Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме имя существительное
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Орлова Светлана Сергеевна

Открытый урок в 5 классе. В архиве конспект урока и презентация. В презентацию включен самостоятельно разработанный клип

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_5_klass.rar675.94 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ с. Даниловка

КОНСПЕКТ

урока русского языка в 5 классе

«Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Имя существительное»

Учитель 1 категории Орлова С.С.

2011-2012 учебный год

Цели:

 обучения:

  1. Организация повторения по теме «Имя существительное» (теоретические понятия)
  2. Организация обобщения и систематизации знаний по теме.

а) определение морфологических признаков

б) синтаксическая роль в предложении

в) знание орфограмм

         воспитания:

  1. Воспитание самостоятельности.
  2. Воспитание патриотизма.

         развития:

  1. Развитие способности к анализу и обобщению.
  2. Развитие речи учащихся.
  3. Развитие творческих способностей
  4. Развитие познавательного интереса учащихся.

Дидактическая структура урока

Этапы занятия,

время в мин.

Методы обучения

Приемы обучения

I.

Организационный

    момент (1,5 мин.)

Приветствие

II.

Вступительная часть

(1,5 мин.)

1.Определение темы урока.

2.Постановка целей

Беседа

III.

Организация повторения теории

(8 мин.)

1. Словесно-аналитический

1.Блиц-опрос (фронтальный)

2.Интерактивная игра «Мешок со словами»

IV.

Организация контроля

(30 мин.)

1.Словесно-лексический

2.Аналитический

3.Наглядно-иллюстративный

1. Коллективная работа

2. Работа у доски

3. Самостоятельная работа

4. Защита проектов

5. Работа на интерактивной

     доске

V.

Заключительная часть (5 мин)

1.Рефлексия

2.Оценка

3.Домашнее задание

Подведение итогов урока

Выставление оценок

             

Этапы урока

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный

Приветствие.


Все уроки как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие- как страшный, мучительный сон.


- Когда уроки являются мучительным сном?

- А когда праздником?

- Давайте проверим какое у вас

  настроение. (красная полоска- хорошее,

  зеленая- нормальное, синяя – плохое)


Запись числа в тетради.












Работа с полосками.


Записывают число

II.

Вступитель

ная часть




Слайд 1







Слайд 2


Прослушайте стихотворение, определив, о чем идет речь, вы узнаете, о чем мы будем говорить на уроке.

Все, что существует, оно обозначает,

На вопросы кто и что верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число и род.

У него к тому же 3 склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.


- Какова тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставим перед собой?









Учащиеся отвечают на вопросы с места.

III. Организация повторения теории.

Слайд 3

Блиц-опрос.

- Что такое существительное?

- На какие разряды по значению делятся

  существительные? Приведите примеры.

- Почему одни существительные отвечают

    на вопрос кто, а другие на вопрос что?

- Как отличить одушевленные существитель

  ные от неодушевленных?


Электронная игра «Мешки со словами» №4


- Как изменяются существительные?

- Продолжите предложение: «Существитель

   ные в ед. ч. имеют … (категорию

    рода). Приведите примеры.

- К какому роду относятся такие сущест-

   вительные как: плакса, ябеда, сирота?

- Сколько типов склонений у существитель-  

   ных?

- Что вы знаете о числе существительных?

- Назовите орфограммы, изученные по

   теме. (17, 18)

- Каким членом предложения может быть

  существительное?

Учащиеся отвечают на вопросы с места.

IV. Организация проверки знаний на практике.

Слайд 4







































Слайд 5





























Шторка



Слайд 6

























Слайд 7




















1.Синтаксическая пятиминутка. Составьте

   предложение.

- Из предложения  «Весной перелетные  

   птицы возвращаются на Родину»

   возьмите обстоятельство места и

   поставьте его в форме им.п. ед.ч.

- Из предложения  «У меня есть

  любимые  книги» возьмите определе -  

  ние, поставьте его в форму ед.ч. ж.р.

- Из предложения  «Мама-главное слово

   в каждой судьбе» возьмите подлежа-

   щее,  образуйте грубую форму этого

   слова.

- Из предложения  «Сторона родимая,

  как ты мне мила!» возьмите прилагательное,

  относящееся к обращению.


Родина любимая - мать родимая.


- Как вы понимаете смысл пословицы.

- Объясните постановку тире.

- Произведите синтаксический разбор.

- Произведите морфемный разбор слова

   Родина.

- Подберите синонимы к слову

   «Родина».


2.Слово учителя. 

Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живет, мать, которая дает жизнь … Без всего этого человеку жить просто невозможно, но среди самого заветного есть у человека Родина.


- Что же такое Родина?


Вот как на этот вопрос отвечает известный писатель и журналист В. Песков.


«Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через реку, и птицы летящие на север. Это и Москва, и мое родное село Орлово. Это имена людей, названия рек и конечно же, наши родители.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил.


3. Анализ текста.


- К какому стилю относится данный текст?

- Определите тип текста.

- Какова основная мысль текста? (Родина – это все, что нас окружает)

- Выпишите из текста существительные,

   определите их число.

- Почему  некоторые слова в тексте

  пишутся с заглавной буквы?


Презентация о существительных собственных и нарицательных. (Агаева А.)



4.Защита проектов

У каждого человека есть Малая Родина. Для Пескова – это село Орлово, а для вас?

Расскажите о своей Малой Родине.

А) рисунки с синквейном.

Б) кроссворд «Имена собственные моей малой Родины» (Симогостицкий Д.)


5. Клип.

О Родине много песен и стихов сложено. С тех далеких времен, как возникла наша Отчизна, прославляют её поэты, художники и музыканты. Я предлагаю вам отдохнуть и посмотреть клип «Родина в искусстве».

На фоне музыки звучит стихотворение:


Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор.

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной, красивый двор,

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.


6. Определение падежа и склонений существительных.


 А как отражена тема Родины в пословицах и поговорках. Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы.

- Родину, как и родителя, на чужбин…

   не найдешь.

- Нет в мир… краше Родины нашей.

- Человек без Родины, что соловей без песн…

- Живешь на сторон…, а свое село на ум…

- Главное в жизн… - служить Отчизн…

- Чужая земля радост… не прибавит.


7. Синтаксическая роль существительных в предложении.


В начале урока, вспоминая о существительном, мы сказали, что оно может быть любым членом предложения.

- Может ли существительное, находясь в

   предложении не являться его членом?

  (сущ.- обращение)

-Составьте  предложение со словом «родина» в роли обращения.

- Составьте схему этого предложения.


8. Морфологический разбор существительного


Народная мудрость гласит: «Кто Родине служит верно, тот долг исправляет примерно»

-Чему учит нас эта пословица?


Берегите Родину,

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой

Берегите Родину,

Нет Родины другой.










Записывают полученное предложение. Выполняют синтаксический и морфемный разборы слова, записывают синонимы к слову «родина». Устно отвечают на вопрос.




















Чтение текста.










Отвечают на вопросы. Выписывают сущ., определяя их число.





Слушают презентацию, выполняют задание.


Защита проектов.


































Работа на интер. доске и в тетрадях. Списывают пословицы, вставляют пропущенные буквы, объясняя правилом.












Работа у доски и в тетрадях.



V. Заключитель

ная часть

Слайд 8













Слайд 9

1.Рефлексия.

Продолжите предложения:

- Сегодня на уроке я узнал …

- Мне было интересно….

- Особенно понравилось….

- Вызывало затруднение…

- Какую оценку вы поставили бы себе?



2.Подведение итогов учителем.

 - Какое настроение  у вас в конце урока?



3. Домашнее задание.

Отвечают устно, оценку показывают на листке.







Цветные полоски


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное» 6 класс (1 урок).

Систематизация и обобщение знаний по теме«Имя существительное»6 класс (1 урок). Работа с интерактивной доской....

10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».

Методическая цель урока:  показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...

Открытое мероприятие на тему:"Pets and Other Animals"Тема: “Animals”. Тип урока: систематизации и обобщение знаний Цели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных; •систематизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знан

Тема: “Animals”.Класс:  2Тип урока: систематизации и обобщение знанийЦели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных;•систематизировать и о...

Технологическая карта к уроку английского языка по теме: Обобщение знаний учащихся по теме «Погода»

Данная технологическая карта подходит для обобщения лексического материала в 6 классе по теме: "Погода"....

Обобщение знаний учащихся по теме «Углеводы» посредством использования игровых технологий

Технологическая карта урока на тему «Углеводы» Аннотация: статья посвящена одной из активных форм обучения в образовательной среде – игровой технологии, а именно, ее применению ...