Главные вкладки

    Гибкая система контроля уровня сформированности языковых навыков в условиях перехода к ФГОС.
    статья на тему

    Шидловская Дина Васильевна

    Гибкая система контроля усвоения и оценки знаний достигается также с помощью использования компьютерных технологий обучения иностранным языкам, что особенно актуально на современном этапе в условиях перехода на ФГОС. В отличие от традиционного, интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                    Учитель англ. яз. Шидловская Дина Васильевна,

                                                  Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение                  

                                                                                                                    гимназия № 13 г.Томск

    Гибкая система контроля уровня сформированности

    языковых навыков в условиях перехода к ФГОС.

              Цель современного образования и специфика ее реализации в новых условиях.

            На современном этапе наблюдается тенденция к возрастающей роли иностранных языков в жизни европейских государств, тенденция на перманентное развитие культуры народов мира и необходимость учета этого развития в обучении школьников. Возникла реальная потребность в людях, не просто хорошо владеющих иностранным языком, но и способных участвовать в диалоге культур, бизнеса, политики, осуществлении совместных научно-технических проектов с другими странами. Это способствует значительным   изменениям в практике обучения иностранным языкам, поэтому одним из важнейших условий для решения этой задачи является ориентация на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:

            - речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

            - языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, освоение знаний о языковых явлениях изучаемого яэыка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;

            - социокультурная компетенция – приобщение к обычаям, традициям, понятиям, существующим в стране изучаемого языка, к культуре народа, говорящего на этом языке;

            - компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств в получении и передаче информации;

             - учебно – познавательная  компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений,  универсальных способов деятельности ознакомление с доступными способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

    Специфика современного обучения иностранному языку.

            Процесс обучения строю таким образом, чтобы задействовать внутренние ресурсы личности: мировоззрение, жизненный опыт, интересы и склонности, эмоции и чувства, место личности в коллективе, реализуя воспитательный потенциал иностранного языка.

            В работе следую принципам:

            - интерес – главная движущая сила познавательной деятельности на уроке;

            - обучение в общении и сотрудничестве с детьми;

            - связь учебного материала с жизненными ситуациями;

            - развитие у обучающихся творческой инициативы;

    - создание благоприятной атмосферы для общения, доброжелательность учителя, готовность помочь ученику;

            - расширение страноведческого кругозора;

            - сочетание игровых и интерактивных приемов обучения.

    Это помогает развивать новую форму мышления на основе возрастных особенностей; способствовать целенаправленной и мотивированной активности, ведущей к саморазвитию и самообразованию; формировать потребности изучения иностранного языка как средство самореализации и социальной адаптации; воспитывать качества гражданина, гражданскую идентичность личности, национальное самосознание.

    Актуальность гибкой системы контроля уровня сформированности

    языковых навыков.

     В настоящее время в области обучения иностранному языку происходит полная смена программ. Свобода выбора учебных программ и пособий, предоставленная учебным заведениям и преподавателям, поставила перед ними ряд сложных проблем. Особенно это касается специализированных неязыковых школ, лицеев, гимназий, колледжей, где иностранный язык не является профилирующим, но интерес к нему и потребность в его изучении очень велики.

    Так как сегодня представитель любой профессии может осуществлять свою деятельность в любой точке мира, он должен уметь пользоваться английским языком как средством достижения своих целей.

    Поэтому большое внимание я уделяю грамматическому аспекту английского языка. Строго придерживаюсь принципа обучения грамматике как коммуникативной деятельности, регулярно применяю тренировочные грамматические упражнения. Такие упражнения были изготовлены в ходе работы над темой самообразования «Методические приемы систематизации видо – временных форм английского глагола на среднем этапе обучения английскому языку». Они собраны в отдельный сборник.

            Таким образом, система научных понятий и соответствующие им способы действий создают необходимую основу для формирования теоретического рефлексивного мышления у обучающихся. Это помогает перейти от учебной деятельности как умения учиться на начальном этапе к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития.

             Основной особенностью подросткового возраста (с 11 до 14-15 лет) является начало перехода от детства к взрослости, что позволяет сформировать универсальные учебные действия с учетом возрастных особенностей учащихся.

    К концу обучения в основной школе (8-9 классы) усиливается стремление школьников

    к самоопределению. У них с неизбежностью возникают вопросы:

    • продолжать ли образование в полной средней школе (10-11 классы) или в начальном профессиональном учебном заведении (колледже, техникуме и др.);
    • если продолжать образование в полной средней школе, то на каком уровне – базовом или профильном;
    • если на профильном уровне, то какой профиль (из предлагаемых школой) выбрать?

    Помочь самоопределению школьников призвана предпрофильная подготовка, которая начинается в конце 8 класса и продолжается в 9 классе. Она способствует выявлению их потенциальных склонностей, готовности к выбору дальнейшего направления своего образования и к определению в нем места иностранного языка: либо в качестве одного из базовых учебных предметов, либо в качестве профильного.

    Формирование языковых компетенций в ходе решения коммуникативных задач.

    Развитие речевой деятельности направлено на решение коммуникативных задач. Выполнение этих задач делается возможным благодаря тому, что многие действия (компоненты этой деятельности) совершаются автоматически, без осознания их частных задач и способов выполнения; эти автоматизированные компоненты речи и составляют навыки речи. Формирование навыка представляет собой путь от сознательно совершаемых действий к автоматизированным, совершаемых под неосознанным самоконтролем. Контроль сформированности коммуникативных навыков употребления языкового материала представляет собой определенный итог – показатель обученности учащихся иностранному языку, который проявляется в речевой деятельности, т.е. в говорении,  аудировании, чтении или письме. Работая над темой «Особенности контроля уровня сформированности языковых навыков» выяснилось, что текущий контроль есть пооперационный контроль, т.е. контроль способности выполнять отдельные операции и действия, обеспечивающий наличие всех качеств, присущих навыку. Психологическими фазами формирования навыков являются следующие фазы:

    -  вычленение и овладение простыми действиями;

    - объединение простых действий;

    - переход к выполнению сложной деятельности;

    - совершенствование.

    Соответственно, процесс становления активных грамматических навыков характеризуется следующими этапами: подготовительный; элементарный; совмещающий; систематизирующий.

     В ходе проведения уроков с элементами исследования, на которых использованы различные психологические фазы формирования языковых навыков и необходимые контрольные упражнения, были поставлены следующие цели:

    - восприятие лексической единицы на основе звуковой стороны или графических символов, а также выделение формальных признаков, отличающих эту лексическую единицу от другой;

    - формирование первичного умения на основе правил и ориентиров при конструировании предложения с изучаемым грамматическим явлением;

    - автоматизация отдельных частей операций по использованию грамматических конструкций и форм для укрепления внутриречевой связи от содержания речевого образца к средствам выражения по аналогии;

    - систематизирующее обобщение на основе дальнейшей автоматизации языковых навыков и роста роли творчества (варьирование элементов предложения), что предполагает постепенное переключение сознания с формы и конструкции на содержание и обеспечивает его включение в речь.

    Особенные проявления функций контроля в обучении иностранным языкам.

    Управление учебным процессом происходит по результатам достигнутого в области знаний, умений и навыков, на основе которых определяется целесообразность и эффективность примененных ранее приемов. Функции контроля с позиции учителя носят управленческий характер, который реализуется в следующих функциях: диагностирующей, корректирующей и оценочно-воспитательной. Контроль по отношению к ученику способствует формированию у него рефлексии и выполняет обучающе-развивающую, стимулирующее-мотивационную и корригирующую функции. Учитывая особенности контроля в обучении иностранному языку, следует заметить, что обучающая функция способствует приобретению языкового опыта и является источником совершенствования речевых умений и навыков. Диагностирующая функция в своем проявлении направлена на ошибки учащихся при контроле языковых навыков. При контроле же речевых умений основное внимание учителя направляется на акт общения, на решение коммуникативной задачи.

    Реализация гибкой системы контроля уровня сформированности
    языковых навыков

    Уделяя внимание текущему, промежуточному и комплексному контролю грамматических навыков, возник практический интерес к быстрому и эффективному овладению иностранным языком.

    Продолжая инновационную деятельность педагогического коллектива гимназии №13 в рамках  Ресурсно-внедренческого центра инноваций Мною разработана программа спецкурса «Практическая грамматика», позволяющая организовать взаимодействие основного и дополнительного образования в рамках преподаваниия иностранного языка.

    Помимо продолжения  развития иноязычной коммуникативной компетенции в единстве всех ее составляющих, большое значение в организации данного спецкурса приобретают принципы дифференциации и индивидуализации обучения и происходит развитие мотивации, направленной на внутреннюю позицию учащегося, его инициативу в организации учебного сотрудничества. Ситуация разного уровня подготовленности  придает обучению ярко выраженный практико-ориентированный характер и осуществление самостоятельных оценочных действий, постановка учебных целей. Готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и развития творческого потенциала дает возможность учащимся основной школы достичь общеевропейского допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции (уровня А2 в терминах Совета Европы). Данный уровень позволит выпускникам основной школы использовать иностранный язык для продолжения образования на старшей ступени обучения в школе и для дальнейшего самообразования.

    Специфика разноуровневого тестирования.

    Идея разноуровневого тестирования легла в основу спецкурса «Практическая грамматика» для обучающихся 9-х классов. Спецкурс отвечает не только целям обучения иностранному языку в целом, а именно, развитие грамматических навыков и использование их в устных и письменных формах, но и конкретным задачам преподавания иностранного языка в различных условиях обучения:

    - определение уровня подготовленности обучающихся по иностранному языку;

    - осуществление обратной связи для повышения эффективности обучения;

    - оценка достижений в овладении английским языком за определенный срок;

    -  упорядочение дальнейшего изучения английского языка.

    Разный уровень подготовленности учащихся по иностранному языку предполагает  проведение предварительного тестирования для формирования групп 4-х уровней - определение начального уровня знаний (Placement tests) и тесты достижений (Achievement tests), предназначенные для контроля знаний учащихся по окончании курса обучения.

    На базе предварительного тестирования в учебном заведении формируются группы 4-х уровней:

     I – обучающиеся, которые только приступают к изучению иностранного языка (complete beginners),

    II – обучающиеся, которые получили некоторые знания по английскому языку в базовой школе (false beginners),

    III – обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний (elementary, lower intermediate),

    IV –  хороший уровень знаний по английскому языку (intermediate).

            Диагностические тесты могут состоять даже из одного задания избирательного характера или простейшего типа со свободно конструируемым ответом и занимать лишь небольшую часть урока, а в контрольных работах и тестах учебных достижений – по преимуществу задания, требующие большой самостоятельности и по возможности содержащие элементы творчества.

    • Установочный тест (Placement Test)

    Он используется для определения начального   уровня. Предлагается пять блоков заданий: по грамматике (Grammar), по лексике (Vocabulary), по чтению (Reading), задания для определения знаний в типовых ситуациях общения (Language in Use), дополнительным пятым блоком является задание на определение навыков аудирования и письма.

    Получение отличной оценки по тесту на определение начального уровня знаний означает, что можно продолжать свое обучение на II и III уровне. Разграничение по II и  III уровням может быть более четко сделано с помощью заданий на Listening comprehension and Writing.

            Получение хорошей оценки позволяет обучающемуся продолжать обучение на II уровне, а получение удовлетворительной и неудовлетворительной оценки означает, что обучающийся должен продолжить обучение на I уровне.

    • Тест достижений (Achievement Test)

    В данном спецкурсе предлагается тест достижений трех уровней. Он состоит из следующих основных блоков: Чтение, Грамматика, Лексика и Типичные ситуации речевого общения. Однако содержание этих блоков усложняется от I уровня к III. Весь тест построен на принципе множественного выбора (Multiple choice).

    Последовательность выполнения заданий произвольна.

    Данный тест может использоваться в качестве выпускного экзаменационного.

    Методические приемы и технологии осуществления гибкой системы контроля.

    Кроме традиционных приемов и методов, хотелось бы остановиться на современных.

    Гибкая система контроля усвоения и оценки знаний достигается также с помощью использования компьютерных технологий обучения иностранным языкам, что особенно актуально на современном этапе в условиях перехода на ФГОС. В отличие от традиционного, интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим. Так, возможности учитывать уровни языковой подготовки обучаемых и разрабатывать задания различной степени сложности в рамках одной программы служат хорошей основой для реализации принципа индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом обеспечивается соблюдение принципа посильной трудности и доступности знаний, учитывается индивидуальный темп работы каждого обучаемого.

    Мультимедийные программы одновременно стимулируют у обучаемого сразу несколько каналов восприятия, лучше поддерживают его внимание, способствуют снижению утомляемости и обеспечивают необходимую релаксацию. В свою очередь, сочетание зрительного образа, текста и звукового ряда предоставляют большие возможности для комплексного развития навыков речевой деятельности учащегося на иностранном языке. Этот процесс приобретает интерактивный характер благодаря возможности двусторонней связи, диалога с компьютером, когда компьютер может даже давать корректирующие подсказки и к нему можно обратиться за помощью.

    Большим преимуществом автоматизированных обучающих систем является способность регистрировать, хранить и анализировать ответы учащихся, предоставлять им в случае необходимость помощь, осуществлять поэтапную и сквозную оценку знаний, определять прогресс в их работе. Вместе с тем, обеспеченность программ разного рода ключами дает возможность обучаемым осуществлять также и самоконтроль.

    Электронный учебник позволяет лучше организовать работу обучаемых в зависимости от избранной формы обучения (в автономном режиме, в режиме on-line, видеоконференции, комбинированном) и собственного уровня владения иностранным языком. При любой форме обучения контрольные задания, предназначенные для открытого контроля, выполняются обучаемым в ограниченное время либо в режиме on-line, либо автономно. Наряду с открытым в учебнике широко используется скрытый контроль (задания на исправление ошибок). При работе в автономном режиме все задания тестового типа снабжаются ключами с комментариями и ссылками (на соответствующие разделы учебника) для быстрого определения правильности усвоения материала. При работе по учебнику в режиме on-line ключи у обучаемого отсутствуют, контрольные задания отправляются по e-mail.

    В компьютерной версии контрольной работы грамматический материал присутствует непосредственно. В случае, если результат выполнения теста положительный, студенту предлагается сразу переходить к выполнению предтекстовых упражнений; если же результаты неудовлетворительные, рекомендуется изучить информационный грамматический блок. После повторного тестирования – повторить то, что не усвоено, и только после этого переходить к выполнению предтекстовых упражнений. Разумеется, компьютерный вариант контрольной работы имеет преимущество над традиционным методом выполнения, при котором отсутствует возможность самоконтроля, а самостоятельное повторение может не произойти как таковое или не гарантировать усвоения. Соответственно, контроль выполненной работы происходит во временном отрыве - только при проверке учителем или во время устной защиты контрольной работы, что ведет к потере актуальности темы и снижению мотивации учащегося,  особенно при неудовлетворительном результате.

    Таким образом, учитель осуществляет различные виды контроля учебной деятельности учащихся:

    • уонтрольная работа, тестирование, собеседование; проектные работы;
    • управляемая беседа, устные сообщения в рамках обмена мнениями;
    • ролевая дискуссия, проблемное занятие;
    • предпрофильная подготовка, экзамен;
    • мультимедийные программы, электронный учебник(on-line, автономно), компьютерная версия контрольной работы
    • научно – исследовательские проекты.

    Особая внутренняя позиция в условиях перехода на новый уровень мотивации

    На этом уровне развития мотивации позиция учащегося направлена на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий; инициативу и организацию учебного сотрудничества. Такая учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию и готовит к выбору профильного обучения для построения индивидуальной образовательной траектории. Учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности – теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением, что формирует основу умения рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, оперировать гипотезами, мыслить абстрактно и логически.

    Тематика занятий спецкурса «Практическая грамматика (9 класс)

     На протяжении всего курса занятия строятся по принципу от простого к сложному. Данный спецкурс является пособием для изучения основ грамматических явлений, он может сопровождать базовый курс английского языка. Курс также содержит достаточное количество информации, необходимой для употребления видо-временных форм глагола, артиклей в английском языке, косвенной речи, неличных форм глагола (причастие, герундий, инфинитив), фразовых глаголов и других грамматических явлений.

    •  Видо - временые формы глагола.

            Времена английского глагола. Тест. (3+2 Grammar)

    • Активный залог.

            Пассивный залог. Установочный тест. (3+2 Vocabulary)

    • Косвенная речь.

            Использование диалогической речи. (3+2 Language in use)

    • Неличные формы глагола.

            Инфинитив. Причастие. Герундий. Установочный тест. (3+2 Language in use)

    • Фразовые глаголы. Текст. (3+2 Reading)
    • Словообразование. Установочный тест. (2+2 Reading)
    • Тесты достижений.

                   Оригинальная форма подачи материала поможет учащимся:

    • обратить внимание на пробелы в знаниях;
    • повторить грамматику и постичь ее трудности;
    • яснее выражать свои мысли;
    • успешней подготовиться к экзаменам.

    Заключение

    • Сформированность языковых навыков, на которых базируется речевая деятельность, обеспечивает эффективное обучение общению.
    • Осуществление гибкого контроля уровня сформированности языковых навыков является личностно-ориентированным, активизирует мыслительную деятельность подростка и способствует его самоопределению.
    • Практико-ориентированная направленность взаимодействия основного и дополнительного образования при обучении иностранным языкам ведет к развитию социокультурной, лингвистической и коммуникативной компетенций, повышает мотивацию и стимулирует саморазвитие.

                                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система уроков в 8 классе в условиях перехода но ФГОС (в условиях вечерней школы)

    Образование в современном обществе рассматривается как приоритетное направление деятельности государства. В отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, оно выступает, согласно...

    Система оценки качества знаний в условиях перехода к ФГОС

    Доклад на МО учителей о системе оценок в условиях перехода на ФГОС. Представлены  критерии оценок, рекомендации по накоплению оценочного материала,  чёткие требования к системе оценки достиж...

    Статья "Система оценивания в МКОУ «Нижнеомская средняя общеобразовательная школа №2» в условиях перехода на ФГОС"

    Данная статья опубликована в журнале "ОБРАЗОВАНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ", №3 (32), 2013 г.Над обновлением системы оценивания обра­зовательных достижений наш коллектив работает 12 лет. Начинали внедрять ...

    Тест как средство контроля уровня сформированности лексического навыка говорения.

    Информация для учителей о том, как с помощью правильно выбранной системы тестирования формировать лексический навык говорения.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7706628","attributes":{...

    Примерные карты контроля уровня сформированности трудовых навыков сборочных работ реабилитантов Центра социальной и трудовой реабилитации ДДИ №1

    В процессе трудовой реабилитации молодых людей с ограниченными умственными способностями и возможностями здоровья в учебно -производственной сборочной мастерской  важно проводить контроль над...

    Контроль уровня сформированности лексических навыков у учащихся основной школы посредством использования игровых технологий

    В начале обучения любому предмету, особенно иностранному языку,необходимо заинтересовать ученика и вызвать желание в изучениидисциплины. Именно игры вызывают огромный интерес школьников. Мыможем приве...