Обучение английской орфрграфии
методическая разработка по английскому языку (5 класс) на тему

Материалы к презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_angliyskoy_orfografii.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение английской орфографии.

Термин “орфография” в переводе с греческого языка означает правописание. В современной теории и практике обучения иностранному языку орфография рассматривается как система правил написания конкретных слов данного языка. Система английской орфографии считается сложной как для изучающих английский язык иностранцев, так и для самих носителей языка. По данным международной организации The English Spelling Society(Английское орфографическое общество) английская орфография является одной из самых трудных. Британские школьники тратят в среднем в два-три раза больше времени, чем их сверстники из большинства европейских стран, чтобы научиться читать и писать. Основная трудность орфографии английского языка заключается в значительном расхождении между письменной и устной формами речи. В английском языке орфография за последние 500-600 лет почти не изменилась, а звуковая сторона языка претерпела серьёзные изменения. Англичане в настоящее время пишут так, как они произносили в конце XVI века, когда различий между произношением и написанием не существовало. Как видно из вышесказанного, основным принципом английской орфографии является исторический принцип(пишут так, как писали раньше).Слова, написание которых объясняется историческими традициями, составляют наиболее сложную и в то же время наиболее многочисленную группу в английском языке. Произношение и написание таких слов значительно отличаются. Например, к таким словам можно отнести night, school, island.

Как было отмечено выше, наибольшую трудность для обучающихся представляют слова с историческим написанием. Анализ школьного лексического минимума показывает, что 70% слов пишется по историческому принципу. Написание таких слов не регулируется правилами, необходимо запомнить каждое слово в отдельности. Актуальной проблемой современной методики обучения английскому языку является разработка специальных приёмов, облегчающих запоминание орфографически трудных слов.

Учебные задания, выполняемые во фронтальном режиме, признаны в современной методике обучения иностранным языкам малоэффективными и не экономными по времени. Основное учебное время необходимо отводить парной, групповой, командной работе обучающихся. Задания, которые я представлю ниже, призваны не только способствовать закреплению английской орфографии, но и учить взаимодействию обучающихся друг с другом.

Для решения поставленной проблемы  необходимо учитывать интеллектуальные особенности обучающихся, выявлять и реализовывать оптимальные условия межличностного общения, обучать школьников правилам взаимоотношений в группе, приёмам установления и поддержания эмоционального контакта.

Согласно теории множественного интеллекта американского психолога Говарда Гарднера, человек обладает не единым интеллектом(так называемым общим интеллектом), а рядом относительно независимых интеллектуальных способностей: лингвистических, логико-математических, музыкальных, визуально-пространственных, телесно-кинестетических, внутриличностных и межличностных. Каждый человек обладает всеми семью интеллектуальными способностями, но в разной степени. Наши доминирующие способности определяют то, как мы воспринимаем и запоминаем информацию. Например, обучающиеся с развитым межличностным интеллектом легче усваивают информацию, работая в парах или малых группах. Обучающиеся с доминирующим внутриличностным интеллектом предпочитают индивидуальные задания. Обучающиеся с визуально-пространственным интеллектом хорошо понимают информацию, представленную с помощью карт, схем, фотографий, таблиц.

Вербально-лингвистический интеллект.

Дети с ярко выраженным вербально-лингвистическим интеллектом любят читать, писать, рассказывать истории. Они обладают богатым лексическим запасом, с удовольствием играют в игры со словами.

Поиск слов. Обучающиеся могут составить самостоятельно задания такого типа на заданную тему, а затем обменяться карточками друг с другом. Необходимо прочитать список заданных слов, подчеркнуть сложные буквы и буквосочетания, а затем, следуя списку, отыскать все скрытые слова и решить головоломку. Первую часть задания- составление головоломки-можно предложить выполнить дома на компьютере. Вторую часть задания- обмен игровыми карточками и поиск слов- можно выполнить в классе. В качестве домашнего задания данное упражнение значительно повышает мотивацию обучающихся, поскольку служит стартовой площадкой для дальнейшей совместной работы с другими школьниками. Выполнение такого задания позволяет не раз отработать новое слово: играющий видит и полное написание слова в подсказках и ищет его среди других.

Кроссворды. Составление кроссвордов по изучаемой теме является эффективным приёмом закрепления орфографии изученных слов. Умение грамотно писать слова- необходимое условие для создания кроссвордов. Пятиклассникам предлагаю вместо вопросов нарисовать картинки, объясняющие значения зашифрованных слов. Обучающиеся постарше придумывают вопросы к кроссворду, объясняющие толкование слов.

Лишнее слово. В каждой строчке необходимо найти слово, которое не подходит к остальным словам.

Чудо-алфавит. Обучающиеся работают в группах. Каждая группа записывает слова на определённую тему на каждую букву алфавита.

Кто больше. Обучающиеся в группе или индивидуально составляют слова из предложенных букв.

Логико-математический интеллект.

Дети с таким типом интеллекта обладают развитым логическим мышлением, аналитическими навыками и навыками решения проблем. Они хорошо размышляют и оперируют абстрактными понятиями.

Перепутанные слова. Обучающимся даётся список перепутанных слов, которые надо расшифровать. Первый, кто справиться со всеми словами- побеждает. Слова должны быть знакомыми. Длина списка зависит от того, сколько времени вы можете дать на игру, а также от того, насколько игра будет интересна ученикам. Список можно ограничить одной категорией, например, только профессии, столицы мира, животные или мебель.

Подбери пару. Необходимо соединить по парам подходящие слова из двух колонок.

Соедини слова. Обучающиеся соединяют слова с перепутанными буквами и обычные.

Редактор. Обучающиеся составляют слова из букв, вырезанных из газет и журналов.

Визуально-пространственный интеллект.

Дети с развитым визуально-пространственным интеллектом лучше воспринимают и понимают информацию, представленную в зрительных образах. Они хорошо извлекают информацию из карт, схем, диаграмм. Они сильны в рисовании, черчении, проектировании, моделировании.

Радужные слова. Обучающиеся записывают слова, используя цветные карандаши или фломастеры. Каждая буква обозначается своим цветом.

Цветик- семицветик. Нужно нарисовать цветы для каждого слова, 1 лепесток-1буква.

Музыкальный интеллект заключает в себе чувствительность к уровню, тембру и ритму звуков, эмоциональную восприимчивость к музыке. Дети, запоминающие мелодии и музыкальные образы, распознающие диапазон и ритм, являются обладателями развитого музыкального интеллекта. Такие дети, как правило, обладают хорошим фонематическим слухом.

Репортёр. Практически в любом современном мобильном устройстве присутствует встроенный диктофон. Можно предложить подросткам продиктовать самим себе слова по памяти, записав себя на диктофон. Сначала слово произносится целиком, а затем по буквам. Когда все слова из списка продиктованы, обучающиеся прослушивают получившуюся аудиозапись, проверяя орфографию слов по учебнику или словарной тетради.

Музыкальные слова. Слова произносятся по буквам в ритм музыке.

Ритмика слов. Слово проговаривается по буквам с хлопками в ладоши.

Согласный-гласный. Дети работают в парах. Сначала слово произносится целиком, а затем по буквам. Согласные букв произносятся шепотом, гласные- громко.

Учитель-ученик.Обучающиеся работают в парах. Один из них-учитель, другой-ученик. Учитель называет звук, а ученик показывает карточку со словом, в котором есть этот звук.

Телесно-кинестетический интеллект решает поставленные задачи, создаёт и передаёт идеи и эмоции посредством движений тела. Такие дети хорошие спортсмены, обладают хорошей координацией движений, очень подвижны, обладают развитой жестикуляцией и тактильной памятью.

Живые слова. Класс делится на две команды. Ведущий называет слово. Участники команды должны сконструировать слово из букв, используя собственные тела и жесты. Упражнение всегда проходит оживлённо и воспринимается с большим энтузиазмом.

Правша-левша. Если ребёнок правша можно предложить написать слово левой рукой. Если ребёнок левша- правой рукой.

Классики. Это задание представляет собой не что иное, как вариант всем известной игры. Напишите буквы мелом на асфальте, напечатайте карточки с буквами и разместите их на полу в классе. Перепрыгивая от буквы к букве, ребёнок составляет слово.

Спеллинг с мячом. Ребёнок произносит слова, ударяя мяч о землю. Один удар мяча-одна буква.

Воздушный жонглёр. Обучающиеся произносят слова, подбрасывая в воздух воздушный шар. Шар не должен упасть на землю, пока всё слово не будет произнесено по буквам. Данное упражнение всегда проходит весело и оживлённо.

Джек-попрыгунчик. Выполняются прыжки со взмахом рук через стороны, 1 прыжок-1 буква.

Попрыгунчики. Скакать на одной ноге, произнося слово по буквам. Один подскок- одна буква. Это упражнение хорошо развивает координацию, особенно если для тренировки взять длинные слова.

Печатная машинка. Обучающиеся должны напечатать слова на компьютере. Большинству ребят нравится заниматься за компьютером, поэтому данное задание они воспримут с энтузиазмом.

Межличностный интеллект характеризуется способностью эффективно взаимодействовать с людьми, понимать их и распознавать их цели, мотивацию, намерения. Дети с таким типом интеллекта с удовольствием работают в сотрудничестве, обладают хорошими организаторскими и дипломатическими качествами.

Назови по буквам. Дети разбиваются по парам. Первый ученик произносит слово, второй проговаривает по буквам и записывает в тетрадь. Затем ученики меняются ролями. В конце упражнения ребята открывают книги и проверяют работы друг друга.

Первая буква. Учитель объявляет тему игры(например,” Еда”) и называет первую букву слова по данной теме. Отгадавший слово должен произнести его по буквам. В случае, если обучающиеся испытывают затруднения, учитель может назвать вторую букву слова.

Вместе с другом. Обучающиеся работают в парах, по очереди называя буквы сложного слова. Например, слово school, ребёнок начинает, называя первую букву слова. Партнёр произносит вторую букву. Данное упражнение учит ребёнка концентрировать внимание.

Человек-невидимка. Нужно нарисовать на доске две фигуры, состоящие из одинакового количества частей. Класс делится на две команды. Участники по очереди произносят слова по буквам. Тот, кто выполняет задание правильно, может стереть одну из частей фигуры команды соперников. Игра продолжается до тех пор, пока одна из фигур не станет невидимой.

Внутриличностный интеллект сопряжён с пониманием собственных эмоций, целей и намерений, обращением к внутреннему миру. У детей с этим типом интеллекта обострённое чувство собственного достоинства, они уверены в себе и любят работать в одиночестве.

Цепочка слов. Выпишите все слова группы в одну строчку и попросите ребёнка разделить её на отдельные слова.

Маленький, средний, большой. Написание каждого слова по строчке необходимое, но довольно скучное упражнение. Разнообразить данный вид заданий и внести в процесс обучения нотку веселья поможет эта игра. Обучающимся предлагается написать новое слово, используя самые маленькие буквы, какие они только смогут написать. Затем записать слово, используя буквы обычного размера. И в завершении, используя буквы огромного размера.

Пропавшая буква. Запишите слова с пропущенными буквами. Предложите ребёнку вписать пропавшие буквы, чтобы завершить слово.

Охота на слова. Напишите слова на бумаге. Разрежьте каждое слово на отдельные буквы, сложите в небольшие контейнеры и спрячьте в разных местах комнаты. Предложите ребёнку список слов, которые надо найти. Цель игры- найти и сложить из букв все спрятанные слова.

Карточки-головоломки. Предложите обучающимся записать слова на карточках, а затем разрезать каждую карточку на две части. Ребятам будет интересно обменяться половинками слов и составить слова из карточек партнёра.

Кто больше. Дайте ребятам около 20 секунд чтобы записать изучаемое слово так много раз, как они смогут. Обратите внимание, слово должно быть записано без ошибок. Побеждает тот, кто напишет большее количество раз.

Таким образом, существует достаточно практических приёмов обучения орфографии слов с историческим написанием. Используя классификацию интеллектуальных способностей, учитель может организовать обучение с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Несмотря на то, что в рамках массовой школы сложно осуществлять процесс обучения в зависимости от типа доминирующей интеллектуальной способности, отдельные упражнения могут быть использованы как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

Рабочая программа учебного предмета "Английский язык" для 9 класса курса обучения английскому языку «Английский в фокусе» ”Spotlight on English” для общеобразовательных учреждений В.Г. Апалькова

Данная рабочая программа учебного предмета «Английский язык» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего образования, примерной программы по ан...

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» курса обучения английскому языку «Английский в фокусе» ”Spotlight on English” для 8 класса для общеобразовательных учреждений В.Г. Апалькова (издательство «Просвещение», Москва, 2014)

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной прогр...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...

«Практическое использование технологии коммуникативного обучения английскому языку: из опыта учителя английского языка Пироговой Е.В. на примере УМК «Английский язык» для 2–11 классов (авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др.)» Статья.

Данная статья является обобщением опыта моей работы по теме «Практическое использование технологии коммуникативного обучения английскому языку: из опыта учителя английского языка Пироговой Е.В. ...