Методическая разработка. Проект История одного слова
методическая разработка (7 класс) по теме

Белова Надежда Юрьевна

 

               Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирование языковой компетентности. Традиционное разделение содержания школьного обучения на отдельные автономные учебные предметы, вызванное стремлением дать учащимуся более обстоятельные знания по той или иной дисциплине, не в состоянии обеспечить формирование представления о целом. Поэтому столь важным, с нашей точки зрения, является обеспечение реализации важного методического принципа межпредметных связей и внутрипредметных связей. Обладая различными спсобностями к изучению той или иной предметной области, школьник зачастую не может постичь целое при наличии пробелов в тех или иных деталях. Нарастающий поток общественной, научной и технической информации при традиционном обучении приводит к перегрузке учащихся, нарушает стабильность обучения и усложняет содержание изучаемого предмета. В современных условиях жизни необходимо обеспечение ещё одного методического принципа «учить учиться», т.е. самостоятельно находить и отбирать нужную информацию, обрабатывая ее в соответствии с поставленными целями и задачами.

                   Учитывая все эти методические принципы и потребности обучения в современном мире, нами был разработан цикл специальных интегрированных занятий, в ходе которых учащиеся седьмого класса выполняли элементарную научно – исследовательскую работу по изучению лексических, грамматических и этимологических характеристик отдельных, выбранных самими исследователями, слов. Частично данный проект перекликается с системой работы над словом, изложенной в статье В.А. Синицына «Праздник творчества на уроках русского языка» (Синицын 2000), однако  наш проект предполагал не только исследование конкретного слова с точки зрения его «поведения» в русском языке, но и задействование всех областей школьного обучения от музыки до иноформатики. Так, в представленной работе дети не только работали с лексико – грамматической областью исследования, но и изучали саму предметную область слова: значение того или иного понятия, его задействованность в той или иной области науки, например, в географии или истории; подбирали музыкальные фрагменты и иллюстративный материал для демонстрации результатов исследования и составляли полноценную презентацию всех граней изученного ими, что позволило им составить целостное, единое представление о природе и месте конкретного объекта изучения в окружающем мире. Ведущей идеей интеграции послужило выбранное слова как объект изучения. В ходе работы дети ставили конкретные задачи, корректируемые научным руководителем, что привело к тщательному сопоставлению разных вариантов исследования и к осуществлению успешного контроля за выполнением решения фактической задачи. Оригинальность данного проекта заключается в проведении эксперимента над словом и составлении плана исследования, что способствует развитию не только речи, но и психических процессов: мышления, воображения, внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средняя школа № 21 Министерства Обороны РФ

ПРОЕКТ

Научный руководитель проекта:  Белова Надежда Юрьевна,

                                                                    кандидат филологических наук,

                                                                                     учитель русского языка и литературы

                                                                                     первой квалификационной категории

                                               СОШ № 21 МО РФ

г. ЕРЕВАН  

 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальность и оригинальность проекта                                                                             3

Цель проекта                                                                                                                                4

Задачи проекта                                                                                                                             5

Интегративные дисциплины                                                                                                    5

Перечень знаний, умений и навыков, полученных учащимися в ходе

выполнения работы                                                                                                                    6

Карта исследования                                                                                                                    6

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОЕКТА                                                              7

Список литературы                                                                                                                     9                                                                                                                

Приложения                                                                                                                                  

Актуальность и оригинальность проекта

«Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение. <...> Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обусловливает ценность слова» (Тихеева 1972).

Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирование языковой компетентности. Традиционное разделение содержания школьного обучения на отдельные автономные учебные предметы, вызванное стремлением дать учащимуся более обстоятельные знания по той или иной дисциплине, не в состоянии обеспечить формирование представления о целом. Поэтому столь важным, с нашей точки зрения, является обеспечение реализации важного методического принципа межпредметных связей и внутрипредметных связей. Обладая различными спсобностями к изучению той или иной предметной области, школьник зачастую не может постичь целое при наличии пробелов в тех или иных деталях. Нарастающий поток общественной, научной и технической информации при традиционном обучении приводит к перегрузке учащихся, нарушает стабильность обучения и усложняет содержание изучаемого предмета. В современных условиях жизни необходимо обеспечение ещё одного методического принципа «учить учиться», т.е. самостоятельно находить и отбирать нужную информацию, обрабатывая ее в соответствии с поставленными целями и задачами.

Учитывая все эти методические принципы и потребности обучения в современном мире, нами был разработан цикл специальных интегрированных занятий, в ходе которых учащиеся седьмого класса выполняли элементарную научно – исследовательскую работу по изучению лексических, грамматических и этимологических характеристик отдельных, выбранных самими исследователями, слов. Частично данный проект перекликается с системой работы над словом, изложенной в статье В.А. Синицына «Праздник творчества на уроках русского языка» (Синицын 2000), однако  наш проект предполагал не только исследование конкретного слова с точки зрения его «поведения» в русском языке, но и задействование всех областей школьного обучения от музыки до иноформатики. Так, в представленной работе дети не только работали с лексико – грамматической областью исследования, но и изучали саму предметную область слова: значение того или иного понятия, его задействованность в той или иной области науки, например, в географии или истории; подбирали музыкальные фрагменты и иллюстративный материал для демонстрации результатов исследования и составляли полноценную презентацию всех граней изученного ими, что позволило им составить целостное, единое представление о природе и месте конкретного объекта изучения в окружающем мире. Ведущей идеей интеграции послужило выбранное слова как объект изучения. В ходе работы дети ставили конкретные задачи, корректируемые научным руководителем, что привело к тщательному сопоставлению разных вариантов исследования и к осуществлению успешного контроля за выполнением решения фактической задачи. Оригинальность данного проекта заключается в проведении эксперимента над словом и составлении плана исследования, что способствует развитию не только речи, но и психических процессов: мышления, воображения, внимания.

Цель проекта

Осуществлять формирование и развитие всех видов речевой деятельности.

Задачи проекта

1. Научить анализировать чужую речь с учетом темы, основной мысли, типа, стиля, адресата.

 2. Сформировать умение связно излагать свои мыслив устной и письменной форме с учетом ситуации общения.

 3. Формировать умение работать с информацией и использовать специальные программы для создания презентации.

 4. Воспитывать культуру речевого поведения.

5. Развивать умение отбирать нужный материал, подбирать художественно – иллюстративный ряд.

Интегративные дисциплины

  1. Русский язык
  2. Литература
  3. История
  4. География
  5. Информатика
  6. Музыка
  7. Трудовое обучение

Перечень знаний, умений и навыков, полученных учащимися в ходе выполнения работы

1. Получение системных знаний о лексико – грамматической структуре слова.

2. Осознание межпредметной сущности.

3. Получение мировоззренческих знаний.

4. Умение обрабатывать и отбирать полученную информацию.

5. Умение осуществлять отбор необходимых знаний из различных предметов.

6. Обощение понятий из различных предметов.

7. Умение осуществлять перенос и синтез знаний.

8. Умение решать комплексные проблемы исследования.

9. Умение мобилизовать волевые усилия, направляя их на познавательный интерес к мировоззренческим, обобщенным знаниям.

10. Навык работы с информацией и ТСО.

11. Навык научной работы с текстом и информацией.

Карта исследования

  1. Тема исследования        

  1. Объект исследования        

  1. Цель исследования        

  1. Задачи исследования        

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

Проект на первой ступени представляет собой серию интегрированных занятий, осуществленных в рамках «Предметной недели в кабинете русского языка», целью которых было вовлечение семиклассников в рефлексию, т.е. способность рассматривать и оценивать собственные действия, умение анализировать содержимое и процесс своей мыслительной деятельности. Осознание ребенком смысла и содержания собственных действий становится только тогда, когда он умеет самостоятельно рассказывать о своем действии, подробно объяснить, что и для чего он делает: «Только под давлением спора и возражений ребенок пытается оправдать свою мысль в глазах других и начинает наблюдать сосбтвенное мышление, т.е. искать и различать с помощью интроспекции мотивы, которые его ведут и направление, которому он следует» (Выгодский 1991). На первой ступени проекта нами были представленны открытые интегративные уроки с участием учителей предметников (в качестве наблюдателей и консультантов при подготовке к каждому дню занятий) в соответствии со следующим планом:

1. Понедельник. День ИЗО и технологии (интегративная область (далее ИО): Русский язык – Литература – ИЗО - Технология);

2. Вторник. День Географии (ИО: Русский язык – Литература - География);

3. Среда. День Биологии (ИО: Русский язык – Литература - Биология);

4. Четверг. День Истории (ИО: Русский язык – Литература - История);

5. Пятница. День Физической культуры. (ИО: Русский язык – Литература - Физкультура).

В ходе проведения открытых уроков были использованы составленные нами презентации, опирающиеся на соответствующие интегративные области. Результатом работы учащихся явились небольшие сочинения разных типов: описание, рассуждение, повествование. Учащиеся рассказывали о своих работах, выполненных на уроках ИЗО и технологии, фотографии этих работ были использованы при составлении презентаций. Уроки были проведены в 5, 6 и 7 классах. В дальнейшем шестиклассники продолжили изучение программных словарных слов с точки зрения их лексико - грамматических связей в виде небольших эссе и докладов на уроках русского языка и литературы, а семиклассники – работу над проектом «История одного слова».

На второй ступени проекта осуществлялось непосредственно исследование выбранных объетов изучения (слов). В качестве результата работы семиклассники представляли рефераты, основанные на сформулированных конкретных задачах изучения слова и в соответствии с картой (планом) исследования. Рефераты корректирововались и дорабатывались под наблюдением научного руководителя.

Третьей ступенью проекта было создание презентации с подбором иллюстративного материала (музыка и иллюстративный ряд). На третьей ступени было проведено предварительное слушание и отбор лучших работ. Отбор осуществлялся самими ребятами и руководителем в ходе организованных последним открытых дискуссий на внеклассных занятиях по русскому языку.

Завершающей стадией проекта явилась их открытая защита с участием школьного собрания (6-е и 7-е классы), а также ареопага из администрации школы и учителей предметников.

Литература

  1. Л.С. Выготский.  Педагогическая психология. - М., 1991. - 160с.
  2. В. А. Синицын. Праздник творчества на уроках русского языка // Русский язык в школе, № 6, 2000 г. - С. 16–22.
  3. Е. И. Тихеева. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пособие для воспитателей детских садов. - Издание 4-е. – М.: Просвещение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "История одной школы в задачах по математике"

В работе описан авторский урок математики, посвященный истории МОУ "Общеобразовательная гимназия №6" г. Архангельска, которой в 2011 году испольняется 84 года....

Творческая работа "Единорог". Проект История одного слова

             Одной из главных и наиболее сложных задач школьного обучения является развитие речи учащихся, обогащаение их словарного запаса и формирован...

Проект в 5 классе "История одного слова"

Прект в 5 классе "История одного слова"...

Методическая разработка. Проект «История моей семьи в истории моей страны».

Проект разрабатывался и был реализован к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Но представленную схему можно приметить к любому другому проекту....

Методическая разработка проекта «Биография одного слова»

ull;     Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное описание одного из ключевых понятий русской культуры. Работая над проектом, обучающиеся овладевают навыками л...

ПРОЕКТ. Портрет одного слова. Слово "КОНЬ"

Портрет одного слова. Слово "КОНЬ"...

Исследовательский проект по русскому языку «История одного слова»

Актуальность данной работы заключается в том, что анализируется не новое слово, которое еще не освоилось в русском языке и не заимствованное, а слово из ежедневного обихода. Слово, которое мы с вами д...