Эффективное формирование лексических навыков речи
методическая разработка по английскому языку (5 класс) на тему

Мацкевич Наталья Юрьевна

Для того, чтобы сформировать лексические навыки, учитель должен четко представлять этапы работы над лексическим материалом. За этапом введения следует этап закрепления, а затем этап практики в общении. В данной разработке приведена поэтапная серия упражнений  по теме "Личные и притяжательные местоимения", которые можно использовать в качестве примера по созданию упражнений на отработку лексических единиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_leksicheskih_navykov_rechi_1.doc866 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективное формирование лексических навыков речи

Н. Ю. Мацкевич

Учитель английского языка

Школа

с. Партизанское

                                                                     e-mail: natalyamackevich@yandex.ru

Лексика является одним из основных компонентов речевого общения и выступает в речи в тесной взаимосвязи с фонетикой и грамматикой.

Употребление слова в контексте – непростая задача. Для того чтобы правильно воспринимать и употреблять лексику в различных ситуациях общения на иностранном языке, необходимо целенаправленно формировать и развивать лексические навыки во всех видах речевой деятельности.

Лексический навык представляет собой автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие со значением в рецептивной речи (Азимов Э. Г., Щукин А. Н. ).

Для того чтобы сформировать лексические навыки, учитель должен четко представлять этапы работы над лексическим материалом. За этапом введения следует этап закрепления, а затем этап практики в общении. Для этого принято использовать следующую систему упражнений: подготовительные упражнения, распадающиеся на языковые и речеподготовительные, и речевые, или коммуникативные. Подготовительные упражнения предназначены для формирования навыка, в нашем случае лексического, и включение этого навыка в речевое действие. Речевые же упражнения предназначены для формирования коммуникативных умений, то есть умений общения.

В процессе тренировки необходимо приблизить этот процесс к включению лексического навыка в речевую деятельность. Инструкции надо придать коммуникативный характер.

Закрепление лексического материала происходит через серию подготовительных языковых упражнений. Данный этап очень важен, так как именно от него зависит прочность запоминания лексических единиц и умение ими оперировать.

Подготовительные языковые упражнения

Упражнения на имитацию. Инструкция может звучать следующим образом: Послушайте и повторите за диктором данные слова.

Упражнения на идентификацию и дифференциацию. Инструкции к данному типу упражнения, как правило, разнообразны. Они обычно звучат следующим образом: Найдите, подчеркните, выберите, закрасьте нужное слово.

Упражнения на подстановку. Данный тип упражнения чаще всего представлен следующими заданиями: Прочитайте текст, вставьте в пропущенные места нижеследующие слова или словосочетания, данные в рамках.

Упражнения на трансформацию. Задания могут формулироваться так: заполните таблицу, образуя из глаголов существительные и наоборот. Образуйте из прилагательных существительные. Добавьте отрицательные приставки к следующим прилагательным. Прочитайте текст, измените слово, данное заглавными буквами, так, чтобы его лексико-грамматическая форма подходила к контексту. Перепишите предложения, вставляя следующие слова.

Конструктивные упражнения. Самым простым видом упражнений данного типа является составление слов из букв, составление словосочетаний из предложенных слов, составление предложений из слов и словосочетаний, закончить предложение, перефразировать предложение, используя изученные слова, объяснить слова, дать производные от основ.

Подготовительные условно-речевые упражнения. Инструкция к такого рода упражнениям обычно формулируется следующим образом: Ответьте на вопросы. Перескажите текст. Выучите диалоги и разыграйте их. Сделайте следующие тексты менее формальными. Прочитайте заголовки статей. Скажите, какие слова и словосочетания могут использоваться в текстах данных статей. Объясните, почему вы так решили.

Речевые упражнения должны носить коммуникативный характер. Приведем некоторые примеры формулировки инструкций.

У феи живут дома животные. Посмотри на картинки и скажи какие. Узнай какие животные живут у твоих друзей. Расскажи о своем необычном хобби. Расскажи, что съел Вини-Пух вчера, придумай конец к этой истории, используя новые ключевые слова и словосочетания.

Контролирующие упражнения. В процессе выполнения упражнений в речи учащихся неизбежны разного рода ошибки, в том числе лексические. Они выделяются в процессе обучения. К контролирующим упражнениям, прежде всего, отнесем лексические диктанты, задания на продолжение предложений (свободный диктант), задания на запись текста с аудионосителя, задания на восстановление текста.

Итак, формирование лексических навыков должно осуществляться через серию языковых и речевых упражнений на базе слова, словосочетания, предложения, сверхфразового единства и текста.

Ниже приведена серия поэтапно разработанных упражнений по теме «Личные и притяжательные местоимения», которые можно использовать в качестве примера по созданию упражнений на отработку лексических единиц.

  1. Незнайка пришел  на урок английского языка. Ученикам дали задание, но Незнайка не может его выполнить. Помоги ему прочитать текст, подчеркнуть местоимения, выписать их, разделив на две группы.

личные местоимения (Personal Pronouns)

притяжательные местоимения (Possessive Pronouns)

I have got a big family. I have got a mother. Her name is Ann. She is 50. She is very kind. I have got a father. His name is Stas. He is 51. He is strong and brave. I have got two sisters. Their names are Masha and Dasha. They are 15 and 18. We have got a big dog. Its name is Barbos. He is the member of our family. I love my family very much! What about you? Is your family big too?

2. И снова Незнайке нужна твоя помощь. Помоги ему заполнить пропуски притяжательными местоимениями.

  1. This is my grandmother. (she)              d) You are my friend. (you)

______ name is Marusya.                              ______ name is John.

  1. This is my pet. (it)                                  e) These are two dogs. (they)

_____ name is Rocky.                                     ______ names are Tom and Ricky.

  1. This is a duck. (he)                               f)  We are twins. (we)

_____ name is Luck.                                      ______ names are Merry and Olga.

3. Незнайка – очень любопытный ученик. Он хотел бы узнать о тебе и твоей  семье, чтобы подружиться с вами. Прочитай первое предложение и  закончи  следующее самостоятельно.

Example: I have got a friend. Her name is Dasha.

  1. I have got a pet. Its________
  2. This is my Dad. His _______
  3. I have got a mother. Her ________
  4. This my sister. Her________
  5. These are my brothers. Their______

4. Незнайка играет в увлекательную игру. Ему необходимо прочитать текст и заполнить пропуски  местоимениями, данными в рамочке. Давай  поможем ему в этом.

he        my             their        I     you         our        his            we         her         his      it           its

____ family is big. _____ have got a mother.  _____ name is Merry. ______ is kind.  I have got a father. _____ is Alex.  He has got a dog.  ______ dog is clever. I have got a sister. ______ name is Milana. _____ is nice. I have got two parrots. ______ names are Kicky and Rocky. I love my family. _____ friendly.

5. Незнайка получил письмо от своего нового друга. Но письмо попало под дождь и капельки дождя смыли некоторые слова. Давайте поможем ему восстановить это письмо.

 have got a big family. I have got a mother.  name is Ann.  is 50. She is very kind. I have got a father.  name is Stas. He is 51.  is strong and brave. I have got two sisters.  names are Masha and Dasha.  are 15 and 18. We have got a big dog.  name is Barbos. He is the member of our family. I love my family very much! What about you?  Is  family big too?

6. Незнайка очень любит получать письма от своих друзей. Он хотел бы побольше узнать о тебе.  Напиши ему о себе и своей семье. Не забудь упомянуть, как зовут членов твоей семьи, их возраст, какие питомцы у вас имеются и как их зовут.  

Используемая литература

  1. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А. А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010. – 464 с.
  2. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. Пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. – 5-е изд., стереотип. – Мн.: Выш. Шк., 1999. - 522 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексических навыков англ.яз. на среднем этапе обучения в средней школе

Материал содержит  краткий обзор темы "Формирование лексических навыков английского языка на среднем этапе обучения"....

Опыт работы "Применение компьютерных технологий для формирования лексических навыков учащихся"

В данном опыте работы отражен опыт исследования применения компьютерных технологий....

Формирование лексических навыков

Презентация по теме "Формирование лексических навыков"....

Формирование лексических навыков по теме "Одежда" 5 класс УМК К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман "Happy English.ru"

Фрагмент урока по английскому языку 1 год обучения с использованием ТСО...

План формирования лексических навыков

Статья представляет собой план формирования лексических навыков в устной речи и чтении на примере темы: Город. Представлены различные системы упражнения, в том числе игровые. Рассматривается также стр...

Эффективное использование наглядности в формировании лексического навыка у слабослышащих и глухих обучающихся при обучении английскому языку

Владение иностранными языками определяет кругозор и общий культурный уровень личности. Знание иностранного языка приобретает все большее значение. Особое место принадлежит английскому языку, ставшему ...