Раннее обучение ИЯ (из опыта работы)
статья

Некипелова Лариса Иннокентьевна

Обучение в раннем возрасте иностранному языку вполне правомерно. При условии методически правильного организационного учебного процесса и учета психолого-физиологических особенностей детей данного возраста оно благоприятно сказывается на интеллектуальном и речевом развитии детей, позволяет заложить прочную базу для успешного овладения основами иностранного языка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rannee_obuchenie_iya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Некипелова Лариса Иннокентьевна,

учитель английского языка МОУ Мало-Куналейская СОШ

                            РАННЕЕ  ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

                                                      (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

      В 1993  году в Малокуналейской средней школе начался эксперимент по раннему обучению английскому языку в детском саду и начальных классах школы.

   Я, придя в этом году работать в МКСШ, со своими коллегами учителями  иностранного языка с энтузиазмом взялась за начатое дело. Мне доверили в то время первый класс, с которым мы и начали изучать английский язык.

  Вопрос о том, нужно ли, можно ли обучать детей раннего возраста иностранному языку, давно уже решен положительно на практике.

   Известно, что изучение иностранного языка развивает разные стороны личности: память, внимание, прилежание, языковую догадку, эрудицию, и дисциплину, делает ребенка более активным, самостоятельным; приучает его к коллективным формам работы, пробуждает любознательность, артистизм, формирует ребенка интеллектуально и эстетически.

   Кроме того, появляется реальная возможность уже на раннем этапе выявить детей талантливых, способных к языкам и подготовить  их к дальнейшему изучению иностранного языка в средних и старших классах.

  Со своим первым набором детей 1го класса я начинала работу по УМК «  English – 1» Негневицкой Е.И. с опорой на родной язык, затем стали работать по УМК « Enjoy English» автор М.З.  Биболетова и др. Этот УМК оснащен рабочей тетрадью, кассетами, проверочными тестами и т.д. Он позволяет эффективно строить работу по изучению иностранного языка и дает хорошие результаты.

   В начале курса обучения проводится диагностика по выявлению уровня развития языковых способностей, развития речи, памяти, логического мышления, концентрации внимания. Данные диагностики в дальнейшем учитываются при подборе материала, ситуации общения, построения урока. В зависимости от уровня развития детей варьируется количество лексического материала, количество часов, отведенных на ту или иную тему, методы и приемы работы.

   По мере возможности осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения, что дает возможность детям с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно.

  За все эти годы работы я сделала 5 наборов первых – вторых классов (сейчас мы начинаем изучение иностранного языка со 2го класса). Самым результативным был выпуск 2006 года. С этим выпуском начала работать со 2го класса.

   Языковые способности к языку были обнаружены у всех 10. У каждого из них были развита память, внимание, логическое мышление по-своему.  На протяжении всех  лет старалась, чтобы у всех ребят сохранилась соответствующая установка, высокий уровень мотивации учения иностранного  языка с которым они пришли ко мне. И на выходе мы имели следующие результаты: оценку «5» - имеют 5 учащихся; оценку «4» - 3 человека; оценку «3» - 2 человека.

   Особых результатов достигли четверо, которые успешно сдали английский язык на итоговой аттестации .Это :

1.Паргачевский Андрей – призер районной олимпиады 2005 г. – 3 место;

                                             2006 г. – 2 место;

Награжден серебряной медалью. Обладатель диплома 3 степени республиканской научно-практической конференции по лексикологии 2005 г. В данное время является студентом Томского государственного университета, института иностранных языков.

2. Казакова Любовь – золотая медаль; студентка ТУСУРа

3. Осколков Роман – серебряная медаль; студент ТУСУРа.

4. Митапов Анатолий – серебряная медаль; технологический колледж города Улан-Удэ.В данный момент является студентом БГСХА.

   Ребята этого класса активно принимали участие в неделях иностранного языка, в олимпиадах, в брейн-рингах, в фонетических конкурсах, в которых непременно становились победителями и призерами. В чем кроется секрет такого результата?

   Считаю, что хорошо была заложена основа, фундамент изучения иностранного языка на начальном этапе.

  Как же необходимо строить работу на этом этапе?

   Во-первых, нужно четко знать и учитывать возрастные особенности детей.

Обучая иностранному языку, мы стремились найти такие виды работы с детьми , которые соответствовали бы возрастным особенностям наших воспитанников, позволяли решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

   Нами используются следующие приемы обучения:

  • Работа с игрушкой, картинкой;
  • Разучивание стихов;
  • Разучивание песенок, хоровое и сольное пение;
  • Инсценирование коротких рассказов, песенок, стихов;
  • Физкультминутки;
  • Танцы;
  • Рисование;
  • Вырезание;
  • Игра в куклы;
  • Подвижные игры;
  • Игры творческие и спокойные;
  • Дидактические игры;
  • Музыкальные игры;
  • Игра в сказку;
  • Ролевые игры.

   Конечно, основным приемом обучения является игра. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в младшем возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к  миру взрослых, способом познания. Занятия детей строится так, чтобы атмосфера игры царила у них с первой и до последней минуты. Не нужно бояться того, что «слишком много»  играющие дети не научатся  серьезности  и ответственности. Ребенок прекрасно умеет отличать вымышленный мир от реального и переносит умения, полученные в игре, на реально значимую деятельность.

   Деятельность детей на занятии иностранного языка должна быть  обязательно разнообразной, эмоционально окрашенной, наглядной, игровой.

   Постоянно нужно помнить о том, что в работе с малышами нет мелочей. Волшебная палочка, оживляющая предметы, игрушки, картинки, жетоны – мелочь, но какой восторг вызывает все это у малышей. И речевые образцы, и стишки, пословицы запоминаются быстрее и прочнее.

   При составлении сценария занятия стараюсь использовать реальные события, взятые из школьной жизни: день рождения, праздники и т.д.

Из урока исключаю формальности:

  1. ученики, входя в кабинет, здороваются и прощаются со мной по-английски. Каждому ученику предоставляется свобода в выборе любого речевого штампа, каждый может проявить свой вкус, свою индивидуальность( Good morning, my teacher! How do you do? Glad to meet you! How are you, my teacher?)
  2. Мы исключаем традиционную ситуацию «Я забыл дома…..», не теряем драгоценное время урока на выяснение; ведь все равно забытый предмет не появится. Лучше организовать бюро добрых услуг, где можно взять на урок ручку, карандаш, линейку или тетрадь.
  3. У нас нет традиционного рапорта дежурного. Дети непосредственно участвуют в построении урока, поэтому каждый из них еще до начала урока старается помочь в подготовке к уроку. Все это позволяет избежать конфликтных ситуации во взаимоотношениях учителя и учеников, при этом устраняется барьер между ними, исчезает официальность  в отношениях, появляется непринужденность.

   Детям младшего школьного возраста  трудно в школе. Им сложно подчинять себя новым правилам. Одно из самых трудных для них – сидеть тихо. Поэтому в ситуации урока  включаем физкультминутки, подвижные игры, музыкальные паузы с ритмическими движениями. Двигательная активность помогает раскрепостить ребенка, снять его зажатость, скованность. Повышается работоспособность, уровень познавательной деятельности, психической активности.

   Особое внимание уделяю наглядности. Так как мышление у детей младшего школьного возраста конкретное, наглядно-действенное, то подбираю яркий, выразительный, красочный, забавный, с элементами юмора иллюстрационный материал. Используем фотографии, когда проходим тему « My family» вырезки из альбомов, пособий, журналов. Здесь очень популярен метод коллажирования.

  Сценарии уроков составляю так, чтобы малыши были непосредственными участниками всего происходящего на уроке .Дети с большим желанием  работают на фонзарядке, когда к ним в гости приходит  Mr Tongue (язычок) , они с большим желанием приходят на помощь гному Джерри, расставляют транскрипционные значки к подаркам в день рождения какого-нибудь сказочного персонажа, а потом отправляются к нему в гости, помогают озвучить сказку и т.д.

   Существенную роль при изучении иностранного языка играет слово. Если я показываю предметы и называю их по-английски, то слова лучше запоминаются. Поэтому первоначальную презентацию лексики провожу с помощью игрушек, забавных и достаточно больших по размеру. Ребенок обязательно должен потрогать новую игрушку, произвести какие-либо действия с ней: «купить» в магазине, взять в гости, позаниматься зарядкой, сводить в школу, нарисовать. Чем труднее слово, тем более запоминающейся, яркой, наглядной должна быть его презентация.

   Знания психологических  особенностей детей и особенности их памяти помогает избежать возможных конфликтов, трудностей, связанных с проведением занятий ( при распределении ролей в сказках, в ролевых играх, на соревнования, утренниках). При работе в парах обязательно слежу, чтобы их состав постоянно менялся. Даже если занятия проводится за партами, выбор партнера у  детей свободный. Я считаю, что малышам трудно постоянно подчинять свою волю школьным правилам и когда это возможно, предоставляю им свободу выбора. Однако не всегда стоит объединять детей, выразивших желание работать вместе, высказывают желание те ребята , которые дружат. Совместная работа в парах, группах выполнение общего задания – это для них, прежде всего возможность продолжить приятные отношения, не сосредотачивая свое внимание  на учебном материале. Поэтому при подборе пар или групп я учитываю и такие факторы, включаются ли дети  в совместную работу, возникает ли у них учебное взаимодействие. В паре один ученик должен быть посильнее, чтобы оказать помощь, если потребуется, группы-соперники равны по своей подготовке в языке; более подготовленных учеников назначаю консультантами для работы с детьми, пропустившими занятия.

   В работе с ребятами постоянно приходится искать новые формы работы, содержащие элементы новизны,  занимательности, стимулирующие интерес к занятиям, стремления к знаниям. Так постепенно формируется личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить и созидать.

   Поддерживать интерес к английскому языку позволяют уроки-праздники, уроки-утренники, уроки-презентации, соревнования и др.

   Особым видом работы по формированию у младших школьников адекватного уровня  притязаний и самооценки являются обдуманное поощрение их учителем. Похвала учителя стимулирует лишь в том, случае, когда ученик   воспринимает задание как достаточно трудное и поощрение учителя он рассматривает как высокую оценку своих возможностей способностей. Очень важно, чтобы учитель сравнивал успехи ученика не с учениками класса, их успехами, а с его прежними результатами.

Каждый из нас в процессе работы определяет для себя ряд правил, которых он придерживается в своей педагогической практике.

Приведу свои правила:

  1. Оставляю плохое настроение за порогом класса, стараюсь быть на уроке в хорошем настроении.
  2. Обращаюсь к ребенку всегда по имени. Это фиксирует личный характер общения, придает ему непосредственность.
  3. Не лишаю ребенка радости открытия, поиска, не  даю ему готовых выводов, правил, где это возможно.
  4. Не скуплюсь на похвалу.
  5. Не забываю про улыбку. Это знак дружелюбия, готовности к общению, открытости. Улыбка может растопить лед самого сильного недоверия.

   Если учитель не безразличен к своим ученикам и щедро готов поделиться с ними своими знаниями, если урок для него – непросто прохождение материала, то он будет вдумчиво, творчески искать все, что оживит урок, сделает его увлекательным , интересным и познавательным для детей.

   Все это обусловило меня к написанию образовательной программы для детей младшего школьного возраста «Английский язык для начинающих».

   Выводы:

   Обучение в раннем возрасте иностранному языку вполне правомерно. При условии методически правильного организационного учебного процесса и учета психолого-физиологических особенностей детей данного возраста оно благоприятно сказывается на интеллектуальном и речевом развитии детей, позволяет заложить прочную базу для успешного овладения основами иностранного языка в школе.

   Полученные результаты показали, что в результате использования данной методики у детей значительно обогащается словарный запас, активизируется   монологическая и диалогическая    работа, совершенствуется произношение иностранных слов, развивается память, речемыслительные способности, развивается коммуникативность,  а главное сохраняется высокий уровень мотивации изучения иностранного языка вплоть до окончания школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Компетентностный подход в обучении математике.Из опыта работы"

Компетентностный подход при обучении математике...

Обучение чтению ( из опыта работы по УМК В. П, Кузовлева

Тема моей работы "«Особенности обучения чтению учащихся в школе III вида на уроках иностранного языка» В данной работе я проанализировали теоретические основы обучения чтению на иностранном языке...

Статья "Практико-ориентированный подход в обучении биологии (из опыта работы)"

  Методическое объединение моего опыта работы "Практико-ориентированный подход в обучении биологии"...

Дифференцированный подход в обучении математике (из опыта работы)

Я хочу остановиться на «разноуровневых учебных заданиях», которые я применяю на своих уроках. Так как возможности учащихся объективно различны, то и «учебные задания» должны соответствовать возможност...

Использование кабинета технологии в учебно-воспитательном процессе обучения. СанПины Из опыта работы Рыбаковой Веры Васильевны.

Учебный кабинет - учебное помещение школы, оснащённое наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводятся учебная, факультативная  и внек...

Организация Проектно-исследовательской деятельности при обучении математике (из опыта работы).

Выступлен ие на межрегиональном семинаре учителей математики....

Современные образовательные технологии в процессе обучения химии (из опыта работы учителя химии и информатики)

Выступление на августовской педагогической конференцииПути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на ...