Технология использования подстановочных таблиц на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Елена Александровна Теремецкая

Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа№7 «Русская классическая школа»

Технология использования подстановочных таблиц на уроках английского языка

                                                                   Работа выполнена учителем

  английского языка

Теремецкой  Е.А.

Рязань 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение

2. Разноцелевые подстановочные таблицы.  

  1. Подстановочные таблицы на разных этапах урока.

  1. Использование подстановочных таблиц при обучении

  • грамматике английского языка

  • при обучении монологическому высказыванию

  • при составлению диалогов

  1. Подстановочная таблица, как способ дифференцированного подхода к   учащимся при обучении иностранному языку

         4) Положительные результаты использования подстановочных таблиц на уроках английского языка

    1. Введение 

     В последние годы интерес к изучению иностранного (а особенно английского) языка в школе  резко возрос. Повышение качества учебно-воспитательного процесса занимает значительное место в преподавании иностранного языка. Эффективность методики  обучения определяется    коммуникативной направленностью учебно-воспитательного процесса, предполагающей отбор коммуникативно ценного содержания обучения, выбор приемов и средств обучения, рассчитанных на постоянное вовлечение учащихся в активные формы речевого и условно-речевого общения с учетом их возраста,   интересов, коммуникативно-познавательных потребностей на всех этапах освоения языковых средств в речи (т.е. при ознакомлении, тренировке, применении), создание  благоприятного психологического климата на уроке, коммуникативная ориентированность является стержнем, пронизывающим весь процесс обучения, а осознанность языковых и речевых действий, целей, способов их достижения и результатов учебной деятельности делает учащегося субъектом учебного процесса, создает предпосылки для сотрудничества преподавателя и ученика.

   Иностранный язык является одним из самых сложных предметов, с которыми  встречается современный школьник, и поэтому особенно важно сохранить положительную мотивацию к изучению этого предмета. Главная задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы создать в рамках учебно-воспитательного процесса атмосферу счастливого и комфортного самочувствия учителя и ученика, раскрепощенную обстановку для их поведения, установить доброжелательные отношения с каждым учеником, учитывая его интересы и способности, восприняв каждого школьника как человека, достойного уважения. Учитель и ученик  в равной степени «творят» педагогический процесс, качество которого зависит от  их соактивности и сотворчества.

    Известно, что в содержание учебного процесса помимо информации, способов деятельности, выраженных устным или письменным текстом и заданиями, входит также эмоциональная деятельность, вызванная предметом  и деятельностью усвоения. Эта эмоциональная деятельность связана прежде всего с положительным отношением учителя и учащихся к содержанию учебного предмета, к объекту и процессу усвоения. Учебный материал должен прогнозировать желание учителя и ученика работать с ним, а у учащихся пробуждать интерес  к учению вообще и к иностранному языку  в частности.

         

Подстановочная таблица – это «палочка- выручалочка», снимающая излишнюю трудность, это шпаргалка, которой можно пользоваться, это опора, которая позволяет маленькому человеку чувствовать себя значимым, способным выразить свое мнение по тому или иному вопросу.

Развитие умений иноязычного общения происходит успешнее, когда все типы заданий направлены на создание психологической, а не только языковой готовности к общению. Необходимо учитывать психологическое состояние школьника, трудности, стоящие перед ним: 1) выбор предмета высказывания (как говорить, о чем и в какой последовательности), 2) выбор средств высказывания (как использовать слова и словосочетания при этом). На преодоление первой трудности у ученика уходят почти все силы, а на преодоление второй – собственно языковой – у него их почти не остается.

 Разрабатывая  систему подстановочных таблиц, я  ставила следующие цели:

  • образовательная – формирование устойчивых языковых умений и навыков;
  • воспитательная – воспитание уважение к культуре  страны изучаемого языка;
  • развивающая -  развитие основных мыслительных операций

Основные задачи:

  • Тренировка языкового материала;

  • Создание условий для коммуникации;

  • Развитие учебно-логических умений: находить связи, выделять главное,       систематизировать и т.п.;

  • Снятие психологических трудностей;

  • Создание ситуации успешности для ученика;

  • Развитие речевой деятельности учащихся;

Ребенок не должен чувствовать себя «ничего не понимающим». Только успешность: «Я могу! У меня получается!» дадут ему стимул к обучению. И здесь задача учителя – помочь почувствовать эту успешность.

      Одним  из способов такой помощи является подстановочная таблица.

2. Разноцелевые подстановочные таблицы.  

       Подстановочная таблица должна строиться с учетом  того содержания, которое она призвана передавать. Поскольку в каждой единице речи и производных от неё смысловых вариантах существуют постоянные и переменные величины, то и при графическом оформлении подстановочной таблицы рекомендуется размещать постоянные величины  в средней части таблицы. Переменные же величины располагаются как вверх, так и  вниз от постоянных величин. Для примера возьмем подстановочную таблицу, имеющую цель обучать практическому владению вопросом  о времени совершения действия; она может иметь следующий вид:

When did

he

the boy

you

she

the girl

they

      read

the book?

this newspaper?

this letter?

   В этой таблице постоянными будут  when did… read… Переменными слова во втором и четвёртом столбцах. Всего на основе этой таблицы можно получить 18 предложений  различного содержания.

        Подстановочная таблица строится так, что каждый их компонент – член предложения занимает в таблице определенное место.

         Как постоянные, так и переменные компоненты речевой единицы, входящие в свободные словосочетания, отделены друг от друга.

         Важным и притом весьма положительным качеством подстановочной таблицы следует считать то, что она полностью исключает ошибки учащихся, которые могли бы  возникнуть от нарушения порядка компонентов данной речевой единицы.

        Подстановочная таблица составляется с таким расчетом, что любой её смысловой вариант мог бы быть реализован в живой речи. Это гарантирует учащихся от столь частых синтаксических ошибок.

Подстановочные таблицы на разных этапах урока.

       Использование подстановочных таблиц возможно на всех этапах обучения: на этапе ознакомления, тренировки, речевой практики.

Вот пример одной из простых таблиц.

Задание:  соотнесите каждое понятие и его определение:

I think…

I believe…

A tailor

Dangerous

A snake

Gold

Is

Mean(s)

An animal with a long body

A person who makes clothes

A yellow metal which is very expensive

Full of danger

«Подстраховка» в виде подстановочной таблицы  позволяет превратить простейшие задания в естественно-коммуникативные. Опираясь на неё, учащийся выражает своё отношение или мнение даже на уровне слова.

 Использование подстановочных таблиц при обучении

  • грамматике английского языка

Коммуникативная цель обучения грамматике в средней школе позволяет сформулировать основное требование к объему грамматического материала, подлежащего усвоению в средней школе: он должен быть достаточным для пользования языком как средством общения в заданных программой пределах и реальным для усвоения его в данных условиях.

Необходимость ограничения языкового, в том числе и грамматического, материала обусловлена следующими объективными факторами.

      В условиях средней школы нет реальной возможности для овладения учащимися всем грамматическим строем данного конкретного иностранного языка в силу его обширности и трудности формирования грамматических навыков.

За имитационными упражнениями, предполагающими проговаривание в основном нерасчлененного материала, следуют упражнения, целью которых является его расчленение и преобразование; они знаменуют аналитическую стадию в работе над грамматическим явлением — важнейшую веху на пути формирования гибкого навыка.

Существенным для организации подстановочных упражнений является обеспечение подсказки элементов для подстановки. Подсказка может носить экстралингвистический и речевой характер. Особенно эффективны, на мой взгляд, подстановочные упражнения, которые требуют не только автоматического конструирования предложения по аналогии с речевым образцом, но и выбора в результате противопоставления грамматических форм. Следует предлагать обучаемым такие упражнения, в которых требуется предварительно противопоставить необходимую грамматическую форму ряду подобных и затем уже составить предложение по образцу.

Материальной опорой подстановочных упражнений также могут служить подстановочные таблицы, при помощи которых совершаются самые разнообразные трансформации вокруг основного костяка. Также важно помнить, что важно соотносить материал подстановочной таблицы с конкретной темой, благодаря чему повысится значение тренировки в глазах учащихся, ибо они увидят ее
«выход» в речь. Приведем несколько примеров упражнений в видоизменении грамматической формы на основе подстановочных таблиц. Так, для усвоения
Present Perfect Tense в английском языке в связи с темой «Travelling» предлагается подстановочная таблица.

I. Have you ever been …?
|Julia |has |never |been |to Russia. |
|Olga |has |---------- |been |to the USA. |
|I |have | | |to Rome. |
|My neighbour | | | |to London. |
|Her/his mother | | | |abroad. |
|Our teacher | | | |to China. |

В качестве предупражнения здесь краткий опрос учащихся преподавателем по теме (например: «Have you ever been to Kiev?»).

Работа с подстановочной таблицей проводится в парах. При этом учащиеся меняются ролями.

       Как известно, в обучении иностранным языкам усвоение языкового материала является средством для достижения главной цели – овладения основами общения на иностранном языке. В процессе овладения школьниками грамматической стороной речи, с одной стороны, необходимо сформировать у них прочные автоматизмы а с другой стороны – обеспечить гибкое, вариативное владение изученным  грамматическим материалом на этапе развития умений диалогической и монологической речи.

Формированию прочных, гибких навыков грамматического оформления  высказывания способствуют: осмысление учащимися  существующих связей между аспектами языка, коммуникативным намерением и грамматическими средствами его выражения, отработка действий по овладению грамматической стороной речи на значительном по объёму материале и в различных  ситуациях речевого общения. Этому в значительной степени способствует организация упражнений, выполняемых с опорой на комплексное использование зрительной и слуховой наглядности языковых знаков.

   Этап грамматического структурирования предполагает принятие определенных «грамматических обязательств», то есть, начав предложение определенным образом, говорящий должен закончить его согласно правилу. Даже на родном языке соблюдение «грамматических обязательств» представляет трудность в условиях неподготовленной речи. Трудность эта вызывается как длиной предложения, так и сложностью смысловой задачи. Ребенок с трудом может распределить внимание между тем «как сказать « и «что сказать».

      Для формирования грамматических навыков английского языка нужны специальные упражнения, связанные с упреждением завершения предложения. Например, этой цели могут служить подстановочные таблицы, где начала близки по лексике, но различны по структуре:

Their experiment

They experiment

These results

This may result

…with very dangerous things.

…in a new technical revolution.

…is sure to lead to an accident.

…change our old ideas of chemistry.

А вот пример, где начала предложений аналогичны по структуре, но различны по функции:

Being nervous

Sitting by the fireplace

Going home after classes

Being a little child

Walking in the rain

Playing the piano

Washing the dishes

Being a student

Working in the garden

Being old

Is one of the things I enjoy.

She couldn’t do it alone.

Means a lot of hard work.

He thought about his work.

She broke one of the cups.

Is(n`t) always pleasant.

She didn’t  enjoy the party.

I suddenly heard a loud cry.

Means many (few) responsibilities.

  • при обучении монологическому высказыванию

 Сейчас обучению монологического высказыванию не всегда уделяется достаточно внимания. Подлинное владение устной речью состоит в том, что ученик должен правильно выражать на данном языке свои мысли. Для монологической речи характерны такие качества, как ясность, точность, логическая стройность и достаточная информативность, доказательность. А также  выражение собственного отношения и оценки. Ученик должен уметь передавать содержание прочитанного, увиденного или прослушанного таким образом, чтобы заинтересовать слушателя, убедить его  в необходимости и пользе информации.

    Здесь можно предложить таблицу, которая стимулировала бы выражение собственных мыслей, например:

I’m glad

It’s a pity

It’s strange

It’s natural

we

I

never

seldom

often

sometimes

hear

see

teachers shout at their pupils.

young men offer their seats to ladies.

girls smoke cigarettes.

children run about idly in the street.

young people sing folk songs.

students speak English outside the                               classroom., etc.

Подстановочная таблица может использоваться и более гибко, с большей вариативностью типов связных высказываний, диалогических или монологических. Рассмотрим варианты заданий по лексической подстановочной таблице следующего типа:

If you

are running a temperature

have a cough

get tired quickly

have a sore throat

have a running nose

don’t sleep well

have heart trouble

get short of breath

are putting on weight

have indigestion

suffer from headaches

you must

(mustn’t)

take long walks.

keep to a diet.

drink hot milk before bed-time.

stay in bed.

go to bed.

take a holiday.

spend more time in the open.

take an aspirin.

take things to heart.

go in for sports.

do your morning exercises.    

 Возможные инструкции:

  1. Пожалуйтесь партнёру-«врачу» на свои недомогания. Пусть он даст вам несколько советов. Затем поменяйтесь ролями.
  2. Прослушайте жалобу «пациента». Задайте несколько дополнительных вопросов о его самочувствии. Дайте один или несколько врачебных советов.
  3. Пожалуйтесь на плохое самочувствие и на перегрузку. Объясните, что вы нуждаетесь в лечении и в изменении режима дня (монолог).
  4. Сгруппируйте симптомы таким образом, чтобы предложить единый комплекс советов (монолог).

  • при составлению диалогов

    В средней школе ученики овладевают  разными видами диалогов: диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, диалог-волеизъявление, элементы которых применяются в развернутых целостных диалогах.

      С опорой на подстановочную таблицу школьники выполняют задания, с помощью которых они учатся задавать вопросы, отвечать на них, воспроизводить диалог-образец. Выполнение таких заданий позволяет сделать процесс обучения диалогу более  целенаправленным и управляемым.

При выполнении этих заданий в помощь учащимся можно предложить список тематически сгруппированных слов и словосочетаний. Активизация лексического материала служит формированию механизмов комбинирования лексических единиц. Одновременно это помогает школьникам планировать содержательный план речевых действий.

      Возможность опоры на различные ориентиры обеспечивает выполнение задания учащимися с разным уровнем языковой подготовки.

Усложнение подстановочных таблиц обеспечивают постепенное развитие самостоятельности школьников, учат их ориентироваться в ситуации общения, отбирать необходимые языковые средства.

После того как ученики отработали диалогическое единство одного вида, учитель может развернуть диалог, включив в опору новые реплики: согласия, встречного предложения, уточняющего вопроса и т.п. использование этого приема готовит учащихся к построению развернутого целостного диалога, овладению способами комбинирования реплик.

    Важной методической задачей обучения грамматическому оформлению диалогической речи является также работа по овладению вариативными способами выражения мысли. Так, например, в диалоге-волеизъявлении  стимулирующая реплика может быть выражена разными типами предложения: повелительным (Bring me some water!), вопросительным (Will you help me to water the flowers?), утвердительным (I want you to help me to water the flowers).

     При отработке реплик, цель которых – запрос какой-либо информации, желательно ориентировать учеников на использование различных структур

Вопросительных предложений: общий, специальный, разделительный, альтернативный вопрос.

      Нацелить учащихся на употребление синонимичных средств выражения мысли в процессе речевой практики, помочь им может специальная таблица. Её содержание составляют единицы, с помощью которых ученики могут выразить определенное коммуникативное намерение различными лексико-грамматическими средствами.

      Значительную роль в диалогической речи играют речевые формулы для выражения разных эмоциональных состояний говорящего, его отношения к предмету разговора. Поэтому в таблицу наряду с предложениями и словосочетаниями могут быть включены также различные формулы: для выражения согласия, одобрения  (That`s right! With pleasure! I think so); для выражения сомнений, колебаний (Do you really mean it? Indeed? Are you sure?)

      Использование  таблиц с моделью диалога, ситуацией речевого общения, содержащие синонимичные средства выражения коммуникативного намерения, облегчает управление речевой практикой учащихся, обеспечивает разнообразие используемых языковых средств, позволяет выразить эмоциональное, личностное отношение к предмету разговора.

   Таблица же, приводимая ниже, рассчитана на выяснение мнения собеседника по ряду взаимосвязанных проблем и предполагает выражение согласия/несогласия с услышанным.

   Is it

possible

easy

necessary

important

useful

pleasant

to listen to English songs?

to remember every new word you come across?

to do your homework in the evening?

to guess the meanings of new words?

to work in pairs?

to write down everything you are going to say?

to have tests every week? etc.  

 

  1. Подстановочная таблица  как способ дифференцированного подхода к   учащимся при обучении иностранному языку

На каждом занятии предусматривается варьирование режимов работы, их параллельное включение, когда, допустим, более подготовленные ученики работают индивидуально или  в парах друг с другом, а менее подготовленные  - с учителем. При  проведении занятий нельзя не учитывать уровень обученности школьников. Поэтому менее подготовленным необходимо предлагать дополнительные упражнения, опоры, упрощать задания и условия их подготовки и выполнения. Здесь более приемлемы развернутые опоры, подстановочные таблицы с полным сочетанием. В то же время нельзя тормозить продвижение вперед способных учеников.

   Учитывая возрастные особенности школьников и уровень обученности, важно активизировать их речемыслительную деятельность, предлагать задания разного уровня сложности.

       

   Для ребенка таблица – это шанс поверить в свои силы. Не отмолчаться на уроке, не сидеть с раненными глазами: «Всё понимаю, сказать не могу», а составить целостное хорошее высказывание.

        Но подстановочная таблица – это не подспорье для менее сильных, стеснительных детей. В более продвинутых группах при работе с грамматикой используются таблицы, которые нужно дополнить, припоминая правила.

     Коммуникативность подстановочной таблицы обеспечивается, с одной стороны, её проблемностью, а с другой стороны, таким построением, при котором обучающийся имеет каждый раз несколько выборов согласно собственному мнению или логике высказывания. Один вариант начала может допускать два-три выбора, другой – почти все и т.д. Одно и тоже завершение высказывания может повторяться с разными зачинами. Таблица неудачна, если каждому началу может соответствовать лишь одно завершение: отбрасывая «отработанные» варианты, мы тем самым сужаем дальнейший выбор. Но если на выбор завершения вообще не налагаются смысловые ограничения, это также снижает внутреннюю мотивацию: ведь думать почти не надо.
  При разработке содержания подстановочной таблицы желательно подбирать материал так, чтобы высказывания не были трюизмами (избитыми истинами), чтобы одно и тоже качество объекта могло оцениваться по-разному, в зависимости от личности говорящего.

   Подстановочная таблица удобна и тем, что в ней можно одновременно отрабатывать два-три грамматических явления, наряду с лексическими. Минимальное высказывание может состоять из двух предложений. Например, в следующей таблице отрабатывается употребление глагола «must» в значении «вероятно», разные формы инфинитива и употребление прилагательных в структуре «look + adj.».

He looks

pale.

angry.

sleepy.

tired.

happy.

worried.

sad.

disappointed.

anxious.

He must

be lonely.

be having a good time.

have caught a cold.

have lost something.

be thinking over his presentation

have got a letter from his girl friend.

have gone to bed very late yesterday.

be waiting for smb.

have quarreled with his best friend.

have been working since early morning.

 

Эмоционально-ценностные отношения как важный элемент содержания учебного предмета играют важную роль в формировании всех типов компетенций.

Очень важно,  чтобы в самом содержании предмета были четко представлены желаемые  эмоционально-оценочные отношения  учащихся к миру, друг другу, действительности.

Положительные результаты использования подстановочных таблиц на уроках английского языка

  1. Обучение ведется на продуктивном и репродуктивном уровнях.

  1. Отмечается максимальная активизация познавательной деятельности

     через творческое оперирование  прежними знаниями.

  1. Формирование новых знаний идет с опорой на имеющиеся; одновременно идет повторение (через актуализацию имеющихся знаний).

  1. Снятие трудностей способствует созданию благоприятного микроклимата на уроке.

  1. Учащиеся, воодушевленные правильными ответами учатся с большим интересом.

  1. Воспитываются также личностные качества – находчивость,  изобретательность, оригинальность.

  1. Активизируется избирательная работа мозга – отбирать наиболее существенное; развивается логическое мышление.

  1. Рефлексивная деятельность позволяет  ученику осознать свою индивидуальность, уникальность, предназначение.

  1. Оживляется процесс обучения за счет  получения положительных эмоций в процессе познания.

  1. Таким образом, осуществляется более осознанная мотивация учения, которая приводит к более высоким результатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационных технологий в учебной деятельности на уроке английского языка»

Данный материал - это пояснительная записка, аннотация к мому уроку в 9 классе с использоавнием ИКТ, который стал призером конкурса инновационных продуктов...

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка

В данной статье рассмотрены аспекты работы с одной из активных педагогических технологий....

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка.

В последнее время в области преподавания иностранных языков произошли значительные перемены не только у нас в стране, но и в мире в целом. Все быстрее идут процессы интеграции в мировой экономике, рас...

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Описание приемов технологии развития критического мышления и примеры использования их на уроках английского языка....

Использование технологии коллективного способа обучения на уроках английского языка Зайцева С.Г.

Использование технологии  коллективного способа обучения на уроках английского языка  (методические рекомендации)  Выполнила:Зайцева С.Г.учитель английского языкаМОУ «СОШ № 7...

Современные образовательные технологии. Использование Интернет ресурсов на уроках английского языка

В статье рассматриваются дидактические возможности Интернет ресурсов при обучении английскому языку в условиях информатизации общества и перехода на ФГОС....