Доклад на тему "Обучение в сотрудничестве"
статья по английскому языку на тему

Белялова Эльмира Османовна

Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщённом опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко), достижения русской (К.Д.Ушинский, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж.Руссо, Я.Корчак, К.Роджерс, Э.Берн) психолого-педагогической практики и науки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Железнодорожненская СОШ»

Бахчисарайского района Республики Крым 

Доклад на тему:

Применение технологии «Обучение в сотрудничестве» на уроках иностранного языка.

Выполнила :

Белялова Эльмира Османовна

Должность:

Учитель английского языка

                                                  2017год

ТЕХНОЛОГИЯ  ОБУЧЕНИЯ  В  СОТРУДНИЧЕСТВЕ  НА  УРОКАХ  ИНОСТРАННОГО  ЯЗЫКА

В  современном  мире  с  развитием  технологий,  коммуникаций  стран  между  собой,  повышением  требований  к  уровню  знаний,  умений  и  навыков  обучение  иностранным  в  школе  стало  все  более  актуальным.  От  выпускников  школ  и  вузов  все  чаще  требуется  наличие  знания  хотя  бы  одного  иностранного  языка.  Поэтому  иностранному  предмету  в  школе  уделяется  немалое  внимание.  Но,  несмотря  на  это  у  учеников  зачастую  появляется  множество  трудностей  с  этим  предметом.

И  это  не  удивительно.  Согласно  статистике,  иностранный  язык  входит  в  пятерку  самых  сложных  школьных  предметов,  уступая  таким,  как,  к  примеру,  математика,  физика  или  химия.  Ученики  имеют  разные  способности  и  наклонности.  Неодинаково  их  эмоциональное  восприятие  предмета.  Кроме  того,  степень  трудности  зависит  от  профессионального  мастерства  учителя. 

Поскольку  сейчас  школьное  обучение  иностранным  языкам  направлено  на  формирование  компетенций,  целью  которых  стоит  научить  учащегося  не  только  умению  самостоятельно  приобретать  знания,  умения  и  навыки,  но  и  научить  говорить  на  иностранном  языке.  Умение  говорить  —  главная  цель  общения  на  любом  языке.

Для  развития  умения  коммуникации  на  иностранном  языке  разработано  множество  методик  и  технологий  обучения.  Одна  из  них  —  технология  обучения  в  сотрудничестве. 

Данная  технология  помогает  не  только  развить  коммуникативные  навыки  на  уроках  иностранного  языка,  но  и  вовлечь  в  процесс  обучения  всех  учащихся  как  отстающих,  так  и  успевающих,  что  является  важным  аспектом  для  любого  урока. 

Методика  обучения  в  сотрудничестве  основана  на  работах  американских  ученых  из  трех  разных  университетов:  Р.  Славина  из  университета  Джона  Хопкинса,  Р.  Джонсона  и  Д.  Джонсона  из  университета  штата  Миннесота  и  группы  Э.  Аронсона  из  университета  штата  Калифорния.  Ее  суть  заключается  в  том,  чтобы  создать  для  ученика  благоприятную  атмосферу  на  уроке  и  предоставить  все  условия  для  того,  чтобы  он  максимально  реализовал  свои  способности  в  процессе  совместной  учебной  деятельности  на  базе  различных  учебных  ситуаций  . 

В  современных  исследованиях  обучение  в  сотрудничестве  определяется  как  совместный  (распределённый,  разделённый)  запрос,  результатом  которого  является  то,  что  учащиеся  работают  вместе,  коллективно  конструируя,  производя  новое  знание  вместо  потребления  уже  готовой  информации,  которую  им  передаёт  учитель,  или  из  какого  другого  источника  информации 

Итак,  на  чем  же  строится  процесс  обучения  в  сотрудничестве?  Но,  чтобы  ответить  на  этот  вопрос,  нужно  сначала  решить  необходимость  применения  данного  вида  обучения  на  уроках  иностранного  языка.

Во-первых,  процесс  обучения  должен  включать  в  себя  участие  всех  учащихся.  Зачастую  это  сложно  обеспечить,  так  как  иностранный  язык  —  довольно  сложный  предмет,  и  не  у  всех  детей  есть  способности  к  нему.  В  этом  случае  задача  учителя  —  максимально  построить  программу  обучения  так,  чтобы  с  ней  справлялись  и  отстающие  ученики.  Второй  не  маловажный  фактор  —  это  то,  что  каждый  ученик  работает  в  своем  темпе,  поэтому  у  него  могут  быть  пробелы  в  некоторых  частях  той  информации,  которая  усваивается.  Таким  образом,  здесь  учитель  опять  же  должен  успевать  обращать  внимание  на  каждого  учащегося,  что  достаточно  сложно  сделать  за  ограниченное  время  урока. 

Технология  обучения  в  сотрудничестве  подразумевает  работу  не  каждого  ученика  отдельно,  а  в  составе  небольших  групп,  в  которых  находятся  примерно  3—4  человека.  Именно  поэтому  она  позволяет  решить  все  проблемы,  которые  были  описаны  выше.  Во-первых,  благодаря  ей,  в  классе  не  остается  ни  одного  ученика,  который  бы  не  был  занят  усвоением  новой  информации,  а,  во-вторых,  она  позволяет  устранить  проблему  отсутствия  знаний  у  отстающих  учащихся. 

Для  того  чтобы  организовать  работу  по  подобному  принципу,  учитель  должен  проделать  следующие  шаги:

1.  Разделить  класс  на  небольшие  группы  (их  количество  зависит  от  количества  учеников  в  классе),  которые  состоят  из  трех-четырех  человек;

2.  Дать  группе  одно  общее  задание  и  распределить  роли  каждого  учащегося,  т.  е.  объяснить,  кто  какую  часть  работы  будет  выполнять.

На  первый  взгляд  может  показаться,  что  в  данной  методике  нет  ничего  сложного.  Но  это  лишь  верхушка  айсберга.  Как  и  любая  другая  методика,  эта  требует  от  учителя  предварительной  подготовки.

Как  уже  было  сказано,  первое,  что  делает  учитель  —  распределяет  класс  на  небольшие  группы.  Но  важно  учесть,  что  эти  группы  сформированы  вовсе  не  хаотично,  а  имеют  свою  четкую  структуру.  От  учителя  требуется  создать  такую  группу,  где  будут  находиться  учащиеся  разных  уровней  знаний,  а  также  обоих  полов  —  мальчики  и  девочки.  То  есть  в  группе  должны  присутствовать  как  отличники,  так  и  ученики  среднего  уровня  и  отстающие.  Цель  такого  распределения  —  обеспечение  успехом  каждого  участника,  не  только  отличника,  но  и  ученика  с  низким  уровнем  знаний.  Затем  группе  дается  одно  общее  задание,  и  учитель  распределяет  роли  между  ребятами.  Очень  важно  предупредить  учащихся  о  том  факте,  что  оцениваться  будет  работа  не  каждого  участника  по  отдельности,  а  вся  работа  единой  группы.  Поэтому  нужно  объяснить,  что  цель  данной  работы  —  не  получение  индивидуальной  оценки,  а  оценивание  всей  группы.  Таким  образом,  все  ученики  в  группе  будут  заинтересованы  в  получении  высокой  оценки.  У  отстающих  ребят  будет  стимул  попросить  помощи  у  отличников,  а  у  отличников  будет  стимул,  чтобы  каждый  в  группе  успешно  справился  с  заданием,  чтобы  получить  хорошую  оценку.  Таким  образом,  общими  усилиями  ученики  ликвидируют  пробелы  в  знаниях  друг  друга  . 

Рассмотрим  подробно  на  примере.  К  сожалению,  время  урока  строго  ограниченно,  и  порою  у  учителя  нет  возможности  проверить,  все  ли  ученики  поняли  объяснение  того  или  иного  грамматического  материала.  Фронтальный  опрос  не  дает  такой  возможности  точной  проверки,  так  как  учитель,  используя  его,  может  пропустить  некоторых  учеников  или  же  сделать  это  специально,  чтобы  сэкономить  время.  Следовательно,  слабые  ученики  останутся  в  стороне,  и  высока  вероятность,  что  они  не  поймут  новый  материал.  Другое  дело  —  работа  в  группах.  Участники  групп  помещены  в  абсолютно  равные  условия,  так  как  успех  или  неудача  всего  коллектива  зависит  от  каждого,  поэтому  каждый  участник  будет  стремиться  помочь  другому  выполнить  задание  так,  чтобы  группа  получила  положительную  оценку  [3]. 

Основной  целью  работы  в  группе  является  совместное  выполнение  определенной  работы,  в  результате  которой  получится  абсолютно  новый  продукт  деятельности,  с  которым  согласятся  все  участники  группы.  При  чем,  во  время  опроса  учителю  следует  намеренно  спрашивать  самого  слабого  ученика  группы,  ведь  если  с  заданием  справились  отстающие,  значит,  материал  поняли  также  средние  и  сильные  ученики. 

Следует  отметить,  что  выполнение  задания  строго  ограничено  по  времени,  а  учитель  выполняет  контролирующую  роль  лишь  в  самом  конце,  когда  идет  проверка  результатов  работы.  Но  одновременно  учитель  играет  роль  консультанта  на  протяжении  всего  урока,  если  у  учеников  вдруг  возникнут  вопросы  или  затруднения.

Преимущества  обучения  в  сотрудничестве  состоят  в  том,  что  помимо  обучающей  функции  оно  также  развивает  следующие  навыки  и  качества:

·     Умение  работать  в  команде  —  очень  часто  учащиеся  предпочитают  выполнять  работу  в  одиночку,  чем  в  команде,  поэтому  умение  работать  в  группе  очень  важно  на  различных  этапах  жизни;

СЛАЙД 3.

ПРИЗНАКИ РАБОТЫ В ГРУППЕ

Групповые цели

Успех всей группы

Не сделать что-то вместе, а познать что-то вместе

Команда отвечает за каждого ученика

Индивидуальная ответственность

Равные возможности для каждого ученика в достижении успеха

Групповые награды

Ученик соревнуется сам с собой

СЛАЙД 4

Работа в кооперативных группах по технологии Jigsaw Эта технология ориентирована на групповую работу учащихся, обучение в сотрудничестве, активный познавательный процесс, работу с различными источниками информации. Предусматривает применение полученных знаний в совместной и индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения

СЛАЙД5

Jigsaw reading (в дословном переводе с английского – «Ажурная пила», или «Зигзаг») – это один из подходов в организации обучения в сотрудничестве. Он был разработан американским профессором Эллиотом Аронсоном в 1971 г. Характерная особенность урока с использованием стратегии «Зигзаг» – групповая работа над материалом.

СЛАЙД 6

Jigsaw reading представляют собой учебную ситуацию, когда один текст делится на несколько маленьких фрагментов, каждый из учащихся читает только этот маленький фрагмент и далее все учащиеся обмениваются информацией. В результате, у каждого из участников этой работы формируется знание всего текста (по рассказам других), что способствует развитию умения слушать собеседника с целью получения необходимой информации.

СЛАЙД 7

Зигзаг. Этапы работы. Ребятам предлагается рассчитаться на 1,2,3,4, у каждого члена группы появляется свой номер. Учитель предлагает обратиться к материалу урока. Кратко обсуждается тема, ставится задача — разобраться в данном материале, каждый член группы должен понять тему. Однако растолковать ее друг другу ученики будут по частям, в результате чего группа и сможет понять ее в целом. Весь материал данного урока делится на четыре части. Первые номера каждой группы будут отвечать за первую часть, вторые — за вторую и так далее. Как только все поняли, ученики рассаживаются иначе: все первые номера собираются вместе, вторые тоже и.д. Теперь это уже экспертные группы, их задача: изучить материал, обсудить его и досконально разобраться, выбрать наиболее приемлемые методы и приемы для объяснения товарищам в кооперативной группе. По завершении работы экспертных групп они расходятся по своим группам и обучают других в группе

СЛАЙД 8

Деление класса на группы 1 этап 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2

СЛАЙД 9

Типы упражнений, которые можно применять на 1 этапе Выпишите из текста информацию о … Выпишите из текста названия ... Создайте словарную паутину по тексту. Найдите вопросы, которые соответствуют вашему тексту и ответьте на них. Подберите название, которое лучше всего отражает содержание вашего текста. (Дано 3-4 названия каждого текста). Подберите картинку, соответствующую вашему тексту. Посмотрите на картинку и скажите, что изображено на ней. Выпишите из текста предложения, которые подтверждают, что: (дан список утверждений на все тексты. Ученики должны выбрать те, которые соответствуют их тексту и подобрать подтверждения для них). И т.д.

СЛАЙД 10

2 этап 1 2 1 2 1 2 1 2 Сравните свои ответы с другими. Постарайтесь прийти к согласию. 3 3 3 3

СЛАЙД 11

3 этап 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2

СЛАЙД 12

Типы упражнений, которые можно применять на 3 этапе Расскажите, о чём ваш текст. (Даётся план пересказа в виде ключевых фраз или закончить предложения). Задайте несколько вопросов, чтобы убедиться, что вас поняли. Слушая других, делай записи. Какую информацию вы узнали о … (Даётся план пересказа в виде ключевых фраз или закончить предложения). Приведите аргументы, чтобы убедить своих друзей принять участие в …(Даётся план пересказа в виде ключевых фраз или закончить предложения).

СЛАЙД 13

Типы упражнений, которые можно применять на заключительном этапе Дайте более подробную информацию к следующему. (Даются какие-то важные, ключевые предложения из текста. Ученики должны дополнить их. ) Ответьте на вопросы по всем текстам. Расскажите группе о положительных и отрицательных сторонах … Вы имеете возможность посетить один из парков (заповедников). Решите какой. Почему?

СЛАЙД 14

Ажурная пила (Jigsaw)2. Как это делать при работе с текстом Учащиеся разбиваются на группы 4-6 человек, включая как сильных, так и слабых учеников; Каждый получает для разработки подтему или часть текста (небольшой по объёму материал); Идёт обмен информацией в группе, каждый является экспертом в своём вопросе; Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т.к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией; По пройденной теме отчитывается вся команда, или один из её членов; Заинтересована вся команда, чтобы её члены знали всё, т.к. это отразится на общей итоговой оценке. 1.Возможности использования: При работе с текстом; При изучении грамматики.

СЛАЙД 15

Как это делать при работе с грамматическим материалом Например, при изучении темы The Present Perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: « Случаи употребления»/ «Указатели» / «Схемы». Класс делится на три группы. Все группы заполняют таблицу целиком. В каждой команде есть эксперты по «случаям употребления», «указателям», схемам». Они встречаются, советуются, затем приносят информацию в свои группы. В результате взаимодействия учащиеся систематизируют знания по изучаемой теме.

СЛАЙД 17

Технология jigsaw reading

помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

СЛАЙД 18

Преимуществом jigsaw reading является активизация и развитие не только навыков чтения, но навыков устной диалогической и монологической речи, а также навыков письма. Такая интеграция разных сторон речи дает возможность не только получить необходимую информацию из самого текста, но и способствовать достижению главной цели – коммуникативно-ориентированного общения учащихся с целью получения и обмена языковой информацией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на родительском собрании "Семья и школа: грани сотрудничества"

Материал для выступления на родительском собрании ....

Доклад на педсовете «Адаптация выпускников к самостоятельной жизни как фактор результативного сотрудничества педагогического коллектива с учреждениями образования»

Одной из ключевых сторон социализации выпускника детского учреждения интернатного типа является трудовая подготовка....

Доклад Обучение в сотрудничестве

Доклад содержит конспект мастер-класса...

Сотрудничество в обучении. Доклад.

Краткий обзор форм организации деятельности на уроке.В  дидактике понятием «общие формы организации обучения» объединяются фронтальные, групповые и индивидуальные формы учебной деятельности. Они ...

Доклад « Сотрудничество учреждений дополнительного образования с семьей»

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога. Родители обучающихся являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся ус...

Доклад на тему "Сотрудничество учителя и учащихся на уроках английского языка в общеобразовательной школе"

Возникающее противоречие между потребностями гуманизации образования на основе субъект-субъектного взаимодействия и существующими подходами к организации процесса обучения, отражает потребность в ново...