Профессиональные педагогические компетенции преподавателя английского языка
статья по английскому языку (10 класс) по теме
Профессиональные компетенции преподавателя английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональные компетенции преподавателя английского языка
Современные преподаватели иностранного языка, безусловно, профессионалы своего дела, но они должны обладать не только знаниями, но так же и определенными компетенциями. А потому, деятельность преподавателя представляет собой совокупность различных видов педагогической деятельности: диагностическую, проектировочную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую, аналитическую, корректирующую, результативно-оценочную.
Диагностическая деятельность учителя направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и коллектива учащихся. Результаты диагностирования используются для корректировки учебно-воспитательного процесса.
Проектировочная и конструктивная виды деятельности направлены на прогнозирование дальнейшего развития ученика и детского коллектива, включают определение целей, задач, содержания, форм и методов работы, создание условий, планирование деятельности.
Организаторская деятельность предусматривает систему действий учителя и учащихся с целью организации детского коллектива и гармонического развития личности каждого школьника.
Коммуникативная деятельность направлена на создание педагогически целесообразных, гуманных взаимоотношений между взрослыми и детьми.
Аналитическая и корректирующая включают анализ результатов педагогической деятельности, внесение изменений в учебно-воспитательный процесс с целью прогнозирования и достижения оптимальных результатов обучения, воспитания и развития учащихся.
Результативно-оценочная деятельность представляет собой оценку качества обучения, воспитания и развития каждого учащегося, его уровня воспитанности, обученности и образованности.
Педагог, являясь субъектом деятельности, управляет учебно-воспитательным процессом, обеспечивает его образовательный, воспитывающий и развивающий характер.
Меняется общество -- меняются требования к учителю, соответственно обновляется и педагогическая деятельность. В современных условиях она должна носить гуманистический характер.
Гуманистическая направленность деятельности педагога проявляется в признании человека как высшей ценности на земле, осознании значимости личности каждого ребенка, умении строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения. Гуманистическая направленность образования, обучения и воспитания предусматривает гуманное развитие личности каждого ученика, его духовно-нравственных качеств, педагогическую поддержку и заботу о каждом ребенке. Проявление гуманистического стиля взаимоотношений учителя и учащихся, основу которого составляет любовь, следует рассматривать как показатель профессионального мастерства учителя. Существует закономерность: каков учитель как Человек, таков он и как Воспитатель Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание)// http://минобрнауки.рф/documents/3071.
Термин «профессиональная компетентность» начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования - соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
2. Исследовательская, экспериментальная деятельность;
3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
4. Различные формы педагогической поддержки;
5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
6. Обобщение собственного педагогического опыта;
7. Использование ИКТ.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.
Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.
Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
· самоанализ и осознание необходимости;
· планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
· самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Таким образом, можно отметить, что учитель или педагог, в профессиональном или среднем по уровню образования, учебном заведении, определенной направленности должен обладать определенными компетенциями, определенным профессиональным уровнем и личностными качествами. Но самое главное в преподавателе спец предметов, и особенно иностранных языков должно проявляться целеустремленность и желание совершенствования как собственных знаний, так и уровня знаний своих учеников. И конечно же педагог должен осознавать свое место в систем е образования, значимость влияния их знаний и умений на обучаемых и необходимость данной работы.
Конечно, можно много говорить на тему компетенций и их освоения, но на практике чаще всего они не реализуется, что в первую очередь зависит от самого преподавателя и если человек работающий с учениками не осознает своего влияния на них, то и результат будет далеко не всегда утешительным. А потому, в реализации преподавательской деятельности необходимо задумываться об условиях в которых приходилось реализовывать требования к уровню и знаниям преподавателя и безусловно необходимо понимать, что компетентность самого преподавателя, его профессионализм и уровень знаний это не всегда залог успешной преподавательской деятельности, так как система взаимодействия с учащимися так же зависит и от эмоциональной составляющей, а значит не только компетентностный, но и личностный подходы должны учитываться при работе, проверке или корректировке преподавательской деятельности.
Следовательно, говоря о профессионализме необходимо учитывать и то, что преподаватель, тем более преподаватель иностранного - английского языка, должен не только стремиться привить ученику какие-либо знания, но так же и вникнуть в особенности учащихся, разработать подходы к каждому из группы, и именно личностный подход позволит реализовать профессиональные знания и умения у учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/30/picture-557746-1459315427.jpg)
Обобщение передового педагогического опыта преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.
Моя методическая проблема как преподавателя: в учебном процессе постоянно использовать современные педагогические технологии: проектные технологии, кейс-технологии, модульные технологии, техноло...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/30/picture-557746-1459315427.jpg)
Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч
Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/30/picture-557746-1459315427.jpg)
Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: "Роль мультимедийной презентации в изучении английского языка при формировании ключевых компетенций у студентов".
Мультимедийная презентация - одна из форм работы со студентами, направленная на формирование ключевых компетенций учащихся через применение информационно-коммуникационных технологий.Мультимедиа ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/17/picture-221280-1363544418.jpg)
Профессиональная компетентность учителя иностранного языка как совокупность профессионально-педагогических компетенций
Образование- это неотъемлемая часть жизни общества, оно не только отвечает на процесс подготовки к жизнедеятельности в социуме, но и определяет становление личности, её возможность к самореализа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/02/picture-462003-1404278150.jpg)
Тема « Повышение социально – педагогической компетенции преподавателей в условиях работы ПЦК»
Доклад на зональном научно–практическом семинара по теме «Реализация психолого-педагогических задач в процессе профессионального самоопределения обучающихся посредством применения технолог...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/14/picture-929589-1636906606.jpg)
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ преподавателя английского языка (ПОРТФОЛИО), 2021
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ преподавателя английского языка (ПОРТФОЛИО), 2021...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/04/picture-910554-1491299036.jpg)
Программа профессионального самообразования преподавателя английского языка
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж»,УЦПК г. Ельня Программапрофе...