Здоровьесберегающие технологии
статья по английскому языку на тему

Тугутова Тамара Сергеевна

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Курумканская средняя общеобразовательная школа №2»

ДОКЛАД

Тема:

Здоровьесберегающие технологии

на уроках английского языка

в начальной школе

                           Составил (а): Тугутова Тамара Сергеевна

                                                          

Курумкан,

2017 год

Здоровьсберегащие  технологии    представляют  собой  совокупность приемов,    способов  сохранения  и  улучшения  здоровья.  Кроме  того,  своей целью  они  способствуют    быстрому  и  легкому  учебному  процессу.  В  силу этого здоровьесберегающие технологии несут двойную нагрузку. Во-первых, способствуют оздоровлению учащихся. Во-вторых,      обеспечивают  более высокое качество обучения.

Существует  несколько  вариантов  определения  системы здоровьесберегающих технологий. Как отмечают многие авторы, система здоровьесберегающих  технологий  -  максимально  возможные  условия сохранения,  укрепления,  развития  духовного,   интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся.

Включение  здоровьесберегающих  технологий  в  систему  школьного обучения   является  важной  задачей,  т.к.  оно  ориентировано  на повышение качества  образования   при  сохранении  и   улучшении  состояния  здоровья подрастающего  поколения.  Здоровьесберегающие  технологии представляют  собой  совокупность  методов,  приемов,  средств, способствующих сохранению  здоровья  учащихся.  Методы здоровьсберегающих  технологий  - это способы применения средств, позволяющих  решать  задачи  педагогики  оздоровления.  Приемы  -  это практические методы, познавательные игры, образовательные программы. Средства  -  это  физические  упражнения,  физкультминутки,  игры, тематические праздники здоровья.

Среди  самых  распространенных   средств,  применяемых  в здоровьесберегающих  технологиях,  можно  указать  на  средства оздоровительного  воздействия  с  помощью   физической  активности.  К  ним относятся разнообразные виды двигательной активности.

Это может быть упражнения релаксации для рук, ног, головы и зрения, а  также  разнообразные игровые приемы на уроках, связанные с двигательной активностью.

При подборе стихотворений и  рифмовок к уроку я обращаю внимание на следующее:

  1. важно, чтобы их грамматический и лексический материал сочетались с темой урока;
  2. преимущественно подбираю стихи и рифмовки с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;
  3. текст чаще воспроизводится в записи или проговаривается учителем, особенно в начальной школе, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание.

Танцевальные и музыкальные физкультминутки в младшем и среднем делают урок насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние обучающихся. Это не только знакомит детей с народным творчеством страны изучаемого языка, а также способствует развитию координации, непринужденности и эмоциональности движений.

Поскольку количество обучающихся с плохим зрением неуклонно растет, на каждом уроке целесообразно проводить разрядку в виде упражнений для глаз.

Teacher: Close your eyes! Open your eyes! Turn your eyes to the left, turn your eyes to the right. Your eyes up, your eyes down!

Одним  из  важных  приемов  здоровьесберегающих  технологий   на уроках можно выделить прием переключения внимания учащихся с одного вида  учебной  деятельности  на  другой  вид  деятельности.  Этот  прием позволяет  разнообразить  процесс  учебной  деятельности  учащихся: гармонично  сочетать  устные  виды  работы  с  чтением   или   письменной работой, игровые приемы обучения с объяснением учителя. Необходимым  приемом  здоровьесберегающих  технологий  является тематическое   включение  здоровьесберегающих  технологий  в  структуру урока как понятие о "здоровом образе жизни". Таким образом, создается возможность  через  понятийную  структуру  темы  урока   осмыслить содержание  "здорового  образа   жизни",  его  основные  принципы  и положения.

Прием психологической разрядки предполагает использование музыкальных   средств,  которые  можно  применить  на  уроке,  гармонично сочетая с темой урока, а также различные игровые приемы, способствующие быстрому и качественному усвоению содержания урока.

Важным  приемом  является  создание  здорового  психологического климата на уроке.

К  этому  понятию  можно  отнести  не  только   создание  атмосферы доброжелательности  на  уроке,  что  необходимо,  но  и  стремление  снизить психологический  дискомфорт,  который  вызывает  "страх"  получить  плохую отметку.  Перед  учителем  стоит  задача  видоизменить  структуру  урока  и методы опроса учащихся. В данном случае важную роль играет активизация интереса учащихся к теме урока.

С  помощью  этих  приемов  можно  создать  благоприятную психологическую  обстановку  на  уроке,  которая  способствует   повышению качества образования.

На  уроках  английского  языка   применимы  различные  методы здоровьесберегающих технологий. Рассмотрим некоторые из них.

Метод двигательной  активности  широко  применим  на  уроках английского  языка  среди  учеников  начальной, а также средней  школы.  Речь, прежде всего, идет о двигательных упражнениях релаксации. Упражнения релаксации для рук, ног, головы и зрения можно активно использовать на уроках в начальной и средней школы. На  уроках английского языка эти упражнения  можно  сопровождать  музыкой  с  песнями  на  английском языке.  Более  эффективно  эти  упражнения  можно  использовать  для закрепления некоторых видов тем, таких, как например, алфавит или счет на английском  языке.  Упражнения  релаксации  хорошо  сочетаются  с  разными считалками  на  английском  языке,  которые  можно  учить,  сопровождая  их упражнениями релаксации.

При изучении темы "Еда" ученики могут быть также вовлечены в процесс двигательной активности, например, подходя к столу учителя или доске, открывая карточки с названиями блюд различной еды.

Двигательная активность учеников может быть широко использована в

различных  играх  на  английском  языке,  например,  при изучении  лексики:

"jump, run, swim, skip, go".

Игровые  приемы  с   использованием  двигательной  активности  применимы при   изучении  темы  "Зоопарк",  где  ученики  могут  изображать  различных животных, сопровождая этот процесс диалогами на английском языке.

Другой  прием  здоровьесберегающих  технологий  -  "переключение внимания  учащихся   с  одного  вида  деятельности  на  другой"  широко применим на уроках  английского языка. Учитель может гармонично сочетать различные виды деятельности на уроке: чтение и работа с текстом можно провести  в  первой  части   урока,  а   во  второй  части  урока  учитель  может переключить  внимание  учеников  на  работу  с  картинками  или  слайдами. Выполнение грамматических упражнений целесообразно дополнить работой над диалогами, переключая внимание учащихся с письменного вида работы на  "говорение".  Таким  образом,  используя   здоровьесберегающие технологии учитель может переключать внимание учеников с одного вида деятельности  на  другой:  диалоги  сменяются  письменной  работой  над   грамматическими  упражнениями;  чтение  и  работа  с  тестом,  связанные  с напряжением зрения, сменить работой над диалогами.

В начальной школе, а также в 4-х и 5-х классах средней школы широко применимы  игровые  приемы  при  изучении  лексики  таких  тем,  как "Посещение  магазина"  (Shopping)  или  "Зоопарк"  (Zoo),  которые   дают хороший  результат  психологической  релаксации.  Игры  при  изучении  этих тем,  позволяют  не  только  снять   напряжение,  которое    возникает  за

несколько  уроков, но  дают  возможность  подвигаться,  например,  участвуя  в диалогах между покупателем и продавцом при изучении темы  Shopping.  Игровые  приемы  также  могут  быть  широко  применимы  при  изучении грамматики. Применение  игровых  приемов,  при  изучении  грамматики  возможно начиная  с  начальной  школы  и  заканчивая  7-ми  и  8-ми  классами   средней школы. Это может быть соревнование команд или проведение КВН. Учитель может  использовать  систему  различных  загадок  при  изучении  грамматики английского языка.

Изучение тем: "Распорядок дня" (Daily time), "Еда" (Meals), "Продукты" (Food),  "Здоровье"  (Health)  учащиеся  не  только  изучают  лексику  и грамматику перечисленных тем, но и получают возможность ознакомиться с  основными  принципами  и  положениями  "Здорового  образа  жизни", получают  информацию  о  правильном  питании,  необходимости  вести регулярный образ жизни, заниматься спортом и физкультурой. Тема  "Еда"  (Meals)  на  уроках  английского  языка может подробно  изучается  учащимися,  начиная  с  текста,  где  дается  описание правильного  и  неправильного  питания,  и  заканчивая  монологической речью,  где  учащиеся  имеют  возможность  высказать  свое  мнение  о правильном  питании.  

Как  видим,  методы  здоровьесберегающих  технологий   реализуются  с помощью определенных приемов, которые подразделяются:

1.Практические

2.Познавательные

3.Воспитательные

Чтобы  сохранить  здоровье  школьников,  а  именно:  физическое, психическое,  социальное   и  нравственное,  нужно  применить  всю  систему приемов и средств здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе: движение,  физкультура,  игры,  тематические   праздники  здоровья.

Применение  системы  средств  здоровьесберегающих  технологий  в  учебно-воспитательной  работе,  в  том  числе  и  на  уроках,   позволит   значительно улучшить качество и уровень образования.

Литература:

  1.  Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 2004 г.
  2. Костенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе.
  3. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе. 2008 г.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. 2002 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)

Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...