Развитие навыков исследовательской работы как условие формирования ключевых компетентностей учащихся
статья на тему

Некрасова Наталья Николаевна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_nekrasovoy_n.n.docx38.18 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы

НА ТЕМУ:

«Развитие навыков                           исследовательской работы как условие формирования ключевых компетентностей учащихся"

Автор: Некрасова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ №2 с. Бешпагир,

 высшая квалификационная категория

с. Бешпагир, 2017 г.

Первейшая задача образовательной политики России на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям  личности, общества и государства.

В качестве главного результата в «Стратегии модернизации образования» рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Важными целями образования должны стать:

• развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

• умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;

• готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

• толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Современное понимание качества образования не сводится к обученности, а предполагает становление готовности выпускника к успешной жизнедеятельности в условиях неопределенности современного мира. Ориентация на такое понимание качества образования приводит к тому, что основное назначение, т.е. функция, учителя – содействовать. Таким образом, ведущей целью профессионально-педагогической деятельности учителя является создание средствами педагогической деятельности условий для проявления учеником в образовательном процессе самостоятельности, творчества, ответственности и формирование у него мотивации

Базовым звеном модернизации образования является общеобразовательная школа: в общегосударственном плане – это достижение нового, современного качества образования, в педагогическом – это не усвоение обучающимися определенной суммы знаний, а развитие его личности и познавательных способностей. Школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной работы и личной ответственности учащегося, т.е. современные ключевые компетенции.

В структуре ключевых компетентностей представлены:

• компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в т.ч. внешкольных;

• компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

• компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);

• компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр.);

• компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, к выбору путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.

Предполагаемый подход к определению ключевых компетентностей соответствует опыту тех стран, в которых в последние десятилетия произошла переориентация содержания образования на освоение ключевых компетентностей (а это практически все развитие страны). Вместе с тем, такой подход соответствует и традиционным ценностям российского образования.

Ключевые компетентности многофункциональны. Компетентности относятся к ключевым, если их овладение позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях.

Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и т.п.

Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.

Ключевые компетентности многомерны, т.е. они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.).

     Одной из наиболее важных представляется исследовательская компетентность, так как именно в этом понятии наиболее полно отражаются современные требования к качеству школьного образования в аспекте развития личности учащегося.

              Исследовательская компетентность может быть сформирована только в исследовательской деятельности.

Под исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с выполнением творческой задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для  исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, выводы.

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Формирование ключевых компетентностей требует других методов обучения: все чаще используется учебное исследование и проектирование.

   Исследовательскую  деятельность  школьников я реализую в двух направлениях:

        Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагаю подготовку сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой. Примеры урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся: проблемные уроки (5-11-е кл.); семинары (9-11-е кл.); практические и лабораторные занятия (9-11-е кл.); урочные проекты (внутришкольные) (5-11-е кл.); международные проекты (5-11-е кл.);

        внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа (9-11-е кл.); проектная работа по интересам (5-11-е кл.); научные работы (5-11-е кл.); интеллектуальные марафоны (5-11-е кл.); олимпиады (5-11-е кл.); конференции (5-11-е кл.).

Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для меня  — научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.

Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.

         / этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.

         II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.

         III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.

         IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры.

На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.

Выбирая тему реферата или исследовательской работы, учащиеся руководствуются своими желаниями и интересами. В конце работы учащиеся представляют творческие отчеты. Формы могут быть различны: выпуск газеты, школьного журнала, оформление выставки, творческий отчет по эксперименту, защита реферата или исследовательской работы.

Формировании исследовательских навыков и, как следствие, становление исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы происходит постепенно.

На начальном этапе  дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности.

Я  продумываю  систему поощрений за активную исследовательскую деятельность учащихся. Осознание того, что любые твои усилия, самые маленькие достижения, в том числе и в исследовательской работе, будут замечены и публично отмечены, хотя поощрение может носить чисто символический характер (грамоты, благодарственные письма, памятные подарки, дипломы) заставляет ребят трудиться в течение учебного года.

В среднем и старшем звеньях итогом работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень.

Примером такой работы может стать, например подготовка заочной экскурсии в музей-усадьбу писателя, где одни ученики являются гидами, а другие играют роль туристов.

При оценивании исследовательских работ учащихся старших классов необходимо обращать внимание на следующие моменты:

         Работы должны быть выполнены самостоятельно.

         Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, оригинальность взглядов или подходов.

         Интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию.

         Реферативная работа должна носить аналитический характер и содержать собственные выводы автора.

         Работа должна иметь практический и теоретический интерес.

         Учитывается грамотность выполнения, тематическая широта использованного лексического материала.

Большую роль играет научное общество учащихся, которое  является добровольным, неполитическим, научно-творческим объединением обучающихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной научной области, развивать свои интеллектуальные способности, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.

В нашей школе организовано научное общество Спектр», руководителем которого являюсь на протяжении 5 лет.

Научное общество учащихся – это своеобразная деловая игра, которая помогает решать многие задачи развивающего образования: раскрывает интересы и склонности учащихся к исследовательской деятельности, создаёт     оптимальные условия для реализации их творческого потенциала; повышает престиж знаний, грамотности в широком смысле слова, общей культуры обучающихся, совершенствует навыки учебной работы; развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление; обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно переживать успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах; расширяет контакты с учениками не только своей, но и других школ города и страны, а при использовании Интернета – с другими странами, учит взаимодействовать с учителями и учеными, создаёт условия для вовлечения в коллективную поисковую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы с профессиональными исследователями; пропагандирует  достижения современной науки, техники, культуры.

Учащимися были выполнены исследовательские работы на темы: «Структурно-содержательные параллели романов М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и братьев Стругацких «Хромая судьба», «Власть денег как  одна из вечных  тем русской  литературы в рассказе В. Грязева «Чумной», «Сон как сюжетообразующий  элемент  в  рассказе Н. Ляшенко  «Приснилась первая любовь», «Образ малой родины в произведениях моих земляков», «Булгаковские мотивы в романе братьев Стругацких «Хромая судьба», «Роль чудесного случая в рассказах А.И. Куприна»,  «Образ праведника в рассказе А. Кабакова «Перекрёсток», «Разрушающая роль красоты в рассказе                          Л. Улицкой «Пиковая дама», «Трансформация фольклорных жанров в сказке  Л. Керрола «Алиса в Стране чудес», «Сатирическое изображение героя времени в произведениях М.Зощенко и В. Пьецуха», «Тема омертвения души в романе Е. Замятина «Мы» и рассказе Т. Толстой «Чистый лист», «Проблема соотнесения искусства и действительности в повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», «Мотивы предательства и расплаты в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и новелле П.Мериме «Маттео Фальконе», «Мысль семейная» в романе Л. Улицкой «Медея и её дети», «Проблема гениальности и безумия в рассказе А.П. Чехова «Чёрный монах», «Тема  человечности в сказках   Л. Петрушевской «Сказка о часах» и «Отец», «Тема детства в рассказах   А. П. Чехова», «Вымысел  и реальность в  сказке  Л. Петрушевской «Гадкий утёнок».

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Создаю проблемно-мотивационную среду на уроке разными формами: беседой, дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой, организацией “круглого стола”, консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  2. Команды не соревнуются.
  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.

План действий учащихся в проекте

  1. Выбор темы проекта (исследования).
  2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
  3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
  4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
  5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
  6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
  7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
  8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
  9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

Применяя в 5 классе метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям, упражнениями:

- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?

- Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.

Предлагая такие задания, как “Сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам”,

составить словарик фразеологизмов, составить словарик “Из истории фразеологизмов”, даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.

Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.

Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, я организую такое взаимодействие, которое включает в себя связки “ученик - ученик”, “ученик – учитель”, “учитель – ученик”, “ученик – класс”, при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.

Например, беру басню И.А. Крылова “Квартет” и задаю вопросы:

- Какие проблемы испытывали музыканты?

- Почему им не удалось договориться?

И после этого даю задание группам: прочитать отрывок из текста и передать содержание тремя простыми предложениями. Один ответ от группы.

Когда ученики научится взаимодействовать между собой, можно предлагать задания – проекты.

Вот некоторые примеры практических проектных работ учащихся, выполненные на уроках или дома.

1. Мини-проект – сочинение “Мое открытие” учащиеся 5А класса.

В ходе изучения сказки А. Платонова “Неизвестный цветок” учащимся было предложено написать сочинение о каком-нибудь маленьком, но очень важном для них открытии, которое они сами совершили в своей жизни.

2. Учащимся интересно, когда нет готового однозначного ответа, потому что они активно включаются в общую работу.

Изготовление учебных пособий, составление кроссвордов по теме – это умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт – свой проект.

3. Проверяю, как понят учебный материал, на основе развития креативных навыков следующим образом: после сообщения о гнездах однокоренных слов, учащиеся показывают сценку “Родственники” (это творческий мини-проект 3 учащихся).

А в 5 классе семинар по теме “Части речи. Имя прилагательное и имя существительное” начинается со сценки “Экзамен Митрофана” (Д.И. Фонвизин “Недоросль” (это мини-проект 2 учащихся), а далее следует вопрос:

- Какую ошибку допустил Митрофан и почему?

4. “Мозговой штурм” применяю на уроках, когда необходимо еще раз вспомнить и проанализировать творчество писателя или характер героя, события его жизни.

Примеры “мозгового штурма”: 5 кл. – предложите идею создания оригинального памятника баснописцу И.А. Крылову; 9 кл. – предложите идею создания герба помещиков Манилова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, Плюшкина.

5. В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в картинках, создать наглядное пособие и др. Учащиеся делают проекты по теме и по своей инициативе, что обязательно обсуждается в классе.

6. Учащиеся старших классов выполняют более серьезные проекты: создают наглядные пособия, пишут рефераты, научно-исследовательские работы.

Элементы проектной деятельности использую на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность. Когда учащиеся освоили основные приемы, необходимые при работе с проектом, провожу уроки-проекты.

    Считаю, что осуществляемая модель компетентностного подхода является эффективной, о чём свидетельствуют следующие образовательные результаты:

1.    100%- ная успеваемость по предмету;

2.     Повышение % качества образования по литературе -  от 45% до 80%.

3.    Успешная сдача ЕГЭ и ГИА

4.    Результативность исследовательской, проектной деятельности.

5.    Развитие  творческого потенциала учащихся .

6.    Активность жизненной позиции школьника.

7.    Высокая мотивация деятельности.

8.    Высокий рейтинг образовательных достижений .

    Доказательством являются многочисленные победы моих учеников в конкурсах разного уровня, что говорит также о разносторонности их интересов и формировании универсальных учебных действий.

В 2008 – 2009 годах мои  воспитанники принимали участие в Федеральном Окружном Соревновании  молодых исследователей «Шаг в будущее», дипломантом II степени в секции «Филология» в 2009 году стала Тагирова Зарина  с работой «Разрушительная сила красоты в рассказе Л.Улицкой «Пиковая дама». Герасимова Елена со своей работой «Булгаковские мотивы в романе братьев Стругацких «Хромая судьба» представила научно-исследовательскую работу на XV Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского

В 2008 году Некрасова Анна, ученица 6 класса, заняла 1 место в номинации 6 класс краевого этапа Всероссийской научной эколого-биологической олимпиады учреждений дополнительного образования детей с научно-исследовательской работой «Экологические проблемы                                  с. Бешпагир».

УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ,  НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ,  ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАДАХ (2009 – 2012 гг)

1. Участие в предметных олимпиадах

Талалаева Валерия

8

2010

Олимпиада по литературе (районная)

1

Орехова Наталья

8

2010

Олимпиада по русскому языку (районная)

3

Талалаева Валерия

9

2011

Олимпиада по литературе (районная)

1

Насибова Оксана

10

2012

Олимпиада по литературе (районная)

1

Апаршева Екатерина

11

2012

Олимпиада по литературе (районная)

2

2.Участие в творческих конкурсах

Некрасова Анна

6

2009

Краевой конкурс фантастики «Фантазия меняет мир»

Участие

Некрасова Анна

6

2009

Международный литературный конкурс, проводимый порталом NETeratura

Участие

Кочкарёв Никита

7

2009

Международный литературный конкурс, проводимый порталом NETeratura

Участие

Сотникова Ирина

11

2009

Международный литературный конкурс, проводимый порталом NETeratura

Участие

Хачатрян Валерий

10

2012

Творческий конкурс СтГМА

Участие

Пожарская Эльвира

10

2012

Краевой конкурс творческих работ «Имею право!»

Победитель

3. Участие в научно-практических конференциях

Герасимова  Елена

11

2009

Районная научно-практическая конференция школьников

3

Ореховская Алёна

9

2009

Районная научно-практическая конференция школьников

2

Герасимова  Елена

11

2009

ХIХ Ставропольская научно-практическая конференция школьников, секция «Литературоведение»

1

Ореховская Алёна

9

2009

Краевая научно-практическая конференция школьников  «В науку первые шаги»

2

Герасимова  Елена

11

2009

Краевая научно-практическая конференция школьников  «В науку первые шаги»

Участие

Некрасова Анна

6

2009

Краевая научно-практическая конференция школьников  «В науку первые шаги»

Участие

Ореховская Алёна

9

2009

Краевая научно-практическая конференция школьников  «В науку первые шаги»

2

Некрасова Анна

7

2010

ХХ Ставропольская научно-практическая конференция школьников, секция «Литературоведение»

1

Головко Анатолий

9

2010

Краевая научно-практическая конференция школьников  «В науку первые шаги»

3

Головко Анатолий

9

2010

ХХ Ставропольская научно-практическая конференция школьников, секция «Литературоведение»

3

Некрасова Анна

8

2011

ХХI Ставропольская научно-практическая конференция школьников, секция «Литературоведение»

1

Тагирова Зарина

10

2009

Федеральном Окружном Соревновании  молодых исследователей «Шаг в будущее»

2

МЕДАЛИСТЫ И ПРЕТЕНДЕНТЫ НА МЕДАЛЬ

Учебный год

Количество

2004 -2005

3 (серебро)

2006 – 2007

4 (серебро)

2007 – 2008

6  (3 – золото, 3 – серебро)

2008 – 2009

1 (серебро)

2011-2012

1 (серебро)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся.

Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся....

Формы и методы формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях дистанционного образования.

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”....

Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения

Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информа...

Интеграция урочной и внеурочной дея-тельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС.

Муниципальный семинар «Формы и методы организации обучения и воспитания в едином образовательном пространстве гимназии», МАОУ «Гимназия №3» Городской округ Балашиха, 04.12.2015...

Интеграция урочной и внеурочной дея-тельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС. Презентация

ПрезентацияИнтеграция урочной и внеурочной дея-тельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС. Учитель музыки Попова М.Н....

Статья "Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетентностей учащихся"

Статья "Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетентностей учащихся"...