Использование ИКТ на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Киреева Зульфия Наиловна

Научить ребенка работать с информацией, развивать его мышление и активизировать познавательную деятельность является главной задачей. Добиться этого нам помогают информационно-коммуникационные технологии. В обучении иностранному языку активно и успешно используются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют значительно повысить эффективность этого процесса. В частности, применение ИКТ обеспечивает возможность создание обучаемым условий для формирования и развития лингвистических и коммуникативных навыков, максимально учитывая их личностные потребности и особенности, успешно реализуя идеологию личностно-ориентированного образования .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республиканская школа-интернат № 5

среднего общего образования спортивного профиля г. Уфы

Доклад

«Использование ИКТ на уроках английского языка»

        Выполнила : Киреева З.Н.

                                                                      Уфа-2016


           

В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры учащихся. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы. Использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании английского языка в младшей и средней школе. В старших классах использование информационных технологий позволяют раскрывать возможности учащихся в создании серьезных исследовательских, проектных работ с мультимедийными презентациями и т.д. Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.Если мы обратимся к “Словарю методических терминов” (авторы: Э.Г.Азимов,  А.Н.Щукин),  то мы найдем следующее определение:  информационные технологии – это “система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи”. В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка. Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет.

      В обучении иностранному языку широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.

     Сегодня одним из направлений модернизации школьного образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность учащихся, раскрыть творческие возможности учащихся, стимулировать развивать психические процессы, мышление, восприятие, память учащихся. Появление новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидение, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают огромное влияние на воспитание ребенка и на его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за небольшой промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности большой поток информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел свои результаты и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование компьютера позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.

     Ученые считают, что любой метод обучения обогащается за счет интеграции в него информационных технологий. Но если в процессе обучения информатике средства ИКТ выступают и как объект изучения и как средство обучения, то в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин они являются только средством обучения.

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

- учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

-электронные энциклопедии и справочники,

-тренажеры и программы тестирования,

-образовательные ресурсы Интернета,

-DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

-видео и аудиотехника,

-научно-исследовательские работы и проекты.

   При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для обучающихся выступает учитель, он требует от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспеваемости. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.Однако при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме, объяснить учебный материал. Очень важно и то, что на таких уроках ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к непонятному, если это требуется, или забегать вперед.

Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:

-общекультурное развитие обучающихся;

-совершенствование навыков владения компьютером;

-совершенствование языкового уровня;

-создание благоприятного психологического климата;

-повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;

-самоутверждение учащихся;

-возможность реализации индивидуализации обучения;

-реализация принципа обратной связи;

-большие возможности наглядного предъявления материала;

-исключение времени для написания материала на доске;

-экономия расходования материалов учителем;

-совершенствование процесса проверки работ учащихся;

-повышение авторитета учителя;

-сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;

-активизация навыков самостоятельной работы.

       Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

Электронные учебные пособия помогают ученикам

• развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты,

• самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал,

 • приобрести навыки работы с компьютером,

• основательно подготовиться к ЕГЭ.

         Достоинств у компьютерного обучения немало, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся по темам целевых предметов, критерии оценки учебных программных средств.

Применение компьютера на уроках иностранного языка.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для нас новые возможности в преподавании иностранного языка, т.к. используя ИКТ на уроках английского языка, мы сталкиваемся с новыми формами и методами преподавания, а также ищем новые подходы и стили к процессу обучения.

Обучение лексике с применением ИКТ

Развитие лексических навыков для последующего их включения в речевую деятельность учащихся является основной задачей в овладении лексикой. Применение компьютерных технологий при формировании лексических навыков значительно усиливает эффективность данного процесса.

Для отработки значения слова я предлагаю учащимся, например, упражнение на распределение слов по тематическим группам (school: chalk, desk, teacher. Family: mother, sister, aunt).

Для тренировки в употреблении слов с помощью компьютера я предлагаю учащимся составить предложение из данных слов: is, a, big, there, window, bedroom, in, my (Тhere is a big window in my bedroom). На этапе тренировки и применения лексики для продуктивной деятельности определяющими будут операции по соединению слов, исходя из содержания высказывания. С целью формирования продуктивных лексических навыков я использую компьютер для тренировки учащихся в действиях по сочетанию лексических единиц. Например, упражнение для отработки:

- скажи, какими могут быть перечисленные предметы: house, room, sofa, carpet. В другой колонке размещены прилагательные: big, old, white, beautiful. Школьник должен правильно составить словосочетания из данных прилагательных и существительных, перемещая их из соответствующих колонок на строки снизу. При этом количество незаполненных строчек подсказывает ученику, что есть другие возможные словосочетания, которые он еще не составил. Учащийся, составивший словосочетаний больше других, получает большее количество баллов.

      С целью формирования продуктивного навыка выполняется упражнение по заполнению пропуска в высказывании. Показателем правильности в данном случае является соответствие смыслового значения подставляемой лексической единицы той, с которой она сочетается. Например, я предлагаю учащимся заполнить пропуски в диалогах подходящими лексическими единицами. Или, например, даю задание выбрать фразу для ответа на вопрос.

Would you like some tea?

a) You are welcome

b) Yes, please

c) Help yourself

      Проведенная работа по формированию лексических навыков позволяет перейти к формированию речевых навыков диалогической речи. Использование компьютерных программ при формировании навыков учащихся на уроках показало, что компьютерные технологии обучения полностью отвечают целям, поставленным при обучении лексике иностранного языка.

Обучение грамматической стороне речи        

Для закрепления изученных грамматических правил я использую упражнения с обучающих дисков.

Я изучила и применяю в своей работе такие обучающие диски, как: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .На этих дисках можно найти самые разнообразные упражнения по всем разделам английской грамматики. Здесь есть упражнения различной степени сложности – от самых простых до упражнений повышенной сложности, что позволяет дифференцированно вести процесс обучения.

Возможны такие виды работы, как:

А) упражнения на заполнение пропусков. Обучающая программа предлагает учащемуся набор предложений с пропусками. В случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий:

запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению;

переход обучаемого к следующему заданию или предложению с последующей их корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или проставление знака “крестик”, означающего неверный ответ;

Б) упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом. Недостатком такой игры является невозможность переместить в необходимое место любое слово, перемещённое ранее последнего без коренной ломки всего предложения.

При изучении темы «Модальные глаголы» я не только демонстрирую учащимся презентацию с теоретическим материалом, но и использую тренажер «Глагол can» для отработки употребления этого глагола в речи учащихся.

     Огромный потенциал дает учителю при обучении грамматике Интернет. Здесь можно найти не только упражнения по всем разделам английской грамматики, но и он-лайн тесты, в которых сразу же оценивается результат учащегося. В своей работе я пользуюсь многими сайтами сети Интернет, что позволяет мне более качественно и быстро проверить усвоение учащимися грамматического материала.

Обучение фонетике и чтению

       Обучение фонетике и чтению  является основной задачей. Поэтому учителя английского языка стараются найти такие приемы и формы работы, которые предоставили бы им возможность с наибольшей отдачей выполнить эту задачу. Здесь  также помогают приемы работы с применением ИКТ. Во-первых, я стараюсь при каждом удобном случае использовать на уроке обучающие диски с фонетическими упражнениями. Но в связи с тем, что время ограничено, я рекомендую детям заниматься с такими дисками дома, так как сейчас в большинстве семей имеются компьютеры. Во-вторых, при объяснении правил чтения я использую презентации в Power Point.

      Для проверки понимания прочитанного я применяю тесты, выполненные в редакторе Word, что является самым простым применением ИКТ в процессе обучения. При возможности работы в компьютерном классе я применяю тесты, выполненные в Excel, которые позволяют быстро проверить правильность выполнения задания всеми учащимися путем выведения результатов учащихся на компьютер учителя.

При обучении аудированию

Формирование фонетических навыков аудирования; контроль правильности понимания прослушанного текста; умение понимать аутентичную речь.

В своей работе мы также используем возможности ИКТ для решения комплексных задач, поэтому для тренировки умений и навыков аудирования используются мультимедийные уроки и задания. Источниками таких заданий являются мультимедийные уроки и Интернет. Интернет - богатый источник аудио записей. Например, существует сайт, где есть необходимые песни "на все случаи жизни" – текст песни и музыка.

При обучении говорению

Формирование фонетических навыков говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ. Умение сообщить, объяснить, одобрить, убедить, поздравить, дать описание и т.д. Учащимся предлагаются сайты по определённой тематике, связанной с изучаемой в УМК темой. Например, при изучении темы «Лондон» учащиеся совершают виртуальное путешествие по городу и рассказывают о том, что они видят. Может осуществляться парная работа, при которой учащиеся разыгрывают диалог между жителем Лондона или гидом и приезжим.

При обучении переводу

Формирование лексических и грамматических навыков перевода; контроль правильности перевода; овладение умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода; оказание справочно-информационной поддержки (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов).

Рассмотрим использование компьютерных технологий на уроке английского языка.

Урок – проект

На подготовительном этапе используется Интернет для сбора информации Следующий этап: выполнение презентации в программе Power Point. Выступление: использование презентаций, компьютерных обучающих программ, таблиц, диаграмм. Очень интересно наблюдать за развитием учащихся в их презентациях. Для каждого ребенка это возможность выразить и показать себя, свои интересы, приобретенные навыки. Ученики делают презентации о себе по пройденным темам, на слайдах они размещают свои фотографии, картинки, ключевые слова, фразы, которые помогают им сделать сообщение по теме. Такие выступления вызывают большой интерес одноклассников и много вопросов, что является хорошим стимулом для разговора на языке. Были представлены презентации на следующие темы: «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя квартира», «Моя школа», «Мой день рождения», «Мой день». Презентации учащихся это не только рассказы о фактах своей жизни и своего окружении, но и попытка прокомментировать их и высказать свое мнение, а если его нет в выступлении, одноклассники обязательно поинтересуются. Этот интерес к мнению друзей соответствует возрастным особенностям.

Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по английскому языку. ИКТ позволяют более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности учащегося, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Интернета на уроках английского языка

Доклад на методическом объедининии учителей иностранного языка об опыте использования электронных ресурсов Интернет на уроке английского языка...

Использование ИКТ на уроках английского языка

в статье приведены материалы об использовании информационо- коммуникационных технологий на уроках английского языка...

открытый урок на школьный конкурс "Использование ИКТ на уроках английского языка"

Тема: “MY FREE TIME” (Мое Свободное Время)Учитель: Рыжова Н.П.Цель урока: познакомить учащихся с новыми словами по теме " Свободное время " и научить использовать данные слова в различных речевых ситу...

Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...

Выступление на ШМО учителей английского языка «Использование ИКТ на уроках английского языка»

В докладе  отражены основные положения по использованию ИКТ на уроках английского языка...

Методическая разработка урока в 5-м классе по теме: "Мой мир" (технология использования ЭОР на уроках английского языка)

В данной публикации представлена методическая разработка урока английского в 5-м классе по теме: "Мой мир" и технология использования ЭОР на уроках английского языка....

Использование игры на уроках английского языка в целях повышения интереса к изучению языка

Главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка.Мотивация — это основной элемент структуры учебной деятельности. Под мотивацией след...