Музейная педагогика как средство развития личностного потенциала и образовательной компетентности учащихся
статья по английскому языку на тему

Резникова Наталья Николаевна

Современная музейная педагогика - это педагогика открытого пространства, которая наиболее эффективно проявляется в условиях содружества музея и школы и развивает ключевые компетентности учащихся. Музейно-педагогическая технология способна мотивировать ученика на изучение английского языка, развивая его личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika.docx90.74 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика как средство развития личностного потенциала и образовательной компетентности учащихся

Резникова Наталья Николаевна,

МБОУ СШ №16,

г. Новый Уренгой,

учитель английского языка высшей категории,

   natttali16@mail.ru

Museum pedagogy as mean of development of the person’s potential and educational competence of students

Reznikova Natalya Nikolaevna

C:\Users\111\Desktop\натали\DSC02682.JPG

Аннотация

 Современная музейная педагогика - это педагогика открытогопространства, которая наиболее эффективно проявляется в условиях содружества музея и школы и развивает ключевые компетентности учащихся. Эта технология интегрирует опыт прошлого и современного с пользой для образовательного процесса, помогает подростку сосредоточиться на определённых задачах, формирует умения грамотно формулировать мысли, быть инициативным, аргументировано отстаивать свою точку зрения. Музейно - педагогическая технология способна мотивировать ученика на изучение английского языка, развивая его личность.

Ключевые слова: музейная педагогика, инновационная педагогическая технология, музейное пространство.

Abstract

The modern museum pedagogy is the pedagogy of the open area which reveals itself more effectively in conditions of coexistence of school and museum and develops the key competences of pupils. This technology integrates the experience of the past and presence with a use for studying; helps the pupil to concentrate on certain tasks, forms skills for correct formulation of thoughts, learns to be initiative and argument his point of view. It can motivate the pupil for learning English and develops his personality.

Key words: the museum pedagogy; innovation pedagogic technology; museum area.

«Музей – это дверь в прошлое и окно в будущее»

      Роль языка как средства общения непрерывно возрастает, этим объясняется необходимость изучения как родного языка, так и иностранного. Без знания языков невозможно существование современного общества, социализация личности, полноценное участие человека в жизни современного общества, в развитии культуры.С помощью языка ученик познает самого себя и окружающий мир, т. е. формируется как личность.Сегодня школа дает учащимся не только представление о языковой норме, но и «лингвистический взгляд на мир», который поможет им в дальнейшей жизни.Знание иностранных языков служит средством не только межличностного, но и межнационального и международного общения. Поэтому главными задачами современной школы являются формирование и развитие языковой, речевой, коммуникативной и социокультурной компетенций учащихся; обучение нормам межкультурного общения; развитие культуры устной и письменной речи на родном и иностранном языках. Достижение этих задач позволяет учащимся участвовать в различных международных олимпиадах, открывает учащимся доступ к духовному богатству другого народа, развивает в них способности представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного общения.

Одним из основных направлений обновления деятельности современной школы является развитие учащихся на основе национальных традиций и региональной культуры. Традиции народа, воплощающие в себе духовно-практический опыт жизни людей, их история, культура служат одним из источников формирования нравственно-целостной личности. Большую помощь оказывают школьные музеи, которые можно назвать своеобразной «книгой памяти», где через собранные документы и предметы хранится и передается как эстафета потомкам память прошлого, поддерживается и развивается связующая нить времен и поколений. Музейными средствами дети приобщаются к российской и мировой культуре. И здесь на помощь приходит музейная педагогика, которая значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных не только с историческим и культурологическим образованием школьников, но и способствует формированию у них лингвистической компетентности. Музейная педагогика обеспечивает связь между музеями и школами, повышает внимания детей к окружающей действительности, воспитывает умение видеть и понимать прекрасное, учит ценить подлинные вещи ушедших эпох. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, развивает его культуру и интеллект.

Можно с уверенностью сегодня констатировать тот факт, что школьные музеи набирают сегодня силу и переживает свое второе рождение. Коллекции школьных музеев оказались незаменимыми в воспитании, несмотря на тот поток информации, которая доступна сейчас практически каждому школьнику. Школьный музей является центром музейно-педагогической работы в школе. Особенность его заключается в том, что только в школьном музее может быть последовательно воплощена идея сотрудничества учащихся, педагогов и родителей. Школьный музей- это самое ближайшее к ребенку пространство, открытое его чувственному познанию;это мир, где отвлеченные факты истории и культуры «индивидуализируются» ребенком, где закладываются основы гражданской позиции, приобретается необходимый опыт культурного диалога с прошлым, это прекрасная возможность диалога всех заинтересованных участников образовательного процесса: родителей, детей, сотрудников музея, общественности.

Феномен школьного музея подтверждает практика. Музей превратился в своеобразный центр нравственного воспитания учащихся, место активной и интересной работы. Феномен школьного музея- в сознании того, что занятие это очень нужное, почетное, и в постоянном поиске, и в общении с разными людьми. Школьный музей это важнейшая составляющая культуры, заслуживающая особого внимания.Современная музейная педагогика - это педагогика открытой среды, которая наиболее эффективно проявляется в условиях содружества музея и школы и развивает ключевые компетентности учащихся. Музейная педагогика в последнее время приобретает большую популярность в системе образования и воспитания. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому сегодня ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию.Эта технология интегрирует опыт прошлого и современного с пользой для образовательного процесса, позволяет использовать разнообразные формы заданий, которые помогают подростку творчески раскрепоститься, сосредоточиться на определённых задачах, формируют умения грамотно формулировать мысли,быть инициативным, предлагать нестандартные решения, аргументировано отстаивать свою точку зрения, слышать других.Музейно– педагогическая технология ориентируется на личность обучаемого. Освоение особого «языка» экспонатов, осмысление исторических событий, постоянное внимание к народному слову – всё это формирует и развивает коммуникативные способности, учит понимать и уважать старшее поколение, общаться с ним.

Иностранные языки в современной школе – это не только средство общения, но и средство организации диалога культур. Принцип диалога культур является важным принципом музейно - педагогической технологии. Учащиеся могут глубоко воспринимать английскую культуру, только соотнеся ее с родной культурой. Это достигается использованием современных форм и методов организационной работы на основе музейного содержания. Конечная цель музейной технологии заключается в том, что, испытывая эмоции, школьник обогащается опытом, который служит формированию вкусов, системы ценностей, развитию личности и самосознания. Музейно - педагогическая технология способна мотивировать ученика на изучение английского языка, развивая его личность.

Английский язык нужен не только для того, чтобы рассуждать об особенностях англоязычных стран; он должен быть средством сообщения миру о собственной этнической и индивидуальной культуре. Так же речь идёт об интеграции на уровне общеучебных целей, то есть, чтобы процесс изучения языка и содержание общения на языке способствовали общекультурному развитию, тем самым придавая значимость учебной деятельности. Широкий спектрспециальных уроков по предмету предоставляет линия учебника авторов О.В.Афанасьевой и И.В.Михеевой (при изучении тем «Достопримечательности моего города», «Моя семья», «Россия», «Праздники» и др.). Эти уроки можнопроводить в школьном музее – такой среде, где ученики ощущают свою сопричастность культуре и возможность диалога с ней. Музейно-педагогическая технология, которую педагоги используют при проведении внеклассной работы по предмету, не только углубляет и расширяет знания по иностранному языку, но и способствует расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Участие школьников во внеклассных мероприятиях с использованием музейных технологий является эффективным способом воспитания современного человека, способного адекватно воспринимать реальную действительность, человека интеллектуально свободного, обладающего богатой внутренней культурой, любящего свою страну и ее традиции, умеющего понимать и ценить историю и культуру других народов.

В настоящее время наше общество начинает все яснее сознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие национальной культуры. Сегодня как никогда важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами своей собственной культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками. Поэтому сегодня общество и школа обращаются к музею - хранилищу человеческого гения, который воплощает в себе самую живую суть культуры во взаимном переходе от прошлого к настоящему. Современный образовательный процесс трудно представить без такой его составляющей, как музейная педагогика. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления мира и индивидуальной жизни человека. Музейная педагогика решает вопрос, – каким быть человеку в этом постоянно меняющемся мире.

      Школьный музей нашего образовательного учреждения «Хранители воинской славы» является тем самым ресурсом, который предоставляют широкий простор для проведения таких форм музейных занятий как музейные уроки; экскурсии, интервью, ролевые игры, конференции, уроки обобщения пройденного материала, викторины, спектакли, встречи с ветеранами войны. Они создают особую музейную атмосферу, будят воображение учащихся, вовлекают их в непосредственное участие. Проведение уроков на базе музея способствует формированию коммуникативных и социальных компетенций школьников, воспитывает интерес к творческому самовыражению, формирует умение публично выступать.

Постепенно осуществляется переход на новые стандарты. Новый стандарт предусматривает внеурочную деятельность: кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Именно здесь может в большей степени реализоваться образовательный потенциал музейно-педагогической технологии. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте более благодарными посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к музею и будут покидать его с ощущением уверенности того, что они в своем духовном развитии «поднялись еще на одну ступеньку».

Список литературы

  1. Столяров Б. А. Музейная педагогика - история и современность //Народное  образование, №5, 2001. с.177-182.
  2. Хохлова С.В. Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Выпуск №2.- М: Илекса, //Народное образование, 2003.- 248 с.
  3. Васичева Э.В., Иванова Л.М., Соколова Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы // Методист. – № 7. – 2007.– с. 53-59.