Контроль уровня сформированности лексических навыков у учащихся основной школы посредством использования игровых технологий
статья по английскому языку (6 класс) на тему

Кашина Анастасия Александровна

В начале обучения любому предмету, особенно иностранному языку,
необходимо заинтересовать ученика и вызвать желание в изучении
дисциплины. Именно игры вызывают огромный интерес школьников. Мы
можем привести много достоинств применения игр перед другими видами
упражнений и форм контроля. Справедливо была отмечена результативность
от использования игр заслуженными учителями и методистами.
Благодаря играм у школьников развиваются коммуникативные навыки
и умения, формируются такие качества как настойчивость и внимательность,
растет мотивация и здоровый дух соперничества.
Природа игры и ее обучающие возможности всегда интересовали
исследователей: Конышева А.В., Эльконин Д.Б., Л.С. Выготский. Выготский
Л.С. определял игру как бесконечный источник развития личности,
определяющий «зону ближайшего развития».
В учебном процессе по иностранному языку важна роль контроля,
поскольку необходимо отслеживать уровень обученности и
сформированности навыков у учеников. Именно контроль показывает
учителю реальную картину знаний и помогает корректировать процесс
обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игровые технологии32.28 КБ

Предварительный просмотр:

Контроль уровня сформированности лексических навыков у учащихся основной школы посредством использования игровых технологий

Контроль как неотъемлемый компонент учебного процесса

Уже в 1968году К.А. Москаленко писал, что несовершенный метод проверки знаний парализовал все обучение на уроке, систематический опрос и проверка домашнего задания вытеснили с урока и повторение, и закрепление, и самостоятельную работу [1, c.3].

Проблема контроля обученности иностранному языку до сих пор является объектом спора и требует дальнейшего исследования. Поэтому, мы можем утверждать, что вопросы совершенствования контроля в обучении иностранным языка по сей день актуальны. Целью контроля как

неотъемлемого, важного компонента учебного процесса является объективное определение уровня овладения учащимися иностранного материала на всех ступенях формирования умений и речевых навыков учащихся.

Контроль регулирует процесс учебно-познавательной деятельности школьников, оказывает положительное влияние на его характер и результативность. Также, контроль оказывает большое воспитательное


7

значение для учащихся, являясь важнейшим стимулом в их учебной деятельности.

Научная организация контроля служит основным условием эффективного управления процессом обучения иностранному языку. Контроль – специфичная деятельность. Рассматриваемая отдельно, она не формирует навыки, знания и умения, а позволяет получить обратную информацию, необходимую для организации процесса обучения.

Чтобы обучение было полноценным, учителю необходимо проводить систематичный контроль, который будет отражать степень усвоения материала учащимися и покажет, применяют ли ученики приобретенные знания для решения практических задач.

Контроль устанавливает «обратную связь» между учителем и учеником, благодаря которой можно оценить глубину усвоенного материала, реальный уровень овладения системой знаний, выявить пробелы. «Обратная связь» позволяет учителю вносить определенные изменения в учебный процесс, корректировать свой метод и стиль преподавания материала, разработать способы исправления допущенных учащимися ошибок.

Еще не так давно в школе контроль применялся, в основном, к знаниям языкового материала. Такой выбор можно объяснить тем, что усвоение этого материала легче проверить ввиду конкретности этой задачи. Уровень развития умений и навыков проверить сложнее.

Очевидно, что вопросы контроля умений и навыков еще не решены. Для их решения разрабатываются специальные учебные материалы, приемы контроля, нормы и критерии оценивания.

Игра и ее значение в обучении лексике

  • 20 веке психология, лингвистика методика и дидактика решали ряд взаимосвязанных общих проблем владения и овладения иностранным языком обучающимися разного уровня образования и возраста. Была установлена важная для школьной методики проблема: усвоение лексики является процессом, особенности которого недостаточно выяснены. Некоторые слова

  • выражения запоминаются легко, для усвоения других требуются специальные упражнения. Но при дифференцированной работе ученики могут овладеть активным лексическим минимумом.

Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находятся в поле зрения учителя.

Лексика – это совокупность слов (словарный запас) того или иного языка. Слова, которые человек использует в своей речевой практике, устной

  • письменной, составляют его активный словарный запас. Чем богаче и разнообразнее словарный запас человека, тем легче пользоваться ему языком. Способность осуществлять автоматически, относительно самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти, соотнесением его с другими лексическими единицами, называют лексическим навыком. Следовательно, цель обучения лексической стороне речи есть формирование продуктивного (обусловливающего развития умений говорения и письма) и рецептивного (как условия осуществления рецептивных видов деятельности: чтения и аудирования) лексических навыков. Процесс овладения словом включает в себя ознакомление с функцией слова, его значением, формальными признаками, тренировку в усвоении слов и применение новых лексических единиц в устной и письменной речи. Следовательно, процесс формирования


13

лексических навыков проходит в три этапа: этап ознакомления (ориентировочно-подготовительный этап), тренировка (ситуативно-стереотипизирующий этап), применение (вариативно-ситуативный этап).

Большие трудности, связанные с овладением лексикой, важность и значение лексики для овладения речевой деятельностью указывают на исключительную актуальность контроля в ее усвоении. Прежде чем рассматривать, каким образом следует контролировать лексический навык, необходимо остановиться на понятии «лексический навык». А.Ю.Горчев определяет этот навык как «приобретенную способность к оформлению чувственного опыта индивида путем соотнесения речевого замысла с лексическим значением и средствами их выражения» [17, c.69].

По Е.И.Пассову «лексический навык – это способность осуществлять адекватное речевой задаче синтезированное действие по вызову лексической единицы и ее правильному сочетанию с другими, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее ситуативное использование данной лексической единицы в качестве одного из условий речевой деятельности» [18, c.7].

Навык складывается из системы действий и операций, которые, в конечном счете, обеспечивают наличие всех качеств, присущих навыку. Действия и операции поддаются измерению, в то время как сам навык измерить чрезвычайно сложно, поскольку это явление многомерное, сложное, исключающее многие характеристики, так как навык функционирует в устной речи и вычленить его достаточно сложно [19, с.69].

Любой контроль в учебном процессе всегда воспринимался учащимися как сложная и неинтересная задача, вызывающая определенный страх и психологический дискомфорт. Чтобы стресс не помешал ученикам показать все свои знания, следует будет проводить незаметный контроль, чтобы он был схож с их привычной деятельность. Поскольку мы рассматриваем 5 классы, именно игра остается ведущей деятельностью в этом возрасте.


14

По определению М.Ф.Стонина, «игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [20, c.3].

Игра обладает рядом достоинств. Г. Реттер определяет игру как наиболее эффективную систему действий [21, c.150]. Поэтому предлагается использование игрового метода обучения, как достаточно интересного и эффективного в организации учебной деятельности учащихся. Данный метод может использоваться на любом этапе обучения иностранному языку, следовательно, и для контроля лексических навыков. Игровой метод создает благоприятный климат и помогает ученикам увидеть в иностранном языке реальное средство общения.

Игра делает учебный процесс более качественным и содержательным, так как:

  • игра втягивает в активную деятельность каждого учащегося, тем самым является эффективным средством управления учебного процесса;

  • игра дает возможность выбора, самовыражения и саморазвития для ее участников;

  • игра является неким стимулом к достижению цели учащегося;

-состязательность всегда притягивает учащихся; игра создает необходимое комфортное состояние на уроке и повышает мотивацию в изучении предмета;

  • результат игры всегда зависит от самого игрока, его личных качеств

  • уровня подготовки;

  • игра является формой и методом организации обучения, сочетая в себе все методы активного обучения.

Все это позволяет определить игру как высший тип педагогический деятельности [22, c.13]. Игра дает возможность даже самому слабому ученику почувствовать себя наравне со всеми. Иногда сообразительность и


15

находчивость оказывают большее значение, чем сами знания. Приятная атмосфера, вызванная игрой, создаст благоприятные условия для проявления своих знаний, ученики меньше боятся ошибиться. В ходе контроля посредствам языковой игры еще раз закрепляются лексические навыки. Использование игрового метода решает важные методические задачи:

  • создание психологической готовности к речевому общению;

-обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;

-тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи.

Игровая деятельность осуществляет следующие функции:

  1. Обучающая функция. Игра как особо организованная деятельность, требующая напряжения умственных и эмоциональных сил, развивает внимательность, память и навык владения иностранным языком.

  1. Воспитательная функция состоит в воспитании таких качеств как гуманность, взаимовыручка, и вежливость благодаря использованию клишированных фраз речевого этикета.

  1. В игре создается благоприятная атмосфера для увлекательного процесса, что говорит о развлекательной функции.

  1. Игра является важнейшим средством развития коммуникативных способностей, поэтому следующая функция – коммуникативная.

  1. Релаксационная функция  снятие эмоционального напряжения, вызванного при интенсивном обучении иностранному языку.

  1. Психологическая функция  формируются навыки подготовки своего психологического состояния для эффективной деятельности и запоминания большого количества информации.
  2. Развивающая функция направлена на развитие и активизацию всех возможностей учащегося.


16

Рассмотрев основные функции игровой деятельности, следует остановиться на классификации игр. Стоит заметить, что в современной методике и психологии не выделена единая классификация игр. Попытки ее классификации предпринимались еще в прошлом веке отечественными и западными исследователями. Так, Ж.Пиаже выделял три основных типа игры:

  • игры-упражнения;

-символические игры;

-игры с правилами (ролевые игры).

Среди  отечественных  педагогов  и  психологов  особого  внимания

заслуживают такие авторы. Как Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.П.Аникеева, С.Л.Рубинштейн, М.Ф.Стронин.

Н.П. Аникеева предлагает следующую классификацию игр:

-игры-драматизации;

-игры-импровизации;

-игры на преодоление этапов;

-деловые игры.

С.Л.Рубинштейн и Д.Б.Эльконин выделяют интеллектуальные и ролевые игры, при этом обращая внимание на то, что если первая категория игр является «субъективно-объективной», то ролевые игры относятся к «субъективно-субъективным».

По характеру игровой методики игры можно разделить на:

-игры-драматизации;

-предметные;

-имитационные;

-сюжетные;

-деловые;

-ролевые.

Особенность игры состоит в том, что подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит ребенка разумному и


17

сознательному поведению. Начинают действовать мыслительные процессы, как «некоторая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится, в конечном счете, к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение» [23, c.37].

Следует обратить внимание на следующие факторы, делающие игру для ребенка привлекательной:

  • Самостоятельность. Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства.
  • Возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству школьников.

Ю.В.Геронимус выделил следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса:

  • удовольствие от контактов с партнерами по игре;

  • удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;
  • азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;

  • необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;

  • удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного;

  • если игра ролевая, то удовольствие от процесса – перевоплощение в роль

[24, c. 25].

Но при всех положительных качествах детских игр, они имеют и недостатки, поэтому их использование в процессе обучение должно быть ограниченно определенными требованиями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конышева А.В., Контроль результатов обучения иностранному языку – СПб: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2004. - 144с.)

  1. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – Москва: Просвещение, 1986.)

  1. Миньяр-Белоручев Р.К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам // ИЯШ. – 1984. №6. – С. 64-67.

  1. Координационное совещание «Контроль в обучении иностранным языкам

  • средней школе» // ИЯШ. – 1983. №2. – С. 33-36.

  1. Долгова И.Н. Контроль монологической устной речи в IV-VI классах // ИЯШ, 1985, №4. – С. 33-38.

  1. Леонтьев А.Н. Избранные психологические исследования. – Москва, 1983. Т.2

  1. Брейгина М.Е. О вопросе базового уровня обученности // ИЯШ, 1991. - №3. – С. 22-24.

  1. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. – Москва: Педагогика, 1981.

  1. Булычева С.Ф. О приемах контроля внеаудиторного чтения на старших курсах неязыковых вузов // Контроль навыков и умений в основных видах речевой деятельности на иностранном языке в неязыковом вузе. Научные труды МГПИИЯ им. М.Тореза. – Вып. 153. – М., 1980. – С. 124-134.

  1. Кушнир А.В. Педагогика иностранного языка. – Москва: Школьные технологии, 1997.

  1. Рабинович Ф.М. Контроль на уроке иностранного языка // ИЯШ, 1987, №1. – С. 10-16.

  1. Цветкова З.М. Письменные приемы контроля владения устной речью и их место в структуре занятия по говорению // проблемы организации учебных


46

занятий на факультетах иностранных языков педагогических вузов. – Рязанский гос. пед. институт им. С.А.Есенина, 1986. – С. 3-14.

13. Лапидус Б.А., Неусихина М.М. Учебник английского языка. – Москва:

Высш. шк., 1970.

  1. Шебеко Н.С. Контроль в обучении иностранного языка в неязыковом вузе

  • Вопросы преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. – Москва: МГПИИЯ им. М.Тореза, 1988. – Вып. 136. – С. 76-87.

  1. Мирошник С.Б. Мыслительные задачи в системе контроля понимания при чтении. // Вопросы преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. – Москва: МГПИИЯ им. М.Тореза. – Вып. 120. – М., 1987. – С. 170-194.

  1. Мажуолене З.К. Контроль как средство интенсификации обучения изучающему чтению научной литературы: Автореф. дис. канд. пед. наук:

  1. – М.: МГПИИЯ им. М.Тореза. – Москва, 1989.

  1. Горчев А.Ю. Объекты, уровни и приемы контроля в обучении грамматической стороне устной речи // Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе. – Москва: Просвещение, 1986. – С. 19-23.
  2. Рапопорт И.А. К методологии тестового контроля // Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе. – Москва: Просвещение,

1986. – С. 83-89.

  1. Горчев А.Ю. Объекты, уровни и приемы контроля // ИЯШ, 1984. №6. – С.

68-72.

  1. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. Москва, 1994. – 243 с.

  1. Ibsen I.B. The Double Role of Fiction in Foreign Language Learning: Towards a Creative Methodology // Creative Classroom Activities. Selected Articles from their English Teaching Forum, 1989 – 1993. – P. 143-153.
  2. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранным языкам. СПб: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. - 192с.)


47

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика-Пресс,

1999. 536 с.

  1. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. Москва: Знание, 1989.

  1. Белкин А.С., Основы возрастной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000.

  • 192 с.

  1. Анурова И.В., Соловцова Э. И. Español: libro del alumno, 6 класс. –

Москва: Просвещение, 2007, 208 стр.

  1. Соловцова Э. И., Шунтова О. В. Рабочая тетрадь Español: cuaderno de actividades, 6 класс. – Москва: Просвещение, 2013.

  1. Соловцова Э.И., Липова Е.Е., Анурова И.В. Книга для учителя:

«Испанский язык. 5-9 класс. Рабочие программы» ФГОС, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гибкая система контроля уровня сформированности языковых навыков в условиях перехода к ФГОС.

Гибкая система контроля усвоения и оценки знаний достигается также с помощью использования компьютерных технологий обучения иностранным языкам, что особенно актуально на современном этапе в условиях п...

Тест как средство контроля уровня сформированности лексического навыка говорения.

Информация для учителей о том, как с помощью правильно выбранной системы тестирования формировать лексический навык говорения.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7706628","attributes":{...

Примерные карты контроля уровня сформированности трудовых навыков сборочных работ реабилитантов Центра социальной и трудовой реабилитации ДДИ №1

В процессе трудовой реабилитации молодых людей с ограниченными умственными способностями и возможностями здоровья в учебно -производственной сборочной мастерской  важно проводить контроль над...

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в основной школе

Программа  мониторинга уровня    сформированности универсальных учебных действий в основной школе. Диагностический инструментарий....

План реализации программы мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся основной школы

Подробный план реализации программы мониторинга уровня сформированности УУД учащихся основной школы...

План реализации программы мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся основной школы

В плане указан диагностический инструментарий, сроки диагностики по классам, кто проводит и где хранятся материалы диагностики...

Обобщение знаний учащихся по теме «Углеводы» посредством использования игровых технологий

Технологическая карта урока на тему «Углеводы» Аннотация: статья посвящена одной из активных форм обучения в образовательной среде – игровой технологии, а именно, ее применению ...