Blended learning - смешанное обучение как технология индивидуализации образования
проект по английскому языку (8 класс) на тему

Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_proekt_blended_learning.docx45.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Образование без границ»

«Blended learning  - смешанное обучение как технология индивидуализации образования»

Подготовила: учитель английского языка Е. Р. Мавлетова

г. СУРГУТ,  2017


          «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем

                                                              учить сегодня так, как учили этому вчера»

 Джон Дьюи

         Актуальность  

      Мировое образование и научный процесс меняются в последние годы настолько явно, мы говоримо прорывных инновациях и возможностях в области образования. Но следует отметить, что современное образование, в сущности, живет двойной жизнью. В его официальной жизни есть программа, предписания, экзамены. А в его реальной жизни, как правило, сосредоточивается все то, что и представляет собой современное образование: дигитализация (перевод информации в цифровую форму), E-Learning, Mobile Learning, обучение через Coursera, Moodle и другие онлайн-институции, вебинары, виртуальные лаборатории и т. п. Все это пока не стало частью общепринятой глобальной образовательной парадигмы, но локально дигитализация образования и исследовательской работы уже происходит.  В сложившейся ситуации целесообразно говорить о модели смешанного обучения, концепция которой предполагает традиционное аудиторное обучение с использованием многообразия информационных технологий для самостоятельной работы  учащихся. Данная модель образования начала развиваться в России сравнительно недавно, но уже сейчас с уверенностью можно сказать, что этот элемент системы образования в будущем станет его неотъемлемой частью.

     В нашем проекте мы опираемся на определение, предложенное исследователями Института Клейтона Кристенсена: «Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн».

     Таким образом, модель blended learning не предполагает радикального отказа от традиционного  образования, поскольку очное образование дает важные речевые и социокультурные навыки.

Blended Learning стоит на трех китах:

дистанционное обучение (Distance Learning),

обучение в классе (Face-To-Face Learning) и о

бучение через Интернет (Online Learning).

    Анализ публикаций по вопросам использования технологий blended learning позволяет выделить ряд характерных особенностей смешанного обучения:

1) смена акцентов во взаимоотношениях преподавателей и учащихся. Преподаватель в модели смешанного обучения выполняет несколько взаимосвязанных ролей. Самая главная — роль тьютора, помощника обучаемых и консультанта по изучаемому учебному материалу. Организационная роль предполагает, что преподаватель остается ключевой фигурой образовательного процесса, но его деятельность связана с выполнением несколько иных функций: от озвучивания учебных материалов он переходит к роли организатора учебного процесса. Роль преподавателя как лектора подразумевает подготовку учебного  материала в электронной форме, получение вопросов обучаемых по поводу прослушанных лекций, а также дополнительное консультирование по сложным вопросам в режиме онлайн;

2) организация самостоятельной когнитивной деятельности учеников. Основу образовательного процесса при смешанном обучении составляет целенаправленная, интенсивная и контролируемая самостоятельная работа обучаемого. Он может учиться в удобном для себя месте,  комплексно используя специальные средства обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем. Таким образом, обучение сфокусировано на ученике, которому помогают учиться. Смешанное обучение стимулирует выработку навыков самообучения и поиска информации (необходимость самостоятельного изучения материала способствует развитию ответственного отношения к обучению, самомотивации, планированию времени, личной активности в поиске информации);

3) организация индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого ученика преподавателем, как на основе использования онлайн-общения, посредством получения обратной связи от преподавателя, так и посредством приобретения знаний на традиционных очных занятиях;

4) организация групповой учебной деятельности, включая совместную работу над проектами, проведение семинаров, организованных в виде электронных форумов.

Цель

    Важно понимать, что смешанное обучение – это технологии, затраты, определенная «настройка» учеников и преподавателей. Это масштабное внедрение в образовательный процесс, и оно должно быть не данью моде, а решением конкретных целей задачи. Такими целями и задачами могут быть: повышение общей успеваемости, уровня образования или технологической грамотности; автоматизация оценки; формирование особого мировоззрения, предполагающего самостоятельность и умение учиться.

     Под самостоятельностью мы понимаем умение самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, ориентируясь на конечный результат; умение принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность. Технологическая грамотность предполагает умение работать в информационном пространстве, самостоятельно искать, отбирать и анализировать информацию, представлять результат с использованием различных современных технологий.

Преимущества

    К преимуществам смешанного обучения относят следующие факторы: автоматизация учебного процесса, постоянный доступ к учебным материалам и регистрации результатов учебной деятельности учеников, непрерывный мониторинг прогресса познавательной деятельности со стороны преподавателя, объективность контроля, гибкость (самостоятельное изучение теоретического материала в индивидуальном темпе с последующей активной коммуникативной деятельностью на занятиях в классе); развитие критического мышления и способности к автономной деятельности, направленной на поиск необходимого материала, анализ, обобщение, использование информации в своих целях; информационная доступность и множественность применения материалов; учет индивидуальных особенностей студентов (тип высшей нервной деятельности, когнитивные способности и др.).

    Кроме того, смешанное обучение позволяет использовать разные дидактические подходы в обучении, дает возможность интегрировать в процесс обучения такие вспомогательные элементы, как видео- и аудиоролики, графики и схемы, ссылки на интернет-ресурсы, общение на форумах и обмен информацией.

   Если говорить о конкретных предметах, то считается, что Blended Learning особенно эффективно в обучении иностранным языкам, поскольку оно предполагает и потребность в живом общении, и необходимость в онлайн чтении, просмотре роликов, визуальном «заучивании» слов, привнесении игрового момента и интерактивности, способствующих запоминанию.

Недостатки

Недостатки Blended Learning – другая сторона достоинств этого подхода. 
Это неравномерная IT-грамотность, зависимость от техники, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн режима и безлимитных тарифов. Зачастую препятствием для внедрения этого подхода становится низкий уровень владения технологиями, поэтому для преподавателей и учеников необходим технологический ликбез, а также обучение работе со школьной Blending Learning-платформой. Еще один «тормозящий» фактор – смешанное обучение требует техподдержки и определенных временных затрат на создание видеоматериалов, обучающих программ и тестирующих модулей. Но следует отметить, что «упаковав» один раз учебный материал в цифровой формат, вы сможете им пользоваться долгое время, в результате вы равно экономите время. А на технологический ликбез учеников по использованию образовательной платформы, на которой мы обучаем в нашем образовательном учреждении, в среднем  уходит  10 минут. На наш взгляд, единственный явный минус данной системы – не все ученики имеют доступ в сеть Интернет.

Модели Blended Learning

Существует 6 моделей Blended Learning с разными акцентами, потребностями и объемами затрат. Выберите оптимальную. Данная классификация предложена исследователями университета Британской Колумбии и считается общепризнанной.

  1. Face-to-Face Driver («Драйвер – очное образование»). Учитель лично дает основной объем образовательного плана, по мере необходимости вкрапляя онлайн обучение как вспомогательное. Эта модель зачастую включает в себя классную и лабораторную работу на компьютерах.
  2. Rotation Model («Ротационная модель»). -  обучение в личном режиме (например, через Интернет по плану ссылок, составленному преподавателем; в школьной blended-программе; на специальном сайте).
  3. Flex Model («Гибкая модель»). По большей части используется онлайн платформа, учитель поддерживает учеников по мере надобности, время от времени работает с небольшими группами или с одним учеником.
  4. Online Lab («Онлайн лаборатория»). Онлайн платформа используется для передачи всего курса на занятиях в классе. Происходит такое обучение под присмотром преподавателя. Такая программа может сочетаться с классической в рамках обычного школьного расписания.
  5. Self-Blend Model («Модель "Смешай сам"»). Студент решает, какие из Brick and Mortar-курсов ему необходимо дополнить удаленными онлайн занятиями.
  6. Online Driver Model («Драйвер – онлайн обучение»). В основном эта модель предполагает обучение онлайн – через платформу и удаленный контакт с преподавателем. Однако опционально или по требованию могут быть добавлены проверочные очные занятия и встречи с преподавателем либо ментором.

Соответствие ФГОС и концепции модернизации современного образования

  Смешанное обучение – универсальное средство реализации ФГОС и совершенно очевидно согласуется с концепцией модернизации современного образования посредством предоставления ученикам  новых образовательных возможностей, формирования активной позиции ученика,  персонализации образовательного процесса. Blended Learning учит организовывать и планировать работу самостоятельно, независимо получать и анализировать знания, искать и отбирать информацию, принимать решения, формировать навык презентации проектов, заниматься самообразованием.

Этапы создания проекта в МБОУ СОШ № 15

1 этап 

– изучение научных трудов по вопросу «Смешанное обучение»

Был изучен опыт работы одного из идеологов внедрения   смешанного обучения в России, главного методиста данного проекта Натальи Любомирской, работы руководителя центра смешанного обучения МГППУ, советника генерального директора AABBY по новым образовательным технологиям Натальи Андреевой, сертифицированного преподавателя Google Людмилы Рождественская, Директора ООО «Айтичер»,  кандидата философских наук, доцента, автора и эксперта портала «Образовательная галактика Intel», сертифицированного преподавателя Google Бориса Ярмахова в книге «Шаг школы в смешанное обучение».

- изучение опыта других школ и вузов, внедряющих смешанное обучение в образовательный процесс (например, гимназия № 1576 город Москва) и др., изучение  опыта инфобизнесменов, успешно применяющих смешанное обучение и образовательные платформы.

2 этап

– выбор образовательной платформы

На данный момент существует много образовательных платформ с разнообразными вариантами предоставления информации. Мы выбрали образовательную платформу Getcoursе, так как данная платформа очень проста и удобна в применении, а также учителя нашего образовательного учреждения имеют опыт работы с данной платформой.

3 этап  

- определение цели проекта

Определены следующие цели проекта на 2017-2017 учебный год: повышение успеваемости по предмету «Английский язык» на параллели 8 классов, повышение технологической грамотности; автоматизация оценки; формирование особого мировоззрения, предполагающего самостоятельность и умение учиться.

4 этап

- выбор модели смешанного обучения

Нами была выбрана модель Flex Model («Гибкая модель»), которая предполагает  обучение по традиционной системе и в личном режиме (например, через Интернет по плану ссылок, составленному преподавателем; в школьной blended-программе). Данная модель рассчитана на разные потребности учеников и предполагает предоставление большей свободы учащимся.

5 этап

– анкетирование учащихся и родителей 8 классов

Модель  Flex Model, предоставляя свободу выбора учащимся, рассчитана на учеников старших классов. На параллели 8-х классов  60 % опрошенных высказались за применения данной системы с учетом соблюдения определённых условий  (а именно, выполнения требований СанПин в части ограничения по времени). Данное условие соблюдается. Продолжительность выполнения одного  урока составляет не более 15 минут, и каждый последующий урок открывается только на следующий день.

6 этап

- создание творческой группы

В январе 2017 года в нашей ОО была создана творческая группа по внедрению системы смешанного обучения в образовательный процесс. В творческую группу вошли все учителя МО иностранных языков МБОУ СОШ № 15, технический специалист и ученики 11 классов.

7 этап

- разработка и перевод учебных материалов цифровой формат, формирование проверочных тестов, запись видеороликов – авторского материала. Следует отметить, что образовательная платформа Getcourse имеет немаловажную опцию – защиту от скачивания материала.

8 этап

- проработка критериев оценивания - важная составляющая. Критерии оценивания разрабатываются  каждой образовательной организацией самостоятельно в зависимости от предмета и уровня обучения.

 9 этап

- установление правил

Нет правил – нет организованного процесса. Правила могут выглядеть, например, так: «преподаватель принимает на себя обязательство отвечать на письма учеников/студентов в течение 24/48 часов». В нашей образовательной организации установлено правило общения с преподавателем: преподаватель отвечает на вопросы учеников с 17.00 до 18.00. Данное правило дает возможность ученикам получить ответ учителя и учесть его при дальнейшем выполнении домашнего задания.

10 этап

- разработка on-line курсов.

Программа предполагает курсы для отдельных групп учеников, а также для всего класса. Нашей творческой группой были разработаны on –line  курсы по следующим темам: «Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку в 2017-2018 учебном году», «Подготовка к ОГЭ по английскому языку в 2017-2018 учебном году», «Домашние задания для 8 классов (с индивидуальными домашними заданиями для детей с ОВЗ)» и «Страноведческий материал».  

Курс «Подготовка к ОГЭ по английскому языку в 2017-2018 учебном году» представляет собой  35 уроков  на отработку различных видов деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо, а также видеоинструкции, рекомендации психолога,  критерии оценивания. Ученики выполняют задания, отправляют  ответ учителю. Учитель проверяет задание, комментирует ошибки. Если у ученика возникают вопросы, ученик может задать вопрос, есть форма обратной связи. В данном on-line курсе предусмотрены тесты с автоматизированной оценкой, что существенно облегчает оценивание работы.

Курс «Страноведческий материал» - это уникальный материал с ссылками на виртуальные музей, театры. Пройдя по ссылкам данного курса, вы сможете посмотреть он - лайн спектакли на английском языке, посетить музей, прочитать газету The New York Times и многое другое.

Курс «Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку в 2017-2018 учебном году» представляет собой 20 уроков на отработку различных видов деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо, а также критерии оценивания работ.

Курс «Домашние задания» представляет собой ссылки на дополнительные материалы по подготовке заданий, а также опорные схемы, таблицы, алгоритмы выполнения задания для учащихся с ОВЗ.

Мастерство учителя на данном этапе заключается в грамотном отборе и распределении материала.  Контент должен быть сделан качественно, выверен, тщательно отобран.

 

Промежуточная диагностика

В мае 2017 года с целью выявления заинтересованности учащихся в дальнейшем  использовании образовательной платформы, а также трудностей, возникающих у учеников и других вопросов, было проведена промежуточная диагностика  в виде анкетирования учащихся. Ученикам было предложено пять вопросов.

Результаты анкетирования:

1 вопрос: Отношение учащихся к использованию смешанного обучения:

Ответы учеников:

1. нравится заниматься с помощью образовательной платформы  -91%;

2. занятия стали интереснее – 77%;

3. стало легче учиться –  93%

4. Стало сложнее учиться – 9%.

2 вопрос: Пожелания учащихся по доработке он-лайн курсов:

  1. «Добавить больше картинок»;
  2. «Добавить видеоуроки»;
  3. «Добавить видеоподсказки»;
  4. «Добавить игры на английском языке»;
  5. «Добавить англо- русский переводчик»;
  6. «Добавить подробные инструкции к заданиям»;
  7. «Добавить подбадривающие слова»

3 вопрос:  Трудности, возникшие у учащихся при обучении на образовательной платформе:

  1. «Не всегда есть возможность пользоваться Интернетом»;
  2. «Не всегда работал Интернет»;
  3. «С учебником привычнее, знаешь, где искать»;
  4. «Все новое».

  1. Вопрос: Отзывы учащихся об обучении на образовательной платформе:
  1. «Удобно, можно зайти в любое время»;
  2. «Понравилось, что можно делать это и в школе, и дома»;
  3. «Сейчас учиться интереснее»;
  4. «Возможность работать самостоятельно»;
  5. «Можно делать задания, которые тебе хочется»;
  6. «Мне нравится проверять свои знания»;
  7. «Понравились видеоматериалы»;
  8. «Много иллюстраций, таблиц»;
  9. «Можно несколько раз делать одно задание.

  1. вопрос: Желание учащихся продолжить обучение с использованием образовательной платформы:

Пожелали продолжить обучение на образовательной платформе – 91 %;

Не пожелали продолжить обучение на образовательной платформе – 9 %;

Результаты

Результаты обучения по смешанному обучению на образовательной платформе Getcourse c  января 2017 года по октябрь 2017 года:

Предметные результаты:

  1. Результаты сдачи ЕГЭ в 2016-2017 учебном году – 85 баллов  (подготовка ученика с помощью on-line курса «Подготовка к ЕГЭ»);
  2. Повышение качества обученности учащихся на параллели 8 классов на 2 %  в сравнении с 2016-2017 учебным годом;
  3. 1 место в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2017-2018 учебном году (подготовка ученика с помощью on-line курса «Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку в 2017-2018 учебном году»;
  4. Повышение мотивации учеников. О повышении мотивации свидетельствуют результаты анкетирования, а также устные высказывания учащихся.

Метапредметные результаты:

В результате использования системы blended learning в образовательном процессе ученики получают возможность научиться самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, ориентируясь на конечный результат; принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность.

Личностные результаты:

Ученики получают возможность научиться работать в информационном пространстве, самостоятельно искать, отбирать и анализировать информацию, представлять результат с использованием различных современных технологий.

Перспективы развития проекта

– привлечение большего количества учеников к работе по смешанному обучению;

– разработка новых on-line rкурсов;

- разработка  курсов по разным предметам.

Используемая литература и Интернет - источники:


1.  Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», часть 1 статья 16
2.  Blended learning [Электронный ресурс].: https://en.wikipedia.org/wiki/Blended_learning
3.  H. Singh, C. Reed. A White Paper: Achieving Success with Blended Learning / Centra Software

4. / http://facilitateadultlearning.pbworks.com/f/blendedlearning.pdf

5. Соловов А.В. Экспорт дистанционных образовательных услуг// Высшее образование в России. - 1999. - N 3.

6. Поляков А.А. Стратегия развития дистанционного инженерного образования// Материалы Шестой международной конференции по ДО. - М.: МЭСИ, 1998.

7. http://en.wikipedia.org/wiki/Blended_learning

8. http://www.teachthought.com/blended-learning-2/the-definition-of-blended-learning/
9. https://uwaterloo.ca/centre-for-teaching-excellence/resources/blended-learning
10. http://facilitateadultlearning.pbworks.com/f/blendedlearning.pdf
11. http://www.christenseninstitute.org/publications/hybrids/




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Blended Learning Approach

Being teachers of the English language we try different approaches to involve our students into the process of learning. We all understand the importance of student engagement. Traditionally, the more...

Выступление на РМО учителей технологии «Индивидуализация и дифференциация как важнейший фактор повышения качества образования»

Выступление на РМО учителей технологии «Индивидуализация и дифференциация  как важнейший фактор повышения  качества образования»...

Что такое blended learning?

Мир меняется, а с ним меняются наши дети. Главная задача современного учителя – соответствовать современному поколению, быть интересным!...

Task-based learning (TBL). Задание-ориентированное обучение с технологией уровневой дифференциации

Task-based learning как разновидности коммуникативной технологии. Практичная методика с элементами творческого подхода, применяемая мною именно под классно-урочную систему обучения в качестве аль...

Выступление на РМО учителей технологии «Индивидуализация обучения технологии в малочисленных классах сельской школы».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Ситьковская основная школа"         Выступление учителя технологии на...

ИНТЕРРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Урок по технологии смешанное обучение с элементами сингапурской методики. Тема Reported Speech

Тема урока: общие и специальные вопросы в косвенной речи. Тип урока: урок усвоения новых знаний (с применением технологий смешанного  и кооперативного обучения)...