Учебно-методический материал "Использование средств программы SMART Notebook на уроках английского языка"
учебно-методический материал по английскому языку (5 класс) на тему

Русакова Наталья Викторовна

На своих уроках я применяю разные технологии. Выбор технологии может зависеть от типа урока, от целей, которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов. Наиболее часто в своей практике использую технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

В данном материале представлены примеры использования игровых технологий через средства программы Smart Notebook на базе УМК "Английский в фокусе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности.

   На своих уроках я применяю разные технологии. Выбор технологии может зависеть от типа урока, от целей, которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов. Наиболее часто в своей практике использую технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Используя ту или иную технологию, я обращаюсь к средствам информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые позволяют не только развивать умения пользоваться широким спектром ИКТ, но и формировать осознанный и грамотный подхода к выбору и применению средств ИКТ, что являются частью метапредметных результатов освоения программы и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий.

Игровые технологии.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний облегчающем усвоение материала. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений.

Через игру обеспечивается актуализация личностного потенциала, сил саморазвития учащегося. Игра непременно содержит соревнование и конфликт, принятие роли и экспертную оценку результата, делает явными скрытые противоречия обыденной жизни, обостряет состояние состязательности, придает процессу учения черты непроизвольности. Именно в игре, как особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное и нравственное развитие личности.

Игра представлена в учебнике «Английский в фокусе» в каждом модуле, по каждой теме в качестве отдельного задания GAME. Мне остается поработать над формой игры, чтобы она не воспринималась учащимися как одно из упражнений из учебника. Например, при изучении темы «Страны и национальности» (5 класс, модуль 2а) содержание игры представлено следующим образом: «Играйте в командах. Одна команда называет страну, другая – национальность». Посредством программы SMART Notebook я выбрала форму подачи этой игры через инструмент программы Category sort – text в Lesson Activity Toolkits, который может послужить не только визуальной опорой, но и позволяет провести предварительную подготовку к игре, служить как средством контроля знаний стран и национальностей, так и средством поиска информации, активного и пассивного запоминания.

Этот инструмент может быть использован в любом задании, где требуются выбор по категориям. Когда категорий только две, я использую также инструмент Vortex sort – text или Pairs. Причем инструмент Pairs хорош для активной тренировки памяти: запоминания новой лексики с опорой на картинку, ситуацию и т.д., когда необходимо установить логическую связь между парами.

Программа SMART Notebook идеально подходит мне для быстрой подготовки игровых моментов урока в любом классе. Инструменты SMART Notebook в Lesson Activity Toolkits могут быть использованы в любом задании для любой возрастной категории, обеспечивать выполнение различных задач урока.

Игры могут быть грамматическими (построение вопросительных предложений, например, Is it a…?, Where is…?, Who is …?, etc. – инструменты Keyword match, Multiple choice), лексическими (намеренные ошибки в употреблении слов, домино и т.д. – инструмент Multiple choice,  Word biz), фонетическими (например, разучивание и театрализация стихотворений, физминутки: хлопаем, топаем и т.п. как только услышим слово на определенный звук и др.), орфографическими (шифровки, ребусы и т.п. – инструмент Keyword match, Multiple choice, Word biz, Crossword и т.п. ), аудитивными (тексты с нарушенной логической последовательностью повествования – инструмент Sentence arrange), речевыми (обсуждение афоризмов, крылатых выражений, фразеологизмов, пословиц и т.д.), которые способствуют формированию речевых навыков.

С пятого класса я использовала игровую технологию «Суфлер» для работы над развитием навыков диалогической и монологической речи и чтения. В 2013 году, когда открыли нашу школу, в классы были набраны учащиеся с разной подготовкой. Были и такие, кто в пятом классе не умел читать. Сильным учащимся отводилась роль «суфлеров». Например,  работая с текстом учебника на первом этапе сильный учащийся прочитывал фразу, слабый – повторял; на втором этапе слабый учащийся читал текст и останавливался перед сложным словом, сильный – произносил это слово, слабый – повторял и читал дальше. Работая с диалогами можно варьировать форму выполнения заданий, а содержание нам предлагают упражнения Speaking в учебнике. На продвинутых стадиях работы с диалогами наиболее интересным стало задание, когда выходящая к доске пара учащихся знает только тему диалога, а пара «суфлеров» заранее подготавливает сам диалог. С монологическими высказываниями, которые так сложно даются учащимся, мы тоже научились работать, играя. В восьмом и девятом классе схема работы с монологом была следующей: слабый и сильный учащиеся вместе готовят высказывание по заданию упражнения Think! в учебнике, где необходимо выразить свое мнение по той или иной теме; затем, слабый учащийся озвучивал монологическое высказывание, а сильный – помогал, если возникали проблемы. В десятом и одиннадцатом классе выполнялись задания Green wisdom из раздела Going Green или Words of wisdom учебника, в которых для обсуждения предлагалась цитата, пословица, народная мудрость и т.п. Учащиеся самостоятельно готовили свое высказывание с аргументами «за» и «против», делали записи в две колонки, затем делились на две команды. Одна команда объединяет все аргументы «за», другая – «против». Представитель первой команды начинал монологическое высказывание, задача представителя второй команды на каждый аргумент «за» сказать свой аргумент «против». Члены команд помогают своим представителям, «подбрасывая» идеи.

Успешное использование игровой технологии «Суфлер» в 5-7 классах помогло перейти к игровой технологии «Озвучка» в 9 классе. Работая над произведением «Пигмалион» Бернарда Шоу (книга для чтения, учебное издание, серия «Английский в фокусе», 9 класс), после выполнения основных заданий по главам, учащиеся распределяли между собой роли персонажей, обсуждали их характер, манеру поведения и разговора. Потом мы просматривали эпизод фильма (Pygmalion, Robert Powell and Twiggy. Complete Production, 1981) соответствующий прочитанной главе, фиксировали на бумаге диалоги и монологи из фильма согласно выбранным персонажам, обсуждали отличие эпизода фильма от книжного варианта. Когда слова персонажей были понятны и с фонетической точки зрения и с точки зрения эмоциональной окрашенности, соответствующей персонажу, мы приступали к «озвучке» эпизода фильма: просматривали эпизод без звука, учащиеся сами озвучивали персонажей; весь процесс записывался на диктофон мобильного телефона, мы накладывали запись на эпизод и просматривали его еще раз; затем обсуждали качество сыгранных ролей, вносили изменения в форму высказываний, переговаривали фразы с другой интонацией и т.д.

В старших классах помимо дидактических игр, я использую деловую игру, особенно при работе над развитием и закреплением навыков чтения и говорения. В основном — это исполнение ролей (например, круглые столы, диспуты, пресс-конференции с обязательным участием всех учащихся, но роли они выбирают сами; могут быть и журналисты, и просто заинтересованные лица, но каждый из них готовит для себя легенду, продумывает имидж, линию разговора). В восьмом классе я взяла экологические проблемы для диспута. В девятом – проблему безопасности жизни для беседы. В десятом – тему здорового питания для пресс-конференции. В одиннадцатом классе – тему ответственности для круглого стола. Самому событию предшествует этап подготовки: детальное чтение, изучение дополнительных материалов, работа с грамматическими структурами, учет возможного развития событий и т.п.

Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время.

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы ...

Учебно-методическое пособие"Проблема преемственности и адаптации на уроках английского языка в 5 классе"

Учебно-методическое пособие"Проблема преемственности и адаптации на уроках английского языка в 5 классе"...

Выступление на методическом семинаре «Устное общение на уроке. Средства и приемы организации урока английского языка»

Основной целью обучения в общеобразовательной школе, в том числе преподавания иностранных языков, является коммуникативная, которая определяет весь учебный процесс. Основная форма речевого общения - д...

Методика SMART на уроках английского языка

В постановке и достижении целей на уроках важно ставить перед собой конкретные задачи. В своей работе я показваю как мы применяем методику SMART на уроках английского языка....

Учебно-методическая разработка по формированию познавательных УУД на уроках английского языка в 7 классе (на примере УМК «Английский в фокусе», авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, В. Эванс).

Учебно-методическая разработка по формированию познавательных УУД на уроках английского языка в 7 классе (на примере УМК «Английский в фокусе», авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, В. Эванс)...

Исследовательская работа в 9 классах по теме «История средств массовой информации» на уроках английского языка. Из опыта работы учителя английского языка Александровой Ирины Владимировны.

Исследовательская деятельность, это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, ...