Разработка и реализация в условиях гимназии постиндустриальной модели общего образования как фактора развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся
опыты и эксперименты на тему

Лысенко Надежда Борисовна

Новая модель человеческого общества определяет потребность в новом, более высоком по уровню и качественно ином человече­ском капитале, что объективно обостряет необходимость модернизации образования. Как неоднократно отмечал Д.А. Медведев, России нужна «умная» экономика, основанная на знаниях и наукоёмких технологиях. Реализовать эту экономическую модель можно только на базе «умной» школы, базирую­щейся на современных педагогических и ИК - технологиях, развивающей интеллектуальный потенциал нации в условиях инновационной образовательной средыНовая модель человеческого общества определяет потребность в новом, более высоком по уровню и качественно ином человече­ском капитале, что объективно обостряет необходимость модернизации образования. Как неоднократно отмечал Д.А. Медведев, России нужна «умная» экономика, основанная на знаниях и наукоёмких технологиях. Реализовать эту экономическую модель можно только на базе «умной» школы, базирую­щейся на современных педагогических и ИК - технологиях, развивающей интеллектуальный потенциал нации в условиях инновационной образовательной среды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание инновационного педагогического опыта МБОУ гимназии  №23 города Краснодара по теме:

«Разработка и реализация в условиях гимназии постиндустриальной модели общего образования  как фактора развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся»

Актуальность инновационного проекта. 

По оценкам социологов и экономистов человечество вступило в постиндустриальную стадию своего развития, которая характеризуется: нестабильностью мировой экономики, подверженной кризисам, вызванным политическими, общественными, культурными факторами; возрождением национального самосознания у народов, сопровождающимся проявлением националистических и религиозных тенденций, оккультизмом, терроризмом; глобализацией информационных сетей, политического влияния и т.п.; миграцией населения по всему миру, особенно – в развитые страны Европы и США из государств Азии и Африки; появлением новых, постклассических и постмодернистских научных школ, научными открытиями в естественных и социальных науках.

Новая модель человеческого общества определяет потребность в новом, более высоком по уровню и качественно ином человеческом капитале, что объективно обостряет необходимость модернизации образования. Как неоднократно отмечал Д.А. Медведев, России нужна «умная» экономика, основанная на знаниях и наукоёмких технологиях. Реализовать эту экономическую модель можно только на базе «умной» школы, базирующейся на современных педагогических и ИК - технологиях, развивающей интеллектуальный потенциал нации в условиях инновационной образовательной среды.

В реализуемой сегодня Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится: «Сильная и известная на весь мир советская система образования была создана для решения проблем трансформации аграрного общества в индустриальное, должна была обеспечить массовое унифицированное образование людей как членов индустриального общества. Образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности на протяжении всей жизни. Теперь же в поиндустриальную эпоху – эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению».  

Школа-фабрика, производящая кадры для экономической системы государства, соответствует мануфактурно  фабричному типу экономического производства, штампует исполнителей, пригодных для однотипной монотонной работы, но не готовых к эффективному решению сложных социальных, жизненных, профессиональных задач. Она противоречит и запросу ученика на удовлетворение личных потребностей в саморазвитии, самореализации, раскрытии способностей. Значимым элементом модернизации образования становится его индивидуализация – создание педагогических, психологических и прочих условий для раскрытия каждым учеником своего уникального потенциала на максимуме возможностей, что означает обеспечение разных условий образования для разных детей, а не одинаковое усреднение педагогической среды под всех учащихся сразу, и ни для одного из них в отдельности.

Успех модернизации образования сегодня во многом зависит от эффективности создаваемых педагогических условий для становления новых видов деятельности учащихся и, соответственно, новых организационных форм образования. Приобретает актуальность использование активных форм обучения: игр, экскурсий, компьютерных симуляций, конференций и др. Необходимо приступать к построению нелинейного расписания, индивидуальных образовательных траекторий учащихся и т.п.

Таким образом, разработка и апробация в ОУ постиндустриальной модели общего образования, осуществляемая в условиях модернизации, представляется актуальной для развития муниципальной, региональной и федеральной систем общего образования. Ведущим противоречием данного проекта является несоответствие сложившейся системы общего образования требованиям постиндурстиального общества к уровню развития человеческого капитала.

Исходя из вышеизложенного, нами сформулирована проблема инновационного проекта: «Какая модель общего образования выступает фактором развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся в условиях постиндустриального общества?».

Методологические характеристики проекта.

Объект: система общего образования в ОУ как фактор развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся в условиях постиндустриального общества.

Предмет: Разработка и реализация модели общего образования, выступающей фактором развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся в условиях постиндустриального общества.

Гипотеза: можно предположить, что разработанная и реализованная на базе гимназии постиндустриальная модель общего образования является фактором развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся.

Цель: исследовать влияние постиндустриальной модели общего образования на процессы развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся.

Задачи:

  1. Исследовать состояние изученности  проблемы на основе анализа научной литературы и передового педагогического опыта.
  2. Осуществить подбор и адаптацию психодиагностических методик для исследования компонентов развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся.
  3. Проведение обучающих семинаров для педагогов-экспериментаторов по разработанной дополнительной образовательной программе.
  4. Смоделировать и  апробировать в гимназии инновационную модель общего образования, выступающую фактором развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся в условиях постиндустриального общества.
  5. Провести стартовую, промежуточную и итоговую диагностику компонентов развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся.  
  6. Представить результаты эксперимента в виде научных публикаций и методических рекомендаций.

Методологической базой исследования выступили:

- социологические доктрины становления постиндустриального общества О. Тоффлера, Д. Белла, И. Пригожина и др.

- субъектно-деятельностный подход к развитию человека, разработанный Л.С. Выготским, С.С. Рубинштейном,  А.Н. Леонтьевым, выступающий основой новых ФГОС общего образования;

- компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования российской школы, представленный в работах В.В. Давыдова,     П.Я. Гальперина, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина;

- теория постиндустриального образования, построенная учеными РАО А.М. Новиковым, А.В. Хуторским.

Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературы, теоретическое моделирование, опытно-экспериментальная работа, тестирование, анкетирование, метод экспертной оценки, статистический анализ экспериментальных данных.

Была апробирована в условиях гимназии модель постиндустриального образования, которая предполагает существенные изменения в целях, содержании и технологиях школьного обучения. На смену школьному конвейеру индустриального общества приходит персонифицированный образовательный процесс. Мы считаем, что переход школы от индустриального типа педагогического взаимодействия к постиндустриальному сопряжен с осуществлением нескольких важных перемен в организации процесса обучения:

1. Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых  группах.

Учащиеся работают индивидуально, в парах или группах по 3-7 человек. Они используют различного рода задания, базы данных, обсуждают, исследуют проблему, организуют мозговые атаки, пишут сочинения, другие письменные работы, разрабатывают проекты. Они учатся пользоваться компьютерной технологией и применять ее в своих конкретных проектах. Такие проекты, как правило, носят межпредметный характер, заставляя его участников привлекать интегрированные знания. Они учатся работать с разными источниками информации. Группа учащихся или отдельный ученик могут выбрать тему проекта за пределами программного материала и, пользуясь различными методами, в тон числе и Интернетом, создавать свою газету, информационный листок, базу данных и пр.

2. Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску.

Учитель стимулирует учащихся к выявлению необходимых фактов, явлений, процессов, концепций, которые позволят им глубже осознать тему и использовать этот материал при написании работы, разработке плана или при работе над проектом. Самостоятельная активность учащихся и их ответственность за выполнение задания стимулирует их на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя.

3. Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися.

Группа учеников, которые работают над проектом, включая и телекоммуникационные проекты, выполняют большую честь работы самостоятельна, освобождая, таким образом, учителя для работы с отдельными учениками или группами.

4. Контроль знаний, базирующийся на проверке контрольных работ и  тестировании, может быть с успехом заменен результатами работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов.

Компьютер может оказать в этом существенную помощь, предоставляя возможность учителю наблюдать динамику процесса овладения каждым учеником определенной темы.

5. Соревновательный подход заменяется на кооперацию, сотрудничество.

Специальные исследования показали, что обучение в малых группах значительно  эффективнее (если оно грамотно организовано), чем при индивидуальном или состязательном обучении. Такое обучение существенно влияет на положительный настрой учащихся, их мотивацию. Обсуждение материала, усвоенного в таких группах, показывает более высокий уровень осмысления материала, глубину аргументирования, теоретического, концептуального осознания.

6. Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала.

Подобный подход основывается на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в данной области различен. Каждый ученик приходит к процессу овладения новым знанием со своим собственно интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретации. Учителя разрешают учащимся самим выбирать, что и каким образом они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достигнуть максимального результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно. Учащиеся входят в проект с разными знаниями, умениями, навыками, находят им применение, а заканчивают проект на новом уровне знаний.

7. Поворот от организации репродуктивной образовательной деятельности к продуктивной.

Продуктивная образовательная деятельность строится на понимании необходимости субъективного результата, получение личностно и значимого для учащегося «продукта» его познавательной, творческой, трудовой деятельности. Идея продуктивной педагогики строится на интеграции учебной, творческой, трудовой деятельности учащихся в специально организуемых условиях обучающей информационной среды школы.

В образовательный процесс гимназии сегодня введены соответствующие описанной модели изменения. Они касаются как содержания и технологий образования, так и форм организации учебного процесса. В соответствии с указанными характеристиками модели постиндустриального образования необходимо переосмыслить процесс составления школьного расписания, включить в него занятия в малых группах, школьных лабораториях, индивидуальные консультации. Предусмотрена возможность выхода образовательного процесса за рамки школы – в культурные центры города, парки, высшие образовательные учреждения и т.п. Активно используется практика обмена учащимися, обучение учащихся гимназии за рубежом, в англоговорящих странах.

В рамках инновационных уроков, ориентированных на требования постиндустриального общества, каждый ученик создает свое собственное содержание образования, в индивидуальном темпе и на выбранном уровне сложности, предъявляет результаты в форме творческих продуктов деятельности. Осуществляется становление субъектной позиции в обучении, формирование у учащихся познавательного интереса, опыта творческого мышления, опыта решения практических задач, ориентация на внутреннюю сторону успеха – личностный рост и жизненную самореализацию.

За время инновационной работы поставленные задачи были успешно выполнены, поставленная гипотеза о  том, что разработанная и реализованная на базе гимназии постиндустриальная модель общего образования является фактором развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся, подтвердилась.

В целом по результатам психологического мониторинга образовательных результатов учащихся гимназии можно сделать вывод о том, что развитие учащихся гимназии направлено на формирование следующих особенностей мотивации и ценностных ориентаций: стремление к достижению успеха, учащиеся будут избегать переживаний, связанных с неудачами или будут винить в них себя, в целом удовлетворены жизнью и воспринимают ее как осмысленную, но часто находятся в сомнениях и поиске, преувеличивают свои возможности и высоко оценивают свои силы, надеясь, что смогут все «проконтролировать» в своей жизни, часто критичны к себе и очень высоко ценят мнение значимого для себя социума.

Эти характеристики позволяют заключить, что и в личности самих учащихся, и в образовательном пространстве гимназии очевидно созданы психолого-педагогические предпосылки для развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся, которые будут способствовать реализации в  современном постиндустриальном обществе. При этом динамика указанных показателей за время эксперимента отмечается позитивная.

Вместе с тем, необходимо отметить, что развитие компетентности учащихся, находящаяся в фокусе нашего эксперимента, оценена, прежде всего, в аспекте личностной компетентности, в то время как учебно-познавательная компетентность остается пока слабо отрефлексированной и самими учащимися, и экспериментальной моделью.

В ходе осуществления опытно-экспериментальных работ удалось получить следующие практико-ориентированные результаты:

  •  построить теоретическую и функциональную модели общего образования, как фактор развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся в условиях постиндустриального общества;
  •  разработать и организовать психологический мониторинг образовательных результатов учащихся гимназии;
  •  представить опыт проведения уроков, ориентированных на развитие личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся.

Данные результаты могут быть востребованы в учреждениях, реализующих новые ФГОС общего образования, ищущих пути построения школы постиндустриального типа. Апробированный мониторинг психологической составляющей образовательных результатов учащихся может использоваться всеми учреждениями, оценивающими свою образовательную деятельность с позиций комплексного анализа.

Ряд экспериментальных результатов был опубликован, в том числе – в авторских научно-методических статьях учителей, ведущих инновационную деятельность и на сайте гимназии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся.

Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся....

Формы и методы формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях дистанционного образования.

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”....

Разработка и реализация в условиях гимназии постиндустриальной модели общего образования как фактора развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся

Новая модель человеческого общества определяет потребность в новом, более высоком по уровню и качественно ином человече­ском капитале, что объективно обостряет необходимость модер­низации образования....

Музейная педагогика как средство развития личностного потенциала и образовательной компетентности учащихся

Современная музейная педагогика - это педагогика открытого пространства, которая наиболее эффективно проявляется в условиях содружества музея и школы и развивает ключевые компетентности учащихся. Музе...

Выступление к педагогическому совету на тему:"Развитие творческого потенциала и профессиональной компетентности педагога как основного ресурса, обеспечивающего развитие обучающегося в условиях ФГОС"

Современный учитель - это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в...