НЕОБХОДИМОСТЬ СТРАНОВЕДЧЕСКОГО КУРСА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ФГОС
статья по английскому языку (6 класс) на тему

ДРОГИЧИНСКАЯ МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

В статье речь пойдет о страноведческом материале, не столько как об обязательном компоненте обучения иностранным языкам согласно ФГОС, сколько как об осмысленном применении. В статье затронуты вопросы, каким образом внедрять страноведческий материал в урок, как найти для этого время. Поднимем вопрос какие качества развивает страноведческий материал и так ли он необходим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drogichinskaya_ctatya.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 51

СТАТЬЯ

НЕОБХОДИМОСТЬ СТРАНОВЕДЧЕСКОГО КУРСА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ  ФГОС

Учителя английского языка ГБОУ СОШ № 51

Дрогичинской М.А.

Санкт-Петербург

2018г.

В соответствии с п. 18.3.1. ФГОС основного общего образования учебные предметы «Иностранный язык», «Второй иностранный язык» входят в обязательную предметную область учебного плана. Основная цель изучения иностранных языков в школе - формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции: способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает также развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, понимании воспринимаемого на слух (аудировании), чтении и письме.[2]Каким образом можно развить межкультурную коммуникацию, не применяя при этом страноведческого материала? Культура- это территории, ландшафт и даже искусство нации. При столкновении с этим миром в реальной жизни понесет за собой последствия, в виде неверных ответов или демонстрации необразованности, можно даже так сказать пробела в собственных знаниях. Не так важно в действительности ли ученики столкнуться с иноязычным миром в реальности. Осведомленность в базовых вопросах другой страны, не обязательно страны изучаемого языка, повышает ученика в глазах собеседника. Важно учитывать межпредметные связи, почему бы еще раз, не только потому что это прописано в стандарте, но и по собственному опыту, не напомнить ученику столицу Франции или при обсуждении зверей упомянуть, где же они все живут. Учителя сами несут ответственность за учеников, будущих студентов, работников. Демонстрацией своих знаний, они завоевывают уважение в классе.  Каждый учитель по-своему пытается повысить мотивацию учеников, напримерпризами, угрозами или доброжелательностью,  но этого возможно добиться с помощью интересного материала. Педагоги часто задают себе вопрос, как заинтересовать учеников? В современном мире, по запросу в интернете, который даже не надо печатать в строку поиска, можно найти и рассмотреть, а иногда даже прогуляться по бескрайнему северу, по берегу Атлантического океана  или в красном лесу заповедника. Чем же мы можем увлечь ученика, который обладает уже в своем юном возрасте такими возможностями. Принято считать, что на данном этапе мы направляем, мы создаем им этот мир, называя места, где возможно побывать, хоть и виртуально. Мы даем отрывок картинки, чтобы ученик, придя домой не кинулся к игре, а посмотрел, где находится такое чудо природы, что еще в мире интересного.  Всё это достигается при хорошем знании традиций, обычаев, манер поведения, способа вести беседы представителем той или иной страны. 

В процессе изучения страноведения реализуются познавательные, обучающие, социально-терапевтические, адаптационные, развивающие функции образования в их единстве.

Страноведение, способствуя взаимному обогащению национальных культур, помогает легче и глубже воспринимать общечеловеческое через национальное, изучая национальные ценности, являющееся неотъемлемой частью общечеловеческих,- способствует развитию всего самого прогрессивного, что раскрывается в общечеловеческом и отражает общечеловеческое.

Страноведение расширяет объем фоновых знаний, обеспечивает успешную коммуникацию на языке.

Страноведение включает в себя не только лексический фон, национальную культуру и национальные реалии, но и выполняет огромную воспитательную функцию, воспитывая у учащихся уважение и любовь к стране изучаемого языка.

Под влиянием политических, социально-экономических изменений в России, происшедших в ее общественно-политическом устройстве страны, образовательная моно система распалась. Исходным же моментом и необходимым условием целостности образовательной системы является направленность деятельности всех ее субъектов на становление образования нового типа, отвечающего потребностям развития и самореализации человека в новой социокультурной ситуации. В качестве такого выступает личностно-ориентированное образование гуманистического типа. Именно в этом типе образования, обеспечивающим развитие личности, поддержку ее индивидуальности, полноценное удовлетворение ее образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей, в образовании, обращенному к человеку и направленному человеческими смыслами, как нельзя лучше осуществляется связь науки и практики. И высшей ценностью данного образования является поддержка индивидуальности. Ненасильственным культуросообразным воспитанием, созданием условий для творческой самореализации[1].

На основании требований нового ФГОС ученики должны уметь активно применять иностранный язык в профессиональной коммуникации и деятельности, а также в межличностном общении. Сейчас недостаточно зазубрить какую-либо тему, сейчас нужно уметь формировать спонтанные высказывания, свободно выражать свое мнение по определенному вопросу. Можно сказать, что этот определенный вопрос может быть и общекультурного характера, как по вопросу страноведения, так и по вопросу биологии, химии или физики. С чем столкнется будущий ученик учитель должен предсказывать в своем учебном плане. Страноведческие уроки основаны на изучении страноведения, но отличаются акцентом не столько на заучивание определенного объема информации, сколько на ее творческое освоение в процессе общения и проектной работы [3]. Организация исследовательской и поисковой деятельности учащихся является залогом их успешного овладения данным материалом. Так же такая деятельность способствует разрядке трудовых будней. В любом случае учитель всегда ограничен программой и рамками темы, которые не позволяют ему внедрять проекты каждую неделю по желанию учеников. Удобнее всего такие мероприятия проводить в конце учебного года, после написания всех контрольных, когда время еще есть, а новую тему начинать уже бессмысленно. Все же, если у учителя нет возможности проводить работы такого плана, всегда есть место домашнему чтению. Сейчас очень распространено такое понятие, как чтение с применением технологии критического мышления, это форма работы, при которой ученик с помощью поисковых способностей выделяет из текста основную мысль, при этом работая творчески.  Чтение рассказов является обязательным, так как они органично вплетены в сюжет. Лексика не подлежит активному усвоению, однако, как показывает практика, если содержание текста отвечает реальным потребностям и интересам учащихся, то овладение лексикой происходит непроизвольно и оказывается гораздо более прочным, чем в ситуациях ее жесткого систематического заучивания.Большое значение в данном УМК уделяется манере подачи страноведческой информации. Авторы считают, что учебник иностранного языка для общеобразовательной школы не должен по форме и по сути напоминать энциклопедии и страноведческие справочники. От формы изложения, так же как и от содержания текста, зависит желание или нежелание ученика изучать данный материал, а также прочность его запоминания. Восприятие прошлого, особенно далекого прошлого, чужой страны невозможно закрепить в памяти учащихся без создания ярких образов, метафор, актуализации различных чувств в восприятии мира.

В рамках школьного образования присутствует лишь тип обучения вне языковой среды. В условиях отсутствия реальной языковой среды, сжатых рамок урока и недостатка страноведческого материала учитель сталкивается с объективными трудностями в решении сложной задачи формирования разносторонней социокультурной компетенции учащихся, поэтому присутствие в том или ином виде компонентов атрибутов языковой среды страны изучаемого языка на уроках необходимо. На эффективность формирования социокультурной компетенции существенное влияние оказывает личность учителя, его стиль, опыт и умение строить отношения с классом во время занятий и во внеурочное время. Моделирование языковой среды в образовательном процессе выступает как решающее условие для формирования социокультурной компетенции учащихся, которая имеет следующие этапы: 1. Этноцентризм. Получение багажа знаний о культуре иной страны. 2. Культурное самоопределение. Сравнение своей и иной культуры с позиции наличия или отсутствия фактов. Определение своего места в спектре культур. 3. Диалог культур. От мышления и понимания – к деятельности[4, с.10].

В заключении можно сказать, что независимо от обязательности внедрения страноведческого материала в урок согласно с федеральным государственным стандартом, мы, учителя, должны создавать для учеников среду, в которой они сами будут стремиться к таким знаниям. Если учитель сам заинтересован, начитан и готов делиться этими знаниями с учениками, то в свою очередь ученики захотят узнавать больше, чтобы делиться этим в классе, создавая свою атмосферу иноязычной культуры.

Список использованной литературы

1. Бурова, В. Г - Место страноведения в преподавании иностранного языка в школе [электронный ресурс], статья для учителей/ Бурова В.Г.; Москва., 2013. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2013/01/21/mesto-stranovedeniya-v-prepodavanii-inostrannogo-yazyka

2. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. Стандарты второго поколения, 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 144 с.

3. Разуваева, А. С  - Страноведение на уроках английского языка [электронный ресурс], статья для учителей/ Разуваева А.С.; Москва., 2017. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2017/05/03/stranovedenie-na-urokah-angliyskogo

4. Фадеева, Е. Г. Страноведение на уроках английского языка – эффективный путь воспитания [Текст]: учебное пособие/Е.Г. Фадеева.-Подольск.: МОУ «Лицей № 26»,2011.-15 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

страноведческий подход в обучении английскому языку

страноведческий подход в обучении английскому языку. статья...

Нейро-лингвистическое программирование и ролевые игры в системе обучения английскому языку

В данной статье я рассказываю об основных методах, используемых мною, в обучении английскому языку....

Статья на тему: "Необходимость использования компьютерных технологий при обучении английскому языку"

Статья рассказывает об использовании компьютерных технологий при обучении английскому языку в школе....

Поликультурное Всемирное наследие в системе обучения английскому языку

Чтобы сохранить и приумножить Всемирное наследие необходимо использовать новые методики в преподавании англ. языка через привлечение старшеклассников к практической деятельности по сохранению Все...

Печатная статья "СТРАНОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ"

Опубликована в сборнике материалов VI  Международной научно-методической конференции, г. Курск, 22-23 мая 2014 г....

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...

"Эффективные способы и приемы запоминания английских слов как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

Так как у учащихся возникают проблемы при запоминании новых слов по изучаемым темам, возникла необходимость рассмотреть более эффективные способы и приемы запоминания английских слов.Какой бы путь изу...