Английский язык в системе дополнительного образования детей
материал по английскому языку на тему

Климовская Оксана

Выступление на методическом объединении подразделениясоциально-педагогической направленности МБУДО ДЮТ г. Королева

Скачать:


Предварительный просмотр:

Английский язык в системе дополнительного образования детей

           Сейчас разработано множество разнообразных, в том числе аутентич-ных, УМК, аудиовизуальных и печатных пособий, широко применяются ИТК. Но ученики не справляются со школьной программой, теряют интерес к английскому языку. Поэтому и родители, и дети все чаще обращаются в учреждения дополнительного образования с надеждой не только получить помощь в изучении английского языка, поддержать интерес к его изучению, но также расширить свои лингвострановедческие познания, познакомиться с англоязычной литературой и фольклором.

           1. Теоретические аспекты обучения ин языкам в системе ДОд

           1.1. Особенности иностранного языка как предмета

            Иностранный язык как учебная дисциплина существенно отличается от других предметов школьной программы. Особенностями иностранного языка являются:

многоуровневость – с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическими, грамматическими, фонетическими, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности;

метапредметность – содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знаний;

полифункциональность – иностранный язык может выступать и как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знаний;

речевая направленность и ситуативность – речевую ценность урока иностранного языка определяют его содержательное и методическое наполнение, направленные на решение конкретных коммуникативно-прагматических задач в условиях реального/ситуативного иноязычного общения.

              В отличие от других учебных предметов иностранный язык, является одновременно  «и целью и средством обучения». Существенными особеннос-тями  иностранного языка являются три фактора:

- «беспредметность»: его усвоение не дает человеку непосредственных знаний о реальной действительности (в отличие от математики, истории, географии, биологии, химии, физики и др.), а язык является средством формирования и затем формой существования и выражения мысли об объективной действительности, свойства, закономерности которой являются предметом других дисциплин;

- «беспредельность»: изучая язык, человек не может знать только лексику, не зная грамматики, или раздел «герундий», не зная раздела «времен», и т.д. Он должен знать всю грамматику, всю лексику, необходимые для требуемых программой условий общения. Но это «все», например, в лексическом и стилистическом планах, в языке не имеет практически границ;

- «неоднородность»: язык, в широком смысле слова, включает в себя целый ряд других явлений, например, «языковую систему», «языковую способность» и т.д.

            Еще одной особенностью иностранного языка является специфическое соотношение знаний и умений. Иностранный язык в процессе овладения им предполагает такой же большой, как и «практические» дисциплины, процесс формирования речевых навыков (умений). В то же время это развитие предполагает не меньший, чем для точных наук, объем языковых знаний в виде правил, закономерностей, программ решений разнообразных коммуникативных задач, которые в силу «беспредметности» иностранного языка относятся к построению, реализации самой речевой деятельности, тогда как в других научных дисциплинах они самоценны, как присущие самой науке и выявляющие ее закономерности.

       Иностранный язык, как все мы знаем по своему опыту, требует работы – ежедневной и систематической. Он требует работы, которая мотивирована. Ученик должен знать, ради чего он это делает, и иметь четко поставленную конкретную цель изучения иностранного языка. Цель может состоять в том, чтобы, например, овладеть английским языком, чтобы в подлиннике прочитать Шекспира, или иметь возможность непосредственного общения со сверстниками – английскими школьниками, или научиться читать описание компьютерных программ,  и т.д.

       Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач.    Практическая, или коммуникативная задача, направлена на формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор. Немалая роль отводится и воспитательным задачам. Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании у учащихся положительного отношения к иностранному языку, к культуре страны изучаемого языка. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке.
            Реализация перечисленных задач является необходимым условием достижения желаемых результатов при обучении иностранному языку.

            Спецификой обладает не только иностранный язык как предмет, но и урок иностранного языка,  и учитель не может не учитывать ее в своей работе. Отличительной особенностью урока иностранного языка является обучение иноязычной коммуникации, формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка.

     Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.

          Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему:

  • учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
  • каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;
  • участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.

         При гуманистическом подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности. Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что учение, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке.

        Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на «вхождение» в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны, прежде всего, нетрадиционные формы проведения занятий. Нетрадиционные занятия - это неординарные подходы к преподаванию учебной дисциплины. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нетрадиционные занятия - это всегда праздники, когда активны все обучающиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Эти занятия включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, метапредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, и др. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к образовательной программе в целом.

1.2. Цели и задачи обучения английскому языку в системе ДОд

     Дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

Целями  обучения  английскому языку в системе дополнительного образования являются:

  • расширение и углубление знаний, умений и навыков во владении иноязычной коммуникативной деятельностью
  • повышение мотивации учащихся в изучении предмета
  • всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоциональную и  духовно – нравственные сферы.

     Если рассматривать английский язык как учебный предмет, то наряду с решением чисто прагматических задач развития речевых умений в устной и письменной речи, английский язык рассматривается как средство расширения гуманитарных знаний, развития эмоционально–чувственного восприятия мира.

   Дополнительное образование по английскому языку можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначению и методике проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.

Дополнительное  образование по английскому языку  решает следующие задачи:

  • усовершенствование знаний, навыков и умений, приобретенных на уроках английского языка;
  • расширение мировоззрения учеников;
  • развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
  • воспитание толерантности, любви и уважения к людям своей страны и страны изучаемого языка.

----  Хотя цели и задачи урочной  работы в школе и дополнительного образования полностью совпадают, в содержании, организации и формах проведения последнего наблюдаются существенные различия.

Отличия дополнительного образования от урочной деятельности

Основными отличиями дополнительного образования от урочной деятельности являются    добровольный характер посещения дополнительных занятий. В  отличие от обязательности учебной деятельности дети сами решают для себя вопрос о посещении дополнительных занятий  в соответствии со своими интересами узнать что-то новое о стране изучаемого языка, желанием дополнительно заняться языком. Этот ведущий принцип организации дополнительного занятия обязывает педагога своевременно обнаружить заинтересованность учеников  языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во  время дополнительного занятия и, тем самым, пробудить в них интерес к нему. Этот принцип определяет содержание и форму дополнительного занятия — оно должно постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к английскому языку.

Отличительной чертой дополнительных занятий является также  внеурочный характер занятий,  который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения,  во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений.  Проверка результатов дополнительного образования осуществляется в форме отчетных  концертов, утренников,  выпуска стенгазет на английском языке, различных конкурсов  и т. д. Это даёт возможность избежать оценок, и в то же время наблюдать за динамикой повышения качества знаний,  развития умений и навыков.

Детям предоставляется возможность проявлять творчество, самостоятельность и инициативность  в выполнении  поручений на дополнительных занятиях. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во время дополнительных занятий учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, проявляют свои творческие способности как в выполнении, так и в организации дополнительных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.

В свободной, эмоционально насыщенной атмосфере  наиболее ярко раскрывается индивидуальность каждого ребёнка, формируются общественные и нравственные интересы и качества, художественные и эстетические вкусы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

психолого-возрастные особенности детей и их влияние на методы  обучения английскому языку в системе дополнительного образованияАракелян Л.Н., Аракелян А.Н....

Цели и задачи обучения английскому языку в системе дополнительного образования

Образовательный  процесс в системе дополнительного  образования детей  строится  в парадигме развивающего образования,  обеспечивая информационную,     обу...

Инновационный подход к проведению занятий английского языка в системе дополнительного образования

Нетрадиционные методы обучения английскому языку младших школьников в условия дополнительного образования...

Инновационный подход к проведению занятий английского языка в системе дополнительного образования

Нетрадиционные методы обучения младших школьников английскому языку в условиях дополнительного образования...

Методика диагностики и оценки результатов обучения английскому языку в системе дополнительного образования

В данной работе рассматривается методика диагностики и оценки результатов обучения детей английскому языку в системе дополнительного образования, приводятся критерии оценки уровня обученности детей ос...

Инновационные педагогические технологии в обучении английскому языку в системе дополнительного образования

Технология «Карусель»Технология «Театр»Технология «Социологический опрос»...

ПСИХОЛОГО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Важным фактором успешного выполнения задач, поставленных перед дополнительным   образованием по английскому языку, является учет психолого-возрастных особенностей обучения АЯ в разных возрас...