развитие языковой компетенции через исследовательскую деятельность
статья по английскому языку на тему

Развитие языковой компетенции на уроках и внеклассной работе осуществляется через исследовательскую работу учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_yazykovoy_kompet_publikatsiya.docx45.2 КБ

Предварительный просмотр:

      Развитие языковой компетенции учащихся  через  особенности учебно-исследовательской деятельности.

    Всевозрастающий поток информации и знаний требует от учащихся быстрой ориентации и усвоения новых достижений и открытий в науке, пополнения и обновления знаний. Общеизвестно, знания в настоящее время быстро устаревают, они не всегда адекватно отражают современное состояние наук. В связи с этой  обьективностью  развития современного общества актуальным для школы становится веление времени:

-научить учащихся стратегии самостоятельного творческого усвоения новых знаний и на основе этих знаний уметь решать возникающие проблемы и быть способным применять приобретенные знания в практической деятельности;

-формировать личность, способную к достижению осознанно поставленной цели, к самостоятельному творческому мышлению и постоянному систематическому пополнению и обновлению своих знаний.

     Это требует широкого внедрения в  образовательный  и воспитательный процессы альтернативных форм и способов ведения образовательной и воспитательной деятельностях. Одной из таких  альтернатив   является исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская деятельность учащихся –  это  такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи. Она предполагает  наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы. Результат ее,  как правило, известен учителям заранее или предсказуем, однако для учеников это новая ситуация, со всеми признаками и свойствами настоящей научной проблемы,  решая которую, они совершают свое собственное открытие. Организация исследовательской деятельности учащихся решает следующие моменты:

-       Знакомит с методами творческой и научной работы,

-        Развивает познавательный интерес, любознательность,

-        Развивает первичные научно – исследовательские знания и умения учащихся,

-        Знакомит с методами системного анализа,

-        Обучает навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации,

-        Развивает умение вычленять наиболее важные познавательные проблемы с учетом конкретных условий,

-        Учит общению со сверстниками,

-        Решает коммуникативную проблему,

-        Решает психологическую проблему – преодолевает неуверенность, стеснительность.

   Для того чтобы учащиеся захотели участвовать в исследовательской работе, у них необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть учащиеся должны захотеть решать проблемы, получать и передавать информацию, работать  с литературными и информационными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать себя и других.

    Организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. Учебно-исследовательская деятельность школьников на уроке: проведение учебного эксперимента, выполнение домашнего задания исследовательского типа, применение исследовательского метода во время традиционных и нетрадиционных уроков. Во внеурочной деятельности: написание выпускной экзаменационной работы, исследовательская практика, на факультативных занятиях, участие в олимпиадах и конкурсах, научно-практических конференциях, в процессе работы над проектом.

   В процессе работы над исследованием у учащихся формируются умение анализировать и обобщать, сравнивать, выбирать методы, наиболее приемлемые для работы, самостоятельно подбирать литературу, составлять библиографию, готовить тезисы, рефераты, овладевать основными приемами ведения дискуссии и т. п. Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.

  • / этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.
  • II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.
  • III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
  • IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры.

     Полученная в процессе учебного исследования информация может быть новой только для того, кто ее получил, что не умаляет значимости учебно-исследовательской работы. С. Л. Рубинштейн писал: «Когда говорят, что человек как индивид не открывает, а лишь усваивает уже добытые знания, это значит лишь то, что он не открывает их для человечества, но лично для себя все же должен открыть. Человек доподлинно владеет лишь тем, что он сам добывает собственным трудом».

        Учебно-исследовательская  работа  учащихся  организуется по двум  направлениям. Прежде  всего,  это  урочная  деятельность  школьников.  В  качестве  домашних  заданий  школьникам  предлагается  подготовка  сообщений,  поиск  ответов  на  те  или  иные  вопросы,  написание  рефератов,  составление  кроссвордов  и  вопросов  для  одноклассников,  и  младших  школьников,  создание  презентаций  по  интересующим  их  темам  и т.п.  Эта  нехитрая,  но  оценочная  деятельность  подталкивает  к  ежедневной  работе  с  дополнительной  литературой,  с  интернет - ресурсами.  Одним  из  примеров  урочной  учебно-исследовательской   деятельности   является  создание  урочных  проектов.

Были проведены открытые уроки с применением исследовательской работы  на районном, республиканском, международном уровнях.

                               Методическая разработка урока:

Предмет - английский язык; класс-8

Раздел программы - обучение говорению

Тема урока - «Путешествие по Еравне»

Цель: коммуникативная

Задачи:

 Практическая - научить учащихся составлять рассказ с использованием текстов, рисунков,  слов.

Воспитательная - способствовать воспитанию культуры общения на англ. языке через обучение монологической речи, а также любви к малой родине.

Развивающая – способствовать развитию самостоятельности учащихся, готовности к коммуникации.

Образовательная – способствовать расширению лингвистического кругозора учащихся.

Тип урока – комбинированный

Оснащение: фильм о Еравне, мульти-медийная презентация, фото для групп, альбомные листы, фломастеры, раздаточный материал (слова, тексты)

                                                 

     Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент

II.Фон. зарядка

III.Работа над текстом.

        

IV.Подготовка рассказов.

        

V.Подведение итогов.

Good morning! I am very glad to see you. We begin our lesson.

Look at the screen! Look at the film and say what is the theme of the lesson?

What about is this film?

Today we speak about our small native land – Yeravna. We travel about  Yeravna.

You must remember some new words. These words help you to tell about Yeravna.

(Слова раздаются на карточках каждому и на экране (слайд 3))

Слова отрабатываются в режиме У-ль-класс-У1,У2. Затем на экране даны рисунки, со словами выполняются упражнения.

Read the text and name each part.

(Текст из брошюры «Еравна: таежная, озерная, степная», составленной  Жамбаловой И.В.)

Выполняются задания к тексту:

  1. Find some sentences in text.
  2. True or false?
  3. Complete the sentences.
  4. Fill in the right words.
  5. Answer the questions.

А сейчас мы совершим путешествие  по Еравне, по некоторым известным местам по маршруту - картинная галерея им. Сампилова в с. Сосново-Озерское, далее – озера Еравны и посетим Эгитуйский дацан.

Каждая группа выбирает маршрут и готовит рассказ (мини-проект) по одной из тем,  включая элементы поиска из  рисунков, текстов, брошюр, слов, фото о Еравне.

Thank you very much!

Today we speak about Yeravna. And what is Yeravna for you?

1.Оценки

2.Дом.задание: найти информацию об изв. людях Еравны.

Уч-ся смотрят отрывок фильма о Еравне

About Yeravna

Учащиеся смотрят на слова в слайде 3 из презентации по теме

Уч-ся читают за определенное время и озаглавливают части.

Уч-ся отвечают

(За день до урока учащимся предложено посетить картинную галерею им. Сампилова, ознакомиться с его творчеством и его картинами; а также посетить районную библиотеку и  найти материал о Еравне).

Уч-ся готовят группами рассказ по выбранному маршруту за определенное время и защищают. Остальные слушают и готовят вопросы.

Уч-ся отвечают по рис.


 Внеурочная  учебно-исследовательская  деятельность  учащихся,  которая  является  логическим  продолжением  урочной  деятельности,  заключается  в  написании  рефератов,  проектной   деятельности  по  интересам,  в написании  научно-исследовательских  работ  по  английскому  языку,  учебно-исследовательских  работ,  участие  в  конкурсах  и  конференциях.

Исследовательская  деятельность  учащихся  на  уроках  и  во  внеурочное  время   имеет  существенные  различия.  Прежде  всего,   это  конечные  цели  этой  деятельности.  Если  в  течение  урока  использование  элементов  исследовательских  приёмов  предполагает  тренировку  применения  отдельных  навыков,  то  исследовательская  работа  во  внеурочное  время  нацеливает  учащихся  на  серьёзный  конечный  результат,  совмещающий  в  себе  все  этапы  написания  работы.  Второй  немаловажный  факт  -  это  временные  рамки.  Развитие  исследовательских  навыков  требует  определённого  времени.  Несколько  минут исследовательской  работы  на  уроке  приводит  к  развитию  интереса  у  школьников  к  занятиям  во  внеурочное  время.  Таким  образом, заинтересовав  школьника  научно-исследовательской  работой,  и  педагог  и  учащийся    посвящают  ей  не  меньше  2-3 месяцев.  Третьим  фактом  является  заинтересованность  написания  научно-исследовательской  работы  не  всеми  учащимися, а, именно  теми,  кто  действительно  заинтересовался  исследовательской  работой,  желанием  проводить  исследования  в  какой-либо  области  знаний.

    На протяжении многих лет ученики,  руководителем  которых я являюсь, участвуют и занимают призовые места в  конкурсах и научно-практических конференциях   разных уровней: школьного, районного, республиканского, российского, международного. Например, «Серебряная альфа», «Сибирская весна», «Шаг в будущее», «Иностранный с удовольствием», «Первые шаги в науку», «Звезда Востока», «Национальное Достояние России», «Конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского»  и т.д.  

Заключение

1.  Формирование  исследовательских  навыков  на  уроке  английского  языка  способно  помочь  глубже  узнать  изучаемый  язык,  повысить  мотивацию  учащихся  к  изучению  английского  языка,  увидеть  практическое  применение  английского  языка, помогает развитию языковой компетенции учащихся.

2.  Современный  подход  к  реализации  потенциалов  исследовательской  деятельности  учащихся  должен  строиться  на  принципах  личностно-ориентированного  образования -  именно  в  этом  случае  в  процессе  её  организации  удастся  достичь  существенно  иных  результатов  личностного  развития  учащихся.

3.  На  этапе,  когда  учащиеся  начинают  работать  над  исследовательскими  проектами,  очень  важен  правильный выбор  темы.

4.  Необходимо  учитывать  как  интересы,  так  и  интеллектуальные возможности  учащихся.  Темы,  предлагаемые  учащимся,  должны  быть  разными  по  сложности,  направленности,  но  все  должны  быть  основаны  на  изучаемом  или  изученном  материале.  

 5.  О  достижении  цели  можно  сказать  лишь  тогда,  когда  учащийся  сам  поймёт  значимость  исследовательской  деятельности  и  будет  стремиться  к  поставленной  цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой одаренности через исследовательскую деятельность учащихся.

Данная статья содержит описание опыта работы автора как учителя биологии по решению проблемы развития детской одаренности через использование исследовательских технологий и кружковую работу, мат...

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Работа посящена изучению организации урока физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность ...

Выявление и развитие одарённых учащихся через исследовательскую деятельность

В данной статье рассматривается возможность выявления одарённости у учащихся, занимающихся учебными исследованиями в школьном научном обществе....

Развитие критичного мышления через исследовательскую деятельность учащихся в процессе физического воспитания

Материал посвящен формам построения  урока физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность....

Развитие критичного мышления через исследовательскую деятельность учащихся в процессе физического воспитания

Материал посвящен    организации уроков физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность....

Формирование ключевых компетенций через исследовательскую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать, не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизенной ситуации, уметь самостоятельно...

Статья «Формирование метапредметных компетенций через исследовательскую деятельность»

В статье автор делится своим опытом по формированию метапредметных компетенций через исследовательскую деятельность....