Индивидуальный творческий проект: История одной теоремы. Автор проекта: Соколова Ксения, Обучающийся 7 «В» класса МОУ «Травниковская СОШ» Наставник проекта: Никифорова Валентина Николаевна, учитель математики Травники 2022
проект (7 класс)

Никифорова Валентина Николаевна

Словосочетание – «История одной теоремы»   меня заинтересовало потому, что в этом учебном году на уроке геометрии я впервые встретилась со словом теорема. (Сказала Ксения Соколова)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Травниковская средняя общеобразовательная школа» Индивидуальный творческий проект История одной теоремы Автор проекта: Соколова Ксения, Обучающийся 7 «В» класса МОУ « Травниковская СОШ» Наставник проекта: Никифорова Валентина Николаевна, учитель математики

Слайд 2

Цель Узнать суть и важность теоремы Пифагора Задачи Изучить биографию Пифагора и его знаменитую теорему Разобраться с доказательством теоремы, применить её при решении задачи Узнать, где используется теорема Пифагора в жизни

Слайд 3

Пифагор – древнегреческий философ-идеалист, математик, политический и религиозный деятель. Будучи мудрым учителем, он обучал людей различным наукам: математике, медицине, политической деятельности. Внёс весомый вклад в геометрию Биография

Слайд 4

Теорема Пифагора

Слайд 5

Алгебраическое доказательство S=( a+b ) 2 S = 4·½· a·b и S = с 2 ( a + b ) 2 = 4· ½· a · b + с 2 a 2 + 2ab + b 2 = 4· ½ · a·b + с 2 a 2 + 2 ab + b 2 - 2 ab = с 2 Что и требовалось доказать a 2 + b 2 = с 2

Слайд 6

Пифагоровы числа (пифагорова тройка) 3 2 + 4 2 = 5 2 (3, 4, 5), (6, 8, 10), (5, 12, 13), (9, 12, 15), (8, 15, 17), (12, 16, 20),(15, 20, 25), (7, 24, 25), (10, 24, 26), (20, 21, 29), (18, 24, 30), (16, 30, 34), (1, 28, 35), (12, 35, 37), (15, 36, 39), (24, 32, 40), (9, 40, 41), (14, 48, 50), (30, 40, 50)…

Слайд 7

Дано: 20 СМ 15 СМ НАЙТИ: АВ-? Решение: АВ² = B С² + АС² A В² = 20² + 15² A В² = 625 Ответ: AB = 25 см Задача

Слайд 8

Решение Треугольник ОВС – прямоугольный Пусть AB= x , BC=R=200 км, OC= r =6380 км, OB = OA + AB, OB = r + x Используя теорему Пифагора, получим ответ Ответ: 2,3 км . Мобильная связь

Слайд 9

Строительство Треугольник В DC – прямоугольный 2 2 + 4 2 = 4 + 16 = 20 корень из 20 равен примерно 4,5 м (с одной стороны 4,5 и с другой 4,5 стороны крыши) Ответ: 9 метров

Слайд 10

4. Источники информации https://ru.wikipedia.org/wiki/Теорема https://yandex.ru/search/?clid=1882610&text=биография+пифагора+кратко+и+интересно&l10n=ru&lr=56 https://ru.wikipedia.org/wiki/Теорема_Пифагора https://izamorfix.ru/matematika/planimetriya/teorema_pifagora.html https://math.fandom.com/ru/wiki/Пифагоровы_числа https://pandia.ru/text/82/525/30255.php

Слайд 11

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Травниковская средняя общеобразовательная школа» Индивидуальный творческий проект История одной теоремы Автор проекта : Соколова Ксения, Обучающийся 7 «В» класса МОУ « Травниковская СОШ» Наставник проекта: Никифорова Валентина Николаевна, учитель математики



Предварительный просмотр:

Оглавление

1. Введение        2

2. Основная часть        3

2.1. Биография теоремы Пифагора        3

2.2. Формулировка теоремы и её доказательство        3

2.3. Задача        5

3. Применение в жизни        6

4. Заключение        8

5.Источники информации:        9


                                                 1. Введение

Теорема – это математическое утверждение, истинность которого установлена путём доказательства (1).

При выборе  темы моего проекта,  я обратила внимание на  направление - математическая грамотность, так как  мне очень нравится предмет - математика.  Словосочетание – «История одной теоремы»   меня заинтересовало потому, что в этом учебном году на уроке геометрии я впервые встретилась со словом теорема. Выбирая из материалов интернета, о какой теореме рассказать, я обратила внимание на название: Теорема Пифагора. С 1 класса на корочке тетради по математике, мне встречается  таблица Пифагора. Подумав, я решила, что эта тема мне  может  пригодиться,  в будущем,  и я хочу больше узнать о ней.

Цель моей работы: узнать, в чём суть и важность теоремы Пифагора.

Задачи:

  1. Изучить биографию Пифагора и его знаменитую теорему.
  2. Разобраться с доказательством теоремы, применить её при решении задачи.
  3. Узнать, где используется теорема Пифагора  в  жизни.

План моей работы:

  1. Сбор информации.
  2. Составления презентации из найденного материала.
  3. Подготовка бумажного варианта проекта.
  4. Изготовление буклета по данной теме.
  5. Защита проекта.

Мой продукт – презентация  и буклет.

   

2. Основная часть

2.1. Биография теоремы Пифагора

 Пифагор – древнегреческий философ-идеалист, математик, политический и религиозный деятель.  Будучи мудрым учителем, он обучал людей различным наукам: математике, медицине, политической деятельности. Внёс весомый вклад в геометрию.

 Его родиной был остров Самос,  расположенный в восточной части Эгейского моря (отсюда и прозвище - Самосский).  Пифагор появился на свет приблизительно в 580 году до нашей эры (2).

Теорема Пифагора – это соотношение между сторонами прямоугольного треугольника в том или ином виде,  было известно многим древним цивилизациям, но первая известная формулировка принадлежит греческому философу и математику Пифагору,  жившему в V веке до нашей эры. Об этом известно из труда «Начала», который написал Евклид приблизительно в 300 году  до нашей эры  (3).

2.2. Формулировка теоремы и её доказательство

В прямоугольном треугольнике квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов (3).

https://62e528761d0685343e1c-f3d1b99a743ffa4142d9d7f1978d9686.ssl.cf2.rackcdn.com/files/124463/area14mp/image-20160530-7678-sa7jwl.png

Где a, b — катеты, с — гипотенуза

Гипотенуза — сторона, лежащая напротив прямого угла.

Катет — одна из двух сторон, образующих прямой угол.

Существует  около 500 доказательств теоремы Пифагора.  Я приведу  два самых  популярных (4).

Первый метод доказательства теоремы связан с площадями фигур. Это доказательство называют алгебраическим.

Нужно расположить одинаковые прямоугольные треугольники так, чтобы внутри образовался квадрат. Каждая сторона внешнего квадрата  состоит из суммы катетов прямоугольного треугольника a + b.

C:\Users\User\Desktop\Ксюша 2 0-3.png

 Площадь этого квадрата можно  найти по формуле:  S=(a+b)2 .   

   Этот же квадрат состоит из 4-х одинаковых прямоугольных треугольников и квадрата внутри. Площадь каждого прямоугольного треугольника равна  половине произведения его катетов, соответственно,  S= ·a·b. Площадь квадрата в центре вычисляется по формуле: S = с2. Иначе, площадь данного квадрата можно вычислить: S=4· ·a·b + с2 .

 Приравняем эти равенства:

(a+b)2  =4· · a·b  + с2 .

Знаем, что квадрат суммы двух чисел равен сумме квадрата первого числа, удвоенного произведения первого числа на второе и квадрата второго числа (a + b)2 = a2 + 2ab + b2.

 a2 +2ab+b2=4·  · a·b 2

a2 +2ab+b2 =2ab +с2

a2 +2ab + b2 - 2ab= с2, значит,   a2 +b2 = с2.     Теорема Пифагора доказана.

Существует ещё одно алгебраическое представление этой теоремы (5).

Подобрано - Пифагорово число (пифагорова тройка) — комбинация из трёх целых чисел, удовлетворяющих соотношению Пифагора a2 + b2 = c2 .

Треугольник, стороны которого равны пифагоровым числам, является прямоугольным, это доказано. Простейший из них —египетский треугольник со сторонами 3, 4 и 5 (32 + 42 = 52).

Некоторые пифагоровы тройки (отсортированы по возрастанию максимального числа)  представлены ниже: (3, 4, 5),  (6, 8, 10),  (5, 12, 13),  (9, 12, 15),  (8, 15, 17),  (12, 16, 20), (15, 20, 25),  (7, 24, 25), (10, 24, 26),  (20, 21, 29), (18, 24, 30), (16, 30, 34), (21, 28, 35), (12, 35, 37), (15, 36, 39), (24, 32, 40), (9, 40, 41), (14, 48, 50), (30, 40, 50)…2.3. Задача: В треугольнике ABC дано: C = 90 °, BC = 20 см, AC = 15 см. Найти сторону AB. . Решение. Поскольку в треугольнике АВС С = 90°, следовательно, по теореме Пифагора имеем:

АВ² = BС² + АС²;   AВ² = 20² + 15², AВ² = 625, AB =  Значит, гипотенуза AB = 25 см, эти числа тоже есть в пифагоровых тройках. Ответ: 25 см3. Применение в жизни

 Практическое применение теоремы Пифагора рассмотрим на двух примерах (6).

Пример 1.  Применение в мобильной связи.

В настоящее время на рынке мобильной связи идет большая конкуренция среди операторов. Чем надежнее связь, чем больше зона покрытия, тем больше потребителей у оператора. При строительстве вышки (антенны),  часто приходится решать задачу: какую наибольшую высоту должна иметь антенна, чтобы телефонные разговоры  можно было принимать в определенном радиусе (например,  радиусе R=200 км)? Если известно, что радиус Земли равен 6380 км.

https://pandia.ru/text/82/525/images/img1_261.jpg 
Решение: треугольник ОВС – прямоугольный.
Пусть:  AB= x,     BC=R=200 км,     OC= r =6380 км,    OB = OA + AB,    OB = r + x.
Используя теорему Пифагора, получим ответ. Ответ: 2,3 км.

Пример 2.  Применение в строительстве.

Я хочу вам представить задачу о двускатной крыше.

 При строительстве домов и коттеджей часто встает вопрос о длине стропил для крыши, если уже изготовлены балки. (СТРОПИЛА  древне-русское - стропъ — "крыша, потолок" - несущая, поддерживающая конструкция двускатной кровли).

Например: Дом шириной 8 м надо покрыть крышей высотой 2 м. Какой длины нужны стропила? https://pandia.ru/text/82/525/images/img2_169.jpg

Решение: (треугольник ВDC – прямоугольный)

22 + 42 = 4 + 16 = 20, , считаем  .  Примерно 4,5 м с одной стороны и 4,5 с другой стороны крыши, всего 9 метров стопил необходимо.

                                                           


                                                     4. Заключение

В ходе работы над проектом,  я  познакомилась с историей  доказательства теоремы Пифагора.  Изучила, как она применяется в жизни, например,  при установлении антенн сотовой связи и строительстве зданий. Если сделать правильные расчёты, то использование строительных материалов будет экономичным. Я убедилась, теорема Пифагора помогает сделать расчёты правильно, а значит выгодно.

 


5.Источники информации:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Теорема 
  2. https://yandex.ru/search/?clid=1882610&text=биография+пифагора+кратко+и+интересно&l10n=ru&lr=56 
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Теорема_Пифагора
  4. https://izamorfix.ru/matematika/planimetriya/teorema_pifagora.html 
  5. https://math.fandom.com/ru/wiki/Пифагоровы_числа 
  6. https://pandia.ru/text/82/525/30255.php 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа "Единорог". Проект История одного слова

             Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирован...

Методическая разработка. Проект История одного слова

             Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирован...

Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная  алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентин...

Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей кате...

Рабочая программа « Решение геометрических задач» элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Рабочая программа   « Решение геометрических задач»  элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории...

Образовательный проект "История одной картины"

Любая творческая деятельность человека в сфере труда или социальной жизни находятся в зависимости от сформированности художественно-творческого и духовно-нравственного потенциала личности. Одним...

Творческий проект : « История одной книги. Алиса в стране чудес» 7 класс

Проект " История одной книги. Алиса в стране чудес"  является творческим. В этой книге вы встретитесь с девочкой Алисой и попадете вместе сней в удивительный , загадочный мир чуде...