История одного проекта
статья по английскому языку (8 класс) на тему

Ерощева Татьяна Георгиевна

Статья о том, как создавался проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_odnogo_proekta.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

В практике своей деятельности каждый учитель использует не одну технологию. Но в зависимости от личности учителя та или иная технология становится приоритетной. Для меня одной из базовых образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Проектная деятельность школьников представляет собой особую форму учебно-познавательной активности школьников, психологический смысл которой заключается в обеспечении единства и преемственности различных сторон процесса обучения, что позволяет рассматривать ее как значимое средство развития личности.

Ориентация образовательных стандартов второго поколения на результаты образования потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью,

то есть формировали и развивали бы универсальные учебные действия: личностные, рагулятивные, познавательные, коммуникативные.

В современном информационном обществе вновь становится актуальным разработанный еще в первой половине XX века метод проектов, который не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся. Это одно из эффективных средств от однообразия и скуки, мощный стимул к саморазвитию, к расширению языковых знаний. Проектная деятельность позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как учителем иностранного языка, но и воспитательные.

Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально организованной учебной среде.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,

- сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

Т.е. основной задачей метода проектов является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. Другими словами, каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.

Ну вот, общих слов и дифирамбов, пожалуй, достаточно. Понятно, что метод проектов актуален, полезен, эффективен в образовательном процессе.

В своей статье я хотела бы отметить, что реализация метода проектов на практике – это совсем не легкое дело. Вот рассказ о рождении одного проекта:

История одного проекта.

Итак, тема есть: это «250 лет со дня рождения Р.Киплинга».

Прежде всего задаю вопрос: каким параллелям интересна тема и кто может с нею справиться в языковом аспекте? Быстро откликнулись ученики 8х классов. Ура, процесс пошел!

В свое время я, что называется, от корки до корки прочитала замечательную книгу Сергеева И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений», которая стала для меня настольной. Из нее я четко усвоила, что проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Есть еще шестое «П» проекта – это Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и др. Все эти теоретические знания я, разумеется, передаю участникам проекта. А поскольку уже не раз занималась долгосрочными проектами, то одна из главных моих задач – контролировать время. Но пока у самой нет понятия, что собой будут представлять две последние П, Продукт и Презентация.

Ну вот, приступаем к планированию. На собрании группы определяем, что все, что мы знаем о Киплинге, это то, что он английский писатель, который долгое время жил в Индии, оттуда и его Маугли и сказки. Пожалуй, все для 8-классников. Я-то еще знаю его знаменитое/мощное “If” и кое-какие факты биографии. Поэтому решаем найти в Интернете все, что касается Киплинга, начиная с биографии. Пока что на русском языке.

На следующем «митинге» мои участники удивляют меня интересными фактами жизни писателя. А в творчестве они нашли лирику, которую мы читаем сегодня, не подозревая, что автор-то – Киплинг! Может, рассказать об этом? Об этих фактах, о самих стихах… Кстати, они стали песнями, и мы их поем!.. Ну и конечно, много информации о его знаменитой «Книге Джунглей» и сказках. Поставить спектакль? Адаптировать и расписать роли героев сказок или «Книги»? Или собрать все «неожиданные» сведения из жизни, из творчества?.. Вопрос… Решаем все же не ставить спектакль: участниц проекта 2, и они из разных классов, проектом занимаемся во внеурочное время, трудно собираться для репетиций… Потом надо будет еще готовить костюмы, может быть декорации… Чувствую, не «загорелись» мои девчонки.

Ну хорошо, давайте найдем побольше информации о «Книге джунглей». Устанавливаем сроки. Ищем всЕ (не всЁ). И на русском языке, и на английском… И вот на назначенном заседании после обмена результатами поиска что называется «it dawned upon us, that…». Мы нашли и разные издания книги, интересные факты о ее героях и значения их имен, рисунки и картины художников-анималистов, фильмы по книге, мультфильмы разных стран, комиксы, спектакли, танцы, песни… И мы поняли, что проект будет об огромном творческом наследии, которому дала имульс/жизнь “The Jungle Book”.

Много времени ушло на то, чтобы логично и связно представить огромное количество информации. Но как же это было увлекательно! «А это включим в проект? А об этом надо рассказать?..»

Ну вот, пришла пора «умных слов».

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Это один из подходов обучения, когда у учителя есть еще одна модель взаимодействия его с учениками и способ их мотивации.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

 - целеполаганию и планированию деятельности;

- самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);

Здесь стоит знак ; Потому что настало время

- презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

- умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

Здесь надо остановиться. Мы теперь имеем «подготовленный продукт проектирования»: мы представляем то, чтО человечество создало по мотивам одной «Книги».  Но как его представить? Как показать весь результат творческой исследовательской работы? Не можем же мы его просто «пробубнить» по-английски… Опять проблема (подпроблема). Я перечисляю из пособия Сергеева И.С. виды презентации, и мы выбираем «Телепередача». У нас телепередача «Культурное наследие».

Вроде все «складывается». Но… Представьте сцену, где одна из участниц – ведущая ток-шоу, которая задает вопросы, и они звучат коротко, а вторая участница – это член фанклуба из американского Вермонта (где Киплинг написал «Книгу»), которая длинными английскими предложениями отвечает на них. Дисбаланс. Приходится «уравновешивать» реплики, т.е. решать очередную проблему.

Теперь я закончу перечисление после остановки (помните, я написала «здесь надо остановиться»?) (Проект позволяет учить: )

- поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

- практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

-  выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

        У нас все получилось. Мне нравится то состояние, когда ты «живешь проектом» или «в проекте»(?) И участницы это тоже почувствовали. Они поняли, что они творят, создают что-то сами. Несомненно, проведение исследовательской деятельности привело к развитию познавательных потребностей и способностей учащихся, приобретению специальных знаний, необходимых для проведения исследования.

        Итогами деятельности стали не столько предметные результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие проектантов, рост их компетенции в выбранной для исследования сфере, формирование сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы.

        Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности — необходимые качества развитого интеллекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа "Единорог". Проект История одного слова

             Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирован...

Методическая разработка. Проект История одного слова

             Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирован...

Проект в 5 классе "История одного слова"

Прект в 5 классе "История одного слова"...

Образовательный проект Царь и елка. История одного «Нового года».

Рабочая тетрадь для учащихся к проекту Царь и елка. История одного «Нового года»....

Исследовательский проект по русскому языку «История одного слова»

Актуальность данной работы заключается в том, что анализируется не новое слово, которое еще не освоилось в русском языке и не заимствованное, а слово из ежедневного обихода. Слово, которое мы с вами д...

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык.

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык....

Образовательный проект "История одной картины"

Любая творческая деятельность человека в сфере труда или социальной жизни находятся в зависимости от сформированности художественно-творческого и духовно-нравственного потенциала личности. Одним...