План формирования лексических навыков
статья по теме

Стеценко Любовь Павловна

Статья представляет собой план формирования лексических навыков в устной речи и чтении на примере темы: Город. Представлены различные системы упражнения, в том числе игровые. Рассматривается также структура учебной речевой ситуатции в теории и на конкретном примере в теме: Школа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_formirovaniya_leksicheskih_navykov.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

План формирования лексических навыков в английском языке.  

I. Ознакомление и семантизация  нового лексического материала .

А) письменная – презентация  на доске новых ЛЕ с целью формирования звукомоторного  образа слова (его произношение) и орфографических особенностей написания.

“Town”

Building

Capital

Centre

Hotel

Museum

Café

Post-office

Shop

Square

Theatre

Office

Underground

Повторение за учителем  и имитация произношения новых слов (хором, группой , по одному).

Б) семантизация данных ЛЕ (в зависимости  от смысловой сложности  слова и имеющегося лексического запаса учащихся производится разными  способами).

1) беспереводные:

1.1. определения, описывающие знакомыми словами новые ЛЕ. Контроль понимания достигается переводом на русский данных слов учащимися.

Речь учителя

Речь учащихся

Let’s look at the word – capital.

Посмотрите на слово - … Что это?

Moscow is the capital of our country.

How can we translate it?

(как это можно перевести?)

Yes, capital means – «столица».

Да, … означает «столица».

Look at the word «post-office».

Посмотрите на слово …

It’s a place where people get and send (отправлять) telegrams and letters.

What is it? (Что это?)





Yes, «post-office» is «почта».

Shop – it`s the place where you can take bread, butter, tea, coffee, meat, fish.

What is it? (Что это?)



А. Москва – столица нашей страны.






(перевод)



Б. Это место, где люди получают и отправляют телеграммы и письма. Это почта.


В. Это место, где вы можете получить хлеб, масло …


Это магазин.

1.2. Определение значения слова исходя  из сходства его внутренней формы  и звучания в родном языке. Возможна помощь наглядными средствами – демонстрация картинок с данными предметами.

Hotel – отель, гостиница

Museum - музей

Café - кафе

Office – офис, учреждение

Centre - центр

Tram - трамвай

Trolley-bus – троллейбус

2) Переводной способ семантизации  (более сложные по смыслу слова): building, square, theatre, way, cross, crossing, underground.

III. Закрепление и тренировка введенных ЛЕ.

Аудирование речи учителя (короткий текст о городе с использованием  новых слов) и выполнение системы  упражнений.

We live  in a very nice city St-Petersburg. There are a lot of fine streets, parks and yards there. In these streets we can see many nice old buildings, shops, offices. In the centre of our city there are many museums and theatres. The most popular museum in our city is the Hermitage. People can get to any place in our city by bus, tram or trolley-bus, or underground.

Мы живем в очень красивом городе – Санкт-Петербурге. Здесь много красивых улиц, парков и дворов. На этих улицах мы можем видеть много старых красивых зданий, магазинов, офисов. В центре нашего города много музеев и театров. Самый известный музей нашего города – Эрмитаж. Люди могут добраться до любого места нашего города на автобусе, трамвае, троллейбусе или метро.

Контроль понимания текста с помощью различных видов вопросов.

Речь учителя

Речь учащихся

What can we see in our city?

Что мы можем увидеть  в нашем городе?

Are there many old nice building here?

Есть ли старые красивые здания здесь?

What is there in the centre of city?

Что находится в центре города?


What is the most popular museum in our city?

Какой самый известный музей в городе?

Do you like this museum? Did you go there?

Тебе нравится этот музей? Ты ходил(а) туда?

Can we get to some place by bus, by tram, by trolley-bus in our city?

Можем ли мы попасть в какое-нибудь место на автобусе, трамвае, троллейбусе в нашем городе?

Do you like to go by tram or by car?

Тебе нравится ездить на трамвае или на машине?

And what about you?

А тебе?

a. We can see nice streets, parks, buildings/


c. Yes, there are. (да)




b. There are many museums, theatres, cinemas in the centre. ( в центре много музеев, театров, кинотеатров)

d. The Hermitage is.




d. Yes, I did. I like it.

Да он мне нравится.



E.Yes, we can.

Да, можем.





a. I like to go by car.

Мне нравится ездить на машине.


b. I like to go by tram.

Мне нравится ездить на трамвае.

III.а) Выполнение системы условно-речевых упражнений по введенной лексике в устной речи.

1) имитационные упражнения

1.1. Повторить за учителем хором (по одному) записанные на доске слова по теме «Город».

1.2. Повторить самостоятельно ( без графической опоры на доске) запомнившиеся слова.

2) Подстановочные упражнения

2.1. Выбрать из 3-ех вариантов слов необходимый в данном предложении. Предложения  записаны  на доске  и на индивидуальных карточках.

1) You can buy meat and fish in the … (hotel, shop, post-office)

Вы можете купить мясо и рыбу в … гостинице, магазине, на почте.

2) She wants to eat and  she goes to the… (museum, office, café)

Она хочет есть  и она идет  в …  музей, офис, кафе.

3) You must … the street at the green light

( Вы должны … улицу на зеленый свет)

(cross, not go to)

(переходить, не ходить на)

4) … is the capital  of Russia ( New-York, Moscow, London и т.д.)

(… - столица России)

2.2. Дополнить предложения по смыслу словами по изучаемой теме.

1) You must go to the … to send a letter.

(вы должны пойти на … отправить письмо)

ответ: post-office (почта)

2) The Hermitage is the … in St-Petersburg.

(Эрмитаж - … в Санкт-Петербурге)

ответ: museum (музей)

3) … are transport means.

(… транспортные «средства» - (перевод на доске))

ответ: buses, trolley-buses, trams, cars, machines, tractors.

2.3. Выбрать из ряда глаголов те , которые могут употребляться  с существительным  из второго данного ряда.

Глаголы : to buy, to walk, to go by, to pay, to cross, to go along, to get on (off), to watch films … (покупать, гулять, ехать на, платить, переходить, идти по, садиться на, сходить с, смотреть фильм)

Существительные: street, tram, cinema, square, bus, shop, trolley-bus, hotel …

Примеры сочетания и образования словосочетаний :

  1. to buy in the shop (покупать в магазине)
  2. to get on a tram(bus) (садиться в трамвай)
  3. to watch films in the cinema (смотреть фильм в кино)
  4. to go along the street(the square) (идти по улице, площади)
  5. to cross the street (переходить улицу) и т.д.

3) трансформационные упражнения

3.1. Дополнить реплики диалогов (на доске, на карточках)

своими словами по смыслу и разыграть его в паре по ролям.

1)A-Excuse me, how can I get to the …?

Извините, как мне добраться до …?

B-Oh, you must get on… and get off on the … stop.

Вы должны сесть на … и сойти на …остановке.

А-Thank you. It’s very easy.

Спасибо. Это очень легко.

2)A-Excuse me, can you show me the way to the …

(извините, не могли ли вы показать мне дорогу…)

B-Yes, of course. You must go … and then turn to the… and then you can see it on the…

Да, конечно. Вы должны идти … и потом повернуть … и потом вы увидите…

  1. Thank you.

IV. а)Развитие лексических навыков устной подготовленной речи . выполнение системы речевых заданий (репродуктивные упражнения)

4.1. Составление короткого монологического высказывания по составленному выше диалогу.

1) I want to get to the post-office. I must get on bus five and get off at the sixth stop. It’s very easy. I think I can do it quickly.

4.2. Составление рассказа  с опорой на наглядный материал. (схема – план города + картинка на доске или в учебнике).

Задание : Описать возможный путь  от музея до фабрики. По каким улицам вы идете? Какие здания видите по пути? Какие, какого цвета эти здания и учреждения? Как вы можете  проехать до фабрики?

Вопросы записываются на доске на английском в качестве дополнительной опоры.

4.3. Составление диалога (рассказа) по функционально смысловой таблице (графическая опора, записанная на доске).

Task. Your friend from the other town has come to you.

Show him (her) the interesting places of your district (район), of your street. Explain how to get to your school/ (to the shop, to the post- office)

Ваш друг из другого города приехал к вам. Покажите ему (ей) интересные места города, района, улицы. Объясните как добраться до школы, магазина, почты.

Смысловые таблицы опоры на доске:

 

4.4. Составление рассказа по теме «Visiting the theatre» (посещение театра) по предложенному плану

I like to go to the theatre visit it.

(мне нравится ходить в театр)

We went to…

(мы пошли в…)

We went by …

(мы пошли на…)

The play had … acts. I liked it.

(в пьесе были … действия. Она мне понравилась)

Once we - …wanted to theatre.

(однажды мы захотели пойти в театр.)

The name of the play was…

(название пьесы было …)

The way to the theatre was…

(дорога в театр была…)

4.5. Повторное (2 раза ) прослушивание текста о городе в рассказе учителя (из №III). Краткий пересказ текста, озаглавливание текста, составление ряда ключевых слов к тексту.

IV б) Развитие лексических навыков в неподготовленной устной речи. (выполнение системы творческих упражнений)

5.1. Составление рассказа (диалога) без опор и предварительной подготовки с использованием знаний по изучаемой теме. Темы рассказа: «My favouite places in the city» (Мои любимые места в городе), «My street» (Моя улица).

5.2. Игровые методики обобщения полученных лексических знаний  в устной речи (викторины).

1) составление предложений с использованием предложенных слов по данной теме. Командная игра по принципу «крестики – нолики» (crosses and naughts). Очко присваивается команде, если предложение составлено грамматически верно.

I  команда (х)

Office: My father works in an office.

II команда (о)

Shop: He buys bread in the shop.

I  команда (х)

Hotel: She lives in the hotel. (и т.д.)

2) командная игра по принципу «домино». Предлагается  слово, сочетающееся с данным и составляется предложение с данным словосочетанием.

Ключевое слово: tram (трамвай)

I  команда :

Предлагается словосочетание “get on” и составляется предложение: I want to get on a tram. (я хочу сесть в  трамвай)

II команда :

Предлагаемое словосочетание “go by” и предложение: We like to go by tram. (нам нравится ездить на трамвае) и т.д.

3) Составление вопросов противоположной команде по теме «Город».

III б) условно-речевые (подготовительные) лексические упражнения в чтении.

Ознакомительное ( с переводом  и остальное чтение текста по данной теме. Текст “In town”  (в городе)

1) найти в тексте слова и словосочетания по теме : Город

To go for walk (ходить на прогулку), New  streets (новые улицы), the centre of the town (центр города), post-office, modern building (современное здание), to cross the square (пересечь площадь).

2) найти в тексте английские выражения , эквивалентные русским:

а) напротив почты – opposite the post-office

б) прекрасное серое здание – beautiful grey building

в) смотреть на витрины – to look at the  shop windows

г) городская библиотека – town library (и т.д.)

3)ответы на вопросы по тексту

4) назвать прилагательные,  которые могут употребляться  с существительными I –ой части текста  (несколько  абзацев).

Town : old, modern, nice, fine…

Square : large, wonderful, round, new, old…

5) продолжить данный текст по смыслу (упражнения в расширении структур).

6)составить краткий план текста, описание прогулки семьи и мест, которые они видели, с опорой на текст.

IVб) речевые упражнения для развития практических навыков чтения

  1. пересказ прочитанного текста (по составленному плану )
  2. диалогизация данного текста (составление диалогов между действующими лицами  рассказа, о том что они видели в городе.
  3. Краткая характеристика мест, увиденных в городе.
  4. Составление рассказа (на основе текста) о своем посещении  интересных мест города.

7)учебные речевые ситуации  и их применение для развития устной речи  с использованием лексических единиц определенной тематики

Речевая ситуация – та совокупность обстоятельств (явлений, предметов) действительности, которая вызывает речевую реакцию у человека. Возможны естественные речевые ситуации, когда реакция вызвана реальными  или воображаемыми обстоятельствами, и речевой стимул является естественным.

В учебном процессе возможны естественные речевые ситуации, связанные с каким либо событиями в классе, отношениями и т.д., но они не могут обеспечить последовательную  работу по развитию неподготовленной речи на определенные темы с использованием того или иного лексического материала.

Отличия специальной учебной речевой ситуации от естественной :

1) учебная ситуация воображаемая , естественная – реальна.

2) в учебной ситуации обстоятельства действительности должны быть детализированы.

3) учебная речевая ситуация должна иметь словесный стимул к речевой реакции  (убедить, рассказать доказать и т.д.)

4) реакция учащихся в учебной ситуации может быть разной, в естественной – характер и направленность реакций предопределены.

5) в естественной речевой ситуации речевые реакции более эмоциональны, конструкции речи эллиптичны.

6) учебные речевые ситуации можно повторять неоднократно, естественные – уникальны.

Положительные черты УРС ( учебных речевых ситуаций): ставят учащихся в условия, однотипные с естественными, развивают воображение и другие психические функции учащихся, позволяют активизировать разговорные формы, лексические и грамматические структуры.

Возможные причины неудачных  УРС:

А) отсутствие речевого стимула;

Б) неудачная формулировка речевого стимула;

В) детализированное описание действий субъекта вместо краткого описания обстановки и стимула речевой ситуации (избыток деталей);

Г) приближенность ситуации к пересказу  и драматизации текста;

Д) недостаточность сведений, условий УРС, что ведет к большой апелляции  к воображению учащихся; они должны описывать обстановку, условия подробно;

 Е) сведение речевой ситуации  к переводу прямой речи в косвенную;

Ж) условия ситуации  не соответствуют по объему возможной речевой реакции учащихся.

Структура УРС

I – условия ситуации;

II – речевая реакция учащихся;

I) условия ситуации:

1)описание ситуации включает в себя информацию об обстановке и участниках разговора;

2) речевой стимул подразумевает причину, побуждающую к речи(отношение говорящих к обстановке, их определенная позиция; направленность и оформленность речи). Речевой стимул может быть не явно выражен; он может не находить словестное выражение в тексте учебной речевой ситуации;

3) задание, поставленное перед учащимися (ведение диалога, установка на монологическую речь; письменную или устную  речь). Не следует смешивать речевой стимул и задание к речевой ситуации.

Структура учебной речевой ситуации (УРС)

Речевая реакция.

 Речевая реакция определяется условиями УРС:

  1. Условия должны вызывать интерес у учащихся.
  2.  Они должны учитывать  жизненный   опыт  учащихся.
  3. Условия ситуации должны сообщаться в предельно сжатой форме.

Эффективность  данной речевой ситуации определяется  отношениями  между  объемом речевой реакции и описанием ситуации.

  1. Условия ситуации должны учитывать языковые возможности учащихся.

Речевая реакция учащихся не  может быть дана точно, в готовом виде,  но возможно  представить  ключевые слова и  упражнения.

 По структуре учебные речевые ситуации могут быть простыми и совмещенными (с несколькими вариантами), с или без использования средств  наглядкости  (карнтинки, видеофильмы), может быть внесен явный  или скрытый речевой стимул. При использовании скрытого речевого стимула возможны различия между реакциями говорящих (участников ситуации )

При наличии двух или трех простых ситуаций общий компонент может быть вынесен “за скобки” УРС, это может быть задание или речевой стимул, возможно общее описание ситуации.

А) prove that you have been given exactly this hometask.

B) promise him to help with English.

 Общее задание на несколько ситуаций.

  1. compose  dialogues between...
  2. make a story ot .. (some character)

Детализация описания обстановки  может быть воссоздана с  помощью средств наглядности (фильм, картинки, схемы и т.д.)

Любая речевая ситуация является микротемой  какой-либо общей лексической темы. При работе с учебными речевыми ситуациями (УРС) могут  могут использоваться различные методические приемы:

Условия ситуации могут быть даны в устной или письменной  форме, с помощью  ТСО  (магнитофонов, видео  и т.д.),  задание ситуации  предполагает возможности  речи поочередно, в в парах  для  самостоятельной работы (в классе и дома).

Использование УРС в качестве микролексических  тем способствует  инициативному  говорению, устной речи по данной теме без подготовки во времени, т.е.  приближает учебный разговор к естественной устной речи. Способствует  максимальному  разнообразию  и свободному  комбинированию  усвоенного языкового материала,  комбинированию лексических единиц одной темы или разных тем.

Пример учебной речевой ситуации:

Лексическая тема “Школа”

Your friend has come to see your school. Show him (her) the  most interesting places of it,  tell about your favourite subjects, teachers, ask him (her) to do the same. Comprose the dialogue on  the themes.

Условия ситуации:

  1. Описание ситуации – обстановка: your school (школа)
  2. Участники разговора-  you  and your  friends ( герой ,его (ваши) друг (подруга)

Речевой стимул – отношение говорящих к предмету данной  УРС:  школе,  учебным предметам , учителям и т.д.: явно  выраженный словесный стимул в УРС (show – покажите, tell – расскажите, ask – попросите)

  1. Задание к речевой ситуации: составить диалог  (compose the dialogue –установка на диалогическую речь.)

II  Речевая реакция:  Возможны  напоминания об основных выражениях,

ключевых словах данной темы “Школа”, пройденных лексических единицах:  library, workshop, sports hall,  dining-room,  subject,  break, lesson. names of the subjects, (physical training, drawing,  algebra, geography, Russian, English, history)

Выражения данной темы: my favourits subjects (teachers), the ground,the first floor, to learn lessons (geometry, Russian), to have lessons (breaks), введение новых лексических единиц по данной теме.

city

offices

cafes

shops

museum

cinema

theatres

To go

To see

To visit

To buy

To walk

transport

Get on (off)

Go by

Take

Bus

Tram

Trolley-bus

Underground

Car

Old, new, nice, bad, fine, wonderful

Office         way              theatre

Shop           hotel            crossing

Museum      café              tram

Get on

Tram

Go by


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексических навыков англ.яз. на среднем этапе обучения в средней школе

Материал содержит  краткий обзор темы "Формирование лексических навыков английского языка на среднем этапе обучения"....

Опыт работы "Применение компьютерных технологий для формирования лексических навыков учащихся"

В данном опыте работы отражен опыт исследования применения компьютерных технологий....

Формирование лексических навыков

Презентация по теме "Формирование лексических навыков"....

Формирование лексических навыков по теме "Одежда" 5 класс УМК К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман "Happy English.ru"

Фрагмент урока по английскому языку 1 год обучения с использованием ТСО...

Презентация конспекта урока по формированию лексических навыков

Данный конспект урока может быть использован на этапе формирования лексических навыков по теме "Спорт" в 10 классе....

Сценарий урока английского языка Формирование лексических навыков по теме «Shopping for clothes» (Покупка одежды)

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) знаменует переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. ...

Формирование лексического навыка на различных ступенях обучения

В данной презентации рассмотрены понятие лексического навыка, виды лексических единиц, процесс формирования лексического навыка и контроль сформированности....