Обобщение знаний учащихся по теме «Углеводы» посредством использования игровых технологий
статья по биологии (10 класс)

Войнова Анастасия Владимировна

Технологическая карта урока на тему «Углеводы»

 Аннотация: статья посвящена одной из активных форм обучения в образовательной среде – игровой технологии, а именно, ее применению на уроках биологии. Данные технологии хорошо изучены, но остаются высокоэффективными, так как их применение побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Ключевые слова: «образовательная среда», «активные формы обучения», «игровая технология», «познавательная активность», «технологическая карта».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Войнова Анастасия Владимировна

студент 4 курса,

естественно-географический факультет,

ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»

Научный руководитель:

Наливайко Ирина Вячеславовна,

к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»

Технологическая карта урока на тему «Углеводы»

Аннотация: статья посвящена одной из активных форм обучения в образовательной среде – игровой технологии, а именно, ее применению на уроках биологии. Данные технологии хорошо изучены, но остаются высокоэффективными, так как их применение побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Ключевые слова: «образовательная среда», «активные формы обучения», «игровая технология», «познавательная активность», «технологическая карта».

Обобщение знаний учащихся по теме «Углеводы» посредством использования игровых технологий

На сегодняшний день в школьной образовательной среде имеется важная потребность в увеличении методических ресурсов и в активных формах обучения. Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Одним из активных методов обучения является игровая технология.

Познавательная активность школьника - качество, неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи, труда и других социальных факторов. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебной работе и знаниям, являются средствами активизации. Разумеется, степень познавательной активности учеников зависит и от них, от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий. Активные методы обучения максимально повышают познавательный уровень школьников. При активных методах все учащиеся класса на уроках работают интенсивно, с интересом и желанием.

Использование игровых технологий дает возможность для организации интересной и занимательной работы учащихся как на творческо-поисковом уровне, так и в повседневном изучении. Игра вызывает бурю положительных эмоций, что делает привычную деятельность по усвоению, повторению и закреплению материала более увлекательной, а работу всех психических процессов и функций учащегося более активной.

Школьники всегда не прочь поиграть на уроках. Для подростков даже более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя комфортно и свободно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Поэтому многие педагоги часто используют на своих уроках игровые формы.

Технологическая карта предназначена для работы с учащимися, изучающими биологию на профильном уровне. Также данное занятие можно проводить на элективных курсах по биологической химии, при подготовке к ОГЭ, ВПР, олимпиадам.

Таблица 1

Технологическая карта урока на тему «Углеводы»

Тема занятия

Углеводы

Цель занятия

Обобщение знаний учащихся по теме «Углеводы»

Задачи:

– обучающие

Рассмотреть особенности строения углеводов; проанализировать разнообразие углеводов в природе и особенности их функционирования.

– развивающие

Развитие умений выделять существенные признаки, давать характеристику веществам; умений работать со схемами и другими источниками информации; развитие навыков практического применения знаний об углеводах; развитие логического мышления учащихся на основании анализа, синтеза, обобщения; формирование умения работать в группах.

– воспитательные

Показать учащимся взаимосвязь изучаемого материала с жизнью и другими науками; продолжить формирование научного мировоззрения; формирование умения работать в группах; воспитывать культуру общения.

Образовательные результаты

Личностные (Л)

Метапредметные

Предметные

-становление устойчивого познавательного интереса к изучению углеводов (Л1);

-осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости (Л2);

-осознание готовности к самообразованию и самовоспитанию (Л3);

-формирование адекватной позитивной самооценки (Л4).

Познавательные (П): -исследование практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки (МП1);

-формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы (МП2);

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (МП3);

-установление причинно-следственных связей (МП4);

-построение логической цепи рассуждений (МП5);

-выстраивание доказательств (МП6);

-объяснение явлений, процессов, связей (МП7);

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (МП8).

Регулятивные (Р): - оценивание качества и уровня усвоения знаний (МР1);

-формирование навыков работы в группах (МР2).

Коммуникативные (К): - установление рабочих отношений в группе, планирование общих способов работы (МК1);

-умение слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь (МК2);

-представление информации, сообщение ее в письменной и устной форме (МК3);

-вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений (МК4);

-координирование собственного мнения и позиции с позициями партнеров при выработке общего мнения в совместной деятельности (МК5).

-выделение основных свойств углеводов и их функций (П1);

-умение находить взаимосвязь строения углеводов с их функциями (П2);

-знать схемы строения углеводов (П3);

-выделять существенные признаки моно-, ди- и полисахаридов (П4);

-знать определения терминов по теме «Обмен углеводов» (П5).

Тип занятия

Организация образовательной среды

Ресурсы

Демонстрации, лабораторные и практические работы

Технологии

Межпредметные и метапредметные связи

Формы работы

Информационный материал:

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалиф. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. 272 с.

Теремов А.А., Петросова Р.А. Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс: учебник для общеобр. учреждений (профильный уровень). – М: Мнемозина, 2012. – 400 с.

Интернет-ресурсы:

http://www.lmagic.info/biochemistry.html занимательный онлайн-опыты по химии

http://bio.metodist.ru Методические материалы для учителя биологии

http://festival.1september.ru/ сайт с интересными разработками учителей «Фестиваль педагогических идей», «Открытый урок»

-

Игровая технология

Химия: знание химических формул

Биология: знание понятий о строении и биологических функциях углеводов

Фронтальная (Ф)

Индивидуальная (И)

Парная (П)

Групповая (Г)

Организация деятельности по достижению образовательных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

2

3

I. Вводная часть: организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (5 минут)

1. Организует учащихся, приветствует их, проверяет присутствующих (1 мин.):

настраивает учащихся на учебную деятельность; визуально проверяет готовность класса к занятию; приветствует учащихся; отмечает отсутствующих.

Распределяет на команды.

Готовятся к уроку.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя.

Сообщают отсутствующих.

Делятся на команды:

-заходя в класс, берут со стола по одной карточке (моносахариды, полисахариды, дисахариды);

-занимают место за столом с соответствующей надписью;

-таким образом, учащиеся делятся на 3 команды.

Л3

2. Мотивирует и стимулирует деятельность учащихся (1 мин.): «Сегодня уникальная возможность поработать в группах, проверить и показать свои знания, лидерские качества. Данное занятие позволит Вам понять суть работы в группах. А также подготовит Вас к дальнейшему изучению биохимии.»

Каждой команде на стол кладет карточку с условиями игры (приложение 1).

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Л1, МП2

II. Основная часть: ход игры (30 минут)

  1. От каждой команды приглашает по одному участнику – капитану, для разминочной игры в «Домино – углеводы». Задание не оценивает. (Приложение 2)

Отводит время на игру – 5 минут.

Выбирают одного из участников команды (капитана). (Г)

Капитан соревнуется с другими в разминочной игре. (И)

В течении игры поддерживают его. (Г)

МК1, П3

  1. Объясняет и раздает 1 задание: Рассмотрите предложенную схему классификации углеводов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком. Далее достаньте из конверта карточки со словами, составьте из этих слов определение.

Отводит время на игру – 5 минут.

Оценивает задание: правильно указанное слово в схеме – 1 балл; правильно составленное определение – 2 балла (одна ошибка – 1 балл). Максимально 3 балла.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=32709

Выполняют задание 1 (Г)

Задание 1.Ответ:

Дисахариды - образованы двумя остатками простых сахаров и имеют общую формулу С6Н22О11.

МП5, МП7, МП8, МК4, П5

  1. Объясняет и раздает 2 задание «Найди и исправь»: Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

Отводит время на задание – 10 минут.

Оценивает задания: за каждую правильно найденную ошибку и ее обоснование 2 балла; максимально – 6 баллов.

Выполняют задание 3 по командам. (Г)

(1) Углеводы – органические соединения, в состав которых входят углерод, азот, кислород и водород. (2) Углеводы делятся на моно-, ди- и полисахариды. (3) Моносахариды хорошо растворимы в воде. (4) Они выполняют в организме энергетическую, структурную и ферментативную функции. (5) Один из полимерных углеводов – гликоген входит в состав растительных тканей. (6) Некоторые моносахариды входят в состав нуклеиновых кислот и АТФ. (7) Крахмал и гликоген выполняют и запасающую функцию.

Ответ: Ошибки допущены в предложениях 1, 4 и 5.

 (1) Азот не входит в состав углеводов. (4) Моносахариды не выполняют ферментативную функцию, эту функцию выполняют белки. (5) Гликоген запасается в клетках животных, но не в клетках растений.

МП3, МП6, МР2, МК3, П1, П4

  1. Объясняет 3 задание «Верно, не верно»

Читает утверждения каждой команде по очереди, которые нужно подтвердить или опровергнуть.

Отводит время на совещание – 20 секунд. Время на викторину – 10 минут.

Если команда отвечает верно – получает 1 балл.

Объявляет рубрику «Бонусный вопрос». Какая команда первая поднимет руку и даст правильный ответ, получает бонусный 1 балл.

Максимально – 3 балла + 1 бонусный балл.

Выполняют задание 3: Посовещавшись друг с другом, дают ответ. (Г)

Вопросы и ответы:

  1. Углеводы – это рганические соединения, имеющие формулу (CH2O)n или Cn(H2O)m. (Верно)
  2. К. Шмидт - российский ученый предложил название «углеводы». (Верно)
  3. Углеводы могут существовать в большой и малой формах. (Неверно)
  4. При альфа форме гидроксильная группа расположена под плоскостью цикла, а при бета форме — отсутствует. (Неверно)
  5. Формы углеводов «макросахариды» не существует. (Верно)
  6. Лактоза состоит из остатков глюкозы и галактозы. (Верно)
  7. Лактоза содержится в растительных продуктах. (Неверно)
  8. Олигосахариды участвуют в формировании гликокаликса животных клеток. (Верно)
  9. Мальтоза образуется через расщепление глюкозы. (Неверно)

Бонусный вопрос:  

Какую функцию в живых организмах углеводы НЕ выполняют? (Собирательную)

МП1, МП4, МР2, МК5, П2

III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (10 минут)

1. Подводит итоги занятия: отмечает наиболее активных учеников выставляет баллы командам по результатам работы.

2. Осуществляет рефлексию:

сообщает, что закрепили тему «Обмен углеводов». Просит закончить предложения:

сегодня на уроке:

- я узнал…

- я научился…

- мне было легко…

- мне было сложно…

3. Задает домашнее задание:

Познакомиться с темой «Обмен липидов», используя учебник и дополнительные источники информации, кратко законспектировать.

Отвечают на вопрос и дописывают предложения. (И)

Записывают домашнее задание.

Л2, Л4, МР1

Приложение 1

Условия игры:

1. На каждом из трех столов стоят таблички с названиями: «Моносахариды», «Полисахариды», «Дисахариды». Заходя в кабинет, каждый из учащихся берет карточку, на которой написано название одной из команд. Таким образом класс делится на 3 команды с равным количеством человек.

2. Каждой команде поэтапно даются различного рода задания по теме «Углеводы» с обоснованием условий их выполнения и критериями оценивания.

3. Отвечают все время разные члены группы. В результате все школьники получают за урок индивидуальную оценку.

4. По итогу общественного смотра знаний подсчитываются заработанные баллы каждой команды. Каждый член лидирующей команды получает по бонусному баллу к индивидуальной оценке.


Приложение 2

Карточки для разминочной игры в «Домино – углеводы».

Заключение по статье:

Игра, как одна из активных форм обучения, предполагает развитие учащихся, достижение образовательных и личностных результатов, принося удовольствие, при этом деятельность учеников носит творческий и практический характер. Благодаря разнообразию учебных игр открываются способы использования их почти в каждой из ступеней урока – при осуществлении опроса и закреплении материала, как домашнее задание или как вариант проведения обобщающего урока по теме.

Разработанная нами технологическая карта с применением игровых технологий будет оказывать побуждающее и стимулирующее влияние на учащихся. Все виды игровых заданий, которые используются в технологической карте, помогут сформировать у учеников положительную динамику, повысить их активность на занятии. С помощью совместного поиска ответов на задания ученики смогут показать уровень своих знаний, будет формироваться уважительное отношение друг к другу, умение внимательно слушать собеседника, запоминать сказанное им. После мероприятия каждый из учащихся получит индивидуальную оценку и сможет поделиться впечатлениями о полученных знаниях и навыках.

Список литературы:

  1. Брунов Е.П., Бровкина Е.Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1981. 72с.
  2. Конюшко В.С. Требования к уроку и правила его организации: Метод. реком. М.: АПНРСФСР, 1986. 64с.
  3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224 с.
  4. Нога Г.С. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии. Ташкент, 1983.89 с.
  5. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 176 с.
  6. Теремов А.И., Петросова Р.А. Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений (профильный уровень). – 2-е изд. Испр. – М. : Мнемозина, 2012. – 400 с.
  7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1984. 320с.
  8. Liketest.ru – образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://liketest.ru/ (дата обращения: 13.12.2021).
  9. Profil.adu.by – профильное обучение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://profil.adu.by/ (дата обращения: 13.12.2021).