Индивидуальный творческий проект: История одной теоремы. Автор проекта: Соколова Ксения, Обучающийся 7 «В» класса МОУ «Травниковская СОШ» Наставник проекта: Никифорова Валентина Николаевна, учитель математики Травники 2022
проект (7 класс)
Словосочетание – «История одной теоремы» меня заинтересовало потому, что в этом учебном году на уроке геометрии я впервые встретилась со словом теорема. (Сказала Ксения Соколова)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.05 МБ | |
| 869.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель Узнать суть и важность теоремы Пифагора Задачи Изучить биографию Пифагора и его знаменитую теорему Разобраться с доказательством теоремы, применить её при решении задачи Узнать, где используется теорема Пифагора в жизни
Пифагор – древнегреческий философ-идеалист, математик, политический и религиозный деятель. Будучи мудрым учителем, он обучал людей различным наукам: математике, медицине, политической деятельности. Внёс весомый вклад в геометрию Биография
Теорема Пифагора
Алгебраическое доказательство S=( a+b ) 2 S = 4·½· a·b и S = с 2 ( a + b ) 2 = 4· ½· a · b + с 2 a 2 + 2ab + b 2 = 4· ½ · a·b + с 2 a 2 + 2 ab + b 2 - 2 ab = с 2 Что и требовалось доказать a 2 + b 2 = с 2
Пифагоровы числа (пифагорова тройка) 3 2 + 4 2 = 5 2 (3, 4, 5), (6, 8, 10), (5, 12, 13), (9, 12, 15), (8, 15, 17), (12, 16, 20),(15, 20, 25), (7, 24, 25), (10, 24, 26), (20, 21, 29), (18, 24, 30), (16, 30, 34), (1, 28, 35), (12, 35, 37), (15, 36, 39), (24, 32, 40), (9, 40, 41), (14, 48, 50), (30, 40, 50)…
Дано: 20 СМ 15 СМ НАЙТИ: АВ-? Решение: АВ² = B С² + АС² A В² = 20² + 15² A В² = 625 Ответ: AB = 25 см Задача
Решение Треугольник ОВС – прямоугольный Пусть AB= x , BC=R=200 км, OC= r =6380 км, OB = OA + AB, OB = r + x Используя теорему Пифагора, получим ответ Ответ: 2,3 км . Мобильная связь
Строительство Треугольник В DC – прямоугольный 2 2 + 4 2 = 4 + 16 = 20 корень из 20 равен примерно 4,5 м (с одной стороны 4,5 и с другой 4,5 стороны крыши) Ответ: 9 метров
4. Источники информации https://ru.wikipedia.org/wiki/Теорема https://yandex.ru/search/?clid=1882610&text=биография+пифагора+кратко+и+интересно&l10n=ru&lr=56 https://ru.wikipedia.org/wiki/Теорема_Пифагора https://izamorfix.ru/matematika/planimetriya/teorema_pifagora.html https://math.fandom.com/ru/wiki/Пифагоровы_числа https://pandia.ru/text/82/525/30255.php
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Травниковская средняя общеобразовательная школа» Индивидуальный творческий проект История одной теоремы Автор проекта : Соколова Ксения, Обучающийся 7 «В» класса МОУ « Травниковская СОШ» Наставник проекта: Никифорова Валентина Николаевна, учитель математики
Предварительный просмотр:
Оглавление
2.1. Биография теоремы Пифагора 3
2.2. Формулировка теоремы и её доказательство 3
1. Введение
Теорема – это математическое утверждение, истинность которого установлена путём доказательства (1).
При выборе темы моего проекта, я обратила внимание на направление - математическая грамотность, так как мне очень нравится предмет - математика. Словосочетание – «История одной теоремы» меня заинтересовало потому, что в этом учебном году на уроке геометрии я впервые встретилась со словом теорема. Выбирая из материалов интернета, о какой теореме рассказать, я обратила внимание на название: Теорема Пифагора. С 1 класса на корочке тетради по математике, мне встречается таблица Пифагора. Подумав, я решила, что эта тема мне может пригодиться, в будущем, и я хочу больше узнать о ней.
Цель моей работы: узнать, в чём суть и важность теоремы Пифагора.
Задачи:
- Изучить биографию Пифагора и его знаменитую теорему.
- Разобраться с доказательством теоремы, применить её при решении задачи.
- Узнать, где используется теорема Пифагора в жизни.
План моей работы:
- Сбор информации.
- Составления презентации из найденного материала.
- Подготовка бумажного варианта проекта.
- Изготовление буклета по данной теме.
- Защита проекта.
Мой продукт – презентация и буклет.
2. Основная часть
2.1. Биография теоремы Пифагора
Пифагор – древнегреческий философ-идеалист, математик, политический и религиозный деятель. Будучи мудрым учителем, он обучал людей различным наукам: математике, медицине, политической деятельности. Внёс весомый вклад в геометрию.
Его родиной был остров Самос, расположенный в восточной части Эгейского моря (отсюда и прозвище - Самосский). Пифагор появился на свет приблизительно в 580 году до нашей эры (2).
Теорема Пифагора – это соотношение между сторонами прямоугольного треугольника в том или ином виде, было известно многим древним цивилизациям, но первая известная формулировка принадлежит греческому философу и математику Пифагору, жившему в V веке до нашей эры. Об этом известно из труда «Начала», который написал Евклид приблизительно в 300 году до нашей эры (3).
2.2. Формулировка теоремы и её доказательство
В прямоугольном треугольнике квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов (3).
Где a, b — катеты, с — гипотенуза
Гипотенуза — сторона, лежащая напротив прямого угла.
Катет — одна из двух сторон, образующих прямой угол.
Существует около 500 доказательств теоремы Пифагора. Я приведу два самых популярных (4).
Первый метод доказательства теоремы связан с площадями фигур. Это доказательство называют алгебраическим.
Нужно расположить одинаковые прямоугольные треугольники так, чтобы внутри образовался квадрат. Каждая сторона внешнего квадрата состоит из суммы катетов прямоугольного треугольника a + b.
Площадь этого квадрата можно найти по формуле: S=(a+b)2 .
Этот же квадрат состоит из 4-х одинаковых прямоугольных треугольников и квадрата внутри. Площадь каждого прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов, соответственно, S=
·a·b. Площадь квадрата в центре вычисляется по формуле: S = с2. Иначе, площадь данного квадрата можно вычислить: S=4·
·a·b + с2 .
Приравняем эти равенства:
(a+b)2 =4·
· a·b + с2 .
Знаем, что квадрат суммы двух чисел равен сумме квадрата первого числа, удвоенного произведения первого числа на второе и квадрата второго числа (a + b)2 = a2 + 2ab + b2.
a2 +2ab+b2=4·
· a·b +с2
a2 +2ab+b2 =2ab +с2
a2 +2ab + b2 - 2ab= с2, значит, a2 +b2 = с2. Теорема Пифагора доказана.
Существует ещё одно алгебраическое представление этой теоремы (5).
Подобрано - Пифагорово число (пифагорова тройка) — комбинация из трёх целых чисел, удовлетворяющих соотношению Пифагора: a2 + b2 = c2 .
Треугольник, стороны которого равны пифагоровым числам, является прямоугольным, это доказано. Простейший из них —египетский треугольник со сторонами 3, 4 и 5 (32 + 42 = 52).
Некоторые пифагоровы тройки (отсортированы по возрастанию максимального числа) представлены ниже: (3, 4, 5), (6, 8, 10), (5, 12, 13), (9, 12, 15), (8, 15, 17), (12, 16, 20), (15, 20, 25), (7, 24, 25), (10, 24, 26), (20, 21, 29), (18, 24, 30), (16, 30, 34), (21, 28, 35), (12, 35, 37), (15, 36, 39), (24, 32, 40), (9, 40, 41), (14, 48, 50), (30, 40, 50)…2.3. Задача: В треугольнике ABC дано: ∠C = 90 °, BC = 20 см, AC = 15 см. Найти сторону AB. . Решение. Поскольку в треугольнике АВС ∠С = 90°, следовательно, по теореме Пифагора имеем:
АВ² = BС² + АС²; AВ² = 20² + 15², AВ² = 625, AB =
Значит, гипотенуза AB = 25 см, эти числа тоже есть в пифагоровых тройках. Ответ: 25 см3. Применение в жизни
Практическое применение теоремы Пифагора рассмотрим на двух примерах (6).
Пример 1. Применение в мобильной связи.
В настоящее время на рынке мобильной связи идет большая конкуренция среди операторов. Чем надежнее связь, чем больше зона покрытия, тем больше потребителей у оператора. При строительстве вышки (антенны), часто приходится решать задачу: какую наибольшую высоту должна иметь антенна, чтобы телефонные разговоры можно было принимать в определенном радиусе (например, радиусе R=200 км)? Если известно, что радиус Земли равен 6380 км.
Решение: треугольник ОВС – прямоугольный.
Пусть: AB= x, BC=R=200 км, OC= r =6380 км, OB = OA + AB, OB = r + x.
Используя теорему Пифагора, получим ответ. Ответ: 2,3 км.
Пример 2. Применение в строительстве.
Я хочу вам представить задачу о двускатной крыше.
При строительстве домов и коттеджей часто встает вопрос о длине стропил для крыши, если уже изготовлены балки. (СТРОПИЛА древне-русское - стропъ — "крыша, потолок" - несущая, поддерживающая конструкция двускатной кровли).
Например: Дом шириной 8 м надо покрыть крышей высотой 2 м. Какой длины нужны стропила?
Решение: (треугольник ВDC – прямоугольный)
22 + 42 = 4 + 16 = 20, , считаем
. Примерно 4,5 м с одной стороны и 4,5 с другой стороны крыши, всего 9 метров стопил необходимо.
4. Заключение
В ходе работы над проектом, я познакомилась с историей доказательства теоремы Пифагора. Изучила, как она применяется в жизни, например, при установлении антенн сотовой связи и строительстве зданий. Если сделать правильные расчёты, то использование строительных материалов будет экономичным. Я убедилась, теорема Пифагора помогает сделать расчёты правильно, а значит выгодно.
5.Источники информации:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Теорема
- https://yandex.ru/search/?clid=1882610&text=биография+пифагора+кратко+и+интересно&l10n=ru&lr=56
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Теорема_Пифагора
- https://izamorfix.ru/matematika/planimetriya/teorema_pifagora.html
- https://math.fandom.com/ru/wiki/Пифагоровы_числа
- https://pandia.ru/text/82/525/30255.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа "Единорог". Проект История одного слова
Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирован...

Методическая разработка. Проект История одного слова
Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирован...

Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентин...

Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей кате...

Рабочая программа « Решение геометрических задач» элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Рабочая программа « Решение геометрических задач» элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории...

Образовательный проект "История одной картины"
Любая творческая деятельность человека в сфере труда или социальной жизни находятся в зависимости от сформированности художественно-творческого и духовно-нравственного потенциала личности. Одним...

Творческий проект : « История одной книги. Алиса в стране чудес» 7 класс
Проект " История одной книги. Алиса в стране чудес" является творческим. В этой книге вы встретитесь с девочкой Алисой и попадете вместе сней в удивительный , загадочный мир чуде...








