Главные вкладки

    Контроль уровня сформированности лексических навыков у учащихся основной школы посредством использования игровых технологий
    статья по английскому языку (6 класс) на тему

    Кашина Анастасия Александровна

    В начале обучения любому предмету, особенно иностранному языку,
    необходимо заинтересовать ученика и вызвать желание в изучении
    дисциплины. Именно игры вызывают огромный интерес школьников. Мы
    можем привести много достоинств применения игр перед другими видами
    упражнений и форм контроля. Справедливо была отмечена результативность
    от использования игр заслуженными учителями и методистами.
    Благодаря играм у школьников развиваются коммуникативные навыки
    и умения, формируются такие качества как настойчивость и внимательность,
    растет мотивация и здоровый дух соперничества.
    Природа игры и ее обучающие возможности всегда интересовали
    исследователей: Конышева А.В., Эльконин Д.Б., Л.С. Выготский. Выготский
    Л.С. определял игру как бесконечный источник развития личности,
    определяющий «зону ближайшего развития».
    В учебном процессе по иностранному языку важна роль контроля,
    поскольку необходимо отслеживать уровень обученности и
    сформированности навыков у учеников. Именно контроль показывает
    учителю реальную картину знаний и помогает корректировать процесс
    обучения.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл игровые технологии32.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Контроль уровня сформированности лексических навыков у учащихся основной школы посредством использования игровых технологий

    Контроль как неотъемлемый компонент учебного процесса

    Уже в 1968году К.А. Москаленко писал, что несовершенный метод проверки знаний парализовал все обучение на уроке, систематический опрос и проверка домашнего задания вытеснили с урока и повторение, и закрепление, и самостоятельную работу [1, c.3].

    Проблема контроля обученности иностранному языку до сих пор является объектом спора и требует дальнейшего исследования. Поэтому, мы можем утверждать, что вопросы совершенствования контроля в обучении иностранным языка по сей день актуальны. Целью контроля как

    неотъемлемого, важного компонента учебного процесса является объективное определение уровня овладения учащимися иностранного материала на всех ступенях формирования умений и речевых навыков учащихся.

    Контроль регулирует процесс учебно-познавательной деятельности школьников, оказывает положительное влияние на его характер и результативность. Также, контроль оказывает большое воспитательное


    7

    значение для учащихся, являясь важнейшим стимулом в их учебной деятельности.

    Научная организация контроля служит основным условием эффективного управления процессом обучения иностранному языку. Контроль – специфичная деятельность. Рассматриваемая отдельно, она не формирует навыки, знания и умения, а позволяет получить обратную информацию, необходимую для организации процесса обучения.

    Чтобы обучение было полноценным, учителю необходимо проводить систематичный контроль, который будет отражать степень усвоения материала учащимися и покажет, применяют ли ученики приобретенные знания для решения практических задач.

    Контроль устанавливает «обратную связь» между учителем и учеником, благодаря которой можно оценить глубину усвоенного материала, реальный уровень овладения системой знаний, выявить пробелы. «Обратная связь» позволяет учителю вносить определенные изменения в учебный процесс, корректировать свой метод и стиль преподавания материала, разработать способы исправления допущенных учащимися ошибок.

    Еще не так давно в школе контроль применялся, в основном, к знаниям языкового материала. Такой выбор можно объяснить тем, что усвоение этого материала легче проверить ввиду конкретности этой задачи. Уровень развития умений и навыков проверить сложнее.

    Очевидно, что вопросы контроля умений и навыков еще не решены. Для их решения разрабатываются специальные учебные материалы, приемы контроля, нормы и критерии оценивания.

    Игра и ее значение в обучении лексике

    • 20 веке психология, лингвистика методика и дидактика решали ряд взаимосвязанных общих проблем владения и овладения иностранным языком обучающимися разного уровня образования и возраста. Была установлена важная для школьной методики проблема: усвоение лексики является процессом, особенности которого недостаточно выяснены. Некоторые слова

    • выражения запоминаются легко, для усвоения других требуются специальные упражнения. Но при дифференцированной работе ученики могут овладеть активным лексическим минимумом.

    Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находятся в поле зрения учителя.

    Лексика – это совокупность слов (словарный запас) того или иного языка. Слова, которые человек использует в своей речевой практике, устной

    • письменной, составляют его активный словарный запас. Чем богаче и разнообразнее словарный запас человека, тем легче пользоваться ему языком. Способность осуществлять автоматически, относительно самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти, соотнесением его с другими лексическими единицами, называют лексическим навыком. Следовательно, цель обучения лексической стороне речи есть формирование продуктивного (обусловливающего развития умений говорения и письма) и рецептивного (как условия осуществления рецептивных видов деятельности: чтения и аудирования) лексических навыков. Процесс овладения словом включает в себя ознакомление с функцией слова, его значением, формальными признаками, тренировку в усвоении слов и применение новых лексических единиц в устной и письменной речи. Следовательно, процесс формирования


    13

    лексических навыков проходит в три этапа: этап ознакомления (ориентировочно-подготовительный этап), тренировка (ситуативно-стереотипизирующий этап), применение (вариативно-ситуативный этап).

    Большие трудности, связанные с овладением лексикой, важность и значение лексики для овладения речевой деятельностью указывают на исключительную актуальность контроля в ее усвоении. Прежде чем рассматривать, каким образом следует контролировать лексический навык, необходимо остановиться на понятии «лексический навык». А.Ю.Горчев определяет этот навык как «приобретенную способность к оформлению чувственного опыта индивида путем соотнесения речевого замысла с лексическим значением и средствами их выражения» [17, c.69].

    По Е.И.Пассову «лексический навык – это способность осуществлять адекватное речевой задаче синтезированное действие по вызову лексической единицы и ее правильному сочетанию с другими, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее ситуативное использование данной лексической единицы в качестве одного из условий речевой деятельности» [18, c.7].

    Навык складывается из системы действий и операций, которые, в конечном счете, обеспечивают наличие всех качеств, присущих навыку. Действия и операции поддаются измерению, в то время как сам навык измерить чрезвычайно сложно, поскольку это явление многомерное, сложное, исключающее многие характеристики, так как навык функционирует в устной речи и вычленить его достаточно сложно [19, с.69].

    Любой контроль в учебном процессе всегда воспринимался учащимися как сложная и неинтересная задача, вызывающая определенный страх и психологический дискомфорт. Чтобы стресс не помешал ученикам показать все свои знания, следует будет проводить незаметный контроль, чтобы он был схож с их привычной деятельность. Поскольку мы рассматриваем 5 классы, именно игра остается ведущей деятельностью в этом возрасте.


    14

    По определению М.Ф.Стонина, «игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [20, c.3].

    Игра обладает рядом достоинств. Г. Реттер определяет игру как наиболее эффективную систему действий [21, c.150]. Поэтому предлагается использование игрового метода обучения, как достаточно интересного и эффективного в организации учебной деятельности учащихся. Данный метод может использоваться на любом этапе обучения иностранному языку, следовательно, и для контроля лексических навыков. Игровой метод создает благоприятный климат и помогает ученикам увидеть в иностранном языке реальное средство общения.

    Игра делает учебный процесс более качественным и содержательным, так как:

    • игра втягивает в активную деятельность каждого учащегося, тем самым является эффективным средством управления учебного процесса;

    • игра дает возможность выбора, самовыражения и саморазвития для ее участников;

    • игра является неким стимулом к достижению цели учащегося;

    -состязательность всегда притягивает учащихся; игра создает необходимое комфортное состояние на уроке и повышает мотивацию в изучении предмета;

    • результат игры всегда зависит от самого игрока, его личных качеств

    • уровня подготовки;

    • игра является формой и методом организации обучения, сочетая в себе все методы активного обучения.

    Все это позволяет определить игру как высший тип педагогический деятельности [22, c.13]. Игра дает возможность даже самому слабому ученику почувствовать себя наравне со всеми. Иногда сообразительность и


    15

    находчивость оказывают большее значение, чем сами знания. Приятная атмосфера, вызванная игрой, создаст благоприятные условия для проявления своих знаний, ученики меньше боятся ошибиться. В ходе контроля посредствам языковой игры еще раз закрепляются лексические навыки. Использование игрового метода решает важные методические задачи:

    • создание психологической готовности к речевому общению;

    -обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;

    -тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи.

    Игровая деятельность осуществляет следующие функции:

    1. Обучающая функция. Игра как особо организованная деятельность, требующая напряжения умственных и эмоциональных сил, развивает внимательность, память и навык владения иностранным языком.

    1. Воспитательная функция состоит в воспитании таких качеств как гуманность, взаимовыручка, и вежливость благодаря использованию клишированных фраз речевого этикета.

    1. В игре создается благоприятная атмосфера для увлекательного процесса, что говорит о развлекательной функции.

    1. Игра является важнейшим средством развития коммуникативных способностей, поэтому следующая функция – коммуникативная.

    1. Релаксационная функция  снятие эмоционального напряжения, вызванного при интенсивном обучении иностранному языку.

    1. Психологическая функция  формируются навыки подготовки своего психологического состояния для эффективной деятельности и запоминания большого количества информации.
    2. Развивающая функция направлена на развитие и активизацию всех возможностей учащегося.


    16

    Рассмотрев основные функции игровой деятельности, следует остановиться на классификации игр. Стоит заметить, что в современной методике и психологии не выделена единая классификация игр. Попытки ее классификации предпринимались еще в прошлом веке отечественными и западными исследователями. Так, Ж.Пиаже выделял три основных типа игры:

    • игры-упражнения;

    -символические игры;

    -игры с правилами (ролевые игры).

    Среди  отечественных  педагогов  и  психологов  особого  внимания

    заслуживают такие авторы. Как Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.П.Аникеева, С.Л.Рубинштейн, М.Ф.Стронин.

    Н.П. Аникеева предлагает следующую классификацию игр:

    -игры-драматизации;

    -игры-импровизации;

    -игры на преодоление этапов;

    -деловые игры.

    С.Л.Рубинштейн и Д.Б.Эльконин выделяют интеллектуальные и ролевые игры, при этом обращая внимание на то, что если первая категория игр является «субъективно-объективной», то ролевые игры относятся к «субъективно-субъективным».

    По характеру игровой методики игры можно разделить на:

    -игры-драматизации;

    -предметные;

    -имитационные;

    -сюжетные;

    -деловые;

    -ролевые.

    Особенность игры состоит в том, что подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит ребенка разумному и


    17

    сознательному поведению. Начинают действовать мыслительные процессы, как «некоторая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится, в конечном счете, к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение» [23, c.37].

    Следует обратить внимание на следующие факторы, делающие игру для ребенка привлекательной:

    • Самостоятельность. Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства.
    • Возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству школьников.

    Ю.В.Геронимус выделил следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса:

    • удовольствие от контактов с партнерами по игре;

    • удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;
    • азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;

    • необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;

    • удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного;

    • если игра ролевая, то удовольствие от процесса – перевоплощение в роль

    [24, c. 25].

    Но при всех положительных качествах детских игр, они имеют и недостатки, поэтому их использование в процессе обучение должно быть ограниченно определенными требованиями.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Конышева А.В., Контроль результатов обучения иностранному языку – СПб: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2004. - 144с.)

    1. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – Москва: Просвещение, 1986.)

    1. Миньяр-Белоручев Р.К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам // ИЯШ. – 1984. №6. – С. 64-67.

    1. Координационное совещание «Контроль в обучении иностранным языкам

    • средней школе» // ИЯШ. – 1983. №2. – С. 33-36.

    1. Долгова И.Н. Контроль монологической устной речи в IV-VI классах // ИЯШ, 1985, №4. – С. 33-38.

    1. Леонтьев А.Н. Избранные психологические исследования. – Москва, 1983. Т.2

    1. Брейгина М.Е. О вопросе базового уровня обученности // ИЯШ, 1991. - №3. – С. 22-24.

    1. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. – Москва: Педагогика, 1981.

    1. Булычева С.Ф. О приемах контроля внеаудиторного чтения на старших курсах неязыковых вузов // Контроль навыков и умений в основных видах речевой деятельности на иностранном языке в неязыковом вузе. Научные труды МГПИИЯ им. М.Тореза. – Вып. 153. – М., 1980. – С. 124-134.

    1. Кушнир А.В. Педагогика иностранного языка. – Москва: Школьные технологии, 1997.

    1. Рабинович Ф.М. Контроль на уроке иностранного языка // ИЯШ, 1987, №1. – С. 10-16.

    1. Цветкова З.М. Письменные приемы контроля владения устной речью и их место в структуре занятия по говорению // проблемы организации учебных


    46

    занятий на факультетах иностранных языков педагогических вузов. – Рязанский гос. пед. институт им. С.А.Есенина, 1986. – С. 3-14.

    13. Лапидус Б.А., Неусихина М.М. Учебник английского языка. – Москва:

    Высш. шк., 1970.

    1. Шебеко Н.С. Контроль в обучении иностранного языка в неязыковом вузе

    • Вопросы преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. – Москва: МГПИИЯ им. М.Тореза, 1988. – Вып. 136. – С. 76-87.

    1. Мирошник С.Б. Мыслительные задачи в системе контроля понимания при чтении. // Вопросы преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. – Москва: МГПИИЯ им. М.Тореза. – Вып. 120. – М., 1987. – С. 170-194.

    1. Мажуолене З.К. Контроль как средство интенсификации обучения изучающему чтению научной литературы: Автореф. дис. канд. пед. наук:

    1. – М.: МГПИИЯ им. М.Тореза. – Москва, 1989.

    1. Горчев А.Ю. Объекты, уровни и приемы контроля в обучении грамматической стороне устной речи // Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе. – Москва: Просвещение, 1986. – С. 19-23.
    2. Рапопорт И.А. К методологии тестового контроля // Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе. – Москва: Просвещение,

    1986. – С. 83-89.

    1. Горчев А.Ю. Объекты, уровни и приемы контроля // ИЯШ, 1984. №6. – С.

    68-72.

    1. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. Москва, 1994. – 243 с.

    1. Ibsen I.B. The Double Role of Fiction in Foreign Language Learning: Towards a Creative Methodology // Creative Classroom Activities. Selected Articles from their English Teaching Forum, 1989 – 1993. – P. 143-153.
    2. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранным языкам. СПб: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. - 192с.)


    47

    1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика-Пресс,

    1999. 536 с.

    1. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. Москва: Знание, 1989.

    1. Белкин А.С., Основы возрастной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000.

    • 192 с.

    1. Анурова И.В., Соловцова Э. И. Español: libro del alumno, 6 класс. –

    Москва: Просвещение, 2007, 208 стр.

    1. Соловцова Э. И., Шунтова О. В. Рабочая тетрадь Español: cuaderno de actividades, 6 класс. – Москва: Просвещение, 2013.

    1. Соловцова Э.И., Липова Е.Е., Анурова И.В. Книга для учителя:

    «Испанский язык. 5-9 класс. Рабочие программы» ФГОС, 2012 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательский методический проект "Повышение интереса учащихся к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе"

    Исследовательский методический проект Повышение интереса учащихся  к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе....

    Гибкая система контроля уровня сформированности языковых навыков в условиях перехода к ФГОС.

    Гибкая система контроля усвоения и оценки знаний достигается также с помощью использования компьютерных технологий обучения иностранным языкам, что особенно актуально на современном этапе в условиях п...

    Тест как средство контроля уровня сформированности лексического навыка говорения.

    Информация для учителей о том, как с помощью правильно выбранной системы тестирования формировать лексический навык говорения.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7706628","attributes":{...

    Примерные карты контроля уровня сформированности трудовых навыков сборочных работ реабилитантов Центра социальной и трудовой реабилитации ДДИ №1

    В процессе трудовой реабилитации молодых людей с ограниченными умственными способностями и возможностями здоровья в учебно -производственной сборочной мастерской  важно проводить контроль над...

    ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Скоробовенко А.В. учитель химииГБОУ СОШ №78 СПО Калининского района г. Санкт-Петербург И песенка, и песенкаВ пути н...

    Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в основной школе

    Программа  мониторинга уровня    сформированности универсальных учебных действий в основной школе. Диагностический инструментарий....

    План реализации программы мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся основной школы

    Подробный план реализации программы мониторинга уровня сформированности УУД учащихся основной школы...