Статья на тему: "Необходимость использования компьютерных технологий при обучении английскому языку"
статья по английскому языку на тему

Фирфарова Валерия Михайловна

Статья рассказывает об использовании компьютерных технологий при обучении английскому языку в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Необходимость использования

компьютерных технологий

при обучении английскому языку

Согласно требованиям ФГОС основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной и прочих сферах, которыми владеет ученик. При этом в содержании образования должны быть обязательно включены иностранные языки и информационные технологии.

Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению и практическому владению английским языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Комплексно решить эту задачу помогают информационные технологии.

Информационно-компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Их использование имеет ряд преимуществ перед традиционными методами обучения. Это индивидуализация обучения, интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной деятельности и мотивации.

Компьютер для учителя должен стать не предметом изучения, а средством, с помощью которого можно качественно улучшить процесс обучения, осуществлять исследовательский подход в обучении, развивать и формировать критическое мышление, умение учиться и самообучаться. Для наиболее эффективного обучения и актуализации знаний учащихся появилась возможность наглядно структурировать учебный материал, системно излагать его, используя схемы, таблицы, логические цепочки и экземпляры уникальных карт.

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика.

Кроме того, аудиовизуальные средства, используемые на уроке, сообщают учебную информацию через систему образов, ярко, красочно, наглядно, что эмоционально воздействует на ученика и активизирует его высшую нервную деятельность, а у школьников с низким уровнем работоспособности на уроках с использованием ТСО происходит улучшение функционального состояния ЦНС, повышается уровень внимания и работоспособности. Заметно усиливается сознательное отношение к учению. Появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы.

Использование новых технологий обучения для целей лингводидактики и программного обеспечения необходимо осуществлять, дифференцируя две различные задачи, решаемые в процессе изучения английского языка: усвоения определенного объема теоретической информации о языке и приобретение умений практического владения им в различных видах речевой деятельности на нем (коммуникативных умений).

Компьютерные программы могут использоваться для обучения различным аспектам английского языка, начиная с изучения алфавита. С их помощью можно обучать чтению, правильному произношению и говорению, а также отрабатывать практически любой грамматический и лексический материал. Есть программы, обучающие работе с толковыми словарями и страноведению. Очень эффективны программы грамматических упражнений  и контрольных работ с мгновенной проверкой и оценкой результатов. Имеются и программы, обеспечивающие корректировку сухо-произносительных навыков, так как они дают возможность записи и воспроизведения собственного голоса для сравнения с образцами.  Доступ в Интернет также дает необъятные возможности обращения к любым справочным источникам.

Противники более широкого использования компьютерных программ считают, что такие программы могут иметь лишь вспомогательную роль, а часто и совсем отрицают целесообразность применения компьютера на уроке, утверждая, что его можно использовать только для самостоятельных занятий во внеурочное время. Не отрицая центральную роль преподавателя и учебника в организации процесса обучения, очевидно, что отрицание целесообразности работы с компьютером на уроке не выдерживает никакой критики. Бесполезно оспаривать, что компьютер делает многие виды работ гораздо быстрее и точнее человека. Практически на каждом занятии делаются упражнения или проводятся контрольные работы - для проверки многих из них, безусловно, следует использовать компьютер.

Преимуществом мультимедийных обучающих программ перед печатной продукцией является и то, что в них объединены сразу несколько каналов передачи информации (текст, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы), что делает изучение языка интересней и эффективней за счет одновременной активации нескольких каналов передачи информации. Многие обучающие программы содержат ссылки на страницы в Интернете, благодаря чему ученики получают  нужную информацию.

Явным преимуществом компьютера является возможность обеспечить то,  что весьма трудно осуществить на традиционных занятиях, - индивидуальный подход к учащимся. Компьютер даёт возможность индивидуализации процесса обучения. Каждый ученик работает так, как может, он имеет возможность остановиться, подумать, исправить ошибку. Имеются программы, где компьютер сообщает об ошибках голосом, узнает голос учащегося и дает оценку его произношению и интонации.

Функциональное назначение компьютерного компонента обучения должно было бы:

  • Обеспечивать формирование моторных навыков владения языком.
  • Обеспечивать наглядной основой усвоения иноязычного материала (моделирующая функция).
  • Обеспечить мотивированное усвоение иноязычного материала (мотивационная функция).
  • Демонстрировать различные способы решения коммуникативных задач в зависимости от содержания коммуникативной ситуации (демонстрационная функция).

Поэтому необходимость использования компьютерных технологий при изучении английского языка определяется исходя из основных функций и вытекающих из них целей обучения английскому языку. Эти функции:

  • общеобразовательная,
  • коммуникативная,
  • воспитательная,
  • развивающая, связанная с интеллектуальным и нравственным развитием учащегося.

        Невозможно изучать язык иной культуры вне этой культуры. Интернет-технологии позволяют максимально быстро создать языковую среду и войти в нее, внедриться в иную культуру, реализуя принцип функциональности языка. Это дает возможность общения с носителями языка, что также способствует дополнительной мотивации учащихся. Владение языком подразумевает и общение по электронной почте, и поиск информации в Интернете.

Осуществляя обучение школьников английскому языку с использованием всех возможностей компьютера и сети Интернет, решаются сразу две задачи: формирование информационно-коммуникативной компетенции и формирование языковой коммуникативной компетенции. Считается, что коммуникативная компетентность состоит из трех компонентов: лингвистического, социолингвистического и прагматического. Наиболее целесообразным и актуальным является применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) при изучении лингвистического компонента, который включает лексические, грамматические, семантические, фонологические знания и умения, независимо от социолингвистической ценности и прагматических функций их реализации. На электронных уроках школьники наряду с развитием коммуникативных навыков, могут осваивать современные технологии получения информации. Использование компьютера дает школьникам возможность научиться говорить по-английски без акцента, легче и быстрей усвоить большой объем лексического материала, различные грамматические конструкции, помогает преподавателю обучить учеников правильному произношению.

На интегрированных уроках учащиеся осуществляют следующие виды развивающей деятельности:

  • знакомятся с видеороликами о достопримечательностях стран изучаемого языка, о традициях и обычаях,
  • выполняют различные типы интерактивных заданий,
  • ведут диалог с детьми из англоязычных школ,
  • осуществляют переписку по электронной почте.

В современных условиях наиболее востребованной является способность к межкультурному воздействию. В условиях современного информационного общества реальность такова, что школьники сталкиваются  с компьютерными технологиями на самых ранних этапах своего развития. Перед учителем стоит задача интеграции языковых знаний  и навыков владения компьютером.

        Возможности, которые открывает для изучения английского языка использование компьютерных технологий, можно разбить на три категории:

                1. Компьютер программируется так, что он реагирует определенным образом на определенные действия пользователя, может обрабатывать и сортировать большое количество информации, и все это не ограниченное количество раз. Таким образом, компьютер берет на себя рутинную работу по проверке заданий и краткому объяснению ошибок, что экономит время преподавателя и делает ученика более самостоятельным.

                2.Компьютер позволяет искать, сохранять и обрабатывать информацию. Например, пользователь может с помощью клавиатуры набрать текст, отредактировать его, соединить с видео- или аудиозаписью, распечатать, сохранить (на жестком диске, на дискете, CD-роме или DVD) и отправить его по электронной почте. В связи с этим высказываются предположения, что компьютерные обучающие программы в недалеком будущем придут на смену учебникам и традиционным пособиям и облегчат доступ к аутентичным материалам.

                3.Компьютеры могут быть подключены к региональной или международной сети, что позволит учащимся быстро обмениваться информацией любого рола даже на большие расстояния. Компьютер делает возможными доступ к аутентичным материалам, актуальной информации на языке (односторонняя коммуникация) и общение с преподавателем, другими учащимися и носителями языка (двусторонняя коммуникация).

                Но компьютер в учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности. То, что преподаватель желает получить в результате использования машины, в неё необходимо запрограммировать.

Компьютер берёт на себя львиную долю рутинной работы преподавателя, высвобождая ему время для творческой деятельности, которая на современном уровне развития техники не может быть отдана компьютеру. Пригодность технических средств обучения и контроля для использования на занятиях по иностранному языку определяется по следующим критериям:

во-первых, они должны способствовать повышению производительности труда и эффективности учебного процесса,

во-вторых, обеспечивать немедленное и постоянное  подкрепление правильности учебных действий каждого учащегося;

в-третьих, повышать сознательность и интерес к изучению языка,

в-четвёртых, обеспечивать оперативную обратную связь и пооперационный контроль действий всех обучаемых,

в-пятых, обладать возможностью быстрого ввода ответов без длительного их кодирования и шифрования.

Как показывает практика,  из всех существующих средств обучения компьютер наилучшим образом "вписываются" в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяют дидактическим требованиям и максимально приближают процесс обучения английскому языку к реальным условиям. Компьютеры могут воспринимать новую информацию, определённым образом обрабатывать её и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения, контролировать работу таких технических средств обучения, как синтезаторы речи, видеомагнитофоны, магнитофоны. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый ученик получает возможность работать в своём ритме, т.е. выбирая для себя оптимальные объём и скорость усвоения материала.

Применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.

Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.

Ещё одно достоинство компьютера – способность накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса. Анализируя статистические данные (количество ошибок, правильных/неправильных ответов, обращений за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных заданий и т.п.), преподаватель судит о степени и качестве сформированности знаний у учащихся.

Необходимо отметить, что компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как «ответобоязнь». Во время традиционных аудиторных занятий различные факторы (дефекты произношения, страх допустить ошибку, неумение вслух формулировать свои мысли и т.п.) не позволяют многим учащимся показать свои реальные знания. Оставаясь же "наедине" с дисплеем, учащийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний.

Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы учеников на уроках английского языка. Учащиеся могут использовать компьютер как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизации отрабатываемого навыка.

Поэтому компьютерные программы должны занять значительное место в процессе обучения английскому языку в общеобразовательных учреждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в преподавании английского языка в МАОУ «Лицей гуманитарных наук»

Информатизация учебного процесса - одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием материально-технической базы учебных заведений, переподготовкой учителей, разработкой метод...

Интегрированный элективный курс «Использование компьютерных технологий при обучении английскому языку»

Элективный курс обучает  технологиям создания различных продуктов на английском языке с помощью компьютерных программ....

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка. Выступление на РМО учителей английского языка 01.11.2012

Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при об...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Как обучать английскому языку с помощью компьтерных технологий...

Статья "Использование компьютерных технологий на уроках английского языка"

Статья об актуальности использования компьютерных технологий на уроках английского языка....

Статья "Использование Smart технологий при обучении английскому языку"

Использование Smart технологий на разных этапах урока и при обучении разным видам речевой деятельности...