критического мышления на уровень мотивации учащихся на уроках английского языка

Целью современного образования является не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование функциональной грамотности, универсальных учебных и внеучебных компетенций, умения самостояте...